Темы статей
Выбрать темы

Спрашивали — отвечаем: о бухучете и не только…

Пеклуха Юлия, главный редактор журнала «Бюджетная бухгалтерия»
По результатам годовой инвентаризации нередко всплывают неоднозначные моменты и ситуации. У кого-то это неоприходованные материалы, а у некоторых — невозмещенные недостачи и потери, которые «висят» за балансом годами. А кто-то обнаружил кучу ненужного имущества, которое давно пора списать и утилизировать. К тому же и ежедневных хлопот и проблем хватает. На какой субсчет оприходовать, как правильно списать и что в учете показать? Как всегда, эти вопросы оживленно обсуждает бухгалтерское сообщество в чате на портале «Бухгалтер.ком.юа». А у нас уже есть конкретные ответы на интересные и популярные учетные вопросы.

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Оприходование ранее не учтенной в балансе мебели

Как правильно и по какой стоимости оприходовать стенку (мебель) в учебном классе, ранее не учтенную в балансе?

Однозначно такая мебель подлежит обязательному зачислению на баланс учреждения.

Но сначала выясните, есть ли какие-то документы на эту мебель. Возможно, ранее уже были осуществлены и отражены в учете расходы на их приобретение, но до оприходования дело так и не дошло. Тщательно все проверьте. Если так и есть, тогда исправьте ошибку (на основании бухгалтерской справки). Если нет ни документов, ни записей в бухучете, тогда идет речь об излишках.

Оценку активов, обнаруженных во время инвентаризации как излишки, может провести инвентаризационная комиссия. Привлекать для этого профессионального оценщика вовсе не обязательно. Оценивать такие объекты следует по справедливой стоимости. То есть необходимо определить, сколько они могут стоить с учетом их состояния на момент оприходования. По результатам оценки следует оформить акт оценки произвольной формы.

Имейте в виду: при оприходовании активов, ранее не учтенных и оставленных для собственных нужд учреждения, следует показать увеличение доходов по субсчету 7112 «Доход от оприходования активов, ранее не учтенных в балансе». Указание на это содержит п. 4 разд. IV Положения № 8791.

В то же время на сумму таких объектов до конца отчетного месяца необходимо подать Справку о поступлениях в натуральной форме. При этом следует показать поступления по коду доходов 25010200 «Поступления бюджетных учреждений от дополнительной (хозяйственной) деятельности».

Подробнее о порядке отражения излишков в учете и отчетности читайте в статье «Инвентаризация в условиях карантина» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 41)

2

Учет комплектующих для компьютерной техники

Приобрели системный блок. В счете отдельно указаны процессор, системная плата, модуль памяти и накопитель. Всего на сумму 6350 грн. Как оприходовать: как единый объект ОС2 на субсчет 1014 или все отдельно на субсчет 1113?

Прежде всего следует внимательно изучить условия договора поставки. Необходимо четко понимать, что именно покупает ваше учреждение: системный блок или запчасти и комплектующие к нему.

Итак, если речь идет о приобретении оборудования в готовом виде, тогда оприходуем на баланс системный блок как единый объект. В частности, он подлежит зачислению в состав ОС (субсчет 1014, подгруппа 6).

Если же предметом договора является поставка запасных частей и комплектующих к компьютерной технике, то и порядок отражения в учете должен быть соответствующим. То есть процессор, системную плату, модуль памяти и накопитель следует оприходовать в состав запасов на субсчет 1515 «Запасные части».

Однако никаких оснований для зачисления этих комплектующих (процессора, системной платы, модуля памяти и т. п.) на баланс как отдельных объектов необоротных активов нет. Ведь такие предметы не могут быть конструктивно обособлены. К тому же они не предназначены для выполнения самостоятельных функций. Тогда как именно при этих условиях объекты могут считаться необоротными активами. Это следует из абз. 3 п. 1 разд. ІІ НП(С)БУ 1213

3

Как оприходовать жалюзи и линолеум

Можно ли отнести жалюзи на субсчет 1113, а линолеум — на 1812 и сразу списать на расходы?

Жалюзи являются разновидностью оконных штор. В свою очередь, последние относятся к предметам хозяйственного инвентаря. Поэтому в зависимости от стоимости жалюзи подлежат оприходованию в состав необоротных активов:

• или как ОС (субсчет 1016, подгруппа 3);

• или как МНМА4 (субсчет 1113, подгруппа 7).

Зато линолеум — это гибкое покрытие для пола. Причем технология укладки линолеума предусматривает его надежную фиксацию и прижатие к полу плинтусом. Фактически линолеум, как и ламинат и обои, является отделочным строительным материалом. Следовательно, эти активы следует учитывать в составе запасов на субсчете 1513 «Строительные материалы». А вот списать их стоимость на расходы соответствующего отчетного периода можно только после их фактического использования для ремонта помещения. Основанием для этого будет Акт списания, составленный комиссией учреждения

4

Оприходуем LED-лампы правильно

Приобрели LED-лампы. На какой субсчет их оприходовать?

LED-лампы, или светодиодные лампы, как и любые другие электрические сменные лампы, предназначены для бытового, промышленного и уличного освещения. Они относятся к хозяйственным материалам, используемым для текущих потребностей учреждений. Итак, их учет следует вести на субсчете 1812 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы». Об этом четко сказано и в Порядке № 12195.

А вот как именно наладить порядок оперативного учета таких материалов, решать вам. Дело в том, что производители таких ламп по большей части дают гарантию на 12 месяцев их службы. Поэтому есть смысл вести оперативный количественный учет таких ламп как минимум в течение года с момента их передачи в пользование.

Другое дело — LED-лампы-светильники. Вот их целесообразно учитывать в составе необоротных активов. Ведь ожидаемый срок службы таких объектов точно превышает один год. Кроме того, эти лампы являются полностью законченными устройствами и предназначены для выполнения определенных самостоятельных функций. Таким образом, их следует зачислять в состав МНМА на субсчет 1113

5

Сроки использования спецодежды

Подскажите, пожалуйста, какими нормами регламентируется срок использования спецодежды?

На работах с вредными и опасными условиями труда, работах, связанных с загрязнением или неблагоприятными метеорологическими условиями, работникам бесплатно выдают по установленным нормам специальную одежду, обувь и другие СИЗ6.

Причем работодатель обязан обеспечить приобретение, комплектование, выдачу и содержание СИЗ за свой счет.

Это черным по белому прописано в ст. 8 Закона об охране труда7. Бесспорно, это требование в полной мере касается и бюджетных учреждений.

Общие принципы обеспечения работников СИЗ определены Требованиями № 18048. В частности, в соответствии с п. 8 разд. ІІІ этих Требований работодатель должен организовать надлежащий учет и контроль за выдачей в установленные сроки СИЗ работникам. В то же время спецодежда является собственностью учреждения и подлежит возврату в случаях, перечисленных в п. 6 разд. ІІІ Требований № 1804.

Непосредственно виды и сроки ношения (использования) спецодежды, спецобуви и других СИЗ, необходимых работникам для исполнения трудовых обязанностей, определяются на отраслевом уровне.

Впрочем, если для определенной отрасли не утверждены типовые нормы, целесообразно прописать нормы бесплатной выдачи СИЗ в коллективном договоре. При этом за основу можно взять Нормы № 629. Здесь можно найти сроки использования спецодежды работниками, чьи профессии являются общими для разных отраслей, например: уборщик, охранник, кладовщик, сантехник и др.

Факт выдачи работникам и возврата ими СИЗ следует фиксировать в личной карточке учета специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ. Ее форма приведена в приложении 1 к Требованиям № 1804

6

Сколько можно потратить на приобретение ковров

Установлены ли предельные суммы расходов на приобретение ковровых дорожек?

Предельные суммы расходов на приобретение легковых автомобилей, мебели, другого оборудования и устройств государственными учреждениями утверждены постановлением № 33210. В то же время этим нормативным документом предусмотрено и ограничение по осуществлению расходов на приобретение и содержание мобильных телефонов учреждениями и организациями, содержащимися за счет средств госбюджета. Зато о расходах на закупку ковровых дорожек или коврового покрытия здесь ни слова. Таких предельных сумм просто не существует. Следовательно, этот вопрос остается на усмотрение руководства госучреждения.

Однако это касается лишь учреждений, которые финансируются из государственного бюджета. А вот заведения и учреждения, содержащиеся за счет местных бюджетов, должны руководствоваться в первую очередь местными документами. Поэтому стоит поинтересоваться, существуют ли предельные суммы расходов на приобретение предметов конторского обустройства (в том числе ковров), утвержденные соответствующим местным советом

7

Учет регистрационных взносов участников аукциона

На счет учреждения поступила сумма регистрационных взносов

участников аукциона на право аренды помещения. Какими должны быть действия бухгалтера и как правильно отразить эти поступления в бухучете?

Для приобретения статуса участника электронного аукциона на право аренды имущества лицо должно уплатить регистрационный и гарантийный взносы. Такое требование зафиксировано в п. 57 Порядка № 48311.

Регистрационный взнос считается уплаченным с момента его зачисления на банковский счет оператора электронной площадки. В свою очередь, оператор перечисляет суммы уплаченных участниками регистрационных взносов на казначейский/банковский счет, указанный арендодателем в объявлении, в течение пяти рабочих дней с даты проведения аукциона. Указание на это содержит п. 107 Порядка № 483 (ср. ).

Следовательно, регистрационные взносы участников аукциона по аренде имущества поступают на счет учреждения-арендодателя. Но следует четко понимать: такие средства не относятся ни к одному виду собственных поступлений бюджетных учреждений. С учетом этого, они должны быть направлены в доход бюджета.

Именно к такому выводу пришли специалисты Минфина в своих письмах от 06.02.2019 г. № 06220-09-2/3215 и от 06.05.2019 г. № 47040-09-2/12098 по поводу гарантийных взносов участников аукциона. При этом главный финорган настаивает на необходимости зачисления этих средств в состав прочих поступлений общего фонда бюджета.

Вместе с этим существует и несколько другое мнение на этот счет. Так, специалисты ФГИУ в своем недавнем разъяснении (письмо ФГИУ от 25.11.2020 г. № 10-16-24007) отметили, что суммы регистрационных и гарантийных взносов подлежат перечислению на казначейский счет бюджета как поступления от арендной платы.

Итак, необходимость направления регистрационных взносов участников арендного аукциона в доход бюджета — вне всякого сомнения.

В то же время такие взносы не имеют прямого отношения к плате за аренду имущества. Учтите, что разъяснения о классификации доходов бюджета не входят в полномочия ФГИУ.

С учетом этого, считаем необходимым следовать рекомендациям Минфина: перечислять указанные поступления надо в общий фонд соответствующего бюджета по коду классификации доходов 24060300 «Прочие поступления».

Важно: при поступлении регистрационных взносов увеличение доходов учреждения-арендодателя не происходит. В то же время не возникает и расходов при перечислении этих взносов в доход бюджета.

Следовательно, эти операции следует отражать в бухучете арендодателя так:

1) поступили суммы регистрационных взносов участников аукциона по аренде имущества: Дт 2313 — Кт 2117;

2) начислена задолженность перед бюджетом на сумму регистрационных взносов: Дт 2117 — Кт 6312;

3) перечислены регистрационные взносы в доход бюджета: Дт 6312 — Кт 2313

8

Списание беговой дорожки до окончания срока эксплуатации

Как правильно списать беговую дорожку (субсчет 1014), которая учитывается с 2013 года?

Прежде всего следует помнить, что спортивное оборудование относится к подгруппе 8 группы «Машины и оборудование». Указание на это содержит п. 1.1 разд. II Методрекомендаций по учету ОС12.

В свою очередь, существуют типовые сроки эксплуатации ОС бюджетными учреждениями в разрезе их подгрупп. Такие сроки приведены в приложении 1 к Методрекомендациям по учетной политике13. В частности, для оборудования, которое относится к подгруппе 8 соответствующей группы, установлен срок службы на уровне 10 лет. То есть номинальный срок полезного использования беговых дорожек составляет 10 лет.

Списание такого оборудования до момента достижения 10-летнего возраста возможно по причине его выхода из строя и невозможности (нецелесообразности) его восстановления. Это следует из п 1 п. 4 Порядка № 131414.

Поэтому списать беговую дорожку, которая стала непригодной для дальнейшего использования, действительно, можно и нужно. Однако для этого, очевидно, понадобится разрешение вышестоящей организации. Ведь по решению руководителя учреждения допускается списание лишь полностью изношенного имущества. Таковым является предписание абз. 5 п. 5 Порядка № 1314.

Кроме того, вряд ли удастся обойтись и без заключения сервисного центра по ремонту и обслуживанию спортивного оборудования. Потому что для получения согласия на списание ОС вместе с обращением надо подать еще целый пакет документов для обоснования списания соответствующего объекта (п. 6 Порядка № 1314). В частности, среди них:

1) технико-экономическое обоснование необходимости списания имущества;

2) сведения об имуществе, которое предлагается списать по данным бухгалтерского учета (приложение 1 к Порядку № 1314);

3) акт инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию (приложение 2 к Порядку № 1314);

4) акт технического состояния имущества, утвержденный руководителем учреждения;

5) сведения о наличии обременений или ограничений относительно распоряжения имуществом, которое предлагается списать, и т. п.

Что же касается отражения списания спортоборудования на счетах бухучета, то все стандартно. То есть ваш основной ориентир при составлении бухгалтерских записей — пп. 1.30 и 1.31 Типовой корреспонденции15

9

Списание коммунального имущества: когда разрешение не нужно

Подскажите, пожалуйста, какая предельная стоимость установлена для списания ОС по решению руководителя учреждения, финансируемого за счет средств местного бюджета?

Механизм списания объектов государственной собственности определен Порядком № 1314. В частности, абз. 5 п. 5 этого Порядка устанавливает стоимостный предел для списания имущества по решению руководителя учреждения на уровне 50 тыс. грн. То есть разрешение от субъекта управления на списание объектов, первоначальная стоимость которых ниже этой отметки, не нужно. Однако это касается только полностью самортизированных необоротных активов (на которые начислено 100 % износа). При этом недвижимое имущество является исключением. Его списание без согласования с субъектом управления невозможно

Обратите внимание: вышеуказанные правила распространяются на учреждения и организации, содержащиеся за счет госбюджета.

Зато в случае списания объектов коммунальной собственности следует руководствоваться нормами документов, утвержденных на местном уровне. Ведь правомочия по владению, пользованию и распоряжению объектами права коммунальной собственности от имени и в интересах территориальных громад осуществляют ОМС16. Это закреплено в ч. 5 ст. 60 Закона о МС17. Причем пределы полномочий ОМС по управлению коммунальным имуществом и условия их осуществления определяются исключительно на пленарных заседаниях местных советов (п. 31 ч. 1 ст. 26 Закона о МС). Следовательно, положение о порядке списания коммунального имущества должно быть утверждено решением соответствующего совета.

В то же время практика свидетельствует: требования местных положений о списании имущества по своему содержанию тождественны нормам Порядка № 1314. Несмотря на это советуем всем коммунальным заведениям и учреждениям внимательно читать нормативные документы, утвержденные именно на местном уровне

10

Расследование остановлено, виновные не найдены: можно ли списать недостачу

В 2007 году в учреждении произошла кража. По этому факту было открыто уголовное производство. В этом году получили письмо о приостановлении следствия ввиду неустановления виновных лиц. Является ли это основанием для списания кражи с забалансового учета?

До момента установления виновных лиц недостачи материальных ценностей подлежат зачислению и учету на забалансовом субсчете 073.

Списать недостачу с забалансового учета можно в двух случаях:

• либо в случае установления виновников;

• либо в случае закрытия уголовного производства. Документом, подтверждающим завершение уголовного производства, является постановление прокурора или следователя о закрытии уголовного производства. Конкретный срок, в течение которого следует учитывать недостачи на забалансовом субсчете, законодательством не определен.

Внимание! Какие-либо другие основания для списания сумм невозмещенных недостач с забалансового учета не предусмотрены. Это следует из абз. 5 п. 4 разд. IV Положения № 879.

Итак, непосредственно факт приостановления досудебного расследования не может быть поводом для списания недостачи. Ведь приостановление расследования свидетельствует лишь о временном перерыве в проведении следственных (розыскных) мероприятий.

Вместе с тем неустановление лица, виновного в совершении уголовного преступления, в течение срока давности привлечения к уголовной ответственности является основанием для закрытия уголовного производства. Таковым является предписание п. 31 ч. 1 ст. 284 УПКУ18. Эта норма касается как физических, так и юридических лиц. Исключением из правила, безусловно, являются особо тяжкие преступления против жизни или здоровья лица или преступления, за которые предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы

Участники уголовного производства (в том числе пострадавший или его законный представитель) имеют право заявлять ходатайство прокурору о закрытии уголовного производства на соответствующем основании. Закрытие уголовного производства в таком случае осуществляется судом по ходатайству прокурора.

Сроки давности для привлечения к уголовной ответственности установлены ст. 49 УКУ19. Эти сроки дифференцированы в зависимости от вида совершенного преступления. А именно, это 5, 10 и 15 лет — соответственно для нетяжких, тяжких и особо тяжких преступлений (пп. 3 — 5 ч. 1 ст. 49 УКУ).

Классификация уголовных правонарушений приведена в ст. 12 УКУ. При этом степень тяжести преступления определяется исходя из срока наказания в виде лишения свободы, предусмотренного за соответствующее правонарушение. Так, преступления делятся на:

нетяжкие — за совершение предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более 5 лет;

тяжкие — лишение свободы на срок не более 10 лет;

особо тяжкие — лишение свободы более чем на 10 лет или пожизненное заключение.

Зато, если за совершение уголовного преступления не предусмотрено лишение свободы, такие действия вообще классифицируются как уголовный проступок. Срок давности для привлечения в этом случае не превышает трех лет (пп. 1, 2 ч. 1 ст. 49 УКУ).

В зависимости от обстоятельств совершения кражи и стоимости украденного ст. 185 УКУ предусмотрены различные виды наказаний: от штрафа до 12 лет лишения свободы.

Итак, руководство вашего учреждения должно прежде всего обратиться в следственные органы для уточнения обстоятельств соответствующего дела. Если на момент приостановления досудебного расследования срок давности для привлечения злоумышленника к ответственности истек, следует инициировать закрытие уголовного производства. Основанием будет неустановление виновников. И только имея на руках решение суда о закрытии уголовного производства, можно окончательно списать недостачу с забалансового учета

1 Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879.

2 ОС — основные средства.

3 Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

4 МНМА — малоценные необоротные материальные активы.

5 Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

6 СИЗ — средства индивидуальной защиты.

7 Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII.

8 Минимальные требования безопасности и охраны здоровья при использовании работниками средств индивидуальной защиты на рабочем месте, утвержденные приказом Минсоцполитики от 29.11.2018 г. № 1804.

9 Нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам общих профессий разных отраслей промышленности, утвержденные приказом Госгорпромнадзора от 16.04.2009 г. № 62.

10 Постановление КМУ «О предельных суммах расходов на приобретение автомобилей, мебели, другого оборудования и устройств, мобильных телефонов, компьютеров государственными органами, а также учреждениями и организациями, содержащимися за счет государственного бюджета» от 04.04.2001 г. № 332.

11 Порядок передачи в аренду государственного и коммунального имущества, утвержденный постановлением КМУ от 03.06.2020 г. № 483.

12 Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

13 Методические рекомендации по учетной политике субъекта государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

14 Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314.

15 Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

16 ОМС — органы местного самоуправления.

17 Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

18 Уголовный процессуальный кодекс Украины от 13.04.2012 г. № 4651-VI.

19 Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше