Начнем с того, что согласно п. 4 ст. 51 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI при наличии просроченной кредиторской задолженности по заработной плате (денежному обеспечению), стипендиям, а также за потребленные коммунальные услуги и энергоносители распорядители бюджетных средств в пределах бюджетных ассигнований по общему фонду не берут бюджетные обязательства и не осуществляют платежи по другим мероприятиям, связанным с функционированием бюджетных учреждений (кроме защищенных расходов бюджета, определенных ст. 55 БКУ), до погашения такой задолженности.
Поэтому обязательно следует избежать угрозы возникновения кредиторской задолженности по заработной плате.
Напомним, что к защищенным статьям расходов согласно ст. 55 БКУ относят расходы общего фонда на:
• оплату труда работников бюджетных учреждений;
• начисления на заработную плату;
• приобретение медикаментов и перевязочных материалов;
• обеспечение продуктами питания;
• оплату коммунальных услуг и энергоносителей;
• обслуживание государственного (местного) долга;
• текущие трансферты населению;
• текущие трансферты местным бюджетам;
• подготовку кадров высшими учебными заведениями I — IV уровней аккредитации;
• обеспечение лиц с инвалидностью техническими и другими средствами реабилитации, изделиями медицинского назначения для индивидуального пользования;
• фундаментальные исследования, прикладные научные и научно-технические разработки;
• работы и мероприятия, осуществляемые во исполнение Общегосударственной программы снятия с эксплуатации Чернобыльской АЭС и преобразования объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему, и работы по усилению барьерных функций зоны отчуждения;
• компенсацию процентов, уплаченных банкам и/или другим финансовым учреждениям по кредитам, полученным гражданами на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья;
• мероприятия, связанные с обороноспособностью государства, осуществляемые за счет средств резервного фонда государственного бюджета;
• осуществление разведывательной деятельности;
• оплату услуг по охране государственных (коммунальных) заведений культуры;
• оплату энергосервиса;
• выплаты по государственным деривативам;
• программу государственных гарантий медицинского обслуживания населения.
А значит, в данном случае и расходы на оплату труда работников, и расходы на питание являются защищенными статьями расходов.
Теперь рассмотрим, что представляет собой субвенция. Так, в соответствии со ст. 2 БКУ субвенция — это межбюджетные трансферты для использования на определенную цель в порядке, определенном органом, который принял решение о предоставлении субвенции.
Субвенция на заработную платную предоставляться не может, ведь расходы на зарплату — это расходы на содержание учреждения, а не финансирование мероприятий в рамках принятой образовательной программы.
А вот на расходы на питание и другие расходы в рамках программы субвенция может быть предоставлена. Более того, в регионах постоянно утверждаются разные программы по обеспечению питанием учащихся.
Потому в этом случае действительно описанный в вопросе вариант будет приемлемым.
Но принять такое решение самостоятельно бюджетное учреждение не может.
Для этого отдел образования должен обратиться к председателю райгосадминистрации о принятии решения о перемещении сметных назначений. В свою очередь, председатель райгосадминистрации даст поручение финуправлению внести соответствующие изменения в бюджет, которые будут утверждены решением сессии.
В дальнейшем следует провести восстановление расходов за счет субвенции.