Инклюзивная группа продленного дня: зарплатные тонкости для воспитателя и его ассистента

Меренкова Светлана, главный бухгалтер і начальник отдела бухгалтерского учета и финансово-хозяйственного обеспечения Главного управления Гоструда в Харьковской области
Бюджетная бухгалтерия Октябрь, 2019/№ 39
В избранном В избранное
Печать
В заведении общего среднего образования организованы инклюзивный класс и группа продленного дня. Родители учащихся обратились с заявлением о создании инклюзивной группы продленного дня. Каким нормативным документом руководствоваться для организации такой группы? Какие тарифные разряды устанавливаются воспитателю и ассистенту воспитателя инклюзивной группы продленного дня? Имеют ли они право на «инклюзивную» доплату?

Сегодня украинское общество достаточно уверенно борется с предвзятым отношением к людям с пороками развития. Большой прогресс наблюдается в отрасли инклюзивного обучения, в частности, в заведениях общего среднего образования (далее — ЗСО).

Порядок организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях утвержден постановлением КМУ от 15.08.2011 г. № 872.*

* О порядке организации инклюзивного обучения в заведениях высшего, профессионально-технического, дошкольного образования вы можете узнать из материалов, размещенных в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 30, с. 10; № 26, с. 26. — Примеч. ред.

В рассматриваемом вопросе речь идет не просто об инклюзивном классе ЗСО, а об инклюзивной группе продленного дня (далее — ГПД).

Такие группы создаются в ЗСО по письменным обращениям родителей, других законных представителей учащихся и в соответствии с решением основателя ЗСО.

Порядок создания групп продленного дня в государственных и коммунальных заведениях общего среднего образования утвержден приказом МОН от 25.06.2018 г. № 677 (далее — Порядок № 677).

Максимальная наполняемость ГПД составляет 30 учащихся.

С учащимися в ГПД работает воспитатель. Как правило, ежедневный план работы воспитателя включает: прогулку, самоподготовку, воспитательные беседы, дидактические и ролевые игры и т. п.

В соответствии с п. 7 Порядка № 677 для лиц с особыми образовательными потребностями, обучающихся в инклюзивных и специальных классах ЗСО, на основании письменного обращения их родителей, других законных представителей создают инклюзивные ГПД.

В инклюзивных ГПД (как и в инклюзивном классе ЗСО) количество учащихся с особыми образовательными потребностями составляет:

• один — три ребенка из числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, сниженным зрением или слухом, легкими интеллектуальными нарушениями и т. п.;

• не более двух детей из числа детей слепых, глухих, с тяжелыми нарушениями речи, в том числе с дислексией, расстройствами спектра аутизма, другими сложными нарушениями развития (нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата в сочетании с интеллектуальными нарушениями или задержкой психического развития) или тех, которые передвигаются на колясках.

Организация образовательного процесса осуществляется с учетом особенностей учебно-познавательной деятельности лиц с особыми образовательными потребностями, индивидуальных программ развития, индивидуальных учебных планов (при наличии) и рекомендаций инклюзивно-ресурсных центров.

Личностно ориентированную направленность образовательного процесса для ребенка (детей) с тяжелыми нарушениями и ребенка (детей), который (которые) имеет нарушения интеллектуального развития, в инклюзивной ГПД обеспечивает ассистент воспитателя с учетом особенностей учебно-познавательной деятельности лиц с особыми образовательными потребностями.

Тарифные разряды

Тарифные разряды воспитателей ЗСО приведены в приложении 6 к приказу МОН «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557 (далее — приказ № 557). Они устанавливаются по результатам аттестации в соответствии с квалификационными требованиями (квалификационными категориями).

Воспитателям высшей квалификационной категории устанавливается 14 тарифный разряд, первой — 13 тарифный разряд, второй — 12 тарифный разряд, без категории — 10 — 11 тарифные разряды.

А вот тарифный разряд ассистента воспитателя ГПД в ЗСО приказом № 557 не предусмотрен.

В то же время для ассистента учителя общеобразовательного учебного заведения с инклюзивным и интегрированным обучением (приложение 6 к приказу № 557) и ассистента воспитателя дошкольного учебного заведения в инклюзивной группе (приложение 9 к приказу № 557) устанавливаются 10 — 12 тарифные разряды.

Учитывая указанное, ассистенту воспитателя ГПД также следует устанавливать тарифный разряд в пределах 10 — 12. Отсутствие такой должности в приложении 6 к приказу № 557 — это недостаток, который, надеемся, со временем будет устранен путем актуализации его норм.

«Инклюзивная» доплата

Поскольку речь идет об инклюзивной ГПД, то сам собой возникает вопрос об «инклюзивной» доплате. Пунктом 5 постановления КМУ «Об установлении размера доплаты за отдельные виды педагогической деятельности» от 25.08.2004 г. № 1096 (далее — постановление № 1096) предусмотрено, что за работу в инклюзивных классах (группах) в заведениях дошкольного, общего среднего, внешкольного, профессионального (профессионально-технического) и высшего образования устанавливается доплата в предельном размере 20 %.

Такая доплата устанавливается педагогическим работникам и помощникам воспитателей только за часы работы в этих классах (группах).

Напомним, что Перечень должностей педагогических и научно-педагогических работников утвержден постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963 (далее — Перечень № 963).

В указанном Перечне среди педагогических работников указан воспитатель. Поэтому воспитатель ГПД в ЗСО имеет право на «инклюзивную» доплату.

А вот с ассистентом воспитателя ГПД ситуация противоположная.

Дело в том, что в Перечне № 963 среди педагогических должностей указаны:

• ассистент учителя общеобразовательного учебного заведения с инклюзивным и интегрированным обучением (речь идет об ассистенте учителя инклюзивного класса ЗСО);

• ассистент учителя-реабилитолога;

• ассистент воспитателя дошкольного учебного заведения (т. е. ассистент воспитателя инклюзивной группы заведения дошкольного образования).

А значит, ассистент воспитателя инклюзивной ГПД, в отличие от вышеуказанных ассистентов, не может рассчитывать на доплату за работу в инклюзивных классах (группах), а также на надбавку за выслугу лет, за «престижность труда» и другие преимущества, предусмотренные для педагогических работников. Надеемся, что вскоре ситуация будет исправлена: должность этого работника появится в Перечне № 963, в постановлении № 1096 и других нормативно-правовых актах, касающихся оплаты труда педагогических работников.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд