Извлечение из ГРОДИ: сколько стоит и как долго действует

Крот Юлия, эксперт по финансовым вопросам
Бюджетная бухгалтерия Октябрь, 2020/№ 37
В избранном В избранное
Печать
В соответствии с Порядком № 13141 для списания необоротных активов необходимо иметь в наличии извлечение из ГРОДИ2 как подтверждение отсутствия ограничений распоряжения соответствующим имуществом. Возникает вопрос: обязательно ли получать такое извлечение каждый раз для списания необоротных материальных активов? Каков срок действия такого извлечения (в течение какого периода времени оно является действительным)? Имеет ли возможность госучреждение получить информацию из реестра бесплатно?

1 Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314.

2 ГРОДИ — Государственный реестр обременений движимого имущества.

Напомним: нормами Порядка № 1314 регламентирован механизм списания объектов государственной собственности. А вот коммунальные заведения и учреждения должны руководствоваться местными документами, определяющими порядок списания коммунального имущества соответствующей территориальной громады. Хотя и не секрет, что такие документы часто дублируют требования Порядка № 1314.

По общему правилу балансодержатели проводят списание необоротных активов на основании принятого субъектом управления решения о предоставлении согласия на их списание (п. 5 Порядка № 1314). В то же время для списания полностью изношенных ОС3 (начислено 100 % износа) и ПНМА4, первоначальная стоимость которых меньше установленного предела, вполне достаточно решения руководителя учреждения. Кстати, с 17 сентября этого года стоимостный предел вырос до 50 тыс. грн. Однако из этого исключения есть свое исключение. В частности, это не касается недвижимого имущества и объектов незавершенного строительства. Списать такие объекты по решению руководителя не выйдет. Понадобится разрешение субъекта управления.

3 ОС — основные средства.

4 ПНМА — прочие необоротные материальные активы.

Подробнее о последних изменениях, внесенных в Порядок № 1314, читайте в консультации «Имущество стоимостью менее 50 тыс. грн можно списывать без разрешения» («Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 35).

Таким образом, в общем случае, чтобы списать с баланса госимущество, необходимо сначала получить разрешение от субъекта управления таким имуществом.

С целью получения согласия на списание нужно подать субъекту управления вместе с обращением еще целый пакет документов. В частности, к ним относятся (п. 6 Порядка № 1314):

1) технико-экономическое обоснование необходимости списания имущества;

2) сведения об имуществе, которое предлагается списать (приложение 1 к Порядку № 1314);

3) акт инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию (приложение 2 к Порядку № 1314);

4) акт технического состояния имущества;

5) сведения о наличии обременений или ограничений по распоряжению имуществом, которое предлагается списать (вместе с соответствующими подтверждающими документами);

6) сведения о земельном участке, на котором расположено недвижимое имущество, и т. п.

Кроме того, субъект управления может требовать предоставления и других дополнительных документов для принятия решения о списании имущества. Это могут быть техпаспорта, извлечения из реестров, заключения специализированных организаций, договоры или их проекты и т. п.

Как видим, для согласования списания объектов госсобственности действительно необходимо предоставить субъекту управления информацию об обременении такого имущества. Это может быть извлечение из ГРОДИ или из Единого реестра запретов отчуждения объектов недвижимого имущества как неотъемлемой архивной составной части Госреестра вещных прав на недвижимое имущество.

Если же говорить конкретно об информации об обременениях движимого имущества, то держатель или регистратор ГРОДИ обязаны на запрос любого физического или юридического лица предоставить заверенное извлечение из этого реестра. Указание на это содержит ч. 1 ст. 45 Закона № 12555.

5 Закон Украины «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений» от 18.11.2003 г. № 1255-IV.

При этом такое извлечение свидетельствует о внесении записей об обременении относительно соответствующего движимого имущества в ГРОДИ или об их отсутствии. В случае наличия обременения в извлечении указываются все имеющиеся записи и сведения, содержащиеся в них.

Следует понимать, что ГРОДИ — это единая компьютерная база данных о возникновении, изменении, прекращении обременений, а также об обращении взыскания на предмет обременения. Такое определение содержит абз. 2 п. 2 Порядка ведения ГРОДИ6. Записи об обременении соответствующего имущества вносят в реестр в день принятия заявления. А значит, ГРОДИ является интерактивной системой, которая постоянно обновляется.

6 Порядок ведения Государственного реестра обременений движимого имущества, утвержденный постановлением КМУ от 05.07.2004 г. № 830.

С учетом этого можно сделать вывод, что извлечение из ГРОДИ:

во-первых, предоставляет информацию о наличии (отсутствии) обременений и ограничений по распоряжению конкретным объектом движимого имущества;

во-вторых, содержит сведения, актуальные на дату и время его формирования, или дату и время, определенные в запросе. Действующими нормативно-правовыми актами срок действия такого извлечения не установлен.

В свою очередь, это фактически является ответом на первые два вопроса нашего читателя. Так, для согласования списания с баланса необоротных активов необходимо получить извлечение из ГРОДИ (другого Госреестра) о наличии обременений относительно конкретных объектов. И это следует делать каждый раз, когда возникает потребность в получении разрешения на списание от субъекта управления. Каждое такое извлечение является бессрочным, однако содержит информацию, актуальную исключительно на момент его формирования.

Таким образом, получить одно общее извлечение на все объекты, которые вы планируете списать в ближайшее время, не выйдет.

Взять сразу несколько извлечений «впрок» на все объекты, потенциально подлежащие списанию в соответствующем отчетном периоде, тоже не вариант. Вероятнее всего, субъект управления будет требовать каждый раз «свежее» извлечение. Поэтому лучше заранее уточнить срок, в течение которого извлечение будет считаться действующим.

Также коротко остановимся на процедуре получения извлечения из ГРОДИ.

Так, информация из реестра предоставляется как в бумажном, так и в электронном формате. Причем выдача извлечения на бумаге не предусматривает использования специальных бланков. Для его получения можно обратиться к любому нотариусу или его помощнику, имеющему доступ к ГРОДИ (п. 29 Порядка ведения ГРОДИ). С этой целью следует подать заявление с указанием одного из таких идентификаторов:

1) регистрационный номер записи;

2) регистрационные данные предмета обременения;

3) сведения о должнике:

• для физического лица — фамилия, имя и отчество (при наличии), регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика;

• для юридического лица — наименование, идентификационный код согласно ЕГРПОУ.

Тогда как извлечение в электронной форме предоставляется через официальный веб-портал Минюста. Для этого лицо должно пройти идентификацию с использованием квалифицированной электронной подписи или печати. Далее можно приступать к поиску сведений о зарегистрированных обременениях, загрузке и пересмотру извлечения для его дальнейшего использования, в том числе печати. Непосредственно формирование извлечения осуществляется автоматически программными средствами ведения реестра с учетом указанных лицом параметров (п. 31 Порядка ведения ГРОДИ).

Независимо от формы предоставления информации из ГРОДИ — это удовольствие не бесплатное. Хотя и не для всех.

Так, органы госвласти освобождаются от платы за внесение записей в реестр, а также получение извлечений. При этом обязательное условие — прямая связь предоставления такой информации с осуществлением полномочий этих органов (абз. 2 п. 35 Порядка ведения ГРОДИ).

Зато ч. 1 ст. 46 Закона № 1255 очерчен значительно более узкий круг тех, кто может получить извлечение из ГРОДИ бесплатно. Плата за регистрационные услуги и предоставление извлечений не взимается с центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализацию государственной финансовой и бюджетной политики.

А как известно, это у нас — Минфин7. Кроме того, привилегированный статус предоставлен и другим центральным органам исполнительной власти, относительно которых принято решение о предоставлении государственных (местных) гарантий.

7 Согласно абз. 2 п. 1 Положения о Министерстве финансов Украины, утвержденного постановлением КМУ от 20.08.2014 г. № 375, Минфин является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную финансовую, бюджетную и долговую политику.

Следовательно, 100-процентно на бесплатную выдачу извлечений из ГРОДИ могут рассчитывать Минфин, его структурные подразделения, службы и агентства, находящиеся в его подчинении. А вот остальные госорганы — под вопросом. Ведь нормы Закона № 1255 имеют высшую юридическую силу по сравнению с Порядком ведения ГРОДИ (ср. 025069200).

Таким образом, учреждения, не попавшие в число «счастливчиков», вынуждены будут уплатить за получение извлечения из ГРОДИ:

• в бумажной форме — 0,03 ПМТЛ8 (в 2020 году — 60 грн (2102 грн х 0,03 = 63,06 грн ≈ 60 грн9));

8 ПМТЛ — прожиточный минимум для трудоспособных лиц.

9 Плата взимается в соответствующем размере от ПМТЛ, установленного на 1 января календарного года, и округляется до ближайших 10 грн (примеч. к приложению к постановлению КМУ от 05.07.2004 г. № 830).

• в электронной форме — 0,02 ПМТЛ (в 2020 году — 40 грн).

Также имейте в виду: расходы на оплату таких регистрационных услуг следует планировать и проводить по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». Это следует из абз. 9 п.п. 1 п.п. 2.2.4 Инструкции № 33310. И хотя в этой норме речь идет о плате за извлечение из ГРОДИ как составляющей услуг, предоставляемых в случае приобретения жилья, однако подход к осуществлению таких расходов единый. А вот применять КЭКР 2800 «Прочие текущие расходы» в этом случае неправильно. Ведь по этому коду предусмотрено проводить расходы, не связанные с приобретением товаров и услуг бюджетными учреждениями (абз. 1 п. 2.6 Инструкции № 333). Тогда как предоставление информации из ГРОДИ в виде извлечения является не чем иным, как услугой. Собственно, это в полной мере касается и получения извлечений из других госреестров.

10 Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

И еще один важный момент: расходы на оплату услуг по предоставлению информации об обременении движимого имущества следует отражать в составе материальных расходов по дебету субсчета 8013 «Материальные расходы». А вот включение их в состав расходов по необменным операциям будет ошибочным. Это противоречит экономической сути такой хозяйственной операции и методологическим принципам ведения бухучета.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити всього за 10 грн
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд