Темы статей
Выбрать темы

Порядок составления смет: изучаем изменения

Станкус Татьяна, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Минфин уже давно готовил изменения в Порядок № 2281. С проектом таких изменений мы вас знакомили на страницах нашего журнала (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2021, № 29, с. 3). И вот наконец этот проект, проработанный и дополненный, «вырос» в окончательные изменения, внесенные постановлением № 11922. Последнее вступило в силу 20.11.2021. Что именно изменилось в порядке планирования, утверждения и выполнения смет, далее расскажем.

1 Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденные постановлением КМУ от 28.02.2002 № 228.

2 Постановление КМУ «О внесении изменений в Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений» от 17.11.2021 № 1192.

Функциональная классификация, прощай

Из Порядка № 228 исключены все ссылки на функциональную классификацию расходов.

И это не удивительно. Ведь еще с 2019 года абсолютно все бюджеты применяют программно-целевой метод и соответственно программную классификацию расходов. Поэтому все «функции» наконец канули в Лету.

Отголосок децентрализации

Все мы уже знаем, что в рамках административно-территориальной реформы в Украине появились новые ОМС.

Поэтому Порядок № 228 содержит теперь четкую градацию местных советов: совет АР Крым, областные советы, советы городских, поселковых, сельских ТГ, районные в городе советы.

Роль ответственных исполнителей

Наконец в Порядке № 228 четко установлено участие ответственных исполнителей бюджетных программ в процессе планирования, утверждения и выполнения смет. По объему предоставленных полномочий распорядители делятся на:

• главных распорядителей бюджетных средств;

• ответственных исполнителей бюджетных программ;

• распорядителей бюджетных средств низшего уровня.

Именно так теперь прописано в п. 7 обновленного Порядка № 228. Впрочем, корректность таких новаций вызывает определенные сомнения. Ведь по объему предоставленных полномочий распорядители бюджетных средств делятся только на главных распорядителей бюджетных средств и рас порядителей бюджетных средств низшего уровня. Это черным по бе лому прописано в ч. 1 ст. 22 БКУ.

ВНИМАНИЕ!

Ответственными исполнителями б юджетных программ могут быть лишь распорядители бюджетных средств

Такое предписание содержит п. 1.1 Инструкции № 8363. В частности, нормой этого пункта установлено, что ответственными исполнителями могут быть:

3 Инструкция о статусе и особенностях участия в бюджетном процессе ответственных исполнителей бюджетных программ местных бюджетов, утвержденная приказом Минфина от 26.08.2014 № 836.

• главный распорядитель — по бюджетным программам, выполнение которых обеспечивается его аппаратом;

• распорядители средств местного бюджета низшего уровня, отвечающие за выполнение бюджетных программ в системе главного распорядителя.

А вот, например, КП не могут выступать в роли ответственных исполнителей бюджетных программ. Почему? Все просто. Они не являются ни главными распорядителями, ни распорядителями средств низшего уровня, а относятся к получателям бюджетных средств.

Следовательно, по сути, и главные распорядители, и распорядители низшего уровня могут быть одновременно и ответственными исполнителями бюджетных программ.

Ответственного исполнителя определяет главный распорядитель по письменному согласованию с соответствующим местным финорганом в процессе формирования проекта бюджета на следующий год.

Ответственные исполнители бюджетных программ (не являющиеся главными распорядителями) при составлении, рассмотрении, утверждении и выполнении смет должны применять положения Порядка № 228, установленные для главных распорядителей. Этого требует обновленный п. 7 Порядка № 228.

Финподдержка для КП: отныне еще проще

Как мы уже отмечали, КП являются получателями бюджетных средств.

Для того чтобы КП было включено в сеть соответствующего главного распорядителя и имело возможность осуществлять мероприятия бюджетных программ, оно должно соответствовать таким критериям (п. 9 Порядка № 228):

• опыт работы по соответствующему профилю не менее двух лет и наличие соответствующей квалификации с учетом направления или мероприятия бюджетной программы;

• производственный потенциал и показатели производственной деятельности, научно-технической базы (при необходимости);

• наличие бездефицитного финансового плана на текущий год, финансово-экономического расчета (обоснования) осуществления мероприятий бюджетной программы;

• неубыточная деятельность получателя за последние два года, отсутствие просроченной задолженности по предоставленным банками кредитам;

• соотношение стоимости работ, услуг и их качества;

• применение договорных условий.

ВНИМАНИЕ!

Указанные критерии не применяются к КП, которым предоставляется финподдержка для стабилизации финансового состояния

Это правило действует с недавних пор, а конкретно после внесения изменений в Порядок № 228.

Причем отныне бюджетные ассигнования получателей также включаются в сведения показателей сметы, которые составляют главные распорядители или ответственные исполнители. Об этом сказано в обновленном п. 4 Порядка № 228.

Ответственность распорядителей усилена

Ответственность за что и каких именно распорядителей усилена? Прежде всего это касается распорядителей низшего уровня. Тогда как груз ответственности главных распорядителей правительство немного облегчило.

Так, теперь главные распорядители лишь доносят распорядителям низшего уровня и ответственным исполнителям указания о составлении смет, планов ассигнований, сведений показателей и т. п.

Распорядители низшего уровня, в свою очередь, должны самостоятельно обеспечить соблюдение принципов, на которых основывается бюджетная система. При этом при составлении проектов смет, планов ассигнований общего фонда бюджета, планов специального фонда, сведения показателей специального фонда, планов использования и помесячных планов использования бюджетных средств следует соблюдать нормы действующего законодательства. В то же время непременно следует учитывать экономическую классификацию расходов, придерживаться тарифных ставок (должностных окладов), норм, цен, лимитов и других показателей.

Главные же распорядители теперь должны лишь контролировать этот процесс.

Доверяй, но проверяй…

Главные распорядители бюджетных средств теперь только проверяют, а не обеспечивают (п. 29 Порядка № 228):

• соблюдение требований законодательства, а также указаний о составлении смет на плановый бюджетный период;

• соблюдение режима экономии, включение в сметы бюджетных ассигнований, обусловленных характером деятельности учреждения;

• соблюдение доведенных в лимитных справках годовых объемов бюджетных ассигнований и их помесячного распределения с учетом сроков проведения отдельных мероприятий и возможности осуществления соответствующих расходов бюджета и предоставления кредитов из бюджета в течение бюджетного периода;

• подтверждение показателей расчетами и экономическими обоснованиями.

Определяем объемы расходов правильно

Определение объемов расходов в проектах смет, планов ассигнований общего фонда бюджета, планов специального фонда, сведения показателей специального фонда, планов использования и помесячных планов использования бюджетных средств осуществляется с учетом, в частности:

• нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность главного распорядителя в соответствующей отрасли (сфере деятельности), в т. ч. предоставление услуг, гарантированных государством, и прочих услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам (публичных услуг);

• обязательств, предусмотренных договорами (контрактами);

• периодичности выполнения отдельных бюджетных программ, а также отдельных мероприятий, осуществляемых в пределах бюджетных программ;

• цен и тарифов на соответствующие товары (работы, услуги), закупку которых предусматривается осуществлять в пределах бюджетной программы.

Ассигнования бюджетников-новичков

Для учреждений, созданных не с начала текущего бюджетного периода, как и ранее, сметы должны быть составлены и утверждены со времени их создания и до конца бюджетного года.

Поэтому здесь продолжает действовать общий порядок.

В то же время конкретизировано, что бюджетные ассигнования таких учреждений обязательно должны быть учтены ответственными исполнителями, распорядителями низшего уровня в показателях сводной сметы, сводного плана ассигнований и т. д.

Капитальные расходы

Из Порядка № 228 чиновники исключили требование о предусмотрении капитальных расходов на приобретение оборудования, капремонт помещений и т. п., не являющихся первоочередными, только при условии обеспечения средствами неотложных расходов и отсутствия задолженности.

К чему это исключение? Пока не совсем понятно, что именно имел в виду Кабмин. Ведь никто не отменял защищенные статьи расходов, предусмотренные ч. 2 ст. 55 БКУ.

Именно эти статьи должны быть обеспечены в первую очередь. Поэтому, несмотря на такие изменения Порядка № 228, капитальные расходы, как и ранее, остаются второстепенными.

Лимитные справки: кто кому?

В новой редакции Порядка № 228 четко прописано, кто и кому предоставляет лимитные справки.

Так, лимитная справка доводится Минфином или местным финорганом до сведения соответствующих главных распорядителей бюджетных средств.

В свою очередь, последние должны довести показатели лимитных справок до ответственных исполнителей и распорядителей низшего уровня.

Бюджетной росписи нет: что делать?

Есть некоторые изменения в процедуре утверждения смет в случае, когда бюджетная роспись на плановый бюджетный период своевременно не утверждена.

ВАЖНО!

Местные бюджеты утверждаются решением соответствующего местного совета до 25 декабря (включительно) года, предшествующего плановому

Так, в случае, когда бюджетная роспись на плановый бюджетный период не утверждена в установленный законодательством срок, обязательно должна быть утверждена временная роспись. И здесь в игру вступает Казначейство. Ведь такую роспись необходимо предоставить соответствующему органу Казначейства для доведения выписок из временной росписи бюджета главным распорядителям.

В свою очередь, главные распорядители доводят эти выписки ответственным исполнителям, распорядителям низшего уровня.

Также напомним: на этот период бюджетные учреждения составляют временные сметы, а получатели — временные планы использования.

Изменения в спецфонд: когда и как?

Уточнены требования о внесении изменений в спецфонд по поступлениям в иностранной валюте и в виде имущества (активов) в натуральной форме. В частности, если фактический объем расходов по собственным поступлениям больше, чем плановые показатели, учтенные в спецфонде, в связи с изменением официального курса НБУ, распорядитель составляет справку о внесении изменений в смету в части спецфонда.

Такую справку следует подать органу Казначейства не позднее пяти рабочих дней после начала следующего бюджетного периода.

Теперь о внесении изменений в спецфонд сметы по «натуральным» поступлениям.

Так, имеем небольшое уточнение в п. 49 Порядка № 228 (ср. ).

Такие изменения в спецфонд сметы вносятся, кроме случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 13 БКУ. Напомним, о чем именно идет речь.

Поступления бюджетных учреждений в виде имущества (активов) в натуральной форме, полученные от других бюджетных учреждений — субъектов управления имуществом, в пределах соответствующего бюджета, не являются собственными поступлениями таких бюджетных учреждений.

В иных же случаях получение поступлений в натуральной форме требует внесения изменений в спецфонд сметы по соответствующим подгруппам собственных поступлений (определены ч. 4 ст. 13 БКУ) и увеличения плановых показателей.

При этом также нужно составить сведение показателей специального фонда сметы и расчеты, обосновывающие изменения показателей расходов бюджета.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше