Темы статей
Выбрать темы

Закупка масок и дезсредств: какую процедуру выбрать

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Для обеспечения карантинных мероприятий заведение образования закупает одноразовые медицинские маски и дезинфицирующие средства. Расходы на эти нужды составляют 70 тыс. грн. Обязательно ли при закупке таких товаров применять упрощенную закупку? Есть ли какие-то особенности относительно такой закупки?

Сразу отметим, что для закупки таких товаров не нужно применять упрощенную закупку.

Это связано с тем, что для противовирусных закупок разработан отдельный законодательный механизм закупок, на который не распространяется действие Закона № 9221. Об этом указано в п. 3 разд. X «Заключительные и переходные положения» Закона № 922. Кстати, такой механизм противовирусных закупок начал работать с 17.03.2020 г. и будет действовать он до 31.03.2022 г.

1 Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII.

Итак, особый порядок осуществления закупок товаров, работ и услуг, необходимых для выполнения мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусного заболевания (COVID-19), был введен Законом № 5302 и воплощен в жизнь Кабмином благодаря утверждению Порядка № 2253 и Перечня № 2254.

2 Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» от 17.03.2020 г. № 530-IX.

3 Порядок проведения закупок товаров, работ и услуг, необходимых для осуществления мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID-19) на территории Украины, утвержденный постановлением КМУ от 20.03.2020 г. № 225.

4 Перечень товаров, работ и услуг, необходимых для осуществления мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID-19) на территории Украины, утвержденный постановлением КМУ от 20.03.2020 г. № 225.

img 1выясним, на кого распространяется действие Порядка № 225.

Интересно то, что в самом Порядке № 225 отсутствуют какие-либо исключения относительно области его применения. Даже, наоборот, в п. 2 документа приведены пояснения терминов, упоминаемых в этом документе (а именно, «закупка» и «лицо, уполномоченное заказчиком на проведение закупок»). Также в этом пункте Порядка указано, что другие термины употребляются в значении, приведенном в Законе № 922 и других нормативно-правовых актах.

К тому же в Порядке № 225 не определен перечень заказчиков, имеющих право применять указанный механизм закупок. Выходит, что все субъекты хозяйствования, соответствующие определению «заказчик», которое непосредственно приведено в ст. 2 Закона № 922, могут осуществлять закупки с учетом требований Порядка № 225.

Следовательно, применять Порядок № 225 могут не только заведения здравоохранения, привлеченные к борьбе с коронавирусом, но и другие субъекты хозяйствования.

Это значит, что заведения образования, являющиеся заказчиками для целей Закона № 922, на общих условиях могут руководствоваться Порядком № 225.

img 2заказчики осуществляют противовирусные закупки только тех товаров, работ и услуг, которые приведены в Перечне № 225. И если говорить о таких товарах, как средства индивидуальной защиты (например, медицинские маски, перчатки или респираторы) и дезинфицирующие средства и антисептики, то их действительно могут закупать по упрощенному механизму все заказчики.

Но если взять другие товары из Перечня № 225, например, лекарственные средства или медицинское оборудование, то их могут закупать таким упрощенным способом только заведения здравоохранения, предоставляющие помощь пациентам, больным COVID-19.

img 3определим особенности противовирусных закупок, на которые следует обратить внимание заведению образования — заказчику.

В первую очередь нужно назначить лицо, которое будет проводить такие закупки, т. е. уполномоченное лицо. Конечно, этим может заниматься лицо, которое занимается упрощенными закупками. Но все же о том, что к обязанностям и полномочиям такого лица относится и закупка противовирусных товаров, советуем указать в отдельном распорядительном документе (приказе или распоряжении).

Итак, все дальнейшие действия относительно противовирусных закупок будет выполнять назначенное лицо, которое, в частности:

• определяет (планирует) имеющуюся потребность в закупке товаров, работ и услуг, приведенных в Перечне № 225;

• составляет годовой план закупок и обнародует его через электронную систему закупок Prozorro;

• обнародует объявление о закупке, указывая технические, качественные и другие характеристики предмета закупки;

• обнародует в электронной системе другую информацию, указанную в п. 6 Порядка № 225;

• совершает другие действия, предусмотренные Порядком № 225 (в частности, обнародует договор о закупке с дополнениями, отчитывается о заключенном договоре и отчете о выполнении договора закупки в электронной системе Prozorro).

Также по этому вопросу советуем вам принять к сведению разъяснения о реализации требований Порядка № 225, приведенные в письме Минэкономразвития от 01.04.2020 г. № 3304-04/22081-065.

5 См. «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 14.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше