Аванс за проектно-сметную документацию на капремонт: быть или не быть

Крот Юлия, экономист-аналитик
Бюджетная бухгалтерия Октябрь, 2019/№ 37
В избранном В избранное
Печать
Бюджетное учреждение запланировало проведение капитального ремонта здания по КЭКР 3132. В общую стоимость работ также включены расходы на изготовление проектно-сметной документации на капитальный ремонт. При этом был заключен отдельный договор на изготовление проектно-сметной документации. На какой срок и в каком размере при таких условиях бюджетное учреждение имеет право осуществить предварительную оплату за изготовление проектно-сметной документации?

Вопрос, действительно, интересный. Ведь нормы действующего законодательства не дают на него четкого и конкретного ответа. Но выход есть из любой ситуации. Поэтому давайте разбираться вместе.

При решении вопросов авансирования разнообразных строительных работ специалисты Казначейства достаточно часто апеллируют к нормам Порядка государственного финансирования капитального строительства, утвержденного постановлением КМУ от 27.12.2001 г. № 1764 (далее — Порядок № 1764).

Заказчик, действительно, может перечислить аванс подрядчику, если это предусмотрено договором (контрактом). Однако размер такого аванса не может превышать 30 % стоимости годового объема работ. К тому же направления использования таких средств прописаны заранее. Так, подрядчик может направить полученный аванс исключительно на приобретение и поставку необходимых для выполнения работ материалов, конструкций, изделий. Более того, срок использования аванса тоже ограничен. Он составляет три месяца. Соответственно все, что не успели потратить в течение этого срока, необходимо вернуть на счет заказчика. Вот такие жесткие требования продиктованы абз. 2 п. 19 Порядка № 1764. Но порядка авансирования работ по капитальному ремонту они не касаются. Это следует из определения капитального строительства, приведенного в абз. 2 п. 2 Порядка № 1764.

А вот требования о предварительной оплате распорядителями бюджетных средств работ по капремонту прописаны в другом документе. И таким документом является постановление КМУ «Об осуществлении предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» от 23.04.2014 г. № 117 (далее — постановление № 117).

В частности, в соответствии с абз. 2 п.п. 3 п. 1 этого постановления допускается предварительная оплата работ по новому строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту и техническому переоснащению, приобретению основных средств и жилья на срок не более трех месяцев. И никаких тебе ограничений по части (суммы) аванса в общей стоимости работ.

Казалось бы, все чудесно, но... Этот вариант оплаты подходит только при условии, что стоимость изготовления проектно-сметной документации на капремонт включена в общую стоимость ремонтных работ. И конечно же, основанием для предварительной оплаты в таком случае будет договор — единый на весь комплекс работ.

А вот изготовление проектно-сметной документации по отдельному соглашению — это совсем другое дело. Отдельный договор — оплата тоже отдельно.

Таким образом, в случае изготовления проектно-сметной документации на капремонт по отдельному договору не действуют ни правила авансирования капстроительства, ни требования о предоплате работ по капремонту. Остается лишь норма о предварительной оплате других работ и услуг. А конкретно, абз. 14 п.п. 1 п. 1 постановления № 117 предусмотрена возможность осуществления предоплаты за другие работы на срок не более одного месяца. Размер такого аванса не может превышать 30 % общей стоимости работ (услуг).

Вместе с тем специалисты Госказначейской службы в своих устных разъяснениях высказывают негативное отношение к осуществлению предварительной оплаты при таких условиях. То есть они вообще против авансирования таких расходов независимо от размера и срока. Главный аргумент — это норма ч. 1 ст. 49 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ).

Внимание!

Распорядители бюджетных средств должны принимать решение об оплате и предоставлять распоряжение органа Казначейства на осуществление платежа только после получения товаров, работ и услуг.

Это общее правило, исключением из которого являются случаи, предусмотренные бюджетным законодательством, в частности постановлением № 117. А с учетом отсутствия прямого указания на возможность предварительной оплаты отдельно за изготовление проектно-сметной документации, такая операция фактически под запретом.

Следовательно, оплату за изготовление проектно-сметной документации на капремонт (согласно отдельному договору) следует проводить лишь после выполнения работ. Иначе говоря, расчет с исполнителем производим только после подписания акта приема-передачи проектной документации и акта выполненных работ. А пока проектная документация не готова и, что более важно, не принята заказчиком, о ее оплате не может быть и речи.

Такова позиция специалистов Госказначейской службы. И именно ее мы советуем придерживаться еще на этапе согласования условий сотрудничества с исполнителем работ. Ведь береженого и Бог бережет. И не забудьте прописать порядок оплаты работ по изготовлению проектно-сметной документации в договоре.

Также напомним: несоблюдение требований о предварительной оплате за товары, работы и услуги за счет бюджетных средств является нарушением бюджетного законодательства (п. 22 ч. 1 ст. 116 БКУ). Конечно, за такие нарушения предусмотрена ответственность: административная — для должностных лиц и меры воздействия согласно БКУ — для распорядителей бюджетных средств. В частности, бюджетных учреждений — нарушителей ожидают такие санкции:

остановка операций с бюджетными средствами (п. 2 ч. 1 ст. 117 БКУ);

приостановление бюджетных ассигнований (п. 3 ч. 1 ст. 117 БКУ) — предусматривает прекращение полномочий на взятие бюджетного обязательства на соответствующую сумму на срок от одного до трех месяцев в пределах текущего бюджетного периода.

В то же время у нарушителя есть шанс отделаться лишь предупреждением о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства (п. 1 ч. 1 ст. 117 БКУ).

А вот должностным лицам, которые произвели предварительную оплату за товары, работы, услуги за счет бюджетных средств с нарушением требований бюджетного законодательства, грозит штраф. На первый раз его размер составляет 30 — 50 НМДГ (510 — 850 грн.). Тогда как повторное в течение года нарушение обойдется уже дороже. Размер штрафа в таком случае достигает 50 — 70 НМДГ (850 — 1190 грн.). Такие админвзыскания предусмотрены ч. 1 ст. 16412 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X. А кто будет тем самым виновным должностным лицом, пожалуй, объяснять не нужно. Поэтому лучше перестраховаться и не допускать в работе бюджетных правонарушений.

Подробно о порядке осуществления предварительной оплаты по капитальным расходам читайте в статье «Авансируем капитальные расходы по-новому: Казначейство объяснило, что и к чему» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 7).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд