Темы статей
Выбрать темы

Устранение последствий непогоды: оформляем документы

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Ежегодно в нашей стране возникают разные чрезвычайные ситуации, которые приводят к возникновению угрозы жизни населения и значительным материальным убыткам. Не обошлось без стихий и в этом году. Из-за непогоды во многих областях Украины были нарушены нормальные условия жизнедеятельности населения и нанесены значительные материальные убытки как учреждениям, так и населению. Конечно, если повреждено или уничтожено какое-либо имущество в учреждении, у бухгалтера возникает куча вопросов. В первую очередь они касаются правильного документального оформления операций, связанных с устранением последствий непогоды. В этом материале выясним, с оформлением каких документов придется столкнуться, если непогода натворила бед.

Непогода как чрезвычайная ситуация

Определения таких понятий, как «чрезвычайная ситуация» и «опасное событие», приведены в КГЗУ1.

1 Кодекс гражданской защиты Украины от 02.10.2012 г. № 5403-VI.

Так, чрезвычайная ситуация — это обстановка на отдельной территории или субъекте хозяйствования на ней или водном объекте, которая характеризуется нарушением нормальных условий жизнедеятельности населения, вызвана катастрофой, аварией, пожаром, стихийным бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, применением средств поражения или другим опасным событием, которое привело (может привести) к возникновению угрозы жизни или здоровью населения, большому количеству погибших и пострадавших, причинению значительных материальных убытков, а также к невозможности проживания населения на такой территории или объекте, осуществления на ней хозяйственной деятельности.

Опасное событие — это событие, в том числе катастрофа, авария, пожар, стихийное бедствие, эпидемия, эпизоотия, эпифитотия, которое по своим последствиям представляет угрозу жизни или здоровью населения или приводит к причинению материальных убытков. Как видим, эти понятия похожи между собой, но отличаются степенью последствий, причиненных ситуацией (событием). Поэтому все же стихийное бедствие (непогоду) при определенных условиях правильно трактовать именно как чрезвычайную ситуацию.

В свою очередь, чрезвычайные ситуации классифицируют по разным признакам, указанным в ст. 5 КГЗУ. Более подробная классификация чрезвычайных ситуаций приведена в Классификаторе2 и показана на рисунке.

2 Классификатор чрезвычайных ситуаций ДК 019:2010, утвержденный приказом Госкомитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 11.10.2010 г. № 457.

img 1

Классификация чрезвычайных ситуаций

Например, в зависимости от характера происхождения чрезвычайные ситуации делят на техногенные, природные, социальные и военные. По происхождению такая чрезвычайная ситуация, как непогода, имеет природный характер.

Чрезвычайная ситуация природного характера — это нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на отдельной территории или объекте на ней или на водном объекте, связанное с опасным геофизическим, геологическим, метеорологическим или гидрологическим явлением, деградацией почв или недр, пожаром в природных экологических системах, изменением состояния воздушного бассейна, инфекционной заболеваемостью и отравлением людей, инфекционным заболеванием домашних животных, массовой гибелью диких животных, поражением сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями и т. п.

Также чрезвычайные ситуации классифицируют по их уровням на: государственные, региональные, местные и объектные. Основным документом в этом вопросе является Порядок классификации чрезвычайных ситуаций по их уровням, утвержденный постановлением КМУ от 24.03.2004 г. № 368. Такие уровни определяют в зависимости от объемов последствий, причиненных чрезвычайной ситуацией, количества пострадавших и погибших, объемов технических и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации ее последствий.

Классификация чрезвычайных ситуаций: кто определяет и с какой целью

Отношения, связанные с защитой населения, территорий, окружающей природной среды и имущества от чрезвычайных ситуаций, реагированием на них, функционированием единой государственной системы гражданской защиты, урегулированы в таком документе, как КГЗУ. Также в этом документе в гл. 4 определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, права и обязанности граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.

В частности, в ст. 17 КГЗУ предусмотрено, что центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную политику в сфере гражданской защиты, в том числе выдает экспертные заключения об уровне чрезвычайной ситуации, ведет их учет3.

3 Требования к ведению учета чрезвычайных ситуаций, кроме пожаров, определены в Порядке ведения учета чрезвычайных ситуаций, утвержденном постановлением КМУ от 09.10.2013 г. № 738.

Так, Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабмином через Министра внутренних дел. То есть именно этот орган реализует государственную политику в сфере гражданской защиты, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и предотвращения их возникновения, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, спасательного дела, выдает экспертные заключения об уровне чрезвычайной ситуации, ведет их учет, оповещает и информирует центральные и местные органы исполнительной власти об угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций.

Аналогичными полномочиями наделены территориальные органы ГСЧС. Отметим, что именно эти органы выдают экспертные заключения об уровне чрезвычайной ситуации и ведут их учет.

Почему мы обращаем внимание на этот документ? А потому, что экспертное заключение об уровне чрезвычайной ситуации является основанием для осуществления соответствующих мероприятий по реагированию на чрезвычайные события. По сути, этот документ является совокупностью процедур анализа чрезвычайного события, идентификации причин его возникновения, определения масштабов его последствий и экономических убытков.

Экспертное заключение является обосновывающим документом, который готовит ГСЧС (территориальные органы по вопросам гражданской защиты) и подает Минэкономики (уполномоченному местному органу) для подготовки распоряжения Кабмина (или главы госадминистрации) о выделении средств из резервного фонда государственного (местного) бюджета для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Перечень и состав документов, необходимых для рассмотрения и подготовки ГСЧС экспертного заключения об уровне чрезвычайной ситуации техногенного или естественного характера и социальных чрезвычайных ситуаций, установлены в Требованиях к перечню и содержанию документов для предоставления экспертного заключения об уровне чрезвычайной ситуации, утвержденных приказом МВД от 04.09.2014 г. № 905.

Но прежде чем ГСЧС начнет прорабатывать полученные документы и готовить экспертное заключение, региональная или местная комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций осуществляет определенную подготовительную работу. Кстати, такая комиссия является постоянно действующим органом, который создает соответствующий орган местного самоуправления.

Основными полномочиями комиссии являются осуществление предварительной классификации чрезвычайной ситуации по виду, классификационным признакам и уровню. Далее определим, в какой последовательности осуществляют классификацию чрезвычайных событий как чрезвычайной ситуации.

img 2Отнесение чрезвычайного события к чрезвычайной ситуации.

Для отнесения чрезвычайного события к чрезвычайной ситуации сравнивают фактические последствия события (количество погибших людей, масштабы нарушения жизнедеятельности населения, функционирования транспорта, объектов производственной сферы, загрязнения окружающей среды и др.) с пороговым значением показателей чрезвычайной ситуации. Такие показатели определены приказом МВД от 06.08.2018 г. № 658.

Итак, именно в случае превышения фактических показателей негативных последствий чрезвычайного события пороговых значений такое событие считают чрезвычайной ситуацией.

img 3Классификация чрезвычайной ситуации по происхождению.

Если чрезвычайное событие на первом этапе отнесено к чрезвычайной ситуации, то его в зависимости от причин происхождения классифицируют в соответствии с Классификатором.

img 4Классификация чрезвычайной ситуации по уровням.

Чрезвычайную ситуацию зачисляют к определенному уровню (государственному, региональному, местному или объектному) при условии соответствия ее хотя бы одному из критериев (территориальное распространение, объемы технических и материальных ресурсов, необходимые для ликвидации ее последствий, количество пострадавших людей, нарушение их условий жизнедеятельности и размер причиненных или ожидаемых убытков).

img 5Окончательное решение об определении уровня чрезвычайной ситуации с дальнейшим отражением его в статистических данных принимает ГСЧС.

Такое решение оформляют в виде экспертного заключения об уровне чрезвычайной ситуации.

В конце концов решение (экспертное заключение) ГСЧС является основанием для осуществления других мероприятий по реагированию на чрезвычайную ситуацию в соответствии с законодательством.

Как фиксировать последствия стихийного бедствия?

К сожалению, в законодательстве не существует единого документа, который бы определял механизм документального оформления операций, связанных с ликвидацией последствий стихийных ситуаций. Поэтому мы подготовили для вас пошаговый алгоритм документирования последствий стихийного бедствия, составленный на основании нормативно-правовых актов, о которых мы упоминаем в этом материале, и основывающийся на практических советах и рекомендациях ваших коллег.

img 6Оформление документов, подтверждающих чрезвычайную ситуацию компетентными органами

В первую очередь областные госадминистрации или государственный орган исполнительной власти (Кабмин) создают государственные, региональные или местные комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций.

К основным документам, которые оформляют указанные комиссии, отнесены такие:

1) протокол заседания комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций о предварительной классификации чрезвычайной ситуации по виду, классификационным признакам и уровню.

В таком протоколе указывают обобщенную информацию о чрезвычайной ситуации, времени ее возникновения, зоне действия и последствиях, уровень по классификационным признакам; принятые решения по ее ликвидации, привлеченные силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных мероприятий, а также объем материальных ресурсов и средств, выделенных из резервных фондов местных бюджетов и других источников;

2) документы обследования (паспорта, акты, протоколы проверки) технического состояния объекта (в части качественных и количественных характеристик дефектов и повреждений объекта).

В частности, это Акты обследования повреждений и дефектов, в которых приводят характеристику состояния объекта (конструктивных элементов), которые должны соответствовать тем, которые установлены строительными нормами и правилами с обязательным указанием степени повреждения (%). Если обследованием определено, что состояние объекта или отдельных его конструкций соответствует III (непригодный для нормальной эксплуатации) или IV (аварийный) категории технического состояния, — акт готовит специализированная организация, имеющая лицензию на проведение этого вида работ;

3) перечень неотложных (первоочередных) работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

4) обобщенные сметные расчеты на проведение аварийно-восстановительных и других неотложных работ;

5) список граждан, которые в результате чрезвычайной ситуации остались без жилого дома (помещения), и/или эвакуированных.

img 7Создание в учреждении комиссии для проведения инвентаризации, установления размера причиненных убытков и выполнения других задач

Вопрос создания комиссии и проведения инвентаризации в случае возникновения чрезвычайной ситуации урегулирован Положением № 8794.

4 Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879.

В соответствии с п. 7 разд. I Положения № 879 инвентаризацию обязательно проводят в случае техногенных аварий, пожара или стихийного бедствия (на день после окончания явления). Однако может случиться, что по объективным причинам в этот день инвентаризацию провести невозможно, тогда это необходимо сделать в ближайший подходящий срок. С этой целью руководитель учреждения издает приказ, в котором назначает состав комиссии по инвентаризации и объем активов, подлежащих инвентаризации. При этом инвентаризацию может проводить постоянно действующая или рабочая инвентаризационная комиссия.

По итогам инвентаризации комиссия составляет:

• акт обследования;

• ведомость результатов инвентаризации;

• акт о поврежденных материальных ценностях (в произвольной форме);

• протокол инвентаризационной комиссии.

Также на этом этапе целесообразно составить перечень работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на территории, принадлежащей учреждению. Например, к таким работам относят удаление деревьев и насаждений. Подробнее о выполнении таких работ см. материал «Многолетние насаждения: как удалить и что учесть» этого номера журнала.

img 8Шаг 3. Расчет убытков

На основании результатов проведенной инвентаризации оценивают убытки от повреждения имущества. В учреждениях определяют размеры убытков, причиненных стихийным бедствием на основании первичных документов (при условии, что такие документы не были уничтожены в результате таких обстоятельств).

В свою очередь, компетентные органы для расчета убытков по типам чрезвычайных ситуаций используют специальный документ — Методику оценки убытков от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, утвержденную постановлением КМУ от 15.02.2002 г. № 175.

В этом документе для каждого типа чрезвычайной ситуации согласно Классификатору установлен перечень основных характерных убытков по каждому уровню в зависимости от масштабов вредного воздействия.

При этом для каждого типа и вида чрезвычайной ситуации в зависимости от их уровня определяют основные виды убытков.

Для расчета убытков используют специальные формулы. Порядок расчета основных видов убытков приведем в таблице.

Вид имущества

Порядок определения убытков

Убытки от разрушения и повреждения основных фондов производственного назначения

Состоят из убытков от полного или частичного разрушения и повреждения зданий, сооружений, корпусов, техники, оборудования и других видов основных фондов производственного назначения

Убытки от разрушения и повреждения основных фондов непроизводственного назначения (жилья, коммуникаций, сооружений и зданий вспомогательного назначения и т. п.)

Рассчитывают исходя из остаточной балансовой стоимости разрушенных объектов

Убытки от потерь несобранной сельскохозяйственной продукции

Рассчитывают на базе показателей средней урожайности основных видов сельскохозяйственных культур для разных регионов Украины и среднего прогнозируемого уровня оптовых закупочных цен на соответствующую сельскохозяйственную продукцию с учетом неосуществленных расходов, необходимых для доведения ее до товарного вида

Убытки от потерь сырья, материалов и полуфабрикатов, необходимых для производства продукции и предоставления услуг

Рассчитывают исходя из расходов соответствующих предприятий и организаций на их приобретение или из средних значений оптовых цен на сырье, материалы, полуфабрикаты на момент возникновения потерь

Убытки от потерь имущества граждан и организаций

Рассчитывают для организаций исходя из его остаточной балансовой стоимости, а для граждан — исходя из средней рыночной цены соответствующего имущества на момент его потери, которая оценивается экспертным путем

После исчисления убытков, причиненных вследствие чрезвычайной ситуации, по каждому виду имущества определяют общий размер убытков.

img 9Получение Экспертного заключения об уровне чрезвычайной ситуации

О процедуре оформления такого документа мы уже рассказывали выше.

img 10Получение документов, подтверждающих форс-мажорные обстоятельства

Какие обстоятельства считают форс-мажором и когда учреждению понадобятся документы, подтверждающие форс-мажор (обстоятельства непреодолимой силы), мы рассмотрим далее.

img 11Обращение в страховую компанию для возмещения убытков (в случае заключения договора страхования).

img 12Получение средств из резервного фонда государственного или местного бюджета (в случае наличия) на ликвидацию последствий или предотвращение чрезвычайных ситуаций.

Является ли чрезвычайная ситуация форс-мажором?

Да, чрезвычайные ситуации природного характера относят к форс-мажорным обстоятельствам.

Форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы) являются чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, которые объективно делают невозможным выполнение обязательств, предусмотренных условиями договора (контракта, соглашения и т. п.), обязанностей в соответствии с законодательными и другими нормативными актами.

Такое определение приведено в ч. 2 ст. 141 Закона № 6715. Аналогичное определение содержится и в п. 3.1 Регламента6. Поэтому форс-мажорными обстоятельствами считают, в частности, природные явления, имеющие стихийный характер (эпидемия, сильный шторм, циклон, ураган, торнадо, буря, наводнение, нагромождение снега, гололед, град, заморозки, замерзание моря, проливов, портов, перевалов, землетрясение, молния, пожар, засуха, проседание и сдвиг почвы, другие стихийные бедствия и т. п.).

5 Закон Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине» от 02.12.97 г. № 671/97-ВР.

6 Регламент заверения Торгово-промышленной палатой Украины и региональными торгово-промышленными палатами форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), утвержденный решением Президиума ТПП от 18.12.2014 г. № 44(5).

Итак, чрезвычайные ситуации являются разновидностью форс-мажорных обстоятельств. Как правило, термин «форс-мажор» применяют относительно договорных обязательств сторон, а термин «обстоятельства непреодолимой силы» употребляют относительно договорных и недоговорных отношений.

При этом не считают форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы) такие обстоятельства, как (п. 3.2 Регламента):

• финансовый и экономический кризис;

• дефолт, рост официального и коммерческого курсов иностранной валюты к национальной валюте;

• несоблюдение/нарушение своих обязанностей контрагентом должника;

• отсутствие на рынке необходимых для выполнения обязательства товаров;

• отсутствие у должника необходимых средств и т. п.

Давайте выясним, когда учреждению понадобятся документы, подтверждающие форс-мажор (обстоятельства непреодолимой силы). В частности, необходимость их получения может возникнуть в таких случаях:

1) если нужно продлить сроки расчетов по внешне-экономическим договорам, что предусмотрено ст. 6 Закона Украины «О валюте и валютных операциях» от 21.06.2018 г. № 2473-VIII;

2) для остановки течения исковой давности (ст. 263 ГКУ7);

7 Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

3) для освобождения от ответственности за невыполнение обязательств перед контрагентом (ч. 1 ст. 617, ч. 5 ст. 879, ч. 1 ст. 906, ч. 2 ст. 950, ч. 1 ст. 1043 ГКУ, ч. 2 ст. 218 ХКУ8). При этом не считается случаем, в частности, несоблюдения своих обязанностей контрагентом должника, отсутствие на рынке товаров, необходимых для выполнения обязательства, отсутствие у должника необходимых средств;

8 Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

4) для проведения отсрочки денежных обязательств или налогового долга (п. 100.5 НКУ9);

9 Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

5) для списания безнадежного налогового долга (п.п. 101.2.4 НКУ);

6) для списания безнадежной задолженности, возникшей в результате несостоятельности дебитора погасить задолженность в связи с действием обстоятельств непреодолимой силы или стихийного бедствия (форс-мажора) (абз. «ж» п.п. 14.1.11 НКУ);

7) для получения страхового возмещения от страховой организации (если имущество учреждения было застраховано).

В вышеуказанных случаях прежде всего необходимо обращаться к условиям заключенного договора, где должно быть указано само понятие «форс-мажор» и определен перечень обстоятельств, которые охватывают это понятие. Конечно, значительно проще в подобных ситуациях действовать тем, кто в договорах прописывает особенности договорных отношений в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств и определяет, как необходимо подтверждать такие обстоятельства.

Важно!

Сам факт возникновения форс-мажорных обстоятельств на соответствующей территории не является доказательством того, что именно это событие помешало субъекту хозяйствования (учреждению) выполнить возложенные на него обязательства.

Необходимо понимать: причины невыполнения своего обязательства должны быть именно такими, которые объективно делают невозможным совершение соответствующих действий. При этом подтвердить этот факт учреждение может, только имея на руках Сертификат о форс-мажорных обстоятельствах. Его выдает Торгово-промышленная палата Украины (ТПП). Если же таких обстоятельств нет, то получать Сертификат ТПП не нужно.

Итак, чтобы получить такой документ, субъект хозяйствования (учреждение) должен выполнить ряд действий, предусмотренных в разд. 6 Регламента:

1. Оформить заявление. Форма заявления приведена в приложениях к Регламенту. В заявлении, в частности, указывают информацию об:

• обязательствах (по договору, соглашению и/или закону), которые не могут быть выполнены в установленный срок в результате наступления форс-мажорных обстоятельств;

• самом непредвиденном событии, которое привело к невыполнению обязательств (начале его возникновения и сроке действия);

• телефонных номерах для связи, электронном адресе, способе получения сертификата (лично, через уполномоченное лицо, курьерской или обычной почтой и т. п.).

Заявление подписывает руководитель субъекта хозяйствования (учреждения) или по его поручению — доверенное лицо.

2. Подготовить пакет документов, подтверждающих форс-мажор. В него включают:

1) копию договора, контракта, соглашения и т. п. (со всеми приложениями, изменениями и дополнениями, спецификациями) или копию нормативного акта, в котором предусмотрено обязательство, которое не было выполнено;

2) данные заявителя об объеме выполненных обязательств по договору или в соответствии с актом органов госвласти;

3) данные заявителя о невыполненных обязательствах по договору или в соответствии с актом органов государственной власти, которые невозможно выполнить из-за наступления форс-мажорных обстоятельств;

4) оригиналы документов компетентных государственных органов, подтверждающих факт обстоятельств, на которые ссылается заявитель, и день их наступления.

Такими документами могут быть: протоколы (решения) комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций при областной (районной) государственной администрации, которые признают события и их последствия чрезвычайной ситуацией, акты обследования имущества, справки областного гидрометеорологического центра о погодных условиях и т. п.

3. Подать заявление и пакет документов в ТПП или ее региональное представительство.

Форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы) удостоверяют на основании обращения субъектов хозяйствования по каждому отдельному договору, отдельному налоговому и/или другому обязательству/обязанности, выполнение которых наступило согласно условиям договора, контракта, соглашения, законодательных или других нормативных актов и выполнение которых стало невозможным из-за наличия указанных обстоятельств. Поэтому к каждому отдельному заявлению прилагают отдельный комплект документов.

Имейте в виду, что в некоторых случаях учреждению придется обращаться непосредственно в ТПП. Так, региональные ТПП не выдают документы, касающиеся обязательств по:

• условиям внешнеторговых соглашений и международных договоров;

• условиям внешнеэкономических договоров, контрактов, типовых договоров, соглашений, в которых непосредственно предусмотрено отнесение такой функции к компетенции ТПП;

• условиям договоров, контрактов, типовых договоров, соглашений между резидентами Украины, в которых непосредственно предусмотрено отнесение такой функции к компетенции ТПП.

Рассмотрение заявления может длиться в течение 7 рабочих дней со дня обращения субъекта хозяйствования и в течение 21 рабочего дня — со дня обращения физического лица.

После окончания рассмотрения документов ТПП или ее региональное представительство объявляет «приговор». Если форс-мажорные обстоятельства и их влияние на невыполнение обязательств подтверждены, то учреждению выдают Сертификат о форс-мажорных обстоятельствах на установленном бланке.

Важно!

Сертификат выдают на определенные цели, например, для избежания ответственности перед контрагентом, налоговыми органами или для возмещения убытков.

Будьте готовы: для бюджетных учреждений подтверждение форс-мажорных обстоятельств происходит на платной основе (разд. 7 Регламента). Оплату за сертификат ТПП учреждения осуществляют по КЭКР 2240.

Размер такой платы зависит от срочности получения Сертификата. С тарифами можно ознакомиться на сайте ТПП по ссылке: ucci.org.ua/tarifi-rakhunok-akti.

На сегодня все. Рассмотрение этой темы мы продолжим в следующем номере. Выясним, как действовать учреждению, если в результате чрезвычайной ситуации были повреждены и потеряны документы. Объясним, как проводить закупки для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и за счет каких средств учреждение и граждане получают возмещение понесенных убытков. Также разберем на примерах порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с уничтожением и повреждением имущества вследствие непогоды.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше