Вроде бы уже и не начало года, а заканчивается I квартал, но вопросы планирования закупок и заключения договоров о закупке (далее — договор) до сих пор интересуют наших читателей. Да и не удивительно, ведь процедуры закупок бюджетные учреждения осуществляют не только в начале года, но и в течение всего года.
Поэтому спешим на помощь нашему читателю и ответим на его вопросы: является ли смета основанием для планирования закупок? Должна ли ожидаемая стоимость предмета закупки совпадать с утвержденными бюджетными назначениями? Возможно ли заключить договор без утвержденных бюджетных ассигнований?
В первую очередь эти вопросы возникают потому, что законодательство в сфере закупок, то есть Закон № 922 и Порядок № 454, не содержат четких разъяснений по этому поводу.
Отметим, что Закон № 922 не устанавливает обязанности для заказчика планировать осуществление закупок исключительно на основании утвержденной сметы, финансового плана (плана ассигнований, плана использования бюджетных средств).
Также в Порядке № 454 по этому вопросу нет никаких объяснений.
Указанные документы не содержат четкого указания о том, на какие показатели следует ориентироваться заказчикам при определении годовой потребности в закупке того или иного товара, работы или услуги. Поэтому заказчики и не понимают: целесообразно ли при планировании закупок руководствоваться бюджетными назначениями, предусмотренными в смете? Кстати, Минэкономразвития по этому вопросу уже высказывало свою позицию. Так, в письме от 14.09.2016 г. № 3302-06/29640-06, разъясняя порядок планирования и проведения закупок, Минэкономразвития отметило следующее.
При определении ожидаемой стоимости закупки при составлении годового плана закупок заказчики могут исходить из плановых стоимостных показателей, которые могут рассчитываться, в частности, исходя из потребности в соответствующих товарах, работах и услугах в прошлых годах с учетом экономических факторов, влияющих на ценообразование на рынках соответствующих товаров, работ и услуг и т. п.
Учитывая это, определение и обоснование потребности в закупке товаров, работ или услуг и необходимого объема соответствующих расходов на следующий год бюджетные учреждения фактически осуществляют на этапе подготовки к составлению бюджетных запросов. Об этом Минэкономразвития упоминает в письме от 28.12.2017 г. № 3304-06/48844-06. А также добавляет, что на данном этапе заказчик, имея плановые стоимостные показатели, может формировать ожидаемую стоимость закупок. Но указанная ожидаемая стоимость после рассмотрения и утверждения смет в дальнейшем может корректироваться. Тем более, что Законом № 922 предоставлена такая возможность.
Так, согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 922 заказчики могут вносить изменения в годовой план закупок/приложение к годовому плану. При этом форма внесения изменений в годовой план закупок/приложение к годовому плану, периодичность и характер таких изменений (изменение ожидаемой стоимости закупки, предмета закупки, ориентировочного начала процедуры закупки и т. п.) законодательством не определены и не ограничены.
Таким образом, необязательно утверждать годовой план закупок сразу на весь год. Заказчик может планировать закупки постепенно, в зависимости от того, утверждены ему средства на ту или иную закупку или нет. Почему? Потому что планирование закупок связано не только с закупочным, но и с бюджетным законодательством, а именно с требованиями БКУ.
Так, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 БКУ бюджетное обязательство — это любое осуществленное в соответствии с бюджетным ассигнованием размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, согласно которым необходимо осуществить платежи в течение этого же периода или в будущем. Вместе с тем ч. 1 ст. 48 БКУ предусмотрено, что распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами.
ВАЖНО!
Размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, по которым распорядителем бюджетных средств взято обязательство без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных БКУ и законом о Госбюджете (решением о местном бюджете), являются недействительными. По таким операциям не возникают бюджетные обязательства и не образуется бюджетная задолженность (ч. 3 ст. 48 БКУ).
Согласно ч. 4 ст. 48 БКУ обязательства, взятые участником бюджетного процесса без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных этим Кодексом и законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), не считаются бюджетными обязательствами (кроме расходов, осуществляемых в соответствии с ч. 6 этой статьи) и не подлежат оплате за счет бюджетных средств. Взятие таких обязательств является нарушением бюджетного законодательства. Расходы бюджета на покрытие таких обязательств не осуществляются.
Также планирование закупок связано с механизмом регистрации договора в Казначействе. Далее выясним, как именно.
Процедура регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств установлена Порядком № 309.
Так, в соответствии с п. 2.2 этого Порядка при условии взятия бюджетного обязательства, по которому применяется процедура закупки товаров, работ и услуг, распорядитель бюджетных средств подает с учетом законодательства в сфере закупок в Казначейство Реестр бюджетных обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств на бумажных (в двух экземплярах) и электронных носителях и оригиналы документов или их копии, засвидетельствованные в установленном порядке, подтверждающие факт взятия бюджетного обязательства. Указанные документы подают в течение 7 рабочих дней с даты обнародования отчета о результатах проведения процедуры закупки в случае наличия в учете Казначейства сметы (плана использования бюджетных средств) или в течение 7 рабочих дней с даты взятия на учет органом Казначейства сметы (плана использования бюджетных средств).
Добавим, что полномочия Казначейства в сфере закупок указаны в ч. 2 ст. 7 Закона № 922. В частности, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств:
1) до осуществления оплаты по договору о закупке проверяет наличие договора о закупке, годового плана закупок и отчета о результатах проведения процедуры закупки, подтверждающих проведение процедуры закупки, по результатам которой заключен договор о закупке;
2) принимает меры по недопущению осуществления платежей со счета заказчика согласно взятому финансовому обязательству по договору о закупке в случаях:
• отсутствия или несоответствия установленным законодательством требованиям необходимых документов, предусмотренных абз. 2 ч. 2 ст. 7 Закона № 922;
• отмены процедуры закупки; вступления в законную силу решения суда о признании результатов процедуры закупки недействительными;
• на период приостановления процедуры закупки;
• наличия соответствующего решения органа обжалования в соответствии со ст. 18 Закона № 922.
Проверку наличия документов, определенных в абз. 2 ч. 2 ст. 7 Закона № 922, подразделение Казначейства, осуществляющее обслуживание заказчика, проводит путем пересмотра документов, размещенных в электронной системе закупок на веб-портале www.prozorro.gov.ua.
Также стоит обратить внимание на п. 2.9 Порядка № 309. Именно в этом пункте определен перечень оснований, когда органы Казначейства не регистрируют обязательства, в частности, в случае:
• отсутствия у распорядителя бюджетных средств бюджетных ассигнований, установленных сметой;
• отсутствия документов по закупке товаров, работ и услуг в соответствии с законодательством в сфере закупок.
Заметим: в таких случаях органы Казначейства применяют меры влияния за нарушение бюджетного законодательства, определенные БКУ.
ВНИМАНИЕ!
Согласно п. 2.9 Порядка № 309 органы Казначейства не регистрируют обязательства в случае отсутствия у распорядителя бюджетных средств утвержденных бюджетных ассигнований.
Поэтому в рассматриваемой ситуации, если заказчик запланировал закупку на ожидаемую стоимость и на момент заключения договора ему не утверждены бюджетные ассигнования, то такой договор Казначейство не зарегистрирует. Учитывая это, отказ в регистрации договора без утвержденных бюджетных ассигнований является полностью правомерным. В таком случае Казначейство имеет право зарегистрировать договор и взять на учет обязательства только в пределах сумм, утвержденных сметой, учитывая необходимость выполнения бюджетных обязательств прошлых лет, взятых на учет органами, осуществляющими казначейское обслуживание бюджетных средств.
Для этого проверяют суммы, указанные в договоре и в утвержденной смете. Если есть любое несоответствие между этими суммами, договор возвращают. Поэтому заказчику не стоит надеяться на частичную регистрацию договора. В таких случаях органы Казначейства обязательства и/или финансовые обязательства не регистрируют, а применяют меры влияния за нарушения бюджетного законодательства, определенные БКУ. Ведь если договор заключен без утвержденной сметы, то налицо все признаки бюджетного правонарушения. На этот момент Казначейство обращало внимание в письме от 05.03.2018 г. № 16-08/249-3945 (ср. ).
Таким образом, с одной стороны, Закон № 922 не содержит ограничений по планированию закупок исключительно на основании утвержденной сметы. Заказчик может планировать ожидаемую стоимость предмета закупки исходя из потребности в товарах, работах, услугах, руководствуясь расчетами к смете и т. п. Но с другой стороны, заключать договор о закупке стоит лишь при наличии утвержденных ассигнований.
Есть ли какой-либо выход из этой ситуации для заказчика? Конечно, есть. В подобных ситуациях при утверждении дополнительных бюджетных ассигнований в течение года заказчику придется, как ни крути, провести дополнительную закупку.
В таком случае помните: такую новую закупку необходимо внести в годовой план (или в его приложение) и обнародовать такие изменения в электронной системе закупок. При этом Закон № 922 не ограничивает заказчика в количестве внесения подобных изменений в годовой план или приложение. Но в каждом случае выбор той или иной процедуры закупок зависит от ожидаемой стоимости предмета закупки.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.
Закон № 922 — Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII.
Порядок № 454 — Порядок определения предмета закупки, утвержденный приказом Минэкономразвития от 17.03.2016 г. № 454.