Темы статей
Выбрать темы

Методрекомендации: изменения и новации

Пеклуха Юлия, главный редактор журнала «Бюджетная бухгалтерия»
С главными новациями 2021 года в сфере бухучета и отчетности мы знакомили вас в материале «Учетные новинки под елку» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 48, c. 3). Поэтому внесение изменений в Методрекомендации не стало неожиданностью для наших постоянных читателей. Что конкретно изменилось в учетной области, расскажем в этой статье. И конечно же, ответим на два наиболее обсуждаемых вопроса:
1) как установить и обосновать стоимостный критерий?
2) как с нового года оформлять поступление, движение и списание запасов?

В конце прошлого года Минфин своим приказом № 8161 обновил Методрекомендации2. И хотя указанные изменения вступили в силу еще 28 декабря 2020 года, фактически они заработали лишь с января текущего года.

1 Приказ Минфина «Об утверждении Изменений к некоторым Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету для субъектов государственного сектора» от 28.12.2020 г. № 816.

2 Приказ Минфина «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету для субъектов государственного сектора» от 23.01.2015 г. № 11.

Среди самых заметных и важных учетных новаций, внедренных Минфином, следующие:

во-первых, отмена единого для всех бюджетных учреждений четко регламентированного стоимостного критерия МНМА3;

3 МНМА — малоценные необоротные материальные активы.

во-вторых, исключение из обращения специализированных типовых форм по учету запасов.

Кроме того, в учетные правила было внесено еще несколько менее значительных корректировок. Но обо всем по порядку. И в первую очередь выясним, как заполнить пробелы, возникшие в результате нововведений.

Стоимостный критерий — на свое усмотрение?

С 1 января 2021 года можно окончательно попрощаться с нормативно определенным стоимостным критерием для разграничения ОС4 и МНМА. Поэтому отныне не сыскать стоимостные ориентиры для признания объектов МНМА как в НП(С)БУ 1215, так и в Методрекомендациях по учету ОС6.

4 ОС — основные средства.

5 Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

6 Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

Однако без стоимостного критерия не обойтись. Ведь каждое учреждение ежегодно покупает, создает и изготавливает разнообразные необоротные активы. Некоторые из них требуют тщательного учета и контроля. В то же время есть немало таких, которые можно и нужно учитывать по упрощенной схеме. Именно для того, чтобы отделить одни от других, и нужен стоимостный ориентир.

Более того, для бюджетных учреждений такой критерий играет решающую роль в вопросах применения КЭКР при планировании и осуществлении расходов на приобретение необоротных активов. Итак, выход один — установить стоимостный критерий МНМА самостоятельно.

Как определить?

Многие бухгалтеры бюджетных учреждений до последнего надеялись на введение единого стоимостного критерия на уровне 20 тыс. грн. Именно им сейчас пользуются коммерческие предприятия в соответствии с п.п. 14.1.138 НКУ7.

7 Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Но получилось не так, как хотелось бы. Конечно, ориентироваться на стоимостный ОС-порог, установленный налоговым законодательством, можно. Это ваше право, но не обязанность.

В то же время действующее законодательство не содержит никаких ограничений относительно размера стоимостных признаков МНМА для бюджетных учреждений. Фактически вы можете установить любой стоимостный критерий, соответствующий потребностям вашего учреждения. Однако здесь есть свои «но».

ВАЖНО!

Выбранные стоимостные признаки предметов, которые входят в состав МНМА, необходимо обосновать.

Такой порядок прописал Минфин в обновленных Методрекомендациях. А вот как это сделать, не объяснил. Кроме того, необходимость обоснования критериев относительно определения таких признаков недавно подтвердили и специалисты Казначейства (см. письмо от 15.01.2021 г. № 16-08-08/1286). Но опять никакой конкретики, как аргументировать выбор стоимостных признаков.

Как обосновать?

К решению этого вопроса можно подойти сугубо формально или «реально», по-настоящему с подсчетами и анализом полученных результатов. Причем оба варианта являются вполне приемлемыми.

Формально — это, когда вы указываете: «с учетом постоянного роста уровня цен на соответствующие группы товаров установить стоимостные признаки предметов, которые входят в состав МНМА, на уровне…». И все. Бесспорно, никакого нарушения в этом не будет. Вроде и объяснили, но по сути ничего не обосновали.

А вот «реальное» обоснование — вариант для настойчивых и гиперответственных.

Конечно, выбор конкретного способа ограничивается лишь вашим воображением.

Так, например, если есть время и желание, можно сделать выборку необоротных активов, приобретенных в течение последних нескольких лет, и определить их среднюю стоимость. При этом в расчет включайте только те объекты, которые потенциально могут учитываться и как ОС, и как МНМА. Это прежде всего разнообразная вычислительная техника, оргтехника, бытовые приборы, мебель, предметы конторского обустройства и т. п. (см. пример 1)

Пример 1. Для обоснования стоимостных признаков МНМА принято решение определить среднюю стоимость необоротных активов, приобретенных за последние 2 года бюджетным учреждением. В расчет включены объекты, зачисленные на субсчета 1014, 1016 и 1113.

Согласно данным бухучета за 2019-2020 гг. бюджетным учреждением были приобретены такие необоротные активы:

персональные компьютеры в количестве 15 шт. общей стоимостью 300000 грн;

столы для компьютерной техники (15 шт.) — 22500 грн;

стулья (15 шт.) — 9000 грн;

мультимедийный проектор (1 шт.) — 10000 грн;

интерактивная доска (1 шт.) — 30000 грн;

многофункциональное устройство (МФУ) (2 шт.) — 8000 грн.

Средняя стоимость единицы необоротных активов:

379500 грн : 49 шт. = 7744,90 грн.

С учетом этого, были установлены стоимостные признаки МНМА на уровне 8000 грн за единицу (комплект) включительно (без НДС).

Также можно проиндексировать старый стоимостный критерий — 6000 грн — с момента его введения (это произошло в мае 2016 года) и до сегодняшнего дня. Правда, таким образом оправдать установление такого «удобного» 20-тысячного предела тоже не получится (см. пример 2).

Пример 2. С целью обоснования выбора стоимостного критерия для разграничения ОС и МНМА в бухучете проведена корректировка предыдущего стоимостного признака (6000 грн) с учетом уровня инфляции. Для расчета взяты показатели индексов потребительских цен начиная с месяца, следующего за месяцем введения стоимостного признака (май 2016 года).

Согласно данным Госстата индекс потребительских цен составлял: в июне 2016 года — 99,8, в июле 2016 года — 99,9, в августе 2016 года — 99,7, в сентябре 2016 года — 101,8, в октябре 2016 года — 102,8, в ноябре 2016 года — 101,8, в декабре 2016 года — 100,9; за 2017 год — 113,7; за 2018 год — 109,8; за 2019 год — 104,1; за 2020 год — 105,0.

Откорректированный размер стоимостного признака:

6000 грн х (0,998 х 0,999 х 0,997 х 1,018 х 1,028 х 1,018 х 1,009 х 1,137 х 1,098 х 1,041 х 1,05) = 6000 грн х 1,458 = 8748 грн.

С учетом проведенных исчислений и прогнозируемого уровня инфляции на следующий год8 установлены стоимостные признаки МНМА на уровне 10000 грн за единицу (комплект) включительно (без НДС).

8 Согласно постановлению КМУ «Об одобрении Прогноза экономического и социального развития Украины на 2021 — 2023 годы» от 29.07.2020 г. № 671.

Где прописать?

По новым правилам выбранные вами стоимостные признаки должны найти свое отражение в приказе об учетной политике. Указание на это содержит абз. 13 п. 1 разд. ІІ Методрекомендаций относительно учетной политики9.

9 Методические рекомендации относительно учетной политики субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

Причем важно закрепить стоимостные признаки МНМА непосредственно в распорядительном документе об учетной политике учреждения. Потому что именно таким способом можно обеспечить соблюдение единых учетных подходов в пределах одного главного распорядителя. В свою очередь, это дает возможность избежать сложностей при осуществлении операций по внутреннему перемещению необоротных активов, а также составлении сводной (консолидированной) отчетности главными распорядителями.

Конечно, решение об изменении учетной политики непременно следует согласовать с вышестоящим учреждением. Таковым является предписание п. 2 разд. І Методрекомендаций относительно учетной политики. Поэтому распорядителям низшего уровня не следует слишком торопиться с установлением стоимостного критерия МНМА и внесением соответствующих изменений в учетную политику вашего учреждения. Лучше дождаться указаний «сверху».

Внимание!

В связи с изменением стоимостных признаков порядок учета ОС, зачисленных на баланс в предыдущих периодах, не изменяется (абз. 2 п. 7 разд. ІІ Методрекомендаций относительно учетной политики).

Таким образом, все необоротные активы, приобретенные и оприходованные до введения нового стоимостного критерия, продолжаем учитывать на тех же субсчетах. Проводить их переклассификацию, конечно, не надо. Другое дело — объекты, приобретенные (изготовленные, полученные) в прошлом году, но введенные в эксплуатацию после установления новых стоимостных признаков. Их следует зачислять на баланс уже в соответствии с новыми правилами.

Документирование операций с запасами по-новому

Отныне Методрекомендации по учету запасов10 не содержат ни единого упоминания о типовых формах, утвержденных Госказначейством. Кстати, официально они утратили силу только 2 февраля 2021 года11.

10 Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

11 Согласно приказу Минфина «О признании утратившим силу приказа Государственного казначейства Украины от 18 декабря 2000 года № 130» от 31.12.2020 г. № 838.

Так как оформлять поступление, движение и выбытие запасов сейчас? Здесь есть два варианта.

Вариант № 1 — пользоваться общепринятыми формами по учету сырья и материалов, утвержденными приказом № 19312. Однако минстатовская первичка 96-го года выпуска — так себе вариант. К тому же формы этих документов не учитывают специфику деятельности бюджетных учреждений.

12 Приказ Минстата «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету сырья и материалов» от 21.06.96 г. № 193.

Вариант № 2 — разработать и утвердить собственные формы документов для оформления операций с запасами. Вот здесь можно включить фантазию на полную и сделать первичные формы максимально удобными для вас в использовании.

ВАЖНО!

Порядок документирования операций с запасами необходимо прописать в приказе об организации бухучета.

Собственная первичка. Какая она?

В первую очередь помните: самостоятельно разработанные формы документов должны содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные Законом о бухучете13. К ним относятся: название документа, дата составления, название учреждения, содержание и объем хозяйственной операции, должности ответственных за осуществление операции, их личные подписи и другие данные причастных лиц.

13 Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Хотя зачем изобретать велосипед? Действительно, ничего не мешает пользоваться старыми добрыми типовыми формами и в дальнейшем. Поэтому убираем «лишние» реквизиты и смело применяем.

В любом случае не забудьте привести самостоятельно (или не совсем самостоятельно) разработанные формы документов в приложении к распорядительному документу об организации бухучета вашего учреждения.

Исключение — оформление списания запасов

Чтобы избежать путаницы при оформлении списания запасов, и прежде всего в случае внутриведомственной передачи, Минфин утвердил новую форму Акта списания запасов. Ее можно найти в приложении к Методрекомендациям по учету запасов.

В целом эта форма напоминает свою предшественницу — типовую форму № З-2. Впрочем, не обошлось и без обновлений. В первую очередь бросаются в глаза «косметические» изменения во вступительной части акта. В частности, появились место составления акта, местонахождение запасов, подлежащих списанию, данные о материально ответственном лице. Также претерпела изменения и «табличная» часть документа: из нее убрали графу «Срок пребывания в эксплуатации». Давно пора. Вряд ли кто-то вообще ведет учет срока службы запасов. Кроме того, форма дополнена новым нужным разделом для отметок бухгалтерии об отражении в учетных регистрах. И конечно, куда без «Собственное имя Фамилия», вместо «ФИО». Как видим, получился такой себе неплохой апгрейд.

А для тех, кто сетует на частые изменения и не хочет привыкать к новому акту списания, имеем оговорку. В случае списания запасов, полученных в результате внутреннего перемещения, новую форму акта таки придется использовать. А вот списывать прочие запасы вполне можно на основании любого другого подтверждающего документа, форма которого вам по душе.

«Запасные» уточнения

На смену книге складского учета запасов пришла карточка (п. 8 разд. ІІІ Методрекомендаций по учету запасов). Кстати, форма Карточки складского учета материалов (форма № М-12) утверждена приказом № 193 (ср. ). Однако перед применением, вероятно, ее придется адаптировать к потребностям госсектора.

Кроме того, Минфин уточнил: аналитический учет продуктов питания ведется в оборотных ведомостях на основании данных первичных приходно-расходных документов. Тогда как ранее записи в эти регистры аналитического учета вносили согласно накопительным ведомостям по поступлению и расходованию продуктов питания.

Другие учетно-политические новации

Новые элементы учетной политики

Перечень элементов учетной политики субъектов госсектора дополнен несколькими новыми позициями (п. 1 разд. ІІ Методрекомендаций относительно учетной политики). В частности, среди них:

• перечень и состав переменных и постоянных общепроизводственных расходов, базы их распределения;

• виды отчетных сегментов и их приоритетность;

• стоимостные признаки предметов, входящих в состав МНМА, с обоснованием критериев по определению таких признаков;

• сроки полезного использования групп долгосрочных биологических активов.

Конечно, все эти сведения следует приводить в распорядительном документе об учетной политике лишь при наличии необходимости в этом. То есть если характер деятельности вашего учреждения этого требует. Так, например, если вы не имеете дела с биологическими активами (в том числе долгосрочными), прописывать сроки использования групп таких активов не имеет смысла.

Учет жилой недвижимости

Минфин конкретизировал, когда объекты жилой недвижимости (дома, квартиры, другие помещения) подлежат зачислению на баланс учреждения в состав ОС. Но здесь без сюрпризов. Как и любые другие активы, они должны быть контролируемыми учреждением и нести в себе потенциальные выгоды. При этом их стоимость может быть определена (п. 13 разд. ІІІ Методрекомендаций по учету ОС).

Это в полной мере касается и всех жилых помещений для проживания военнослужащих, размещенных на территории военных городков. Их также следует учитывать в составе ОС. Зато «социальное жилье», приобретенное (построенное) специально для дальнейшей передачи незащищенным слоям населения, стоит учитывать в составе прочих нефинансовых активов (субсчет 1815).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше