Темы статей
Выбрать темы

Спрашивали — отвечаем: бухучет + КЭКР

Пеклуха Юлия, главный редактор журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Бухучет любит точность и четкость. А учет в бюджетной сфере — и подавно. Соблюдение требований действующего законодательства здесь имеет первоочередное значение. Однако законодательные нормы не всегда содержат ответы на жизненные вопросы. И тогда приходят на помощь опыт и советы коллег из чата на портале «Бухгалтер.ком.юа». В этот раз мы отобрали наиболее интересные вопросы из чата и редакционной почты о бухучете и применении КЭКР и подготовили аргументированные и лаконичные ответы на них. Поэтому только конкретика и никакой «воды».

Вопрос

Ответ

БУХУЧЕТ

Выдача наличных под отчет для приобретения печати

Как отразить на счетах бухучета выдачу из кассы под отчет наличных для приобретения печати и ее оприходование на баланс?

Действительно, одним из способов приобретения новой печати или штампа может быть их покупка работником учреждения за наличные. Для этого сначала выдаем работнику наличные из кассы учреждения (конечно, если таковые имеются). Основанием будет расходный кассовый ордер.

Порядок отражения таких операций на счетах бухучета прежде всего определен пп. 5.1, 5.14 и 5.15 Типовой кореспонденции1.

В то же время помните: печати и штампы относятся к МНМА2. Ведь срок их службы превышает один год, а стоимость, как правило, невысокая. Поэтому такие объекты следует учитывать на субсчете 1113.

В свою очередь, это накладывает свой отпечаток на порядок учета этих операций. В частности, следует обязательно показать поступление целевого финансирования на приобретение печати. При этом непосредственно расходы на приобретение должны найти свое отражение в составе капитальных инвестиций. И не забудьте о формировании внесенного капитала.

Таким образом, необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:

1) получено финансирование для приобретения печати: Дт 2313 — Кт 5411;

2) поступили наличные в кассу с регистрационного счета: Дт 2211 — Кт 2313;

3) выданы наличные из кассы под отчет работнику для приобретения печати:

Дт 2116 — Кт 2211;

4) принят авансовый отчет и отражены расходы на приобретение печати:

Дт 1312 — Кт 2116;

Напомним: работник, получивший средства для приобретения печати, должен отчитаться об их использовании не позднее 5-го банковского дня, следующего за днем приобретения соответствующего товара. Это следует из п.п. 170.9.2 НКУ3. Форма отчета и порядок его составления утверждены приказом Минфина от 28.09.2015 г. № 841. Конечно же, к такому Отчету необходимо приложить подтверждающие документы (товарный чек, накладную и т. д.);

5) оприходована печать после ввода в эксплуатацию:

Дт 1113 — Кт 1312;

одновременно сделана вторая запись:

Дт 5411 — Кт 5111;

6) начислена амортизация в размере 50 % в первом месяце эксплуатации печати:

Дт 8014 — Кт 1412.

Кстати, расходы на приобретение и изготовление печатей и штампов следует планировать по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь». Прямое указание на это содержит п.п. 2 п.п. 2.2.1 Инструкции № 3334.

И еще один важный момент: необходимо назначить приказом руководителя учреждения лицо, ответственное за учет, хранение и использование печатей и штампов в учреждении.

Также следует вести Журнал учета печатей и штампов, применяемых в учреждении. Его форма приведена в приложении 2 к Правилам № 1000/55

Списание печатей и штампов

Как правильно списать печать и штамп? Какими документами оформить эту операцию?

Порядок списания и уничтожения печатей и штампов на законодательном уровне не регламентирован. Также теперь нет необходимости в обращении в орган МВД каждый раз для изготовления или уничтожения печатей. Фактически каждое учреждение самостоятельно определяет порядок использования печатей соответствующими внутренними документами. Это в свое время подчеркнул и Минюст в своем письме от 14.08.2014 г. № 6820-0-4-14/8.1.

В то же время советуем узнать у своего главного распорядителя о наличии отдельного документа по использованию и уничтожению печатей, принятого на местном уровне или на уровне министерства.

В целом же процедура списания печатей и штампов мало чем отличается от списания любых других необоротных материальных активов. То есть сначала комиссия учреждения по списанию имущества устанавливает факт непригодности печати для дальнейшего использования (из-за физического износа, изменения названия учреждения и т. п.). Далее необходимо оформить Акт списания ОС6 (частичной ликвидации) по типовой форме, утвержденной приказом Минфина от 13.09.2016 г. № 818. В свою очередь, на основании этого Акта делают запись в инвентарной карточке соответствующего объекта и учетных регистрах

Однако следует уделить особое внимание процедуре уничтожения печатей и штампов. Так, решение об уничтожении целесообразно зафиксировать в протоколе специально созданной комиссии. При этом в протоколе необходимо указать:

• состав комиссии и реквизиты документа-основания для ее создания;

• причины уничтожения печати, штампа (физический износ, повреждение, изменение названия учреждения и т. д.);

• количество и описание печати, штампа, которые уничтожаются, с обязательным проставлением их оттиска;

• дата, время и способ уничтожения. В основном печати и штампы уничтожают путем измельчения (порезки) или пропиливания клише.

Кроме того, нужно сделать отметку об уничтожении в Журнале учета печатей и штампов, применяемых в учреждении.

Операцию по списанию печатей и штампов отражаем на счетах бухучета в общем порядке, предусмотренном пп. 1.29 и 1.31 Типовой корреспонденции

Приобретение ПНМА7 за счет благотворительных взносов, полученных в предыдущем квартале

Как показать приобретение ПНМА за счет благотворительных взносов, полученных в I квартале отчетного года (субсчет 7511 был закрыт в конце квартала)?

Действительно, средства, получаемые бюджетными учреждениями от предприятий, организаций, физических лиц, считаются доходами от необменных операций. Причем такие доходы признаются одновременно с получением соответствующих активов (п. 3.4 разд. II НП(С)БУ 1248).

В то же время не секрет, что счета учета доходов подлежат закрытию в конце отчетного периода. В частности, все доходы отчетного квартала относятся на финансовый результат выполнения сметы соответствующего квартала (субсчет 5511). Не являются исключением и доходы от необменных операций, полученные как благотворительные взносы.

Поэтому в текущем квартале на сумму приобретенных ПНМА за счет этих средств нужно откорректировать субсчет 5511. В этом и заключается основное отличие такой операции от обычного приобретения основных средств. А вот начислять доход при оприходовании таких активов по субсчету 7511 уже ни к чему. Эта операция не имеет ничего общего с бесплатным поступлением в натуральной форме.

А чтобы вы точно не запутались, покажем, какую корреспонденцию субсчетов необходимо составить в этом случае:

1) перечислены средства поставщику за ПНМА:

Дт 2113 — Кт 2313;

2) отражены расходы на приобретение ПНМА:

Дт 1312 — Кт 2113;

3) проведена корректировка финансового результата на сумму средств, направленных на приобретение ПНМА:

Дт 5511 — Кт 5411;

4) оприходованы ПНМА после ввода в эксплуатацию:

Дт 11 — Кт 1312;

одновременно сделана вторая запись:

Дт 5411 — Кт 5111;

5) начислена амортизация в размере 50 % в первом месяце эксплуатации ПНМА:

Дт 8014 — Кт 1412

Также обратите внимание: проводить признание доходов и уменьшение внесенного капитала каждый раз при начислении амортизации на активы, приобретенные за счет благотворительных взносов, не надо. Дело в том, что на сумму полученных благотворительных взносов уже был начислен доход и внесены изменения в смету учреждения. Следовательно,при использовании этих поступлений учреждение фактически тратит собственные средства на собственные нужды

Учет светильников и материалов для их монтажа

Как правильно оприходовать светильники стоимостью 2000 грн/ед.? Куда отнести расходы на приобретение крючков, зажимов, кабеля и т. д., предназначенных для монтажа этих светильников?

Здесь все зависит от выбранного вами подхода. Так, с одной стороны, вполне логичным и оправданным будет зачислить светильники в состав МНМА. Соответственно их следует отнести на одноименный субсчет 1113.

Но с другой — Порядок № 12199 предусматривает ведение учета всех электротехнических материалов (кабель, лампы, патроны, предохранители, изоляторы и т. п.), а также оборудования, требующего монтажа, в составе запасов на субсчете 1513 «Строительные материалы».

Однако, на наш взгляд, первый вариант является более безопасным. Ведь строительные материалы сразу после использования подлежат списанию на расходы. Тогда как МНМА продолжают учитываться в течение всего срока их службы. А значит, во время ежегодной инвентаризации вы сможете проверить их наличие и состояние.

В свою очередь, зачисление светильников в состав необоротных активов предусматривает включение в их первоначальную стоимость всех расходов на установку, монтаж, наладку и т. п. Этого требует п. 5 разд. ІІ НП(С)БУ 12110.

Итак, стоимость крючков, зажимов, кабеля и т. д., использованных для монтажа светильников, нужно включить в их первоначальную стоимость. В таком случае не забудьте сначала оприходовать непосредственно расходные материалы, а уже потом — включить их стоимость в капинвестиции:

Дт 1513 — Кт 6211 (2113);

Дт 1312 — Кт 1513.

Кстати, если для подключения светильников вы обратились к сторонней фирме, тогда в их первоначальную стоимость должна войти и стоимость этих услуг. В таком случае делаем запись:

Дт 1312 — Кт 6211 (2113, 2117).

Но имейте в виду: если ваше учреждение заказывает выполнение работ по замене светильников, в общую стоимость которых включена стоимость всех расходных материалов (в том числе и светильников), тогда это ремонт здания. А, как известно, все расходы на содержание объектов ОС признаются расходами соответствующего отчетного периода.

На это четко указывает п. 2 разд. ІІІ НП(С)БУ 121.

В таком случае списание на расходы стоимости светильников как составной части общей стоимости ремонта будет вполне правомерным

Установка пожарной сигнализации: увеличить стоимость здания или учитывать как отдельный объект ОС?

Бюджетное учреждение планирует установить пожарную сигнализацию. Общая стоимость работ составляет 1,6 млн грн. Нужно ли увеличивать на эту сумму первоначальную стоимость здания (субсчет 1013) или целесообразнее оприходовать сигнализацию на баланс как отдельный объект ОС (субсчет 1014)?

На самом деле, возможны оба варианта. Так, пожарную сигнализацию можно рассматривать как:

1) отдельный объект ОС с последующим зачислением на субсчет 1014;

2) улучшение здания — все расходы подлежат отнесению на увеличение первоначальной стоимости здания по субсчету 1013.

Внимание! Порядок дальнейшего учета пожарной сигнализации необходимо определить еще на этапе планирования расходов.

Ведь первый вариант предусматривает проведение всех расходов на создание указанного объекта по КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования» (п.п. 3.1.1 Инструкции № 333). Причем при заказе пожарной сигнализации «под ключ» все расходы (стоимость изготовления проектно-сметной документации, материалов и оборудования, расходы на доставку, монтаж, наладку и т. д.) осуществляются по КЭКР 3110.

Если же услуги по установке сигнализации заказали отдельно, тогда оплачивайте их по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». Это предусмотрено абз. 5 п. 1 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333.

А второй вариант предусматривает планирование и проведение расходов на установку пожарной сигнализации по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт других объектов» (п. 8 п.п. 3.1.3.2 Инструкции № 333). В таком случае по этому КЭКР следует осуществлять все расходы, включая расходы на приобретение оборудования и оплату монтажных работ.

Итак, будьте предельно внимательны при заключении договора с поставщиком (подрядчиком) и формулируйте предмет договора правильно. Ведь от этого напрямую будет зависеть и порядок осуществления расходов, и порядок учета этих операций.

Лучше разобраться с учетом и оформлением этих операций вам поможет наша статья «Установка охранной сигнализации: как показать в учете» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 36)

Учет программного обеспечения, приобретенного на условиях пользования

Обязательно ли вести забалансовый учет программного обеспечения, приобретенного на условиях пользования?

Компьютерные программы как разновидность авторского и смежного с ним прав относятся к НА11. Однако если вы получили такой НА только на правах пользования, тогда все расходы на его приобретение (создание) следует отнести к расходам соответствующего отчетного периода. В дальнейшем эти расходы не признаются НА. Таково предписание п. 11 разд. ІІ НП(С)БУ 12212.

Такие объекты продолжают учитывать их владельцы у себя на балансе. А вот учреждения-пользователи должны отражать их за балансом. Непосредственно указание на это содержит абз. 2 п. 16 разд. ІІ Методрекомендаций по учету НА13. К тому же в свое время на справедливости применения такого подхода к учету «лицензионных» программных продуктов акцентировал внимание и Минфин (письмо от 28.04.2017 г. № 35220-07-27/11842).

В частности, для учета НА, полученных в пользование, предназначен забалансовый субсчет 013 «Арендованные НА распорядителей бюджетных средств»

Оценку таких активов проводят исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При получении НА в пользование показываем его стоимость по дебету субсчета 013. А после окончания срока пользования, установленного договором, кредитуют указанный субсчет.

Итак, обязательно ли вести забалансовый учет такого программного обеспечения, решать вам. С одной стороны, НП(С)БУ 122 этого не требует. А с другой — есть нормы Методрекомендаций и специально предназначенный забалансовый субсчет.

А наша позиция неизменна: учитывать программные продукты, приобретенные на условиях пользования, за балансом нужно

Как учитывать лицензию на осуществление образовательной деятельности?

Высшее учебное заведение приобрело лицензию на осуществление образовательной деятельности. Нужно ли зачислять лицензию в состав НА или ее стоимость можно сразу списать на расходы?

Любая лицензия — это право субъекта хозяйствования на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности или части вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию. Именно такое определение приведено в п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона о лицензировании14.

В свою очередь, право на осуществление деятельности относится к прочим НА. Указание на это содержит абз. 7 п. 2 разд. ІІ НП(С)БУ 122. Также напомним, что НА признается активом при соблюдении следующих условий:

• его можно идентифицировать (может быть выделен или отделен от других активов);

• существует вероятность получения будущих экономических выгод в результате его использования и/или имеет потенциал полезности;

• его стоимость может быть достоверно определена.

Фактически лицензия соответствует всем указанным условиям. Поэтому считаем целесообразным вести учет полученных лицензий в составе НА на субсчете 1216 «Прочие НА».

При этом первоначальной стоимостью такого объекта НА будет плата за получение лицензии. Так, за выдачу лицензии ч. 1 ст. 14 Закона о лицензировании предусмотрено взимание разовой платы. Ее размер равен одному ПМТЛ15, действующему на день принятия решения о выдаче лицензии, если иное не установлено законом.

Кстати, расходы на внесение платы за получение лицензий и аккредитации следует планировать и осуществлять по КЭКР 2800 «Прочие текущие расходы» (п.п. 4 п. 2.6 Инструкции № 333).

И помните: НА с неопределенным сроком полезного использования (эксплуатации) не амортизируется (абз. 2 п. 2 разд. IV НП(С)БУ 122). Поэтому если ваша лицензия является бессрочной, начислять амортизацию на такой объект НА не нужно

Как отразить в бухучете расходы на повышение квалификации работников учреждения?

Как правильно отразить в бухучете расходы на повышение квалификации работников учреждения? Считаются ли они расходами по необменным операциям?

Источниками финансирования повышения квалификации работников бюджетных учреждений являются средства государственного, местного бюджетов, собственные поступления учреждений, а также другие не запрещенные законодательством источники

В то же время следует четко понимать, что в повышении квалификации работников прежде всего заинтересован работодатель. Ведь в обмен на расходы, связанные с обучением работника, учреждение получает более качественное выполнение возложенных на него задач.

Поэтому расходы на повышение квалификации работников целесообразно рассматривать как расходы по обменным операциям. Тогда как необменные операции предусматривают одностороннее выполнение определенных обязательств (передача активов, предоставление услуг).

На самом деле, расходы на повышение квалификации работников очень похожи на расходы на командировки. К тому же нередко одно порождает другое: потребность в обучении вызывает необходимость в служебной командировке.

С учетом этого, такие расходы следует учитывать в составе прочих расходов по обменным операциям на одноименном субсчете 8411.

Кстати, оплату повышения квалификации работников следует планировать и осуществлять по КЭКР 2282 «Отдельные мероприятия по реализации государственных (региональных) программ, не отнесенные к мероприятиям развития». Однако это касается только случаев, когда после окончания курсов слушатели получают документ установленного образца. Таково требование п. 9 п.п. 2.2.8.2 Инструкции № 333.

Но если по результатам повышения квалификации такие документы не выдаются, необходимо применять КЭКР 2240. Именно по этому коду следует оплачивать участие в краткосрочных семинарах, совещаниях, совещаниях-обучениях и т. п. На это указывает п. 18 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333

Как учитывать автошины, если стоимость за единицу составляет 7000 грн?

На какой субсчет следует оприходовать шины автомобильные, если стоимость за единицу составляет 7000 грн?

Прежде всего запомните: автомобильные шины (включая покрышки, камеры, ободные ленты и т. д.) в запасе и обороте независимо от их стоимости — это не что иное, как запасные части. И это черным по белому записано в Порядке № 1219.

Итак, все автомобильные шины, которые приобретает учреждение, следует учитывать на субсчете 1515 «Запасные части».

В то же время для учета шин на хранении и в эксплуатации (в обороте) целесообразно открыть отдельные аналитические счета в пределах субсчета 1515. Например, такие:

1515/1 «Автомобильные шины на складе»;

1515/2 «Автомобильные шины в эксплуатации».

Важно: в течение всего срока службы каждой из шин необходимо вести учет ее пробега. Для этого предназначена Карточка учета пробега (наработки) пневматической шины. Ее форма приведена в приложении 5 к Нормам № 48816.

И еще несколько существенных и интересных замечаний: зимние и запасные шины не следует списывать на расходы сразу после установки на авто. Целесообразно продолжать их учет на субсчете 1515 в течение всего срока службы.

А вот для учета основного комплекта шин приемлемы сразу оба варианта: и одновременное списание на расходы, и учет в составе запасов до полного износа.

Больше об автомобильных шинах читайте в статье «Учитываем «обувь для железного коня» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 1-2)

Как списать автомобильные шины, которые не используются?

Как правильно списать автомобильные шины, которые фактически не используются в течение длительного времени?

Законодательством предусмотрены три основных основания для списания автомобильных шин. Это:

1) исчерпание назначенного ресурса шины. Назначенный ресурс шины — это наработка шины, измеренная в календарных годах, в случае достижения которой шина подлежит изъятию из эксплуатации независимо от технического состояния (абз. 23 п. 4 разд. І Правил № 54917). Непосредственно назначенный ресурс установлен п. 44 разд. V Правил № 549;

2) достижение остаточной высотой рисунка протектора предельной величины. Предельной является высота рисунка протектора:

1,6 мм — для легковых и грузовых авто массой до 3,5 т;

1,0 мм — для грузовых автомобилей массой более 3,5 т;

2,0 мм — для автобусов.

Прямое указание на это содержит п.п. «а» п.п. 31.4.4 ПДД18;

3) наличие эксплуатационных и производственных дефектов, исключающих дальнейшее использование и ремонт шины (независимо от пробега). Этого требуют положения абз. 2 п. 3.2 и п. 7.5 Норм № 488.

Теперь о документальном оформлении списания шин. Непригодную для использования автомобильную шину, фактический пробег которой соответствует установленным нормам, списывают на основе карточки учета пробега. В этом случае карта выполняет роль акта списания (п. 7.1 Норм № 488).

Если же шина вышла из строя из-за наличия дефектов, окончательного износа протектора, следует оформить Акт списания. Форма такого Акта не утверждена, поэтому целесообразно применять типовую форму № З-2. Главное: к Акту списания обязательно следует приложить карточку учета пробега соответствующей шины. В то же время допускается и списание комплекта шин с одного автомобиля на основании одного Акта. В таком случае к Акту также нужно приложить карточки учета пробега всех шин

ПРИМЕНЕНИЕ КЭКР

КЭКР для приобретения избирательных бюллетеней

По какому КЭКР следует проводить приобретение избирательных бюллетеней?

Финансовое обеспечение подготовки и проведения местных выборов предусмотрено за счет средств соответствующего местного бюджета, полученных как целевая субвенция из госбюджета. Таково предписание ч. 1 ст. 210 ИКУ19. При этом ОМС20 утверждают бюджетную программу по коду ТПКРКМБ 9620 «Субвенция из местного бюджета на проведение выборов депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов за счет соответствующей субвенции из государственного бюджета». Расходы на общую сумму планируют по КЭКР 2282 «Отдельные мероприятия по реализации государственных (региональных) программ, не отнесенные к мероприятиям развития» (п. 6 п.п. 2.2.8.2 Инструкции № 333)

В свою очередь, распорядителем таких средств является ТИК21. Она осуществляет расходы, связанные с исполнением своих полномочий, на основании утвержденной единой сметы расходов. Такая смета составляется по полной классификации расходов по форме, приведенной в приложении к Порядку № 74522.

Расходы непосредственно на приобретение бюллетеней планируют и осуществляют по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь» (п. 2 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333). То есть для целей применения КЭКР изготовление избирательных бюллетеней ничем не отличается от приобретения любой другой полиграфической продукции.

А вот порядок их учета другой. Ведь избирательные бюллетени являются документами строгой отчетности. А ТИК должны обеспечить строгий учет полученных и выданных избирательных бюллетеней. Это требование закреплено в ч. 7 ст. 240 ИКУ.

Таким образом, необходимо прежде всего назначить из числа членов избирательной комиссии лиц, ответственных за получение и хранение бюллетеней. Причем с ними следует заключить договоры о полной материальной ответственности.

Также учтите: для документального оформления поступления и движения избирательных бюллетеней обязательным является применение форм документов, утвержденных приказом Минстата от 11.03.96 г. № 67.

И напоследок о бухучете бюллетеней. Так, для их учета предназначен субсчет 1816 «Прочие нефинансовые активы». Оприходовать их следует по стоимости приобретения. Одновременно необходимо сделать запись на забалансовом субсчете 081 «Бланки документов строгой отчетности распорядителей бюджетных средств»

По какому КЭКР оплатить услуги по подписке на периодическое издание?

По какому КЭКР проводится оплата услуг по подписке периодического издания?

Расходы на подписку периодических изданий, в том и числе электронных, следует планировать и проводить по КЭКР 2210. Этого требует п. 3 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333.

Исключение составляют лишь расходы на пополнение библиотечных фондов. Поэтому библиотеки должны осуществлять расходы на подписку периодики по КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования». Это следует из п. 14 п.п. 3.1.1 Инструкции № 333.

Другое дело, если учреждение оплачивает отдельно услуги по доставке периодических изданий. По большей части такая ситуация характерна, когда подписку оформляют через Укрпочту и отдельно платят за доставку изданий. В таком случае расходы на оплату услуг доставки проводим по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». Указание на это содержит п. 26 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333.

Иногда издатели предлагают доступ к электронным изданиям в режиме on-line с помощью электронного кабинета пользователя. В таком случае для оплаты этих услуг следует применить КЭКР 2240. Таковым является предписание абз. 8 п. 1 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333.

Итак, при оформлении подписки периодических изданий внимательно изучайте условия договора

КЭКР для приобретения подарков для вручения другим заведениям на празднике

По какому КЭКР следует осуществлять приобретение подарков для вручения другим заведениям на празднике города, если их стоимость превышает 6000 грн?

Расходы на приобретение сувениров, подарков (в том числе новогодних) следует планировать и проводить по КЭКР 2210. Это прямо предусмотрено п. 13 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333.

При этом стоимость подарков значения не имеет. Это объясняется тем, что указанные объекты, даже несмотря на их высокую стоимость, подлежат зачислению в состав запасов. В частности, для обобщения информации о наличии и движении активов, которые приобретены и удерживаются с целью дальнейшего распределения, передачи или продажи, предназначен субсчет 1815 «Активы для распределения, передачи, продажи». После вручения таких подарков их стоимость следует списать на расходы соответствующего отчетного периода

КЭКР для оплаты доставки интернет-заказов

Бюджетное учреждение приобрело в интернет-магазине микроволновую печь. По какому КЭКР необходимо проводить оплату услуг доставки?

Здесь действует простое правило: оплату расходов на транспортировку товара (в том числе на упаковку, за погрузочно-разгрузочные работы и т. п.) следует проводить по тому же КЭКР, по которому осуществляется его приобретение. Однако это касается только случаев, когда стоимость доставки включена в цену товара согласно условиям договора приобретения. Такой порядок применения КЭКР предусмотрен абз. 2 п. 1.4 Инструкции № 333.

Если же вы платите за доставку заказанного товара отдельно (отдельным платежом, согласно отдельному договору), тогда расходы необходимо проводить по КЭКР 2240. Этого требует п. 5 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333

Какой КЭКР выбрать для оплаты услуг по вывозу мусора на свалку?

Расходы на оплату услуг по вывозу сломанных стульев на свалку следует проводить по КЭКР 2240 или 2275?

Расходы на оплату услуг по вывозу отходов, их утилизации и обезвреживанию, в том числе биоотходов, твердых бытовых отходов, отходов с содержимым драгоценных металлов или вредных веществ и т. п., следует проводить по КЭКР 2240. Указание на это содержит п. 14 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333.

При этом расходы на оплату услуг, которые относятся к коммунальным, составляют исключение. Их необходимо планировать и осуществлять по КЭКР 2275 (п. 2 п.п. 2.2.7.5 Инструкции № 333).

В свое время пролить свет на этот вопрос пыталась Госказначейская служба (письмо от 22.01.2019 г. № 16-06-06/1462). Несмотря на это, вопросы на эту тему возникают по сей день. На самом деле, разграничить услуги по вывозу и утилизации отходов от услуг обращения с отходами практически невозможно.

Однако если вы намереваетесь единоразово заказать услуги по вывозу и обезвреживанию отходов, целесообразно применять КЭКР 2240. Если же речь идет о коммунальных услугах по вывозу отходов на постоянной основе, тогда лучше планировать средства на их оплату по КЭКР 2275

По какому КЭКР приобретать спортивную одежду?

Можно ли приобретать спортивную одежду по КЭКР 3110, если ее стоимость оставляет 6000 грн/ед.?

Инструкция № 333 предусматривает осуществление расходов на покупку одежды за счет текущих расходов. В частности, расходы на приобретение и изготовление белья (в том числе постельного белья), полотенец, независимо от стоимости: спецодежды, всех видов обмундирования, спортивной формы (в том числе спортивной обуви), следует проводить по КЭКР 2210. Таковым является предписание п. 14 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333 (ср. ).

В то же время при осуществлении расходов необходимо исходить из экономической сути платежа и отражения в бухгалтерском учете приобретенных активов. На это обратила внимание Госказначейская служба в своем разъяснении (письмо от 05.04.2019 г. № 16-10-11/6171) по применению КЭКР при приобретении мебели и сценических костюмов.

При этом спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т. п.) относятся к 5-й подгруппе группы «Белье, постельные вещи, одежда и обувь». Указание на это содержит п. 1.2 разд. ІІ Методрекомендаций по учету ОС23. Соответственно для учета указанных объектов предназначен субсчет 1114 «Белье, постельные вещи, одежда и обувь». Хотя согласно Порядку № 1219 применять этот субсчет должны только бюджетные учреждения, получающие указанные материальные ценности систематически и в значительном объеме. Остальные же должны использовать субсчет 1116 «Прочие необоротные материальные активы».

В любом случае одежду и обувь (в том числе и спортивную) следует учитывать в составе ПНМА. Причем никакой привязки к стоимости действующие нормативно-правовые документы не содержат. Исключение составляют лишь сценические костюмы. Они относятся к прочим ОС. Расходы на их приобретение, действительно, следует проводить по КЭКР 3110 (п. 15 п.п. 3.1.1 Инструкции № 333).

Зато для спортивной экипировки таких исключений не предусмотрено. Следовательно, расходы на их приобретение планируйте и осуществляйте по КЭКР 2210 независимо от стоимости

По какому КЭКР покупать медицинскую ширму?

По какому КЭКР следует проводить расходы на приобретение ширмы медицинской стоимостью 2500 грн: 2210 или 2220?

Приобретение изделий медицинского назначения (инструментов, устройств, принадлежностей, материалов и т. п., которые не берутся на учет как ОС) следует проводить по КЭКР 2220 «Медикаменты и перевязочные материалы» (п. 2 п.п. 2.2.2 Инструкции № 333).

Это общее правило и касается оно прежде всего учреждений, имеющих в своем составе медпункт или медицинский кабинет.

А вот если медпункта в учреждении нет, средства на закупку лекарственных средств и медицинских изделий стоит планировать и осуществлять по КЭКР 2210 (п. 4. п.п. 2.2.1 Инструкции № 333)

По какому КЭКР приобрести программное обеспечение для ведения бухучета?

По какому КЭКР нужно осуществлять приобретение программного обеспечения для ведения бухучета?

Для осуществления оплаты за услуги по администрированию программного обеспечения предназначен КЭКР 2240 (п. 12 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333). В частности, по этому коду следует планировать и проводить расходы на:

установку программного обеспечения (программных продуктов, информационных систем и комплексов, баз данных, web-страниц/сайтов/порталов), их сопровождение и обслуживание (в том числе обучение пользователей);

приобретение программного обеспечения (лицензии на право пользования программным обеспечением).

Обратите внимание: КЭКР 2240 следует применять в случае приобретения программных продуктов на условиях пользования без права их распространения, передачи и т. п. Тогда как имущественные и авторские права на соответствующий объект интеллектуальной собственности остаются у его разработчика (поставщика).

Собственно, на таких условиях, как правило, и осуществляется поставка программных продуктов, предназначенных для ведения бухгалтерского учета. А значит расходы на оплату следует планировать по КЭКР 2240

Монтаж пожарной сигнализации: по какому КЭКР оплатить работы?

Можно ли проводить расходы на оплату монтажа пожарной сигнализации по КЭКР 2240, если в стоимость услуг входит изготовление проектно-сметной документации и оборудование?

КЭКР 2240 целесообразно применять при оплате непосредственно работ по монтажу и установке пожарной сигнализации (абз. 5 п. 1 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333). Причем основанием для выполнения этих работ должен быть отдельный договор, заключенный с подрядчиком.

По этому же коду также допускается проведение оплаты пассивного оборудования (розеток, кабелей, соединителей и т. п.). Однако стоимость такого оборудования обязательно должна быть неотъемлемой частью соответствующих работ (услуг) (п. 13 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333).

А вот осуществлять расходы на изготовление проектно-сметной документации и приобретение оборудования по КЭКР 2240 точно не надо. Это противоречит не только экономической сути операции, но и порядку ее дальнейшего отражения в учете.

И особенно недопустимым является использование КЭКР 2240, если вы планируете отнести стоимость созданной пожарной сигнализации на увеличение стоимости здания. Ведь применение такого подхода является прямым нарушением нормы п. 2 разд. VI Методрекомендаций по учету ОС

Изготовление генплана города: по какому КЭКР?

По какому КЭКР следует проводить изготовление генерального плана города (стоимость услуг — около 900 тыс. грн)?

Генеральный план населенного пункта — это градостроительная документация, определяющая принципиальные решения развития, планирования, застройки и другого использования его территории. Такое толкование приведено в п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона № 303824

При этом финансирование работ по планированию территории областей, районов, населенных пунктов, районов в городах, кварталов предусмотрено в первую очередь за счет средств соответствующих местных бюджетов. Конечно, можно использовать для этого и другие не запрещенные законом источники (ч. 2 ст. 10 Закона № 3038).

В то же время бюджетное законодательство классифицирует расходы на разработку градостроительной документации на местном и региональном уровнях как расходы бюджета развития соответствующего местного бюджета. Указание на это содержит п. 7 ч. 2 ст. 71 БКУ25.

Таким образом, ОМС должны планировать расходы на изготовление генерального плана населенного пункта по ТПКРКМБ 7350 «Разработка схем планирования и застройки территорий (градостроительной документации)». Тогда как непосредственно оплату этих услуг следует проводить по КЭКР 2281 «Исследования и разработки, отдельные мероприятия развития по реализации государственных (региональных) программ». Ведь именно по этому коду в соответствии с п. 4 п.п. 2.2.8.1 Инструкции № 333 предусмотрено осуществление расходов на составление общегосударственных норм, технических условий и технических инструкций (в том числе проектов застроек городов, сел, поселков). Более того, на правильности этого подхода акцентировала внимание и Госказначейская служба в своем письме «Как правильно выбрать код экономической классификации расходов бюджета» от 29.03.2017 г. № 16-05/320-5167

1 Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

2 Малоценные необоротные материальные активы.

3 Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

4 Инструкция о применении экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

5 Правила организации делопроизводства и архивного хранения документов в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденные приказом Минюста от 18.06.2015 г. № 1000/5.

6 Основные средства.

7 Прочие необоротные материальные активы.

8 Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 124 «Доходы», утвержденное приказом Минфина от 24.12.2010 г. № 1629.

9 Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

10 Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

11 Нематериальные активы.

12 Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 122 «Нематериальные активы», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

13 Методические рекомендации по бухгалтерскому учету нематериальных активов субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

14 Закон Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 г. № 222-VIII.

15 Прожиточный минимум для трудоспособных лиц (с 01.07.2020 г. — 2197 грн, с 01.12.2020 г. — 2270 грн).

16 Эксплуатационные нормы среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранссвязи от 20.05.2006 г. № 488.

17 Правила технической эксплуатации колес и пневматических шин колесных транспортных средств категорий L, M, N, O и специальных машин, выполненных на их шасси, утвержденные приказом Мининфраструктуры от 26.07.2013 г. № 549.

18 Правила дорожного движения, установленные постановлением КМУ от 10.10.2001 г. № 1306.

19 Избирательный кодекс Украины от 19.12.2019 г. № 396-IX.

20 Органы местного самоуправления.

21 Территориальная избирательная комиссия.

22 Порядок финансирования избирательных комиссий во время подготовки и проведения местных выборов, утвержденный постановлением КМУ от 19.08.2020 г. № 745.

23 Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

24 Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI.

25 Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше