Молниезащита для здания: планируем и учитываем расходы

В избранном В избранное
Печать
Крот Юлия, экономист-аналитик
Бюджетная бухгалтерия Июль, 2019/№ 25
В нашей бюджетной организации возникла необходимость установить молниезащиту на административное здание. Оплату планируем осуществить по КЭКР 2240. Стоимость работ по монтажу молниезащиты согласно договору составляет 46000 грн. Как правильно отразить такую операцию на счетах бухучета? Нужно ли зачислять на баланс устройство молниезащиты как отдельный объект?

Установление молниезащиты на здание — не совсем типичная операция. Поэтому давайте сначала выясним, с чем имеем дело и какие особенности этого процесса.

Так, молниезащитой считается совокупность мероприятий и технических средств для защиты зданий, сооружений, оборудования и электрических устройств от действия молнии.

Порядок устройства молниезащиты зданий и сооружений в Украине регламентирован ДСТУ Б В.2.5-38:2008. Причем требования этого документа распространяются на проектирование, строительство и эксплуатацию молниезащиты всех без исключения зданий, сооружений и промышленных коммуникаций независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

Система молниезащиты зданий или сооружений включает внешнюю и внутреннюю молниезащитные системы (далее — МЗС). При этом наружная МЗС защищает объект от прямых ударов молнии. Тогда как внутренняя МЗС защищает чувствительное электрооборудование объекта от вторичных проявлений молнии.

Наружная МЗС состоит из молниеприемников, токоотводов и заземлений. Она может быть обособленной (изолированной) от сооружения (молниеотводы, которые стоят отдельно, — стержневые или тросовые, а также соседние сооружения, которые выполняют функции естественных молниеотводов) или установленной непосредственно на защищаемом объекте.

Внутренняя МЗС осуществляется путем установления специальных устройств защиты от импульсных перенапряжений, а также путем экранирования чувствительного электрооборудования.

Иногда молниезащита может содержать только наружную или только внутреннюю систему мероприятий. В общем случае часть токов молнии протекает по элементам системы внутренней молниезащиты.

Размещение устройств молниезащиты рекомендовано осуществлять на стадии проектирования нового объекта (п. 1.5 ДСТУ Б В.2.5-38:2008). Это облегчит разработку и выполнение устройств молниезащиты, соединенных с самим зданием, позволит улучшить его эстетический вид, повысить эффективность молниезащиты, минимизировать ее стоимость и трудозатраты.

Но, как говорится, пока гром не грянет... Поэтому на практике системы молниезащиты по большей части устанавливают постфактум, после завершения строительства зданий и сооружений.

В существующих зданиях необходимые меры относительно молниезащиты выбирают с учетом ее конструктивных элементов, существующего силового и информационного оборудования (п.п. 8.6.1 ДСТУ Б В.2.5-38:2008).

Имейте в виду: в соответствии с п.п. 9.2.2 ДСТУ Б В.2.5-38:2008 молниезащитные устройства на действующих объектах после их монтажа принимает рабочая комиссия. Состав такой комиссии определяет заказчик. В частности, в ее состав, как правило, привлекают:

• лиц, ответственных за электрохозяйство в соответствующем учреждении;

• представителя подрядной организации;

• представителя органа государственного пожарного надзора.

Рабочая комиссия проводит полную проверку и осмотр произведенных строительно-монтажных работ по монтажу молниезащитных устройств. Введение последних в эксплуатацию оформляется актами-допусками соответствующих органов государственного контроля и надзора (п.п. 9.2.6 ДСТУ Б В.2.5-38:2008).

Кроме того, для обеспечения надежности работы устройств молниезащиты следует ежегодно перед началом грозового сезона производить их проверку и осмотр. Этого требует п.п. 9.3.2 ДСТУ Б В.2.5-38:2008.

Также каждый раз после стихийного бедствия (ураганный ветер, наводнение, землетрясение, пожар) и гроз чрезвычайной интенсивности необходимо осуществлять внеочередные осмотры устройств молниезащиты.

Кстати, больше всего страдают от гроз и молний Ивано-Франковская, Тернопольская и Черновицкая области. Об этом свидетельствуют данные, приведенные в приложении Б к ДСТУ Б В.2.5-38:2008. Поэтому для защиты от ударов молнии и минимизации их последствий следует позаботиться об обустройстве зданий молниезащитой в первую очередь учреждениям указанных регионов.

Если решение об установлении молниезащиты принято, самое время подумать о финансовой стороне вопроса. То есть следует запланировать такие расходы в смете вашего учреждения. По какому же КЭКР планировать и проводить оплату установки молниезащиты на здание? Ответ на этот вопрос кроется в сути операции и порядке ее отражения в бухучете.

Чтобы разобраться в этой ситуации, пойдем от обратного. Давайте посмотрим, как не нужно учитывать установку молниезащиты и почему. Для этого вспомним требования НП(С)БУ 121. Так, единицей учета основных средств в соответствии с п. 1 разд. ІІ этого нормативного документа можно считать:

• законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему;

конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

• обособленный комплекс конструктивно соединенных предметов одинакового или разного назначения с общими приспособлениями, принадлежностями для их обслуживания, управления ими и единым фундаментом. При этом каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс — определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно;

• другой актив, который соответствует определению основных средств, или часть такого актива, контролируемая субъектом государственного сектора.

Вместе с тем составные части одного объекта ОС с разными сроками эксплуатации для целей бухучета могут признаваться отдельными объектами ОС.

Однако может ли быть система молниезащиты здания обособленной от нее? Можно ли устройства такой системы переместить и установить на другой объект? Ответ очевиден — нет. Такая система после монтажа фактически становится частью здания, неотделимой от него. Исключение составляют разве что МЗС, изначально установленные обособленно (изолированно) от объекта защиты. Хотя и в этом случае их обособленность под вопросом. Ведь наружная МЗС все равно соединяется с заземляющей системой (шинами).

Следовательно, МЗС не стоит учитывать как отдельный объект ОС.

Установление такой системы на здание следует рассматривать как его улучшение (модернизацию).

Однозначно, такие работы способствуют повышению надежности и безопасности соответствующего здания. То есть фактически идет речь об увеличении потенциала полезности этого объекта. В свою очередь, это является предпосылкой для увеличения первоначальной стоимости здания на соответствующую сумму расходов. На это четко указывает п. 1 разд. ІІІ НП(С)БУ 121.

В то же время помните: окончательное решение за руководителем учреждения. Именно он определяет характер выполняемых работ. Об этом свидетельствует п. 2 разд. VI Методрекомендаций № 11. Причем решение руководителя целесообразно оформить отдельным приказом (распоряжением) по учреждению.

Также не секрет, что работы по улучшению объектов ОС проводятся за счет капитальных расходов, предусмотренных в сметах на выполнение таких работ (п. 2 разд. VI Методрекомендаций № 11).

Учитывая это, становится совершенно понятно, как правильно планировать расходы на установление молниезащиты на здание. Такие расходы следует проводить по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт других объектов». Именно такой порядок для осуществления расходов на модернизацию и улучшение ОС предусмотрен п. 8 п.п. 3.1.3.2 Инструкции № 333 (ср. 025069200). Причем по этому КЭКР следует проводить расходы на изготовление проектно-сметной документации, и на приобретение оборудования, и на оплату монтажных работ.

Тогда как применять КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» для оплаты таких работ точно не следует. По этому коду можно осуществлять лишь текущие расходы. Не советуем в такой ситуации принимать во внимание достаточно лояльную позицию Госказначейской службы по поводу неправильного применения КЭКР (письмо Госказначейской службы «Об использовании КЭКР» от 26.03.2015 г. № 14-04/26-5630). Специалисты Госаудитслужбы вряд ли будут придерживаться такой же точки зрения во время осуществления контрольных мероприятий. Поэтому к этому вопросу следует отнестись ответственно, иначе вам грозит обвинение в нецелевом использовании бюджетных средств.

Напомним: при осуществлении предварительной оплаты по капитальным расходам (в том числе на улучшение ОС) следует придерживаться требований постановления № 117. Этим документом четко определено, при каких условиях, на какой срок и в каком объеме можно производить предоплату. Подробнее о порядке авансирования именно капитальных расходов читайте в консультации «Авансируем капитальные расходы по-новому: Казначейство объяснило, что и к чему» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 7).

Что касается отражения на счетах бухучета, то все расходы на устройство молниезащиты относим на капитальные инвестиции (отражаем по дебету субсчета 1311).

После завершения монтажных работ и принятия МЗС в эксплуатацию на сумму расходов необходимо увеличить первоначальную стоимость здания (по дебету субсчета 1013).

Как именно будет выглядеть отражение этой операции на счетах бухгалтерского учета, покажем на условном примере.

Пример. Руководство бюджетного учреждения приняло решение об установлении на административное здание системы молниезащиты. Для этого был заключен договор с подрядной организацией на общую сумму 46000 грн. (в том числе стоимость изготовления проектно-сметной документации — 4500 грн.).

Согласно условиям договора бюджетное учреждение перечислило подрядной организации на ее небюджетный счет в Казначействе аванс за изготовление проектно-сметной документации и на приобретение расходных материалов в размере 30 % от общей стоимости работ (13800 грн.). Остальная оплата была осуществлена в конце отчетного месяца после завершения и принятия работ по установлению молниезащиты.

По результатам выполнения работы подрядчик предоставил акт выполненных работ и справку о стоимости выполненных строительных работ и расходов по форме № КБ-3. При введении в эксплуатацию МЗС рабочей комиссией при участии представителя органа государственного пожарного надзора был оформлен акт-допуск.

Также комиссией учреждения принято решение об отражении установления молниезащиты как работ по улучшению здания. Изменение первоначальной стоимости здания и факт улучшения его технических характеристик зафиксированы в инвентарной карточке.

Для отражения этой операции на счетах бухучета следует сделать такие записи:

п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма,

грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

1

Получено финансирование для установления молниезащиты на админздание

2313

5411

46000

2

2

Перечислен аванс подрядной организации согласно договору

2113

2313

13800

2, 4

3

Отражены расходы по устройству молниезащиты здания

1311

6211

46000

6

4

Уменьшена сумма задолженности перед подрядчиком на сумму выплаченного аванса (46000 грн. - 13800 грн.)

6211

2113

32200

4, 6

5

Произведен окончательный расчет с подрядной организацией

6211

2313

32200

2, 6

6

Увеличена первоначальная стоимость админздания на стоимость молниезащиты

1013

1311

46000

17*

Одновременно сделана вторая запись

5411

5111

46000

17*

* Для отражения операций, которые не фиксируются в мемориальных ордерах № 1 — 16, следует применять мемориальный ордер № 17 по форме, утвержденной приказом Минфина от 08.09.2017 г. № 755.

И напоследок несколько слов об отражении факта улучшения здания в финотчетности учреждения.

Так, информация об увеличении первоначальной стоимости ОС в течение отчетного года должна найти свое отражение в разд. I «Основные средства» Примечаний к годовой финансовой отчетности (форма № 5-дс). А конкретно, сумму, на которую возросла первоначальная стоимость здания в результате его улучшения (модернизации, достройки), следует указать в строке 187 графы 9.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

Постановление № 117постановление КМУ «Об осуществлении предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» от 23.04.2014 г. № 117.

Инструкция № 333Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

НП(С)БУ 121Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

Методрекомендации № 11 Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

ДСТУ Б В.2.5-38:2008 — ДСТУ Б В.2.5-38:2008 «Устройство молниезащиты зданий и сооружений», утвержденный приказом Минрегиона от 27.06.2008 г. № 269.

ОС — основное средство.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение ifactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд