Сразу отметим, что для закупки таких товаров не нужно применять упрощенную закупку.
Это связано с тем, что для противовирусных закупок разработан отдельный законодательный механизм закупок, на который не распространяется действие Закона № 9221. Об этом указано в п. 3 разд. X «Заключительные и переходные положения» Закона № 922. Кстати, такой механизм противовирусных закупок начал работать с 17.03.2020 г. и будет действовать он до 31.03.2022 г.
1 Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII.
Итак, особый порядок осуществления закупок товаров, работ и услуг, необходимых для выполнения мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусного заболевания (COVID-19), был введен Законом № 5302 и воплощен в жизнь Кабмином благодаря утверждению Порядка № 2253 и Перечня № 2254.
2 Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» от 17.03.2020 г. № 530-IX.
3 Порядок проведения закупок товаров, работ и услуг, необходимых для осуществления мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID-19) на территории Украины, утвержденный постановлением КМУ от 20.03.2020 г. № 225.
4 Перечень товаров, работ и услуг, необходимых для осуществления мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID-19) на территории Украины, утвержденный постановлением КМУ от 20.03.2020 г. № 225.
выясним, на кого распространяется действие Порядка № 225.
Интересно то, что в самом Порядке № 225 отсутствуют какие-либо исключения относительно области его применения. Даже, наоборот, в п. 2 документа приведены пояснения терминов, упоминаемых в этом документе (а именно, «закупка» и «лицо, уполномоченное заказчиком на проведение закупок»). Также в этом пункте Порядка указано, что другие термины употребляются в значении, приведенном в Законе № 922 и других нормативно-правовых актах.
К тому же в Порядке № 225 не определен перечень заказчиков, имеющих право применять указанный механизм закупок. Выходит, что все субъекты хозяйствования, соответствующие определению «заказчик», которое непосредственно приведено в ст. 2 Закона № 922, могут осуществлять закупки с учетом требований Порядка № 225.
Следовательно, применять Порядок № 225 могут не только заведения здравоохранения, привлеченные к борьбе с коронавирусом, но и другие субъекты хозяйствования.
Это значит, что заведения образования, являющиеся заказчиками для целей Закона № 922, на общих условиях могут руководствоваться Порядком № 225.
заказчики осуществляют противовирусные закупки только тех товаров, работ и услуг, которые приведены в Перечне № 225. И если говорить о таких товарах, как средства индивидуальной защиты (например, медицинские маски, перчатки или респираторы) и дезинфицирующие средства и антисептики, то их действительно могут закупать по упрощенному механизму все заказчики.
Но если взять другие товары из Перечня № 225, например, лекарственные средства или медицинское оборудование, то их могут закупать таким упрощенным способом только заведения здравоохранения, предоставляющие помощь пациентам, больным COVID-19.
определим особенности противовирусных закупок, на которые следует обратить внимание заведению образования — заказчику.
В первую очередь нужно назначить лицо, которое будет проводить такие закупки, т. е. уполномоченное лицо. Конечно, этим может заниматься лицо, которое занимается упрощенными закупками. Но все же о том, что к обязанностям и полномочиям такого лица относится и закупка противовирусных товаров, советуем указать в отдельном распорядительном документе (приказе или распоряжении).
Итак, все дальнейшие действия относительно противовирусных закупок будет выполнять назначенное лицо, которое, в частности:
• определяет (планирует) имеющуюся потребность в закупке товаров, работ и услуг, приведенных в Перечне № 225;
• составляет годовой план закупок и обнародует его через электронную систему закупок Prozorro;
• обнародует объявление о закупке, указывая технические, качественные и другие характеристики предмета закупки;
• обнародует в электронной системе другую информацию, указанную в п. 6 Порядка № 225;
• совершает другие действия, предусмотренные Порядком № 225 (в частности, обнародует договор о закупке с дополнениями, отчитывается о заключенном договоре и отчете о выполнении договора закупки в электронной системе Prozorro).
Также по этому вопросу советуем вам принять к сведению разъяснения о реализации требований Порядка № 225, приведенные в письме Минэкономразвития от 01.04.2020 г. № 3304-04/22081-065.