Темы статей
Выбрать темы

Оценка деятельности госслужащих: опять по-новому — порядку типовому

Жиленко Екатерина, эксперт по оплате труда и трудовым отношениям
А вы думали, что оценки остались в прошлом: в школьном табеле, аттестате или дипломе? Вовсе нет. Сегодня многие работодатели проводят оценивание своих работников для того, чтобы обнаружить сильные и слабые стороны их деятельности и содействовать дальнейшему развитию. При этом законодательно утвержденные правила оценивания существуют лишь для некоторых категорий работников, в частности для государственных служащих. Именно о них сегодня и поговорим. А причина этого — очередная обновленная редакция Типового порядка проведения оценивания результатов их служебной деятельности. Но обо всем по порядку.

Кабмин своим постановлением № 591 изложил в новой редакции Типовой порядок проведения оценивания результатов служебной деятельности государственных служащих (действует с 12.07.2019 г.). Напомним: Типовой порядок был утвержден во исполнение ч. 11 ст. 44 Закона о госслужбе. Это уже третья его редакция за 2 года существования. Очевидно, сказываются практические нюансы, возникающие в процессе проведения оценивания. Поэтому нормативку постоянно совершенствуют.

Оценивание проводится для государственных служащих, которые занимают должности государственной службы категорий «А», «Б» и «В». Его целью является определение качества выполнения государственным служащим поставленных задач, а также принятие решения о его премировании, планировании служебной карьеры, определении потребности в профессиональном обучении.

Наверное, логичнее было бы сразу обсудить сроки проведения оценивания, но нет. О них поговорим позже. А все потому, что при рассмотрении сроков следует различать этапы проведения оценивания. Поэтому сначала разберемся с этапами.

Этапы оценивания

В п. 9 Типового порядка перечислены этапы оценивания. Их, как и раньше 3, однако сформулированы они иначе. Давайте разберемся, изменилась ли суть этапов оценивания.

img 1Определение заданий и ключевых показателей (ранее — определение и пересмотр заданий и ключевых показателей).

Суть этого этапа осталась неизменной. Однако есть некоторые уточнения относительно сроков и параметров оценивания. Госслужащему определяется от 2 до 5 заданий (п. 11 Типового порядка). Служба управления персоналом предоставляет ему копию заданий и КП.

Задания и КП должны отражать конечный результат, на достижение которого направлена служебная деятельность госслужащих, измеряться в количественном и/или качественном выражении.

Определение заданий и КП для заместителей руководителей осуществляется после определения заданий и КП для их руководителей. Определенные государственному служащему задания и КП хранятся в его личном деле, а их копии — у самого госслужащего и его непосредственного руководителя.

Задания и КП госслужащим по должностям категории «А» на соответствующий год определяются по форме согласно приложению 1 к Типовому порядку, а госслужащим по должностям категорий «Б» и «В» — по форме согласно приложению 7 к Типовому порядку.

В соответствии с ч. 3 ст. 44 Закона о госслужбе оценивание результатов служебной деятельности государственных служащих осуществляют:

• по должностям государственной службы категорий «Б» и «В» — непосредственный руководитель госслужащего и руководитель самостоятельного структурного подразделения;

• по должностям государственной службы категории «А» — субъект назначения*.

* Субъект назначения — государственный орган или должностное лицо, которым в соответствии с законодательством предоставлены полномочия от имени государства назначать на соответствующую должность государственной службы в госоргане и увольнять с такой должности (п. 7 ч.1 ст. 2 Закона о госслужбе).

В пп. 19, 20 и 34 Типового порядка перечислено, кто именно утверждает задания и КП для госслужащих соответствующих категорий. Лицо, которое определяет задания и КП государственным служащим по должностям категорий «Б» и «В», проводит мониторинг их выполнения.

В случае внесения изменений в стратегические документы государственного и/или регионального уровня, годовой план работы государственного органа, типовые задания и ключевые показатели для руководителей центральных органов исполнительной власти, положение о соответствующем государственном органе, задания, функции и обязанности, определенные в положении о государственном органе, о структурном подразделении, в должностной инструкции, задания и КП могут пересматриваться, но не чаще одного раза в квартал (пп. 21 и 35 Типового порядка).

ВАЖНО!

Пересматривать задания и КП в связи с обновлением редакции Типового порядка и приложений к нему не нужно.

Так, обновили не только сам Типовой порядок, но и приложения к нему. В частности, несколько изменилась форма Задания и ключевых показателей результативности, эффективности и качества служебной деятельности государственных служащих — приложения 1,2 и 7 к обновленному Типовому порядку.

В связи с этим возник вопрос: следует ли пересматривать задания и КП при изменении их формы?

В аналогичной ситуации, когда Типовой порядок и приложения к нему были изложены в новой редакции постановлением № 185, на помощь пришли специалисты НАГС. В своем письме от 13.02.2019 г. № 782/07.02-19 они отметили следующее: ст. 58 Конституции Украины установлено, что нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.

Кроме того, среди оснований «квартального» пересмотра заданий и КП не указаны законодательные изменения, в частности такие, как обновление редакции Типового порядка и формы заданий и КП.

С учетом изложенного, изменение формы заданий и КП (приложения 1, 2, 7 к Типовому порядку — в последней редакции) не может быть основанием для пересмотра заданий и КП, определенных до внесения законодательных изменений в соответствии с установленной на то время формой. Такие задания и КП следует выполнять в установленном ранее порядке. При этом из упомянутого письма НАГС следует: если задания и КП пересматриваются по причинам, указанным в пп. 21 и 35 Типового порядка, уже после утверждения новых форм документов, то такие задания и КП нужно определять по форме, содержащейся в обновленных приложениях к Типовому порядку.

img 2Определение результатов выполнения заданий (ранее — оценочное собеседование).

Согласно п. 15 Типового порядка для определения результатов выполнения заданий субъект назначения издает приказ (распоряжение), в котором указываются:

• список государственных служащих;

• срок определения результатов выполнения заданий;

• поручения, необходимые для организационного обеспечения проведения этого этапа оценивания (в случае необходимости).

Определение результатов выполнения заданий, утверждение заключения не проводится, если на дату принятия приказа (распоряжения) об определении результатов выполнения заданий государственный служащий (п. 14 Типового порядка):

• работает на занимаемой должности в отчетном году с определенными ему заданиями менее 3 месяцев (раньше было — менее 6 месяцев);

• находится в отпуске в связи с беременностью и родами, для ухода за ребенком до достижения им 3 лет, без сохранения зарплаты матерям, родителям, усыновителям и другим законным опекунам «на детей» и работникам на период проведения в соответствующем населенном пункте АТО (пп. 3 и 18 ч. 1 ст. 25 Закона об отпусках);

• отсутствует на службе в связи с призывом на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период или принятием на военную службу по контракту, в частности путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, во время действия особого периода;

• отсутствует на службе в связи с прохождением специальной подготовки кандидатами на должность судьи в соответствии со ст. 77 Закона № 1402;

• отстранен от выполнения должностных обязанностей (полномочий) в порядке, определенном законом.

Заметьте: перечисленные госслужащие не оцениваются на втором этапе. При этом в рамках первого этапа для них определяются задания и КП.

В то же время задания и КП для государственных служащих на текущий год не определяются, если они вышли на работу или начали исполнять должностные обязанности в октябре — декабре этого года (п. 12 Типового порядка). Ведь в указанный период уже проводится определение результатов выполнения заданий — второй этап, а на первый времени нет (см. раздел «Сроки оценивания»).

В рамках второго этапа с госслужащим проводится оценочное собеседование. Оно проводится на основании отчета государственного служащего о своей служебной деятельности относительно выполнения соответствующих заданий и КП, составленного в произвольной форме.

При этом Типовой порядок содержит некоторые отличия прохождения этого этапа для госслужащих в зависимости от категории должности:

1) должности категории «А»:

• отчет подается не позднее 2 недель со дня принятия приказа (распоряжения) субъекта назначения;

• перечень лиц, которые проводят оценочное собеседование, приведен в п. 23 Типового порядка;

• оформляются Предложения относительно результатов оценивания (приложение 3 к Типовому порядку), где выставляется оценка (отличная, положительная, отрицательная) и ее обоснование, а также указываются потребности в профессиональном обучении. Кроме того, здесь госслужащий может указать свои замечания относительно оценивания, а также могут проводить дополнительное оценочное собеседование;

2) должности категории «Б» или «В»:

перед проведением оценочного собеседования государственный служащий заполняет форму относительно Результатов выполнения заданий за соответствующий год согласно приложению 8 к Типовому порядку в части сведений о себе и занимаемой должности, описания достигнутых результатов в разрезе каждого определенного задания и срока его фактического выполнения;

• оценочное собеседование проводят непосредственный руководитель совместно с руководителем самостоятельного структурного подразделения (при наличии);

• непосредственный руководитель заполняет Результаты выполнения заданий (приложение 8 к Типовому порядку), где выставляется оценка (отличная, положительная, отрицательная) и ее обоснование, а также указываются потребности в профессиональном росте.

В случае временного отсутствия госслужащего или его повторной неявки для прохождения оценочного собеседования в установленные сроки определение результатов выполнения заданий может проводиться без оценочного собеседования.

Если госслужащий категории «Б» или «В» планирует быть в командировке или отпуске, то по его заявлению непосредственному руководителю оценочное собеседование и определение результатов выполнения заданий проводятся раньше.

Критерии определения баллов приведены в приложении 4 к Типовому порядку.

Как видим, главный акцент второго этапа сохранился — оценочное собеседование. А вот заполнение Результатов выполнения заданий (приложение 8 к Типовому порядку) для госслужащих категорий «Б» и «В» является отличием от предыдущего алгоритма проведения оценивания. Ведь раньше заполнялось отдельное Заключение о результатах оценивания служебной деятельности государственного служащего, который занимает должность государственной службы категории «Б» или «В». Теперь же форма Заключения «одна на всех». Об этом — далее.

img 3Утверждение заключения (ранее — определение результатов оценивания и их утверждение).

По результатам проведенного оценивания (рассмотрения отчета, соответствующих предложений, результатов выполнения заданий) оформляется Заключение оценивания результатов служебной деятельности государственных служащих (приложение 5 к Типовому порядку). Форма этого документа теперь единая для госслужащих всех категорий. Это одно из главных нововведений третьего этапа оценивания.

Заключение с оценкой (отрицательная, положительная, отличная) утверждается приказом (распоряжением) субъекта назначения в декабре отчетного года (п. 16 Типового порядка).

Служба управления персоналом государственного органа, в котором работает госслужащий, ознакомляет соответствующего государственного служащего с утвержденным заключением. А согласно ч. 4 ст. 44 Закона о госслужбе госслужащего ознакомляют с результатами оценивания его служебной деятельности под подпись в течение 3 календарных дней после проведения оценивания.

Копия приказа (распоряжения) об утверждении заключения хранится в личном деле госслужащего.

Следует отметить, что заключение не утверждается в случае, если ни одно из определенных заданий не подлежит оцениванию. Это имеет место, если задание невозможно было выполнить из-за объективных обстоятельств, на которые госслужащий не мог влиять или предлагать другой способ выполнения задания, в частности временная нетрудоспособность, отстранение от выполнения должностных обязанностей (полномочий). Соответствующие сведения указываются в личной карточке такого государственного служащего.

Если же заключение все-таки есть, то на его основании государственный служащий вместе со службой управления персоналом составляет Индивидуальную программу повышения уровня профессиональной компетентности:

• для госслужащих категории «А» — по форме согласно приложению 6 к Типовому порядку. Индивидуальную программу утверждает лицо, осуществлявшее подготовку соответствующих предложений;

• для госслужащих категории «Б» или «В» — по форме согласно приложению 9 к Типовому порядку. Индивидуальную программу согласовывает непосредственный руководитель такого государственного служащего и утверждает руководитель самостоятельного структурного подразделения, в котором он работает (в случае наличия).

Сроки оценивания

Срок выполнения задания должен быть реальным для достижения необходимого результата и определяться с учетом даты принятия приказа (распоряжения) об определении результатов выполнения заданий в соответствии с п. 13 Типового порядка. При этом определение результатов выполнения заданий (этап 2) проводится в октябре — декабре за период с 1 января текущего года или с даты определения заданий и КП до даты принятия приказа (распоряжения) об определении результатов выполнения заданий (п. 13 Типового порядка).

В соответствии с п. 12 Типового порядка задания и КП для госслужащего на следующий год определяются в декабре года, предшествующего отчетному.

Задания и КП для государственного служащего на текущий год определяются в январе — сентябре этого года:

• в случае назначения (перевода) на должность государственной службы или выхода на работу после отсутствия на службе в случае нахождения в отпуске в связи с беременностью и родами, для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, без сохранения зарплаты в соответствии с пп. 3 и 18 ч. 1 ст. 25 Закона об отпусках — в течение 10 рабочих дней после такого назначения (перевода) или выхода на работу;

• в случае проведения повторного оценивания — в течение 5 рабочих дней после завершения такого оценивания (кроме случая получения отрицательной оценки по результатам повторного оценивания).

Если задания и КП для государственного служащего (кроме государственного секретаря министерства) невозможно определить в определенные сроки в связи с:

• временной нетрудоспособностью, отпуском или профессиональном обучением, они определяются в течение 5 рабочих дней после выхода на работу;

• отстранением от выполнения должностных обязанностей (полномочий) — в течение 5 рабочих дней после начала выполнения должностных обязанностей.

Задания и КП для государственных служащих на текущий год не определяются, если они вышли на работу или начали исполнять должностные обязанности в октябре — декабре этого года (п. 12 Типового порядка). Ведь в указанный период уже проводится второй этап оценивания (определение результатов выполнения заданий).

Для государственных служащих, которые находятся в служебных командировках, задания и КП определяются в установленном порядке. Ранее командировки приравнивали к отпуску или временной нетрудоспособности и потому задания и КП определяли в течение 5 рабочих дней после выхода на работу. Теперь же следует применять общие сроки, указанные в абз. 1 п. 12 Типового порядка (ср. ).

Повторное оценивание и обжалование результатов

Если госслужащий получил отрицательную оценку, то проводится повторное оценивание. Заключение по повторному оцениванию утверждается по форме согласно приложению 5 к Типовому порядку не ранее чем через 3 месяца и не позднее чем через 5 месяцев после утверждения «первичного» заключения с отрицательной оценкой.

Задания и КП для повторного оценивания утверждаются в следующие сроки:

• для госслужащих категории «А» — в течение 15 рабочих дней после утверждения заключения, которое содержит отрицательную оценку;

• для госслужащих категорий «Б» и «В» — в течение 5 рабочих дней со дня ознакомления с заключением, которое содержит отрицательную оценку.

Ведь процедура утверждения заключения и ознакомления с ним государственных служащих категории «А» более сложная (с привлечением КМУ и субъекта назначения). Поэтому и сроки утверждения заданий и КП для повторного оценивания рассчитываются по-разному.

Содержание заданий и КП для повторного оценивания и сроки их выполнения должны определяться в зависимости от установленной даты такого оценивания.

При этом в ч. 10 ст. 44 Закона о госслужбе установлено, что в случае получения государственным служащим двух подряд отрицательных оценок по результатам оценивания служебной деятельности такого госслужащего увольняют со службы в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 87 этого Закона.

Кроме того, в соответствии с ч. 7 ст. 44 Закона о госслужбе и п. 47 Типового порядка госслужащий может обжаловать заключение, содержащее отрицательную оценку.

Заключение отменяет субъект назначения или суд в части оценивания результатов служебной деятельности конкретного государственного служащего. Исключение — допущенные процедурные нарушения, которые не влияют на результаты оценивания. В таком случае заключение не отменяется.

Если заключение отменяется, то относительно госслужащего заново проводится оценивание, однако только в два этапа (как и раньше):

• определение результатов выполнения заданий (этап 2);

• утверждение заключения (этап 3).

На это отведены такие сроки:

не позднее 2 месяцев после принятия решения об отмене заключения об оценивании результатов служебной деятельности госслужащего категории «А»;

не позднее 1 месяца после принятия решения об отмене заключения об оценивании результатов служебной деятельности государственного служащего категории «Б» или «В».

Премирование

Не секрет, что за отличную оценку каждый ожидает вознаграждение.

Для государственных служащих таким вознаграждением является премия.

Так, согласно ч. 9 ст. 44 Закона о госслужбе получение государственным служащим отличной оценки по результатам оценивания служебной деятельности является основанием для его премирования и преимущественного продвижения по государственной службе.

Также п. 17 Типового порядка предусматривает, что приказ (распоряжение) руководителя государственной службы в соответствующем государственном органе о премировании государственных служащих категорий «А», «Б» и «В», которые получили отличные оценки по результатам оценивания, издается на основании утвержденного заключения (заключений).

Это перекликается с нормами Типового положения о премировании. Указанным документом также предусмотрено, что размер премии по результатам ежегодного оценивания служебной деятельности устанавливается в одинаковых процентах к должностному окладу для государственных служащих соответствующего государственного органа, которые получили отличную оценку.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

Закон о госслужбеЗакон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889.

Закон об отпускахЗакон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Закон № 1402Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 02.06.2016 г. № 1402-VIII.

Постановление № 185постановление КМУ «О внесении изменений в Типовой порядок проведения оценки результатов служебной деятельности государственных служащих» от 14.03.2018 г. № 185.

Постановление № 591постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 23 августа 2017 г. № 640 и признании утратившим силу постановления Кабинета Министров Украины от 20 декабря 2017 г. № 1047» от 10.07.2019 г. № 591.

Типовой порядокТиповой порядок проведения оценивания результатов служебной деятельности государственных служащих, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2017 г. № 640.

Типовое положение о премированииТиповое положение о премировании государственных служащих органов государственной власти, других государственных органов, их аппаратов (секретариатов), утвержденное приказом Минсоцполитики от 13.06.2016 г. № 646.

КП — ключевые показатели результативности, эффективности и качества служебной деятельности.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше