Темы статей
Выбрать темы

Индексируем зарплату работников-бюджетников в январе 2019 года

Будз Владимир, эксперт по вопросам оплаты труда и трудовых отношений
На январскую индексацию влияет индекс инфляции за ноябрь 2018 года. Он составил 101,4 %. Какова ситуация с индексацией зарплаты в январе 2019 года для работников бюджетной сферы? Проанализируем наиболее распространенные группы/категории.

«Индексационные» требования

1. Зарплату индексируют в пределах ПМТЛ (абз. 2 п. 4 Порядка № 1078). Это означает, что зарплата, которая подлежит индексации, ограничена ПМТЛ. Часть зарплаты, превышающая ПМТЛ, не подлежит индексации.

На 2019 год установлен такой размер ПМТЛ:

январь — июнь — 1921 грн.;

• июль — ноябрь — 2007 грн.;

• декабрь — 2102 грн.

Таким образом, в январе 2019 года зарплату индексируют в пределах 1921 грн. Сумму зарплаты, превышающую 1921 грн., не индексируют.

2. Согласно абз. 1 п. 5 Порядка № 1078 в случае повышения тарифных ставок (окладов) значение ИПЦ в месяце повышения берется за 1 или 100 %. Для проведения дальнейшей индексации исчисление ИПЦ осуществляется с месяца, следующего за месяцем повышения денежного дохода (абз. 2 п. 5 Порядка № 1078). Право на индексацию у работников возникнет, если ИПЦ нарастающим итогом превысит установленный порог индексации (103 %).

ВНИМАНИЕ!

«Базовым» месяцем для индексации зарплаты будет месяц, в котором повысили оклад (тарифную ставку) по должности.

3. Увеличение зарплаты работника за счет установления или повышения других постоянных зарплатных составляющих (надбавок, доплат, премий и т. п.) без увеличения должностного оклада (тарифной ставки) не влияет на изменение «базового» месяца. Следовательно, в этом месяце проводить сравнительные расчеты для определения права на индексацию не нужно (абз. 5 п. 5 Порядка № 1078). То есть работнику продолжают выплачивать суммы индексации, рассчитанные в зависимости от последнего повышения должностных окладов.

4. В месяце повышения должностного оклада (тарифной ставки) индексация не начисляется, если размер повышения зарплаты окажется больше суммы возможной индексации в таком месяце. В случае если сумма повышения не перекрывает сумму возможной индексации, определяют разницу между суммой возможной индексации и суммой повышения, так называемую индексацию-разницу (абз. 3 и 4 п. 5 Порядка № 1078).

Согласно абз. 6 п. 5 Порядка № 1078 до очередного повышения должностных окладов (тарифных ставок) к сумме индексации, определенной в месяце повышения окладов (индексация-разница), прибавляется сумма индексации, которая складывается в результате превышения ИПЦ порога индексации, установленного п. 11 Порядка № 1078 (текущая индексация).

5. Если работник работает неполное рабочее время, сумма индексации определяется из расчета полного рабочего времени, а выплачивается пропорционально отработанному времени (абз. 6 п. 4 Порядка № 1078). Эту норму применяйте также и для не полностью отработанного месяца, например, если месяц был отработан не полностью из-за пребывания работника в отпуске, на больничном, в результате приема на работу/увольнения с работы в середине месяца и т. д. (см. письмо Минсоцполитики от 25.02.2016 г. № 75/10/136-16).

6. Для работников, принятых на работу (вновь принятых работников), переведенных в другое учреждение, на другую работу в том же учреждении, которые вышли из отпуска для ухода за ребенком до 3 лет и после отпуска без сохранения заработной платы (до 6 лет и другие виды, предусмотренные законодательством об отпусках), исчисление ИПЦ для проведения индексации проводится с месяца, следующего за месяцем повышения тарифной ставки (оклада), по должности, которую занимает работник (п. 102 Порядка № 1078).

ВАЖНО!

Подход единый и для «новичков», и для «переведенных» работников: для всех ориентируемся на месяц последнего повышения оклада по занимаемой должности.

7. Зарплату индексируют как по основному месту работы, так и по совместительству. Но на работе по совместительству индексация доходов проводится в пределах суммы, не превышающей ПМТЛ, с учетом полученной зарплаты по основному месту работы (п. 7 Порядка № 1078). То есть сначала проводят индексацию доходов по основному месту работы, потом индексируют зарплату на работе по совместительству. При этом «базовый» месяц определяют по каждой должности (то есть по каждому месту работы) отдельно. Отдельно на основном месте работы и на работе по совместительству сумму индексации рассчитывают исходя из ПМТЛ, но выплачивают с учетом занятости (отработанного времени).

ВНИМАНИЕ!

Зарплату внешнего совместителя индексируют только после предоставления им справки с основного места работы, составленной в произвольной форме.

В ней должен быть указан размер дохода по основному месту работы, подлежащий индексации, и размер проиндексированного дохода. Если работник справку с основного места работы не предоставит, то доходы по совместительству не индексируются (см. письма Минсоцполитики от 01.08.2014 г. № 8538/0/14-14/10 и от 31.07.2015 г. № 11587/0/14-15/10).

8. Сумма индексации учитывается в размере МЗП. Это подтверждают специалисты Минсоцполитики в письме от 09.02.2018 г. № 2615/0/2-18 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 13, с. 8).

Работники с оплатой труда по ЕТС

С 1 января 2019 года повысились должностные оклады для работников с оплатой по ЕТС. Такое повышение состоялось для всех работников с 1-го по 25-й тарифный разряд.

Для целей индексации зарплаты это означает, что январь 2019 года для указанной категории работников стал месяцем повышения окладов («базовым» месяцем). Расчет прироста ИПЦ нарастающим итогом для них начнется с февраля 2019 года.

В январе 2019 года надо сравнить сумму зарплатного повышения с суммой индексации, сложившейся в месяце повышения окладов (от предыдущего «базового» месяца).

Мы посчитали разницу в окладах до и после повышения, и она колеблется в пределах от 159 грн. (для 1-го тарифного разряда) до 717 грн. (для 25-го тарифного разряда). Но следует учитывать, что сумму зарплатного повышения рассчитывают с учетом всех постоянных составляющих зарплаты. Поэтому и разница зарплатного повышения может быть больше.

Для каждого работника необходимо рассчитывать свою сумму зарплатного повышения. Ее необходимо сравнивать с суммой возможной индексации от предыдущего «базового» месяца — января 2018 года — 138,31 грн. (1921 грн. х 7,2 %*).

* (1,009февраль х 1,011март х 1,008апрель х 1,000май х 1,000июнь х 0,993июль х 1,000август х 1,019сентябрь) х (1,017октябрь х 1,014ноябрь) х 100 - 100.

Также не забывайте, что с 01.01.2018 г. работники 1-го и 2-го тарифных разрядов (которым установлен только оклад и нет никаких других постоянных выплат) имели право на индексацию-разницу (см. письмо Минсоцполитики от 07.02.2018 г. № 7/0/66-18) в размере 17,72 грн. и 2,72 грн. соответственно.

Поэтому, осуществляя сравнительные расчеты в январе 2019 года, для таких работников следует учитывать не только текущую индексацию от предыдущего «базового» января-2018, но еще и сумму индексации-разницы. Так, общая сумма возможной индексации в январе 2019 года для работника 1-го тарифного разряда равна 156,03 грн. (17,72 грн. + 138,31 грн.) и 141,03 грн. для работника 2-го тарифного разряда (2,72 грн. + 138,31 грн.).

Рассмотрим пример.

Пример. Зарплата работника 1-го тарифного разряда, которому начислен только оклад, в январе 2019 года составляет 1921,00 грн. (в декабре 2018 года оклад был равен 1762,00 грн.). Кроме того, в январе 2018 года работнику исчислили индексацию-разницу в размере 17,72 грн.

Рассчитаем сумму повышения зарплаты в январе 2019 года:

1921,00 грн. - 1762,00 грн. = 159,00 грн.

Определим возможную сумму индексации в январе 2019 года:

17,72 грн. + 138,31 грн. = 156,03 грн.,

где 17,72 грн. — индексация в виде разницы, которая была исчислена в январе 2018 года;

138,31 грн. — текущая индексация от «базового» января 2018 года (1921,00 грн. х 7,2 %).

Как видим, сумма повышения зарплаты (159,00 грн.) превысила возможную сумму индексации (156,03 грн.). В соответствии с абз. 3 п. 5 Порядка № 1078 сумма индексации в месяце повышения денежных доходов не начисляется, если размер повышения денежного дохода превышает сумму индексации, сложившуюся в месяце повышения дохода.

Следовательно, в январе 2019 года зарплату всех работников с оплатой по ЕТС (с 1-го по 25-й тарифный разряд) не индексируют.

ВАЖНО!

В январе 2019 года зарплату работников с оплатой по ЕТС не индексируют.

Госслужащие & работники с функциями по обслуживанию госорганов

С 1 января 2019 года планируется повышение должностных окладов госслужащим и работникам, выполняющим функции по обслуживанию госорганов. Пока (на момент подготовки этого номера) соответствующее постановление не утверждено, хотя его проект разработан Минсоцполитики. А до того времени оклады госслужащих и работников, выполняющих функции по обслуживанию госорганов, остаются на прежнем уровне. Поэтому для таких работников «базовым» месяцем остается январь 2018 года.

Напомним, что с 1 января 2018 года согласно постановлению № 24 были повышены должностные оклады госслужащим и работникам, выполняющим функции по обслуживанию госорганов. С февраля 2018 года для таких работников начали заново рассчитывать прирост ИПЦ до превышения порога индексации (103 %).

В январе 2019 года зарплату госслужащих и работников с функциями по обслуживанию («базовый» месяц — январь 2018 года) индексируют на коэффициент индексации 7,2 %, а сумма индексации за полностью отработанный месяц на полную занятость составляет 138,31 грн. (1921,00 грн. х 7,2 %).

Однако учтите: если оклады госслужащим и работникам с функциями по обслуживанию госорганов с 01.01.2019 г. будут повышены (пусть с опозданием), то зарплату таких работников придется пересчитать, а сумму индексации, начисленной в январе 2019 года, нужно будет отсторнировать.

Рабочие, обслуживающие органы госвласти и ОМС

С 1 января 2019 года были повышены должностные оклады «обслуживающим» рабочим (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 1-2, с. 27). То есть январь 2019 года (месяц увеличения оклада) для таких работников стал «базовым» месяцем.

Расчет прироста ИПЦ нарастающим итогом для них начинается с февраля 2019 года. При этом сумма повышения должностных окладов перекрыла сумму возможной индексации, поэтому в январе 2019 года зарплату рабочих, обслуживающих органы госвласти и ОМС, не индексируют.

ВНИМАНИЕ!

В январе 2019 года зарплату «обслуживающих» рабочих не индексируют.

Должностные лица и служащие ОМС

К сожалению, с 1 января 2019 года должностным лицам и служащим ОМС повышение окладов не планируется.

Для целей проведения индексации для указанной категории работников «базовым» остается май 2018 года (повышение окладов согласно постановлению № 363), и с июня 2018 года начался отсчет прироста ИПЦ.

Напомним, что право на индексацию зарплаты возникает, если ИПЦ нарастающим итогом превысит порог индексации (103 %).

Прирост ИПЦ за ноябрь 2018 года, влияющий на январскую индексацию, превысил порог индексации (1,000июнь х 0,993июль х 1,000август х 1,019сентябрь х 1,017октябрь х 1,014ноябрь х 100 = 104,3 % > 103 %). Поэтому в январе 2019 года (месяце, следующем за месяцем, в котором опубликовали индекс инфляции за ноябрь 2018 года) наступает право на индексацию с учетом коэффициента индексации 4,3 % (104,3 % - 100 %). Сумма текущей индексации в январе составляет 82,60 грн. (1921 грн. х 4,3 %).

ВАЖНО!

В январе 2019 года заработная плата должностных лиц и служащих ОМС подлежит индексации на коэффициент 4,3 %.

Штрафы за нарушение «индексационных» правил

В этом случае все зависит от того, какое именно нарушение допустил работодатель при проведении индексации зарплаты.

Неначисление индексации. Такое нарушение специалисты Гоструда (см. письмо от 07.05.2018 г. № 3570/4.1/4.1-ДП-18) квалифицируют как несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда.

За него работодателю грозит штраф в размере 10 МЗП (с 01.01.2019 г. — 41730 грн.) за каждого работника, относительно которого оно совершено (абз. 4 ч. 2 ст. 265 КЗоТ), а его должностным лицам — админштраф в общем случае в размере от 510 до 1700 грн. (ст. 41 КоАП).

Штрафы за несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда налагаются всегда независимо от выполнения работодателем предписания инспектора труда по результатам инспектирования (п. 29 Порядка № 295).

Занижение суммы индексации. Если работодатель при расчете суммы индексации допустил ошибку, в результате чего работнику была начислена индексация в меньшей сумме, то такое нарушение следует квалифицировать как нарушение других требований трудового законодательства.

В случае когда такое нарушение обнаружено в ходе инспекционного посещения (невыездного инспектирования), то меры по привлечению к ответственности применяются в случае невыполнения вынесенного предписания об устранении обнаруженных нарушений.

При этом если предписание будет выполнено в установленный в нем срок (работодатель в срок, указанный в предписании, доначислит и выплатит работникам недополученную сумму индексации заработной платы), то финансовые санкции (штраф в размере 1 МЗП за нарушение других требований трудового законодательства, предусмотренный абз. 8 ч. 2 ст. 265 КЗоТ) к нему применяться не должны. Это прямо указано в п. 28 Порядка № 295.

Что касается админответственности по ст. 41 КоАП (штраф на должностных лиц учреждений в общем случае в размере от 510 до 1700 грн.), то протокол об административном правонарушении в случае его выявления будет обязательно составлен инспектором труда и передан в суд (см. письмо Гоструда от 11.01.2018 г. № 183/3/4.3-3В-18). И далее уже суд будет принимать решение, налагать штраф на провинившееся должностное лицо учреждения или нет.

А вот если вынесенное предписание на устранение нарушения работодатель проигнорирует (индексацию не доначислит), то к финансовым санкциям по ст. 265 КЗоТ и админштрафу по ст. 41 КоАП его должностные лица получат еще и админштраф по ст. 1886 КоАП (от 850 до 1700 грн.) за невыполнение законных требований инспектора труда.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8074-X.

Порядок № 1078 — Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078.

Порядок № 295Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденный постановлением КМУ от 26.04.2017 г. № 295.

Постановление № 363постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268» от 10.05.2018 г. № 363.

Постановление № 24 — постановление КМУ «Об упорядочении структуры заработной платы работников государственных органов, судов, органов и учреждений системы правосудия в 2018 году» от 25.01.2018 г. № 24.

МЗП — минимальная заработная плата.

ПМТЛ — прожиточный минимум, установленный для трудоспособного лица.

ЕТС — Единая тарифная сетка.

ИПЦ — индекс потребительских цен.

ОМС — органы местного самоуправления.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше