Темы статей
Выбрать темы

Доплата за работу в инклюзивных классах: порция разъяснений от Минсоцполитики

Жиленко Екатерина, эксперт по оплате труда и трудовым отношениям
Известно, что за работу в инклюзивных классах (группах) в заведениях дошкольного, общего среднего (далее — ЗСО), внешкольного, профессионального (профессионально-технического) и высшего образования установлена доплата в предельном размере 20 %.

Она предусмотрена для педагогических работников и помощников воспитателей, причем только за часы работы в инклюзивных классах (группах). Этот вопрос урегулирован п. 5 приложения к постановлению КМУ «Об установлении размера доплаты за отдельные виды педагогической деятельности» от 25.08.2004 г. № 1096 (далее — постановление № 1096).

Указанная доплата была введена постановлением КМУ «О внесении изменений в приложение к постановлению Кабинета Министров Украины от 25 августа 2004 г. № 1096» от 14.02.2018 г. № 72 (далее — постановление № 72), которое вступило в силу с 21.02.2018 г.

Напомним, что до этой даты педработники и помощники воспитателей инклюзивных классов не получали никаких «бонусов» за работу с детьми с особыми образовательными потребностями. В то же время их коллегам, работающим в специализированных заведениях образования для детей с недостатками физического и умственного развития, установлено повышение должностных окладов согласно п.п. «в» п. 28 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом МОН от 15.04.93 г. № 102 (далее — Инструкция № 102). Эта же норма предусматривает повышение окладов для педработников и помощников воспитателей заведений образования общего типа, имеющих классы (группы) специального назначения (с особым режимом), — за часы работы в этих классах (группах).

Однако класс с инклюзивным обучением (или инклюзивный класс) — это класс в ЗСО, в котором среди других детей обучаются 1 — 3 ребенка с особыми образовательными потребностями (нарушением опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, сниженным зрением или слухом и т. п.). Это следует из Порядка организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях, утвержденного постановлением КМУ от 15.08.2011 г. № 872 (далее — Порядок № 872). То есть в инклюзивном классе (группе) дети с особыми образовательными потребностями не составляют отдельную группу или класс. Они обучаются среди обычных сверстников. А значит, педработники и помощники воспитателей таких классов (групп) не имеют права на повышение должностных окладов. Однако благодаря постановлению № 72 они получают «инклюзивную» доплату в размере до 20 %.

Конечно, при установлении и расчете такой доплаты возникает много вопросов. На некоторые из них специалисты Минсоцполитики ответили в письме от 25.03.2019 г. № 397/0/206-19. Далее проанализируем их выводы.

От чего зависит размер доплаты?

Как уже было сказано, предельный размер доплаты составляет 20 %. При этом специалисты «трудооплатного» ведомства разъясняют, что конкретный размер доплаты устанавливает руководитель заведения, учитывая количество лиц с особыми образовательными потребностями в классе (группе), сложность нарушения развития детей, уровень ответственности и объем работы каждого работника, который работает с такими детьми, и т. п.

Нужно ли выплачивать доплату в установленном размере, если в некоторые дни в инклюзивном классе совсем отсутствуют дети с особыми потребностями (из-за болезни или по другим причинам)?

Законодательные нормы свидетельствуют о том, что «инклюзивная» доплата устанавливается не за работу с учащимися с особыми образовательными потребностями, а за работу в инклюзивном классе (группе). И Минсоцполитики своим выводом это подтверждает: такая доплата устанавливается всем учителям и другим педагогическим работникам* ЗСО, работающим в инклюзивном классе (группе), но не на всю нагрузку, а только за часы работы в таких классах (группах).

* Уточнение: в своем выводе Минсоцполитики вспомнило лишь о педработниках. Однако следует помнить, что согласно п. 5 приложения к постановлению № 1096 «инклюзивная» доплата устанавливается не только педработникам, но и помощникам воспитателя инклюзивной группы. Эта должность не относится к педагогическим — не указана в Перечне должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденном постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963. Однако доплата им все равно выплачивается.

То есть даже при отсутствии учащихся с особыми потребностями в классе (группе) в течение определенного времени этот класс (группа) не теряет своего статуса инклюзивного. А значит, педработники и помощники воспитателей продолжают работать в инклюзивном классе (группе). Поэтому они также имеют право на установление «инклюзивной» доплаты в период временного отсутствия учащихся с особыми образовательными потребностями.

В контексте этого вопроса отдельно следует уделить внимание ассистенту учителя инклюзивного класса. Он обеспечивает личностно-ориентированное направление учебно-воспитательного процесса: участвует в разработке и выполнении учебных планов и программ, адаптирует учебные материалы с учетом особенностей учебно-познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями (п. 14 Порядка № 872). То есть этот педработник ведет свою деятельность в инклюзивном классе независимо от фактического присутствия или временного отсутствия в нем детей с особыми потребностями. Поэтому доплата устанавливается ему и за дни отсутствия в классе таких детей. К тому же эта должность вводится исключительно для работы именно в инклюзивном классе, поэтому ассистенту учителя инклюзивного класса доплата устанавливается на всю нагрузку по этой должности.

Как правильно вести учет времени, отработанного в инклюзивных классах?

Дело в том, что доплата устанавливается за часы работы в инклюзивном классе. Ассистент учителя, например, все рабочее время проводит в инклюзивном классе, поэтому для его должности этот момент не является сложным.

А вот для учителей и других работников, имеющих право на доплату, важно правильно разделить часы работы в инклюзивном и обычных классах.

Минсоцполитики вспоминает о Табеле учета использования рабочего времени, форма которого (П-5) утверждена приказом Госкомстата от 05.12.2008 г. № 489 (далее — Табель). Это самый распространенный документ, используемый для учета рабочего времени работников учреждений, организаций, должности которых предусмотрены штатным расписанием.

Согласно примечанию 2 к Табелю эта форма имеет рекомендательный характер и состоит из минимального количества показателей, необходимых для заполнения государственных форм статистической отчетности. Если это нужно, ее можно дополнить другими необходимыми для учета показателями.

Итак, при ведении Табеля для работников инклюзивных классов (групп) можно ввести соответствующий дополнительный показатель.

То есть количество часов, отработанных в инклюзивном классе, в Табеле можно отмечать отдельным показателем, например, ИК (инклюзивный класс).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше