Скажем сразу: Минсоцполитики, Минюст, МВД и НАГС единогласно против дискриминации в вопросе трудоустройства лица без отметки о регистрации места жительства в паспорте.
Эти ведомства в своих письмах пришли к единому выводу: отметка в паспорте о регистрации места жительства не имеет решающего значения при приеме на работу.
Поэтому ее отсутствие не может быть основанием для ограничения конституционных прав и свобод, в частности права на труд.
Выводы ведомств несколько пересекаются между собой.
О чем именно сказали специалисты каждого из них, вы узнаете из таблицы:
Название ведомства | Дата и номер письма | Позиция |
Минсоцполитики | от 18.09.2019 г. № 1349/0/206-19 | При заключении трудового договора запрещено требовать от лиц, которых принимают на работу, сведения об их партийной и национальной принадлежности, происхождении, регистрации места жительства или пребывания и документы, подача которых не предусмотрена законодательством (ст. 25 КЗоТ) |
Минюст | от 04.09.2019 г. № 32739/19698-26-19/7.2.2 | |
Регистрация места жительства или места пребывания лица или ее отсутствие не могут быть условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией, законами или международными договорами Украины, или основанием для их ограничения (ч. 2 ст. 2 Закон Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине» от 11.12.2003 г. № 1382-IV, далее — Закон № 1382) | ||
МВД | от 19.09.2019 г. № 12/1-4410 | |
За проживание без регистрации места жительства предусмотрена ответственность согласно ст. 197 КУоАП в виде предупреждения. Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за указанное нарушение, влекут за собой наложение штрафа от 1 до 3 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 17 до 51 грн.) | ||
НАГС | от 11.09.2019 г. № 6275/13-19 | |
Законодательством о государственной службе не предусмотрены основания для отказа в назначении на должность государственной службы лица, у которого отсутствует отметка о месте регистрации |
А теперь давайте проанализируем эти разъяснения подробнее.
Начнем с Минсоцполитики. Специалисты трудооплатного ведомства наиболее лаконичны по этому вопросу. Они прошлись по нормам КЗоТ и Конституции Украины, которые запрещают необоснованные ограничения и отказы при приеме на работу.
Так, они отметили, что в соответствии с Конституцией Украины не допускается любое прямое или непрямое ограничение прав или установление прямых или непрямых преимуществ при заключении, изменении и прекращении трудового договора в зависимости от разных обстоятельств, в том числе и от места жительства. Это следует, в частности, из ст. 24 и 43 Конституции Украины.
Кроме того, ст. 25 КЗоТ запрещает при заключении трудового договора требовать от лиц, которых принимают на работу, сведения об их партийной и национальной принадлежности, происхождении, регистрации места жительства или пребывания и документы, подача которых не предусмотрена законодательством.
Эту позицию разделяет и Минюст в письме от 04.09.2019 г. № 32739/19698-26-19/7.2.2, также ссылаясь на нормы ст. 25 КЗоТ.
Специалисты этого ведомства подкрепили свою точку зрения нормой из ч. 2 ст. 2 Закона № 1382. Согласно ей отсутствие регистрации места жительства не может быть условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Украины, законами или международными договорами Украины, или основанием для их ограничения.
В то же время специалисты Минюста напомнили не только о правах, но и об обязанностях потенциального работника, а именно о необходимости зарегистрировать свое место жительства. Так, гражданин Украины, иностранец или лицо без гражданства, которые постоянно или временно проживают в Украине, должны зарегистрировать свое место жительства в течение 30 календарных дней после снятия с регистрации места жительства и прибытия на новое место жительства. Данные о месте жительства вносятся в паспорт (ч. 1 ст. 6, абз. 9 ст. 3 Закона № 1382).
Если речь идет об ID-карте (она же идентификационная карта, она же электронный паспорт), то в бесконтактный электронный носитель, который содержится в ней, также вносится дополнительная (переменная) информация. Это предусмотрено ч. 9 ст. 21 Закона Украины «О Едином государственном демографическом реестре и документах, которые подтверждают гражданство Украины, удостоверяют лицо или его специальный статус» от 20.11.2012 г. № 5492-VI (ср. ). Такой дополнительной информацией является и место жительства. А если этой информации не будет, то об этом в паспорт вносится соответствующая отметка (ч. 2 ст. 7 этого Закона).
В конце своего разъяснения Минюст отсылает к МВД, как к главному органу, который отвечает за регистрацию физических лиц.
А что же говорит МВД по этому поводу? В целом специалисты этого ведомства в письме от 19.09.2019 г. № 12/1-4410 повторяют нормы, которые уже вспомнили в своих разъяснениях их коллеги из других министерств: и об обязательной регистрации места жительства, и об отсутствии влияния прописки на реализацию конституционных прав и свобод человека.
Однако, кроме этого, они напомнили и об административной ответственности физических лиц за проживание без регистрации. Такая ответственность предусмотрена ст. 197 КУоАП и выражается в форме предупреждения. Если же в течение года уже предупрежденному лицу выдвигают повторное административное взыскание, то уже налагается штраф от 1 до 3 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 17 до 51 грн.).
Интересно, что специалисты МВД вспомнили о правилах оформления личных карточек, в частности для государственных служащих. Однако это, конечно, не их «стихия». А потому более подробно о назначении лица без прописки на должность государственной службы рассказали специалисты НАГС в своем письме от 11.09.2019 г. № 6275/13-19.
Они достаточно развернуто проанализировали законодательные нормы. В частности, расписали ст. 19 Закона Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII (далее — Закон о госслужбе), где указаны основания для отказа от вступления на государственную службу. Среди них, кстати, нет такого основания, как отсутствие отметки о месте регистрации.
Кроме того, в ст. 19 Закона о госслужбе прямо указано, что при приеме на государственную службу не допускаются никакие формы дискриминации, определенные законодательством. Это также весомый аргумент в пользу работника.
В то же время могут возникнуть вопросы при заполнении кадровых документов, в частности личного дела и личной карточки (ст. 37 Закона о госслужбе).
Порядок ведения и хранения личных дел государственных служащих утвержден приказом НАГС от 22.03.2016 г. № 64. В соответствии с п. 2 разд. ІІ этого документа составляющими личного дела являются, в частности, личная карточка и копия паспорта госслужащего.
Согласно п. 4 Инструкции по заполнению Личной карточки государственного служащего (утверждена приказом НАГС от 05.08.2016 г. № 156) в соответствии с записями в паспорте, дипломе, свидетельстве, удостоверении и других документах заполняются некоторые пункты личной карточки.
В пункте 5 «Адрес фактического места жительства» и пункте 6 «Адрес места регистрации» указываются почтовый индекс, область, город, район, село (поселок), улица, корпус, номер дома, квартиры фактического места жительства и места регистрации соответственно.
Как быть, если таких данных в документах нет? Об этом не сказано ни в Инструкции № 156, ни в разъяснении НАГС. Однако, очевидно, самим наличием таких требований специалисты НАГС намекают на то, что прописка работнику все же нужна.
К тому же не обошли вниманием и административную ответственность за проживание гражданина без регистрации места жительства, предусмотренную ст. 197 КУоАП. О ней напоминали и специалисты МВД. Хотя, честно говоря, такая «страшная» санкция напугает не многих: минимум — предупреждение, максимум — 51 грн.
И в конце напоминание от редакции.
Для тех работодателей, которые считают, что наказать за работника без прописки могут их, спешим заверить — ничего подобного. Ведь административная ответственность для должностных лиц предприятий, учреждений, организаций предусмотрена лишь за то, что они примут на работу граждан без паспортов или с недействительными паспортами. За это «светит» штраф в размере от 1 до 3 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 17 до 51 грн.). А в случае повторного привлечения к ответственности в течение года налагается административный штраф от 10 до 14 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 170 до 238 грн.).
В соответствии с абз. 2 п. 8 Положения о паспорте гражданина Украины, утвержденного постановлением ВРУ от 26.06.92 г. № 2503-XII, недействительным считается паспорт, в котором не вклеены фотокарточки при достижении его владельцем 25- и 45-летнего возраста.
Поэтому отсутствие отметки о регистрации места жительства не делает паспорт гражданина Украины недействительным. А значит, должностным лицам учреждений, организаций не грозит административная ответственность за прием на работу работника без прописки.