Темы статей
Выбрать темы

Банк вернул переплату за РКО: как учитывать и куда направлять эти средства

Пеклуха Юлия, главный редактор журнала «Бюджетная бухгалтерия»
На регистрационный счет бюджетного учреждения поступили средства в сумме 40,92 грн. от банковского учреждения, в котором находится зарплатный проект учреждения. По результатам инвентаризации расчетов в банке бюджетному учреждению были возвращены излишне перечисленные средства за обслуживание за 2013 — 2015 гг. То есть идет речь о возврате (восстановлении) прошлогодних расходов. С учетом этого, было принято решение о направлении указанных средств в доход бюджета, с которого финансируется учреждение. Как правильно оформить и отразить на счетах бухучета эту операцию?

Прежде всего давайте вспомним требования действующего законодательства о выплате заработной платы работникам.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона № 108 выплата зарплаты осуществляется по месту работы. А вот выплачивать заработную плату в магазинах розничной торговли, питьевых и развлекательных заведениях запрещено (за исключением случаев, когда зарплата выплачивается работающим в этих заведениях лицам).

В то же время выплату зарплаты можно осуществлять через учреждения банков или почтовыми переводами на указанный работником счет (адрес). При этом установлены два обязательных условия (ч. 5 ст. 24 Закона № 108):

во-первых, необходимо получить личное письменное согласие от работника;

во-вторых, услуги банка оплачивает работодатель за свой счет.

Вот так и никак иначе. То есть работник должен получить на карточку полную сумму зарплаты. И никаких дополнительных комиссий за снятие наличности со счета он уплачивать не должен. Соответственно, оплата за РКО целиком и полностью возлагается на работодателя.

Вместе с тем порядок выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений имеет свои особенности, которые также следует учитывать. В частности, на необходимость выплаты кровно заработанных бюджетникам (по их письменному согласию) через уполномоченные банки четко указывает п. 1 постановления № 318. В свою очередь, такие банки определяются по результатам конкурсного отбора в Порядке № 1231. Конкурс проводится дважды в год. Информацию о его результатах можно найти на официальном веб-сайте Минфина.

Важно!

В приложении 2 к Порядку № 1231 приведен перечень услуг и предельного значения их показателей, которых банк обязуется придерживаться в случае приобретения статуса уполномоченного банка. Причем предоставление указанных в этом перечне услуг является безвозмездным. Сюда входят как раз и открытие и РКО основной платежной карточки.

Таким образом, бюджетные учреждения — работодатели за РКО платежных карточек (текущих счетов) своих работников ничего уплачивать не должны.

Однако это удовольствие было бесплатным не всегда. Такой порядок действует с октября 2016 года. Тогда как раньше все зависело от условий договора обслуживания в соответствующем банке. Поэтому не удивительно, что в 2016 году и ранее бюджетные учреждения осуществляли расходы на оплату РКО. Теперь что касается возврата прошлогодних переплат за РКО.

Для правильного оформления и учета этой операции следует обратить внимание на два важных нюанса:

1) к какому бюджетному периоду* относятся указанные расходы. Бесспорно, в случае читателя эти суммы являются расходами прошлых бюджетных периодов. Соответственно, они уже отнесены на результат выполнения сметы. Поэтому возврат (возмещение) прошлогодних расходов предусматривает корректировку финансового результата за предыдущие отчетные периоды. О восстановлении кассовых расходов в таком случае речь не идет. Ведь начиная с 31 декабря распорядители бюджетных средств теряют право на использование ассигнований, предусмотренных в сметах на текущий год;

* Согласно ч. 1 ст. 3 БКУ бюджетный период для всех бюджетов, составляющих бюджетную систему Украины, составляет один календарный год (с 1 января и до 31 декабря).

2) за счет средств какого фонда сметы (общего или специального) осуществлены эти расходы. Если оплата РКО была проведена за счет средств общего фонда, тогда здесь без вариантов. Перечисляем эти суммы в доход общего фонда соответствующего бюджета (код доходов 24060300 «Прочие поступления»). Если же расходы на оплату РКО были проведены из спецфонда, то такие средства не подлежат перечислению в доход бюджета. Они остаются в распоряжении учреждения. Но распоряжаться ими можно исключительно в пределах предписаний ч. 9 ст. 51 БКУ. К таким выводам пришла и Госказначейская служба в письме от 17.07.2015 г. № 14-09/562-19082 (ср. ).

Далее остановимся на порядке бухучета возврата средств, излишне уплаченных за РКО в прошлые годы. Так, при отражении этой операции обязательно придется затрагивать субсчет 5512 «Накопленные финансовые результаты выполнения сметы». Ведь финрезультаты выполнения сметы (бюджета) за предыдущие отчетные периоды учитывают именно на этом субсчете. Причем возврат прошлогодних переплат следует отнести на увеличение финрезультата (по кредиту 5512). Это объясняется тем, что в таком случае фактически происходит уменьшение расходов предыдущих отчетных периодов.

В то же время не забываем показать сумму, подлежащую возврату в бюджет, по субсчету 6312 «Прочие расчеты с бюджетом». Начисление задолженности перед бюджетом отражаем по кредиту этого субсчета в корреспонденции с 5512 (Дт 5512 — Кт 6312). Тем самым мы уменьшаем финрезультат на сумму финансирования, полученного в прошлые годы из бюджета для оплаты РКО.

Собственно, ничего сложного. Главное — не запутаться с субсчетом 5512. Сначала мы его корректируем на сумму расходов прошлых лет, а потом — на сумму финансирования предыдущих отчетных периодов (возвращаем в бюджет). И учитывая тождественность этих сумм, сальдо субсчета 5512 остается неизменным. Конечно, это касается только случаев, когда оплата РКО в свое время осуществлялась за счет средств общего фонда.

Если же такие расходы были проведены за счет средств спецфонда, тогда следует действовать иначе. В этом случае финрезультат будем корректировать только раз — при возврате переплаты. То есть сальдо субсчета 5512 увеличится на соответствующую сумму.

И несколько слов о документальном оформлении этой операции. Поступление средств, излишне перечисленных в прошлые годы за РКО, подтверждает выписка с регистрационного счета учреждения. Для перечисления этих средств в доход бюджета оформляем платежное поручение с указанием КЭКР 0000 и кода доходов 24060300. Основанием для отражения в бухучете возврата прошлогодних переплат и корректировки финрезультата будет бухгалтерская справка.

Закрепим вышесказанное рассмотрением числовых примеров.

Пример 1. На регистрационный счет учебного заведения поступили средства в сумме 39,00 грн. от банка как возврат излишне уплаченных средств за РКО карточных счетов студентов* за 2018 год. Поступление средств подтверждено выпиской с регистрационного счета учреждения.

* Требования Порядка № 1231 не касаются выплат студентам и учащимся учебных заведений. Соответственно, оплата за РКО карточных счетов студентов/учащихся осуществляется согласно тарифам, установленным банковским учреждением.

Указанные расходы были осуществлены за счет средств общего фонда. С учетом этого, на следующий операционный день бюджетное учреждение оформило и предоставило в Госказначейскую службу платежное поручение о перечислении средств в сумме 39,00 грн. в доход общего фонда государственного бюджета.

На счетах бухучета эти операции отражены таким образом:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

2018 год

1

Получено финансирование для оплаты РКО карточных счетов студентов

2313

7011

29250,00

2

2

Перечислено за РКО карточных счетов студентов

2117

2313

29250,00

2, 4

3

Отражены расходы на РКО карточных счетов студентов

8013

2117

29250,00

4

4

Закрыт счет учета бюджетных ассигнований в конце отчетного квартала

7011

5511

29250,00

17

5

Закрыт счет учета расходов в конце отчетного квартала

5511

8013

29250,00

17

6

Отнесен финрезультат отчетного квартала к накопленным финансовым результатам

5512

5511

—*

* Для упрощения примера сумма доходов равна сумме расходов.

2019 год

1

Поступили средства на регистрационный счет учреждения как возврат переплаты за РКО карточных счетов студентов

2313

2117

39,00

2, 4

2

Проведена корректировка накопленного финансового результата на сумму прошлогодней переплаты за РКО карточных счетов студентов

2117

5512

39,00

4

3

Начислена задолженность перед бюджетом на сумму переплаты за РКО за прошлый год

5512

6312

39,00

6

4

Перечислена в бюджет сумма переплаты за РКО за прошлый год

6312

2313

39,00

2, 6

Пример 2. В январе 2016 года была начислена плата за РКО карточных счетов работников бюджетного учреждения. Оплата за РКО осуществлена за счет средств специального фонда сметы (средства получены от предоставления платных услуг).

В 2019 году банковское учреждение произвело инвентаризацию расчетов с бюджетным учреждением за период 2016 — 2018 гг. В результате инвентаризации были обнаружены излишне уплаченные средства за РКО в сумме 40,92 грн. Банк перечислил на регистрационный счет бюджетного учреждения средства в сумме переплаты. Поступление средств подтверждено выпиской с регистрационного счета учреждения.

На счетах бухучета эти операции отражены таким образом:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

2019 год*

1

Поступили средства на регистрационный счет учреждения как возврат переплаты за РКО карточных счетов работников

2313

2117

40,92

2, 4

2

Проведена корректировка накопленного финансового результата на сумму прошлогодней переплаты за РКО карточных счетов работников

2117

5512

40,92

4

* Для упрощения примера покажем только операции за текущий бюджетный период.

Напоследок остановимся на особенностях отражения операций по возврату переплат прошлых лет в отчетности.

Так, в первом случае (при оплате РКО за счет средств общего фонда) остаток по субсчету 5512 остается неизменным. Средства, полученные в счет возврата прошлогодних расходов, фактически проходят через бюджетное учреждение транзитом. Поэтому такая операция не требует отражения в финансовой или бюджетной отчетности.

Зато в случае возврата расходов предыдущих лет, осуществленных за счет спецфонда, следует быть внимательными. Ведь в этом случае будет иметь место увеличение остатка финрезультата. В свою очередь, этот факт обязательно должен найти свое отражение в форме № 4-дс «Отчет о собственном капитале». Четкое указание на это содержит п. 2 разд. VIII НП(С)БУ 101. А конкретно, суммы корректировки финансового результата (субсчета 5512) следует показать по коду строки 4030 в графе 5. Также не забываем и о бюджетной отчетности.

В Пояснительной записке к бюджетной отчетности необходимо предоставить объяснение причин отклонения показателей «на начало отчетного года» квартального отчета от аналогичных показателей «на конец отчетного (периода) года» годового отчета за прошлый год. Этого требует п. 2 разд. IV Порядка № 44. Следовательно, факт корректировки результата выполнения сметы прошлых лет нужно обосновать в Пояснительной записке к квартальному отчету (приложение 10 к Порядку № 44).

Кстати, мы уже неоднократно рассказывали на страницах нашего издания о порядке учета операций по восстановлению кассовых расходов и возврату прошлогодних расходов. Поэтому вам могут пригодиться следующие консультации:

«Зарплатный бумеранг»: оформляем и отражаем в учете» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 27);

«Переплата зарплаты в прошлом году: как быть в этом году» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 17);

«Возврат средств: как показать в учете» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 27).

Нормативные документы и сокращения

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Закон № 108Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Постановление № 318постановление КМУ «Об усовершенствовании механизма выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений и государственной социальной помощи» от 22.04.2005 г. № 318.

Порядок № 1231Порядок проведения конкурсного отбора банков, через которые осуществляется выплата пенсий, пособий и заработной платы работникам бюджетных учреждений, утвержденный постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1231.

НП(С)БУ 101Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 101 «Предоставление финансовой отчетности», утвержденное приказом Минфина от 28.12.2009 г. № 1541.

Порядок № 44Порядок составления бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, отчетности фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования, утвержденный приказом Минфина от 24.01.2012 г. № 44.

РКО — расчетно-кассовое обслуживание.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше