Темы статей
Выбрать темы

Местные выборы — 2020: освобождаем работников от основной работы

Жиленко Екатерина, эксперт по оплате труда и трудовым отношениям
Местные выборы «не за горами». Многие работники бюджетных учреждений изъявляют желание принять участие в избирательном процессе не только как избиратели, но и как его организаторы. Что делать в этом случае? Как оформить «неработу» сотрудника в дни организации и проведения выборов? Об этом мы поговорим в сегодняшней статье.

В этом году у выборов есть одна важная особенность. Они проходят по новому нормативному документу — Избирательному кодексу Украины1. Он вступил в силу 01.01.2020 г. и несколько осовременил избирательную систему в Украине.

1 Избирательный кодекс Украины от 19.12.2019 г. № 396-IX.

Что касается гарантий для участников избирательного процесса и оплатных вопросов, то здесь в целом все на своих местах.

Сегодня говорим о местных выборах. Во многих объединенных территориальных громадах пройдут первые выборы. Будем избирать депутатов сельских, поселковых, городских советов громад. Также пройдут очередные выборы сельских, поселковых, городских голов (мэров).

Поэтому из ИКУ мы выбрали нормы, которыми предусмотрены гарантии для членов избирательных комиссий (ИК), кандидатов в депутаты местных советов, на должность местных голов, доверенных лиц кандидатов, представителей и уполномоченных лиц организаций партий, которые выдвигают своих кандидатов в депутаты местных советов, и официальных наблюдателей.

Информацию мы собрали в удобном табличном виде.

Трудовые гарантии для участников избирательного процесса на местных выборах

Таблица 1

Участник избирательного процесса

Гарантия

Законодательная норма

Члены ИК:

председатель, заместитель председателя, секретарь и другие члены

На время непосредственного исполнения обязанностей (участие в заседаниях комиссии, других мероприятиях во исполнение ИКУ или решений комиссии) на каждого члена ИК распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством для работников на время исполнения ими государственных или общественных обязанностей в рабочее время.

По нормам КЗоТ на время исполнения таких обязанностей сохраняется место работы (должность) и средний заработок

При этом следует понимать, что речь идет об исполнении обязанностей в ИК на безоплатной основе. Только тогда за членом ИК сохраняется средний заработок по основному месту работы.

В то же время по решению избирательной комиссии председатель, заместитель председателя, секретарь или в случае их отказа другие члены ИК в течение избирательного процесса могут выполнять свои полномочия на платной основе на основании гражданско-правового договора (ГПД) между ними и ИК. На этот период они освобождаются от исполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы с сохранением стажа работы.

То есть если член ИК исполняет обязанности на платной основе, то по основному месту работы этот период ему не оплачивается (средний заработок не сохраняется). В то же время сохранение стажа следует понимать как сохранение места работы (должности)

Ст. 38 ИКУ, ч. 1 ст. 119 КЗоТ,

ч. 1 ст. 212 ИКУ

Кандидат в депутаты местного совета

Со времени регистрации как кандидата и до окончания избирательного процесса (или отмены его регистрации) кандидату в депутаты нельзя отказать в освобождении от исполнения производственных или служебных обязанностей по месту работы с предоставлением неоплачиваемого отпуска.

Также во время избирательного процесса его нельзя:

уволить по инициативе собственника учреждения, организации или уполномоченного им органа, командира воинской части (формирования);

без его согласия перевести на другую работу, направить в командировку, а также призвать на военную или альтернативную (невоенную) службу, учебные (проверочные) и специальные сборы военнообязанных.

Конечно же, описанные нормы дают лазейки и для увольнения, и для перевода, и для направления в командировку. Ведь не запрещено увольнять по соглашению сторон или по собственному желанию работника. А для перевода/командировки нужно получить согласие работника, лучше всего — письменное

Ст. 237 ИКУ

Кандидат на должность местного головы

Прямой нормы об увольнении кандидата на должность местного головы ИКУ на содержит.

В то же время ИКУ предусмотрено, что официальное обнародование территориальной ИК результатов выборов сельского, поселкового, городского головы является основанием для увольнения с работы (должности), прекращения деятельности, несовместимой с должностью сельского, поселкового, городского головы. Также лицо, избранное сельским, поселковым, городским головой, должно подать документ об увольнении с работы (должности), прекращении деятельности, несовместимой с должностью сельского, поселкового, городского головы.

Итак, как освободить кандидата на должность головы от обязанностей на время участия в выборах, ИКУ не урегулировано.

При этом Закон № 8892 позволяет предоставлять госслужащему на время участия в избирательном процессе неоплачиваемый отпуск. Поэтому кандидат — госслужащий может воспользоваться этим разрешением и оформить отпуск «за свой счет»

Ч. 3 ст. 282, ч. 1 ст. 283 ИКУ, ч. 4 ст. 10 Закона № 889

Доверенное лицо кандидата в депутаты, на должность головы, представитель, уполномоченное лицо организации партии

Доверенные лица кандидатов в депутаты и на должность головы, представители и уполномоченные лица организации партии имеют право на освобождение от исполнения производственных или служебных обязанностей со дня их регистрации на период избирательного процесса или до прекращения их полномочий.

При этом зарплата не сохраняется.

Освобождение от основной работы проводится по согласованию с собственником учреждения, организации или уполномоченным им органом

Ч. 9 ст. 238, ч. 8 ст. 236 ИКУ

Официальный

наблюдатель

В избирательном процессе могут участвовать официальные наблюдатели от организаций партий, которые выдвинули избирательные списки, кандидатов в депутаты во многомандатных избирательных округах, кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы. Однако ИКУ не содержит норм об освобождении таких лиц от исполнения обязанностей по основному месту работы. Поэтому отсутствие на основной работе работника, который является наблюдателем, нужно оформить по соглашению сторон: неоплачиваемый или ежегодный отпуск, неполное рабочее время и др.

Ст. 239 ИКУ

2 Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII.

Документальное сопровождение

Для того чтобы освободить работника от основной работы, работодателю понадобится оформить немало документов. Кроме того, такой участник избирательного процесса может попросить «обратную связь» — документы для предоставления их в ИК. Что к чему и для чего — рассмотрим далее в разрезе категорий участников избирательного процесса.

«Платные» члены ИК. С теми работниками, которые исполняют свои обязанности в ИК на платной основе (как правило, это председатель, его заместитель, секретарь или другие члены), подписывается ГПД (между ним и ИК). Кроме того, им выдают удостоверение члена ИК. Формы удостоверений утверждены постановлением № 1423.

3 Постановление КМУ «О формах удостоверений субъектов и других участников избирательного процесса по выборам депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, районных, городских, районных в городах, сельских, поселковых советов, сельских, поселковых, городских голов» от 24.07.2020 г. № 142.

Именно эти документы являются подтверждением того, что ваш работник является членом ИК. Потому от работника целесообразно получить их копии. В частности, копия ГПД подтвердит то, что он исполняет обязанности на платной основе, а значит, за ним не нужно сохранять средний заработок.

На основании этих документов издается приказ руководителя учреждения об освобождении работника от исполнения служебных обязанностей. ИКУ позволяет освободить работников для исполнения обязанностей в ИК в течение избирательного процесса. Следовательно, в приказе следует выбрать необходимый период. Например, так:

img 1

Кроме этого документа, работник может попросить оформить еще и другие документы, которые у него потребуют при оформлении в члены ИК. Речь идет о справках (п. 16 Порядка № 6874):

4 Порядок оплаты труда членов территориальных и участковых избирательных комиссий по местным выборам, начисления и выплаты единовременного денежного вознаграждения, утвержденный постановлением КМУ от 08.09.2015 г. № 687.

об освобождении от исполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы;

о средней зарплате.

Обе справки не имеют утвержденных форм. Поэтому они составляются в произвольной форме.

Первая (об освобождении от исполнения обязанностей) — на основании соответствующего приказа.

А вторая (о средней зарплате) — в соответствии с абз. 3 п. 2 Порядка № 1005: «средняя» в этом случае рассчитывается за последние 2 календарных месяца, предшествующих привлечению работника к выполнению полномочий члена ИК. Подробнее об этом читайте в статье «Местные выборы — 2020: оплачиваем труд членов ИК» этого номера. Итак, по просьбе работника, который является «оплатным» членом ИК, следует оформить справку о средней зарплате за последние 2 месяца в произвольной форме.

5 Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Имейте в виду: если к вам обратится ваш бывший работник, то вы уже не обязаны предоставлять ему такую справку. Ведь:

• если он нашел новую работу, то именно тот новый работодатель является для него основным в понимании ИКУ;

• если он не трудоустраивался, то считается безработным, а значит, не имеет основного места работы.

«Безоплатные» члены ИК. Заметим, что большинство членов ИК исполняют избирательные обязанности на безоплатной основе. Поэтому за ними гарантированно сохраняется средний заработок по основному месту работы (подробности — в таблице 1 выше).

В части освобождения от основной работы абз. 2 ч. 5 ст. 38 ИКУ и ст. 119 КЗоТ предусматривают, что такая гарантия распространяется только на время непосредственного исполнения обязанностей члена ИК (участие в заседаниях комиссии, других мероприятиях во исполнение ИКУ или решений комиссии). То есть работник может быть освобожден от своей основной работы не целый рабочий день или неделю. Он может отсутствовать только то время, когда ему необходимо исполнять обязанности в ИК. Как знать, когда же есть то время? Для этого абз. 2 ч. 5 ИКУ сказано, что основанием для освобождения является один из таких документов:

• письменное уведомление председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей ИК о созыве заседания комиссии;

• решение избирательной комиссии о привлечении члена ИК к участию в других мероприятиях, предусмотренных ИКУ.

Такие уведомления или решения должны содержать указание даты, времени и запланированной продолжительности заседания ИК или другого мероприятия.

Еще один документ, который подтвердит членство работника в ИК, — удостоверение члена ИК. Формы таких документов утверждены постановлением № 142. Поэтому работник должен предоставить работодателю копию удостоверения.

И, конечно, завершает пакет документов заявление работника об освобождении от исполнения служебных и должностных обязанностей. На основании этих документов следует издать приказ об освобождении работника от обязанностей. Если работник предоставит уведомление/решение сразу на несколько мероприятий, считаем, что освобождение от работы можно оформить одним приказом. Пример формулировки освобождения приведем ниже.

img 2

Кроме описанных выше документов, член ИК может попросить оформить справку об освобождении от исполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы (составляется в произвольной форме на основании приказа). Представление такой справки в ИК предусмотрено п. 16 Порядка № 687.

Кандидат в депутаты, на должность головы. Для кандидата в депутаты ст. 237 ИКУ предусматривает целый перечень гарантий (см. таблицу 1).

Для того чтобы их получить, работник должен сообщить своему основному работодателю о регистрации кандидатом в депутаты.

При этом для государственных служащих ч. 4 ст. 10 Закона № 889 предусматривает следующую норму: в случае регистрации государственного служащего кандидатом в депутаты он обязан в однодневный срок в письменном виде сообщить об этом руководителю государственной службы.

Для других работников (которые не являются госслужащими) требование об уведомлении работодателя и сроках не предусмотрено. Но это сделать нужно. Хотя бы для того, чтобы получить предусмотренные ИКУ гарантии. В частности, неоплачиваемый отпуск.

По правилу ч. 1 ст. 237 ИКУ такой отпуск предоставляется со времени регистрации как кандидата и до окончания избирательного процесса (или отмены его регистрации).

Также для государственных служащих ч. 4 ст. 10 Закона № 889 установлено право получить неоплачиваемый отпуск на время избирательного процесса. Для его получения госслужащий должен подать руководству соответствующее заявление. Такой отпуск предоставляется по решению руководителя государственной службы со дня его (руководителя) уведомления об участии в избирательном процессе и до дня завершения такого процесса в соответствии с избирательным законодательством.

Не путайте! По общему правилу отпуск «за свой счет» можно оформить согласно ст. 25 и 26 Закона об отпусках6. При этом отпуск для кандидата в депутаты, предусмотренный ст. 237 ИКУ и ч. 4 ст. 10 Закона № 889, существует отдельно от «общего» неоплачиваемого отпуска. Поэтому, даже если работник уже использовал отпуск «за свой счет» в соответствии со ст. 25 и/или ст. 26 Закона об отпусках, то это не помешает ему взять еще и «избирательный» неоплачиваемый отпуск.

6 Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

А вот для кандидатов на должность головы ИКУ не гарантирует такого права, как неоплачиваемый отпуск на время участия в избирательном процессе. Поэтому участник избирательной гонки может оформить отпуск «за свой счет» по общим правилам ст. 25 и/или ст. 26 Закона об отпусках. Причем он может выбрать любой из предусмотренных этими нормами отпуск, на который имеет право: «карантинный» (ведь официально карантин в Украине еще действует), по соглашению с работодателем или другой.

Если же кандидат на должность головы является государственным служащим, то он может оформить неоплачиваемый отпуск согласно ч. 4 ст. 10 Закона № 889. Ведь эта норма не конкретизирует кандидатам, на какую именно должность он предоставляется: депутата или головы.

Все, что необходимо, — это заявление госслужащего и согласование руководителя учреждения.

Кстати, возникает вопрос: должен ли кандидат в депутаты или на должность головы брать неоплачиваемый отпуск на период участия в выборах? Если избирательный процесс не отвлекает кандидата от основной работы, то он не обязан идти в отпуск «за свой счет». Например, если избирательные вопросы решаются в свободное от работы время.

Кроме того, работник-кандидат может использовать заработанные дни ежегодного основного или дополнительного отпуска. То есть оплачиваемого.

Исключение составляют только государственные служащие. Выбрать другой вид отпуска, кроме предусмотренного ч. 4 ст. 10 Закона № 889, они не могут. На это указывают специалисты НАГС в разъяснении от 16.09.2020 г. № 119-р/з (ср. ). Там же они отмечают, что подать заявление о предоставлении отпуска без сохранения зарплаты на время участия в избирательном процессе должен сам государственный служащий. То есть от руководства учреждения инициатива не нужна.

Более того, невыполнение госслужащим требований этой нормы может расцениваться как дисциплинарный проступок — нарушение правил этичного поведения государственных служащих (п. 8 ч. 2 ст. 65 Закона № 889). Ведь по общему правилу госслужащий не имеет права организовывать и участвовать в забастовках и агитации (кроме случая регистрации кандидатом и оформления «избирательного» неоплачиваемого отпуска). А если он будет проводить такую деятельность, находясь в другом отпуске, то совершит дисциплинарный проступок. И ответственность не заставит себя ждать.

Как документально оформить отсутствие кандидата на основной работе? Нужно издать приказ о предоставлении отпуска на основе соответствующей законодательной нормы. Для этого от кандидата в депутаты, на должность головы следует получить подтверждающие документы: копии удостоверения кандидата, постановления/решения о регистрации кандидатом.

Доверенное лицо, представитель, уполномоченное лицо. Доверенное лицо кандидата в депутаты или на должность головы, представитель и уполномоченное лицо организации партии — все они также являются участниками избирательного процесса.

В соответствии со ст. 236 и 238 ИКУ они имеют право на освобождение от своих основных служебных обязанностей. Срок — со дня их регистрации и на весь период избирательного процесса или до прекращения их полномочий.

ИКУ не детализирует, как именно оформить их отсутствие на основной работе.

При этом такие лица также получают соответствующие удостоверения, форма которых утверждена постановлением № 142. Поэтому копия такого удостоверения будет подтверждением их отсутствия на основной работе.

На основании удостоверения издается соответствующий приказ об освобождении от служебных обязанностей.

Официальный наблюдатель. К сожалению, ИКУ не предусматривает гарантий для официальных наблюдателей за избирательным процессом. Следовательно, оформление отсутствия их на основной работе проводится по соглашению с работодателем. Это может быть отпуск, как основной или дополнительный (оплачиваемый), так и «за свой счет» (например, согласно ст. 26 Закона об отпусках), или же временный перевод на неполное рабочее время.

В зависимости от выбранного варианта оформляется соответствующий приказ руководителя.

Официальным наблюдателям, как и другим участникам избирательного процесса, выдается соответствующее удостоверение (формы утверждены постановлением № 142). Копия этого удостоверения будет служить основанием для издания приказа (об отпуске, о переводе на неполное рабочее время и т. п.).

Табелируем отсутствие

Для каждой категории участника избирательного процесса условные обозначения в Табеле учета использования рабочего времени будут отличаться. А все потому, что и причины их отсутствия на основной работе являются разными. Какое обозначение для кого выбрать? Смотрите в табл. 2.

Табелирование отсутствия участников избирательного процесса на основной работе

Таблица 2

Категория участника избирательного процесса

Определение в Табеле

Члены ИК (независимо от платности или безоплатности их работы в ИК)

«ІН» или 22 — другое неотработанное время

Кандидат в депутаты, на должность головы

«НА» или 18 — неоплачиваемый отпуск

Доверенное лицо, представитель, уполномоченное лицо

«І» или 30 — другие причины неявок

Официальный наблюдатель

Зависит от выбранного варианта освобождения

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше