13.05.2019
Это замечательно, что ваше учреждение является добросовестным автовладельцем и вы заботитесь о регистрации (перерегистрации) служебных авто в соответствии с законодательством. Но, к сожалению, не все владельцы «железных коней» такие сознательные. Поэтому сначала вспомним основные моменты этой не слишком сложной, но обязательной для всех процедуры.
И прежде всего обратимся к основному нормативному документу, которым установлен единый на всей территории Украины порядок государственной регистрации (перерегистрации) транспортных средств.
Так, давайте посмотрим, что по этому поводу сказано в Порядке № 1388.
Первое и главное правило: эксплуатировать ТС, не зарегистрированные (не перерегистрированные) в уполномоченных органах МВД и без государственных номерных знаков, запрещено.
Такое табу предусмотрено нормой абз. 2 п. 7 Порядка № 1388.
Бесспорно, использование средства передвижения, идентификационные номера составных частей которого не соответствуют записям в регистрационных документах или уничтожены или подделаны, также не допускается.
Владельцы ТС и прицепов к ним должны зарегистрировать (перерегистрировать) их в уполномоченном органе МВД в течение 10 суток с момента приобретения (получения), таможенного оформления, переоборудования, возникновения других оснований. Такая обязанность возложена на автовладельцев абз. 1 п. 7 Порядка № 1388. Более того, этого требует и ч. 11 ст. 34 Закона Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII и п. 30.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением КМУ от 10.10.2001 г. № 1306.
При этом техническое состояние авто значения не имеет.
То есть даже если ваш «железный конь» не на ходу и фактически не используется, все равно его необходимо зарегистрировать (перерегистрировать) в отведенные законодательством сроки.
Теоретически срок госрегистрации может продлеваться при наличии уважительных причин, как то болезнь или командировка владельца авто. Конечно, отсутствие возможности своевременно зарегистрировать (перерегистрировать) ТС требует документального подтверждения.
В то же время это касается в первую очередь автовладельцев-физлиц. Тогда как представителем юрлица — владельца автомобиля фактически может быть кто-либо из работников, назначенных руководителем.
Поэтому болезнь, отпуск, командировка такого работника учреждения не являются уважительной причиной для затягивания процесса регистрации (перерегистрации) служебного авто.
Внимание!
За выпуск на линию и управление ТС, не зарегистрированными в установленном порядке, предусмотрена административная ответственность.
Что и кому грозит за нарушение порядка госрегистрации ТС, прописано в КоАП.
В частности, должностных лиц, ответственных за эксплуатацию служебного авто (инженер-механик, заместитель руководителя, руководитель учреждения), ожидает штраф — 40 НМДГ (680 грн.). Если же аналогичный инцидент произошел снова на протяжении года, тогда придется распрощаться с суммой в 850 грн. (50 НМДГ). Именно такой размер штрафа установлен за повторное нарушение (ст. 128 КоАП).
Однако за пропуск сроков регистрации (перерегистрации) служебного авто может поплатиться не только ответственное должностное лицо, а еще и тот, кто будет сидеть за рулем.
Так, управление не зарегистрированным (не перерегистрированным) ТС грозит штрафом в размере 10 НМДГ (170 грн.).
Это же наказание применяется и к водителям на автомобилях без номерного знака, с «чужим» номером или со знаком, не соответствующим требованиям стандартов (ч. 6 ст. 121 КоАП). И, как всегда, повторное на протяжении года нарушение влечет за собой наложение штрафа в увеличенном размере — 15 НМДГ (255 грн.). Кстати, за повторное совершение этого правонарушения предусмотрена и другая мера воздействия — общественные работы на срок от 30 до 40 часов, с оплатным изъятием ТС или без такового.
Конечно, только в случае, если поймают на горячем. Но стоит ли испытывать судьбу?
Лучше делать все своевременно. Поэтому не тратьте зря время.
После приобретения авто (получения, переоборудования, возникновения других оснований) как можно скорее обратитесь в ближайший сервисный центр МВД или ЦПАУ с заявлением. Понятно, одного заявления будет мало. Для регистрации (перерегистрации) ТС следует подготовить и подать целый пакет документов. И среди них такие:
1) копия учредительных документов (решение об образовании юридического лица, устав и т. п.);
2) справка (или другой соответствующий документ) по форме, определенной Минобороны, с отметкой военного комиссара о снятии с учета (если предыдущий владелец — юридическое лицо) и постановке ТС на воинский учет;
3) копия приказа о назначении ответственного лица/поручении ответственному лицу на получение соответствующей услуги;
4) выписка налогоплательщика и свидетельство ЕГРПОУ;
5) квитанция об уплате сбора на обязательное государственное пенсионное страхование — только в случае первой регистрации легкового автомобиля;
6) документ, удостоверяющий ответственное лицо (паспорт);
7) документ, подтверждающий правомерность приобретения (получения, ввоза, таможенного оформления) ТС;
8) копия документа, подтверждающего соответствие конструкции и технического состояния ТС, обязательным требованиям правил, нормативов и стандартов Украины (сертификат соответствия или свидетельство о признании иностранного сертификата).
Кроме того, в случае перерегистрации служебного авто при себе нужно иметь «старые» техпаспорт (свидетельство о регистрации ТС) и номерные знаки. Но и это еще не все.
Самое главное — это платежные документы (квитанции) об уплате всех обязательных платежей. И здесь речь не только о предусмотренных законодательством налогах и сборах.
Придется заплатить и за осмотр ТС, и непосредственно за услуги по регистрации (перерегистрации), а также за регистрационные бланки и номерные знаки. Без этого никак. Ведь осуществление этих платежей является обязательным условием для госрегистрации (перерегистрации) «железного коня». Такое требование зафиксировано в абз. 22 п. 8 Порядка № 1388.
Размер платы за услуги подразделений МВД определен Перечнем платных услуг, предоставляемых подразделениями Министерства внутренних дел, Национальной полиции и Государственной миграционной службы, и размером платы за их предоставление, утвержденным постановлением КМУ от 04.06.2007 г. № 795 (ср. ). Кроме того, стоимость услуг по регистрации (перерегистрации) ТС, а также стоимость бланка свидетельства и номерного знака можно найти на официальном сайте Главного сервисного центра МВД.
Безусловно, для проведения указанных платежей следует четко понимать, по какому КЭКР планировать и осуществлять соответствующие расходы.
И неизменно нашим главным помощником в решении вопросов использования КЭКР является Инструкция № 333.
Поэтому в первую очередь обратимся именно к ее нормам.
ВНИМАНИЕ!
Расходы на оплату услуг по регистрации и перерегистрации ТС следует планировать и осуществлять по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».
Именно этот код предназначен для оплаты экспертной оценки ТС, их регистрации, техосмотра, а также оформления прав водителя, обучения на курсах водителей и медосмотра водителей. И об этом четко сказано в п.п. 5 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333. Однако в Инструкции нет ни слова о перерегистрации... Действительно, в ней идет речь именно о регистрации ТС. Но чем отличается услуга по регистрации авто от его перерегистрации? По сути, ничем. Целью и первой, и второй является обеспечение контроля за соответствием конструкции и технического состояния ТС установленным требованиям стандартов, правил и нормативов, а также ведение их учета и предотвращение совершения относительно них противоправных деяний. В пользу этого свидетельствует п. 3 Порядка № 1388.
Одновременно возникает вопрос: почему для проведения расходов на перерегистрацию служебного авто не подходит КЭКР 2800 «Прочие текущие расходы»? Теоретически он подходит. Ведь именно по КЭКР 2800 осуществляются расходы по уплате налоговых, неналоговых и других платежей на безвозвратной основе (включая плату за административные услуги). Так прописано в п.п. 1 п. 2.6 Инструкции № 333. В свою очередь, и регистрация, и перерегистрация ТС относятся к админуслугам*. Однако спектр админуслуг чрезвычайно широк. Но для оплаты конкретного вида услуг, который мы обсуждаем, предусмотрен КЭКР 2240. Поэтому не стоит ничего выдумывать. Тем более, что никаких официальных разъяснений Госказначейской службы по поводу применения КЭКР 2800 при оплате услуг по перерегистрации ТС не было.
* Административная услуга — это результат осуществления властных полномочий субъектом предоставления административных услуг по заявлению физического или юридического лица, направленный на приобретение, изменение или прекращение прав и/или обязанностей такого лица в соответствии с законом (п. 1 ст. 1 Закона Украины «Об административных услугах» от 06.09.2012 г. № 5203-VI).
А вот уплату пенсионного сбора при первой регистрации легковушки**, действительно, нужно осуществлять по КЭКР 2800. На это четко указывает п. 2 п. 2.6 Инструкции № 333.
** Согласно п. 7 ст. 1 Закона Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. № 400/97-ВР. Подробнее об уплате пенсионного сбора при первой регистрации автомобиля читайте в консультации «Пенсионный сбор при покупке авто: определяем базу налогообложения правильно» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 27).
С этим разобрались. Но в отношении применения КЭКР в случае регистрации (перерегистрации) служебных авто следует помнить еще кое-что.
Так, расходы на приобретение государственных номерных знаков необходимо проводить по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь». Таким является требование п. 16 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333.
Зато оплату за бланк техпаспорта следует осуществлять все же по КЭКР 2240. И пусть накладная на этот бланк не сбивает вас с толку. Все дело в том, что выдача свидетельства является результатом предоставления услуги по регистрации (перерегистрации) ТС. Соответственно, стоимость бланка этого документа фактически является составляющей стоимости указанной услуги. Поэтому во время выбора КЭКР не стоит «слепо» ориентироваться на документы, которые вам выдает контрагент. В первую очередь нужно учитывать экономическую сущность операции и руководствоваться нормами Инструкции № 333.
Итак, подытожим: услуги по регистрации (перерегистрации) авто (в том числе и за бланк свидетельства) мы оплачиваем по КЭКР 2240, а номерные знаки — по КЭКР 2210. Уплату налогов и сборов (например, пенсионного сбора) осуществляем по КЭКР 2800.
Не менее важное значение, чем применение КЭКР, имеет порядок формирования первоначальной стоимости авто. По общему правилу мы включаем в нее регистрационные сборы, государственную пошлину, непрямые налоги и аналогичные платежи, связанные с приобретением (получением) прав на соответствующие объекты. Кроме того, в первоначальную стоимость должны попасть все другие расходы, непосредственно связанные с доведением основного средства до пригодного для использования состояния. Такой состав первоначальной стоимости основных средств определен п. 5 разд. ІІ НП(С)БУ 121.
Не забываем и об увеличении первоначальной стоимости авто на сумму его дооборудования, улучшения, модернизации и т. п. (п. 1 разд. ІІІ НП(С)БУ 121). Это касается и расходов на перерегистрацию модернизированного «железного коня».
Но, как всегда, все на усмотрение руководителя учреждения. Именно он решает, направлены конкретные работы на повышение технико-экономических возможностей объекта или предусматривают лишь поддержание его в рабочем состоянии. На это указывает п. 2 разд. VI Методрекомендаций.
ВАЖНО!
Первоначальная стоимость необоротных активов может формироваться как за счет капитальных расходов, так и за счет текущих расходов. Это правило закреплено в абз. 10 п. 3 разд. ІІІ Методрекомендаций.
Обратим внимание на учет расходов на регистрацию (перерегистрацию) авто.
Здесь подход единый: все расходы, которые включаются (увеличивают) в первоначальную стоимость объектов основных средств, накапливаем и отражаем в составе капитальных инвестиций. В частности, для учета таких расходов предназначен субсчет 1311 «Капитальные инвестиции в основные средства». После ввода соответствующих объектов в эксплуатацию уменьшаем сумму капинвестиций. А вот об отнесении указанных расходов на расходы отчетного периода можно забыть. То есть счета учета расходов (8013, 8113, 8411) в этом случае не применяются.
Что касается учета номерных знаков, то здесь прежде всего стоит вспомнить определение активов.
Так, активами считаются ресурсы, контролируемые субъектом государственного сектора в результате прошедших событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем, и/или будут иметь потенциал полезности. Такое определение приведено в п. 4 разд. I НП(С)БУ 121.
И если с определением стоимости номерных знаков никаких проблем, то возможность получения экономических выгод от их использования — под вопросом.
На самом деле, государственные номерные знаки — это не больше, не меньше, как идентификатор для учета ТС, формальный атрибут законности их использования. Сам по себе номерной знак (как правило, металлическая пластина) никакой пользы или экономических выгод принести не может. Более того, отдельно от авто (другого ТС) соответствующие номера использовать невозможно. Учитывая это, зачислять государственные номерные знаки в состав активов и учитывать как отдельные объекты нет оснований. Поэтому просто относим сумму средств, уплаченную за номерные знаки, в состав капинвестиций с дальнейшим включением в первоначальную стоимость конкретного ТС.
С тем, какие расходы следует включать в первоначальную стоимость нового (модернизированного) «железного коня», а какие — нет, и как их учитывать, поможет разобраться наша таблица.
Перечень расходов, формирующих/не формирующих первоначальную стоимость ТС
Включаются в первоначальную стоимость | НЕ включаются в первоначальную стоимость |
+ пенсионный сбор (при первой регистрации легкового авто) | - расходы на страхование гражданско-правовой ответственности владельцев ТС |
+ платные услуги сервисных центров МВД: | - расходы на добровольное страхование авто (КАСКО и т. п.) |
+ услуги по регистрации (перерегистрации) | - платные услуги банков (комиссия банка и т. п.) |
+ стоимость бланка свидетельства | |
+ стоимость государственного номерного знака | |
+ суммы непрямых налогов в связи с приобретением авто, не возмещаемые учреждению | - вознаграждение посредникам за услуги при покупке автомобиля |
+ расходы на дооборудование (модернизацию) авто по решению руководителя | - расходы на ремонт (текущий и капитальный) ТС |
Капинвестиции (субсчет 1311) → первоначальная стоимость ТС (счет 10) | Расходы отчетного периода (субсчета 8013, 8113) → финрезультат (субсчета 5511, 5512) |
Вот так все просто. А для закрепления немного практики. Рассмотрим порядок отражения на счетах бухучета расходов, связанных с регистрацией и перерегистрацией авто, на примере.
Пример. Бюджетное учреждение приобрело новый легковой автомобиль Chevrolet Aveo стоимостью 406572,00 грн. (в том числе НДС — 67762,00 грн.). Для регистрации приобретенного авто бюджетное учреждение обратилось с заявлением в ближайший сервисный центр МВД. Общая стоимость услуг по регистрации составляет 580,99 грн., в том числе: за услуги по регистрации — 190,15 грн., бланк свидетельства — 219,00 грн., государственный номерной знак — 171,84 грн. В связи с первой регистрацией соответствующего ТС учреждение также уплатило сбор в Пенсионный фонд в сумме 16262,88 грн. (406572,00 грн. х 4 %).
При введении приобретенного автомобиля в эксплуатацию комиссия учреждения оформила Акт введения в эксплуатацию основных средств по типовой форме. На основании акта бухгалтер открыл на служебное авто Инвентарную карточку учета объекта основных средств типовой формы.
Кроме того, с целью экономии бюджетных средств было принято решение о переоборудовании другого служебного автомобиля для работы на сжиженном газе. Для выполнения работ по установке ГБО учреждение заключило договор с СТО. Согласно договору стоимость ГБО включена в стоимость работ по переоборудованию авто. Общая стоимость работ по установке ГБО согласно акту приема-передачи выполненных работ составляет 14400 грн. При передаче автомобиля на переоборудование был оформлен Акт передачи на ремонт, реконструкцию и модернизацию основных средств по типовой форме. После установки ГБО ТС принято на основании Акта приема отремонтированных, реконструированных и модернизированных основных средств.
В связи с переоборудованием авто учреждение обратилось в сервисный центр МВД для перерегистрации служебного автомобиля. Стоимость услуг по перерегистрации составляет 409,15 грн., в том числе: за услуги по перерегистрации — 190,15 грн., за бланк свидетельства — 219,00 грн.
Руководитель учреждения принял решение о признании работ по переоборудованию автомобиля его модернизацией. Учитывая это, первоначальная стоимость автомобиля увеличена на сумму расходов на переоборудование и стоимость услуг по перерегистрации.
Об изменении технических характеристик автомобиля сделана запись в его инвентарной карточке.
Указанные операции были отражены в бухгалтерском учете таким образом:
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция субсчетов | Сумма, грн. | № мемориального ордера | |
дебет | кредит | ||||
Приобретение нового авто | |||||
1 | Получено финансирование для приобретения легкового автомобиля | 2313 | 5411 | 406572,00 | 2 |
2 | Отражено приобретение автомобиля | 1311 | 6211 | 406572,00 | 6, 17 |
3 | Перечислены средства поставщику за автомобиль | 6211 | 2313 | 406572,00 | 2, 6 |
4 | Получено финансирование для регистрации автомобиля и уплаты пенсионного сбора (580,99 грн. + 16262,88 грн.) | 2313 | 7011 | 16843,87 | 2 |
5 | Перечислен сбор в Пенсионный фонд | 6312 | 2313 | 16262,88 | 2, 6 |
6 | Перечислены средства за услуги по регистрации автомобиля сервисному центру МВД | 2117 | 2313 | 580,99 | 2, 4 |
7 | Отражены расходы по уплате пенсионного сбора при первой регистрации автомобиля | 1311 | 6312 | 16262,88 | 6, 17 |
8 | Отражены расходы по регистрации приобретенного автомобиля | 1311 | 2117 | 580,99 | 4, 17 |
9 | Произведено изъятие из дохода отчетного периода ассигнований в сумме текущих расходов на регистрацию приобретенного автомобиля и уплату пенсионного сбора | 7011 | 5411 | 16843,87 | 17* |
10 | Оприходован приобретенный автомобиль после введения в эксплуатацию (406572,00 грн. + 16262,88 грн. + 580,99 грн.) | 1015 | 1311 | 423415,87 | 17 |
Одновременно сделана вторая запись | 5411 | 5111 | 423415,87 | 17 | |
Переоборудование служебного авто | |||||
1 | Получено финансирование для переоборудования служебного автомобиля | 2313 | 5411 | 14400,00 | 2 |
2 | Перечислены средства за установку ГБО исполнителю работ | 2113 | 2313 | 14400,00 | 2, 4 |
3 | Выполнены работы по переоборудованию автомобиля согласно акту приема-передачи выполненных работ | 1311 | 2113 | 14400,00 | 4, 17 |
4 | Получено финансирование для перерегистрации служебного автомобиля | 2313 | 7011 | 409,15 | 2 |
5 | Перечислены средства за услуги по перерегистрации авто сервисному центру МВД | 2117 | 2313 | 409,15 | 2, 4 |
6 | Произведена перерегистрация автомобиля | 1311 | 2117 | 409,15 | 4, 17 |
7 | Произведено изъятие из дохода отчетного периода ассигнований в сумме текущих расходов на перерегистрацию служебного авто, включаемых в его первоначальную стоимость | 7011 | 5411 | 409,15 | 17 |
8 | Увеличена стоимость служебного автомобиля в связи с переоборудованием (14400,00 грн. + 409,15 грн.) | 1015 | 1311 | 14809,15 | 17 |
Одновременно сделана вторая запись | 5411 | 5111 | 14809,15 | 17 |
КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8074-X.
Инструкция № 333 — Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.
Методрекомендации — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.
ТС — транспортное средство.
ЦПАУ — центр предоставления административных услуг.
НМДГ — необлагаемый минимум доходов граждан.