Работа на должностях патронатной службы
Засчитывается ли в стаж госслужбы время работы на должности патронатной службы?
Ответ на этот вопрос можно найти в 3 шага.
Первый шаг — обращаемся к п. 11 ч. 2 ст. 46 Закона № 8891.
1 Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII.
В соответствии с этой нормой время работы на должностях патронатной службы, указанных в ч. 1 ст. 92 этого Закона, засчитывается в стаж государственной службы.
Второй шаг — переходим к ч. 1 ст. 92 Закона № 889.
Здесь перечислены должности патронатной службы: советники, помощники, уполномоченные и пресс-секретарь Президента Украины, работники секретариатов Председателя ВРУ, его Первого заместителя и заместителя, работники секретариатов депутатских фракций (депутатских групп) в ВРУ, работники патронатных служб Премьер-министра Украины и другие члены КМУ, помощники-консультанты народных депутатов Украины, помощники и научные консультанты судей КСУ, помощники судей, а также должности патронатных служб в других госорганах. Время работы именно на этих должностях включается в стаж госслужбы.
И третий шаг — самый интересный — ч. 5 ст. 92 Закона № 889.
Здесь прописано, что время работы на должностях патронатной службы засчитывается в стаж госслужбы и учитывается при присвоении госслужащему ранга в пределах соответствующей категории должностей, если до назначения на должность патронатной службы он находился на госслужбе и после увольнения с должности патронатной службы вернулся на госслужбу.
Непростая норма. К тому же она вызывает вполне логичный вопрос: как правильно ее трактовать и применять уточнение о «миграции» с госслужбы и на нее до и после работы на должности патронатной службы? Учитывать ли это «если» для подсчета стажа госслужбы? Или же применять лишь для присвоения госслужащему ранга?
НАГС в разъяснении от 23.07.2020 г. № 107-р/з дает четкий ответ: условие, предусмотренное ч. 5 ст. 92 Закона № 889 относительно пребывания на госслужбе и возвращения на нее, касается только включения периода работы на должностях патронатной службы в стаж работы для присвоения ранга государственного служащего.
А когда речь заходит о зачислении периода работы на должностях патронатной службы в стаж государственной службы, то здесь не имеет значения, находилось лицо на госслужбе до назначения на должность патронатной службы и потом вернулось на госслужбу или нет. Время работы на «патронатной» должности засчитывается в стаж госслужбы без необходимости выполнять дополнительные «если».
Прохождение военной службы
Правила исчисления стажа госслужбы надо рассматривать через призму времени. В этом вопросе есть «переломный момент» — 1 мая 2016 г. Именно с этой даты утратил силу Порядок № 2832 и ему на смену пришел Порядок № 2293.
2 Порядок исчисления стажа государственной службы, утвержденный постановлением КМУ от 03.05.94 г. № 283.
3 Порядок исчисления стажа государственной службы, утвержденный постановлением КМУ от 25.03.2016 г. № 229.
Поэтому до 1 мая 2016 года стаж госслужбы исчисляем по правилам Порядка № 283, а с 01.05.2016 г. — по правилам Порядка № 229.
Сравнительный анализ соответствующих норм этих документов относительно учета времени прохождения военной службы в стаже госслужбы мы привели в таблице ниже.
Порядок № 283 (до 01.05.2016 г.) | Порядок № 229 (с 01.05.2016 г.) |
В стаж государственной службы включается время военной службы в Вооруженных Силах и других воинских формированиях (п. 3). При этом в стаж государственной службы лиц засчитывают все виды военной службы, которые они проходили в Вооруженных Силах и других воинских формированиях Украины и бывшего СССР до 1 мая 2016 года (письмо НАГС от 31.07.2017 г. № 6826/13-17, разъяснение от 23.07.2020 г. № 105-р/з) | В стаж госслужбы засчитывается время пребывания на должностях, на которых присваиваются воинские и специальные звания (п. 4). Аналогичная норма содержится в п. 7 ч. 2 ст. 46 Закона № 889. В то же время в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 22324 время прохождения военной службы засчитывается гражданам Украины в их страховой стаж, стаж работы, стаж работы по специальности, а также в стаж государственной службы. В ч. 6 ст. 2 Закона № 2232 перечислены виды военной службы. Именно на них следует ориентироваться, проверяя документы о прохождении военной службы и засчитывая ее время в стаж госслужбы |
4 Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-XII.
Итак, НАГС в разъяснении от 23.07.2020 г. № 105-р/з делает вывод: периоды военной службы как до 1 мая 2016 года, так и после этой даты засчитываются в стаж госслужбы.
Участие в АТО
Рассматривая нормы о включении времени прохождения военной службы в стаж госслужбы, нельзя обойти стороной важный момент.
В соответствии с п. 3 Порядка № 283 в стаж государственной службы включается в трехкратном размере время прохождения военнослужащими военной службы, в течение которого лицо участвовало в АТО в особый период.
Здесь следует обратиться к ч. 3 ст. 2 Закона № 2232 и отметить, что военнослужащими являются граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые проходят военную службу.
ВАЖНО!
Время участия в АТО засчитывается в стаж госслужбы в трехкратном размере только для тех военнослужащих, которые имеют справку, подтверждающую их участие в АТО в особый период.
Форма такой справки приведена в приложении 1 к Порядку № 4135.
5 Порядок предоставления и лишения статуса участника боевых действий лиц, которые защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимали непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения или в осуществлении мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, обеспечении их осуществления, утвержденный постановлением КМУ от 20.08.2014 г. № 413.
Обращаем ваше внимание на еще один нюанс. Правило «трехкратного зачисления» появилось в абз. 6 п. 3 Порядка № 283 в конце 2014 года. Соответствующая норма вступила в силу с 29.10.2014 г.
При этом особый период действует в Украине с 17.03.2014 г., после обнародования Указа № 3036, а АТО проводилась с 14.04.2014 г. по 30.04.2018 г.
6 Указ Президента Украины «О частичной мобилизации» от 17.03.2014 г. № 303/2014.
Итак, имеем три даты. Как их собрать в кучу и понять, с какой нужно применять правило «трехкратного зачисления»?
Помощь НАГС предоставила своим письмом от 09.02.2015 г. № 596/10-15 (ср. ).
Специалисты отметили, что время прохождения военнослужащим военной службы, в течение которого лицо участвовало в АТО в особый период, засчитывают в стаж госслужбы в трехкратном размере с момента участия лица в АТО, а не с момента вступления в силу документа, которым предусмотрена такая льгота.
Проще говоря, упомянутое правило «трехкратного зачисления» действует задним числом.
И это следует учесть при подсчете стажа госслужбы. Но, к сожалению, с появлением Порядка № 229 трехкратное зачисление времени участия в АТО в стаж госслужбы кануло в Лету.
С 01.05.2016 г. и до сих пор ч. 2 ст. 46 Закона № 889 и п. 4 Порядка № 229 содержат лишь норму, согласно которой в стаж госслужбы засчитывается время пребывания на должностях, на которых присваиваются воинские и специальные звания.
О каких воинских званиях идет речь, можно узнать из ч. 2 ст. 5 Закона № 2232.
А вот специальные звания присваивают в соответствии с другими законодательными актами, в частности, должностным лицам таможенных органов и полицейским.
Итак, НАГС в разъяснении от 23.07.2020 г. № 106-р/з отмечает: время прохождения военнослужащими военной службы до 1 мая 2016 года, в течение которого лицо участвовало в АТО в особый период, в стаж государственной службы включается в трехкратном размере согласно Порядку № 283. А вот время прохождения военной службы после 01.05.2016 г. (при этом независимо от участия в АТО или Операции объединенных сил, которая пришла ей на замену) засчитывается в стаж госслужбы один к одному (в одинарном размере).