Взносы в уставный капитал предприятий: нюансы учета

В избранном В избранное
Печать
Шпаченко Владимир, эксперт по финансовым вопросам
Бюджетная бухгалтерия Июнь, 2019/№ 22
ОМС сделал взнос в уставный капитал КП, который находится в его подчинении. Какие документы будут подтверждением осуществления таких расходов? Каков порядок инвентаризации фининвестиций и, в частности, остатка по субсчету 2513 «Долгосрочные финансовые инвестиции в капитал предприятий»? Как вернуть этот взнос, если КП ликвидируется или обанкротится?

Недавно на страницах нашего издания мы рассказывали об учете финансовой поддержки КП. В частности, об этом шла речь в консультации «Финансовая поддержка для КП: отражаем в бухучете»*. В этой публикации мы коснулись и вопроса учета долгосрочных финансовых инвестиций ОМС в форме взносов в уставный капитал КП. В этот раз остановимся на нюансах документального оформления такой операции и инвентаризации фининвестиций. Но сначала давайте выясним их юридическую природу и законодательную почву для осуществления. Для этого обратимся к нормам Закона № 280.

* См. «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 17-18, с. 16.

Так, в соответствии с п.п. 1 п. «а» ст. 30 этого Закона к ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относится, в частности, управление объектами ЖКХ, бытового, торгового обслуживания, транспорта и связи, находящимися в коммунальной собственности соответствующих территориальных громад. Именно на исполкомы возложено обеспечение надлежащего содержания и эффективной эксплуатации таких объектов, а также необходимого уровня и качества услуг населению. При этом отношения ОМС с предприятиями, учреждениями и организациями коммунальной собственности базируются на принципах их подчиненности, подотчетности и подконтрольности ОМС (ч. 1 ст. 17 Закона № 280).

Управление хозяйственной деятельностью в коммунальном секторе экономики осуществляется через систему организационно-хозяйственных полномочий территориальных громад и ОМС. Указание на это содержит ч. 1 ст. 24 ХКУ.

Субъектами хозяйствования коммунального сектора экономики считаются субъекты, которые действуют исключительно на основе коммунальной собственности. Также в их число входят и те, в уставном капитале которых доля коммунальной собственности:

превышает 50 %;

обеспечивает право решающего влияния ОМС на их хозяйственную деятельность.

Таким образом, учредителем КП является компетентный ОМС в распорядительном порядке на базе обособленной части коммунальной собственности. После образования КП входит в сферу управления соответствующего ОМС. Такой порядок предусмотрен ч. 1 ст. 78 ХКУ.

Имущество КП находится в коммунальной собственности. При этом возможны два варианта передачи имущества КП. Если КП является коммерческим, тогда имущество закрепляется за ним на праве хозяйственного ведения. А вот некоммерческие КП получают имущество на праве оперативного управления. Уставный капитал КП образуется непосредственно ОМС. Размер уставного капитала КП определяется соответствующим местным советом (ч. 4 ст. 78 ХКУ).

Далее вспомним механизм осуществления взносов в уставный капитал КП. И в первую очередь об источниках финансирования таких мероприятий.

Так, взносы органов власти АР Крым и ОМС в уставный капитал субъекта хозяйствования относятся к расходам бюджета развития местных бюджетов. Об этом четко сказано в п. 3 ч. 2 ст. 71 БКУ.

Сеть распорядителей и получателей бюджетных средств, уполномоченных на выполнение программ и мероприятий за счет средств бюджета, главные распорядители обязаны определить еще до начала бюджетного периода. Этого требует п. 4.1 Порядка № 938.

Напомним: проведение платежей со счетов распорядителей и получателей бюджетных средств, открытых в органах Казначейства, осуществляется на основании смет, планов ассигнований общего фонда местных бюджетов, планов специального фонда местных бюджетов, планов использования бюджетных средств и т. п. Такой порядок предусмотрен п. 10.1 Порядка № 938. А конкретно, получатели бюджетных средств подают в орган Казначейства план использования бюджетных средств в порядке и по форме, определенной законодательством. Этот документ обязательно должен быть утвержден руководителем получателя и согласован с распорядителем бюджетных средств (п. 5.6 Порядка № 938).

Таким образом, прежде чем получить средства из местного бюджета в виде взноса в уставный капитал или в другой форме, КП должен подготовить и предоставить Казначейству план использования таких средств. В свою очередь, основанием для осуществления такого взноса за счет средств местного бюджета будет решение местного совета об увеличении размера уставного капитала соответствующего КП. А непосредственно перечисление средств с регистрационного счета распорядителя бюджетных средств — ОМС на счет КП будет подтверждено экземпляром платежного поручения с отметкой о проведении платежа и выпиской с регистрационного счета.

Других документов, которые бы подтверждали осуществление таких фининвестиций, как то акции, облигации, другие ценные бумаги, не существует.

Что касается порядка учета фининвестиций, то здесь следует руководствоваться прежде всего нормами НП(С)БУ 133.

Что же это такое — финансовые инвестиции? Так, под финансовыми инвестициями следует понимать активы, которые содержатся (контролируются) субъектом государственного сектора с целью получения экономических выгод от их владения.

Условиями для признания фининвестиций субъектом государственного сектора являются (п. 1 разд. І НП(С)БУ 133):

1) возможность осуществления контроля за ними;

2) достоверная оценка;

3) вероятность получения экономических выгод или потенциала полезности.

При взятии на баланс (при первом составлении финансовой отчетности) таких фининвестиций, как взнос в уставный капитал КП, необходимо одновременно увеличить на соответствующую сумму собственный капитал бюджетного учреждения (в части капитала в предприятия).

Вместе с тем балансовая стоимость таких фининвестиций может изменяться (п. 6 разд. ІІІ НП(С)БУ 133):

в течение отчетного периода увеличивается на сумму взноса в уставный капитал предприятий государственного, коммунального секторов экономики и уменьшается на сумму изъятия имущества у таких предприятий;

на дату баланса увеличивается (уменьшается) на сумму изменения собственного капитала таких предприятий, определенную на конец отчетного периода по сравнению с предыдущим отчетным периодом. При этом одновременно увеличивается (уменьшается) собственный капитал бюджетного учреждения (в части капитала в предприятия).

В случае исключения из сферы управления субъекта государственного сектора предприятий государственного, коммунального секторов экономики уменьшаются финансовые инвестиции, связанные с этими предприятиями. В то же время нужно отразить уменьшение собственного капитала (в части капитала в предприятия), который относится к этой финансовой инвестиции. Суммы разниц, которые могут при этом возникнуть, относят на финрезультат.

Оценку и учет финансовых инвестиций осуществляют по их видам (приобретенные акции, инвестиции в другие ценные бумаги, в капитал предприятий, векселя полученные, другие инвестиции). Зато фининвестиции в предприятия государственного, коммунального секторов экономики, которые относятся к сфере управления субъекта государственного сектора, следует учитывать в разрезе таких предприятий (п. 8 разд. ІІІ НП(С)БУ 133).

Для учета и обобщения информации о наличии и движении долгосрочных финансовых инвестиций в уставные капиталы предприятий Планом счетов предусмотрен субсчет 2513 «Долгосрочные финансовые инвестиции в капитал предприятий».

Вместе с тем учет формирования капитала субъекта государственного сектора в капитале предприятий государственного, коммунального секторов экономики, которые относятся к сфере его управления, ведется на субсчете 5212 «Капитал в предприятиях в другой форме участия в капитале».

Увеличение капитала в предприятиях отражается при передаче таких предприятий в сферу управления соответствующего субъекта государственного сектора, а также при увеличении их собственного капитала на отчетную дату. Уменьшение капитала происходит в результате операций по изъятию ранее внесенных активов.

В балансе субъект государственного сектора (ОМС) должен показать такие фининвестиции в статьях «Долгосрочные финансовые инвестиции» раздела ІІ Актива и «Капитал в предприятиях» раздела І Пассива.

Порядок инвентаризации таких объектов определен пп. 6.6 и 6.7 разд. ІІІ Положения № 879 (ср. 025069200).

В частности, инвентаризацию данных о долгосрочных финансовых инвестициях в уставные капиталы предприятий проводят путем сверки учредительных документов с данными бухгалтерского учета предприятия.

По результатам такой сверки в акте инвентаризации указывают такую информацию:

• название финансовой инвестиции (акции, облигации, части (паи) и т. п.);

• название ценных бумаг, которыми оформлены финансовые инвестиции;

• дата и срок вклада;

• номер и серия ценных бумаг;

• название документа, подтверждающего финансовые инвестиции (учредительный договор, другие соглашения, выписки банков, накладные на передачу оборудования и т. п.);

• сумма и вид вклада.

Таким является общий порядок инвентаризации долгосрочных финансовых инвестиций. Тогда как осуществление финансовых инвестиций в форме взноса в уставный капитал КП не предусматривает оформления ценных бумаг. Поэтому проверить их состояние и фактический размер можно лишь путем сверки данных бухучета ОМС и соответствующего КП.

Следует прежде всего обратить внимание на наличие решения местного совета относительно пополнения уставного капитала. Также необходимо сопоставить сумму и дату платежа согласно платежному поручению, оформленному ОМС, и выпискам со счетов КП.

И напоследок поговорим о возможности возврата взноса в случае ликвидации (банкротства) КП.

Однако, прежде чем говорить о возможности возврата взноса, стоит вспомнить, кем и с какой целью создаются такие предприятия.

Важно!

ОМС несут ответственность за последствия деятельности субъектов хозяйствования, которые относятся к коммунальному сектору экономики, на основаниях, в пределах и порядке, определенных законом. Об этом четко сказано в ч. 6 ст. 23 ХКУ.

Принципы ответственности ОМС закреплены в разд. IV Закона № 280. Так, органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за свою деятельность перед территориальной громадой, государством, юридическими и физическими лицами (ч. 1 ст. 74 Закона № 280).

Ущерб, причиненный юридическим и физическим лицам в результате неправомерных решений, действий или бездействия ОМС, возмещается за счет средств местного бюджета. А вот убытки, нанесенные неправомерными решениями, действиями или бездействием должностных лиц местного самоуправления, подлежат возмещению непосредственно такими лицами за свой счет. Такой порядок продиктован предписаниями ч. 1 ст. 77 Закона № 280.

Безусловно, споры о восстановлении нарушенных прав юридических и физических лиц, которые возникают в результате решений, действий или бездействия органов или должностных лиц местного самоуправления, решаются в судебном порядке.

Также заметим, что общий порядок ликвидации юридических лиц регламентирован ст. 111 ГКУ. И, в частности, в соответствии с ч. 12 упомянутой статьи имущество юридического лица, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов, передается участникам такого юрлица, если иное не установлено учредительными документами или законом.

Очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юрлица определена в ст. 112 ГКУ.

С учетом этого, ОМС может рассчитывать на возврат взноса в уставный капитал КП (в случае его ликвидации) лишь после расчета по всем его долгам. И, конечно, при наличии остатка средств (имущества). А вероятность этого, как вы понимаете, стремится к нулю.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХКУХозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

БКУБюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Закон № 280 Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

Порядок № 938Порядок казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденный приказом Минфина от 23.08.2012 г. № 938.

НП(С)БУ 133Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 133 «Финансовые инвестиции», утвержденное приказом Минфина от 18.05.2012 г. № 568.

План счетовПлан счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2013 г. № 1203.

Положение № 879Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879.

КП — коммунальные предприятия.

ОМС — органы местного самоуправления.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить