Сегодня украинское общество достаточно уверенно борется с предвзятым отношением к людям с пороками развития. Большой прогресс наблюдается в отрасли инклюзивного обучения, в частности, в заведениях общего среднего образования (далее — ЗСО).
Порядок организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях утвержден постановлением КМУ от 15.08.2011 г. № 872.*
* О порядке организации инклюзивного обучения в заведениях высшего, профессионально-технического, дошкольного образования вы можете узнать из материалов, размещенных в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 30, с. 10; № 26, с. 26. — Примеч. ред.
В рассматриваемом вопросе речь идет не просто об инклюзивном классе ЗСО, а об инклюзивной группе продленного дня (далее — ГПД).
Такие группы создаются в ЗСО по письменным обращениям родителей, других законных представителей учащихся и в соответствии с решением основателя ЗСО.
Порядок создания групп продленного дня в государственных и коммунальных заведениях общего среднего образования утвержден приказом МОН от 25.06.2018 г. № 677 (далее — Порядок № 677).
Максимальная наполняемость ГПД составляет 30 учащихся.
С учащимися в ГПД работает воспитатель. Как правило, ежедневный план работы воспитателя включает: прогулку, самоподготовку, воспитательные беседы, дидактические и ролевые игры и т. п.
В соответствии с п. 7 Порядка № 677 для лиц с особыми образовательными потребностями, обучающихся в инклюзивных и специальных классах ЗСО, на основании письменного обращения их родителей, других законных представителей создают инклюзивные ГПД.
В инклюзивных ГПД (как и в инклюзивном классе ЗСО) количество учащихся с особыми образовательными потребностями составляет:
• один — три ребенка из числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, сниженным зрением или слухом, легкими интеллектуальными нарушениями и т. п.;
• не более двух детей из числа детей слепых, глухих, с тяжелыми нарушениями речи, в том числе с дислексией, расстройствами спектра аутизма, другими сложными нарушениями развития (нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата в сочетании с интеллектуальными нарушениями или задержкой психического развития) или тех, которые передвигаются на колясках.
Организация образовательного процесса осуществляется с учетом особенностей учебно-познавательной деятельности лиц с особыми образовательными потребностями, индивидуальных программ развития, индивидуальных учебных планов (при наличии) и рекомендаций инклюзивно-ресурсных центров.
Личностно ориентированную направленность образовательного процесса для ребенка (детей) с тяжелыми нарушениями и ребенка (детей), который (которые) имеет нарушения интеллектуального развития, в инклюзивной ГПД обеспечивает ассистент воспитателя с учетом особенностей учебно-познавательной деятельности лиц с особыми образовательными потребностями.
Тарифные разряды
Тарифные разряды воспитателей ЗСО приведены в приложении 6 к приказу МОН «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557 (далее — приказ № 557). Они устанавливаются по результатам аттестации в соответствии с квалификационными требованиями (квалификационными категориями).
Воспитателям высшей квалификационной категории устанавливается 14 тарифный разряд, первой — 13 тарифный разряд, второй — 12 тарифный разряд, без категории — 10 — 11 тарифные разряды.
А вот тарифный разряд ассистента воспитателя ГПД в ЗСО приказом № 557 не предусмотрен.
В то же время для ассистента учителя общеобразовательного учебного заведения с инклюзивным и интегрированным обучением (приложение 6 к приказу № 557) и ассистента воспитателя дошкольного учебного заведения в инклюзивной группе (приложение 9 к приказу № 557) устанавливаются 10 — 12 тарифные разряды.
Учитывая указанное, ассистенту воспитателя ГПД также следует устанавливать тарифный разряд в пределах 10 — 12. Отсутствие такой должности в приложении 6 к приказу № 557 — это недостаток, который, надеемся, со временем будет устранен путем актуализации его норм.
«Инклюзивная» доплата
Поскольку речь идет об инклюзивной ГПД, то сам собой возникает вопрос об «инклюзивной» доплате. Пунктом 5 постановления КМУ «Об установлении размера доплаты за отдельные виды педагогической деятельности» от 25.08.2004 г. № 1096 (далее — постановление № 1096) предусмотрено, что за работу в инклюзивных классах (группах) в заведениях дошкольного, общего среднего, внешкольного, профессионального (профессионально-технического) и высшего образования устанавливается доплата в предельном размере 20 %.
Такая доплата устанавливается педагогическим работникам и помощникам воспитателей только за часы работы в этих классах (группах).
Напомним, что Перечень должностей педагогических и научно-педагогических работников утвержден постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963 (далее — Перечень № 963).
В указанном Перечне среди педагогических работников указан воспитатель. Поэтому воспитатель ГПД в ЗСО имеет право на «инклюзивную» доплату.
А вот с ассистентом воспитателя ГПД ситуация противоположная.
Дело в том, что в Перечне № 963 среди педагогических должностей указаны:
• ассистент учителя общеобразовательного учебного заведения с инклюзивным и интегрированным обучением (речь идет об ассистенте учителя инклюзивного класса ЗСО);
• ассистент учителя-реабилитолога;
• ассистент воспитателя дошкольного учебного заведения (т. е. ассистент воспитателя инклюзивной группы заведения дошкольного образования).
А значит, ассистент воспитателя инклюзивной ГПД, в отличие от вышеуказанных ассистентов, не может рассчитывать на доплату за работу в инклюзивных классах (группах), а также на надбавку за выслугу лет, за «престижность труда» и другие преимущества, предусмотренные для педагогических работников. Надеемся, что вскоре ситуация будет исправлена: должность этого работника появится в Перечне № 963, в постановлении № 1096 и других нормативно-правовых актах, касающихся оплаты труда педагогических работников.