Темы статей
Выбрать темы

Приобретение жесткого диска: варианты учета и оформления

Вежичанина Светлана, эксперт по финансовым вопросам
Как правильно отразить в учете приобретение жесткого диска? Когда для этого следует применять субсчет 1515, а когда — 1113 (1014)? Как документально оформлять такие хозяйственные операции? Спрашивали? Отвечаем.

Жесткий диск, или винчестер, является главным устройством хранения данных в компьютере. Они бывают двух видов:

внутренние — встроены в системные блоки;

внешние — подключаются к компьютеру с помощью кабеля или через беспроводное соединение. Учет жесткого диска зависит именно от его вида и цели приобретения.

Возможные варианты учета этого устройства изображены на схеме ниже.

img 1

Варианты учета жесткого диска

Итак, приобретение винчестера может быть связано с необходимостью отремонтировать (модернизировать) компьютер или с потребностью переноса и хранения данных вне компьютера (ноутбука и т. п.).

img 2Учет запчасти к компьютеру

1. Ремонт объекта ОС

Если приобретение жесткого диска обусловлено необходимостью заменить неисправный диск на новый, последний следует рассматривать как запасную часть (комплектующую) к компьютеру. Такие активы учитываем на субсчете 1515 «Запасные части».

Важно: после замены старого диска на новый, аналогичный по техническим характеристикам, первоначальная стоимость компьютера не меняется. Ведь потенциал его полезности остается на первоначально оцененном уровне.

К тому же все расходы, связанные с поддержанием объекта ОС в пригодном для использования состоянии, относятся к расходам отчетного периода (п. 2 разд. III НП(С)БУ 121). Расходы на приобретение жесткого диска для замены планируем по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь» (п.п. 8 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333). Если замену будет проводить сторонний специалист, не забудьте также запланировать расходы на оплату его услуг по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» (п.п. 8 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333).

2. Улучшение объекта ОС

Приобретение нового винчестера как комплектующей также возможно для увеличения мощности (производительности) компьютера (абз. 3 п. 3 разд. VI Методрекомендаций № 111).

1 Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

Цель — модернизировать объект — может возникнуть при устранении неполадки объекта ОС или отдельно по производственной необходимости.

Важно: будут ли расходы направлены на повышение технико-экономических возможностей объекта ОС или только на его поддержание в пригодном для использования состоянии, решает руководитель учреждения (п. 2 разд. VI Методрекомендаций № 11).

При этом помните: работы по улучшению объекта ОС следует планировать и проводить за счет капитальных расходов, предусмотренных в сметах (п. 2 разд. VI Методрекомендаций № 11). Поэтому приобретение комплектующих для улучшения компьютера и оплату услуг по их установке можно провести только за счет заблаговременно запланированных расходов по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт других объектов» (п.п. 8 п.п. 3.1.3.2 Инструкции № 333).

Если же все условия соблюдены и улучшение компьютера проведено (заменен жесткий диск для повышения его производительности), относим расходы на увеличение его первоначальной стоимости. Ведь в итоге потенциал полезности такого объекта ОС возрастет по сравнению с его первоначально оцененным уровнем (п. 1 разд. III НП(С)БУ 121).

Конечно, сначала такие расходы включаем в капитальные инвестиции по субсчету 1311 (1312). Это предусмотрено абз. 2 п. 3 разд. VI Методрекомендаций № 11.

Обратите внимание: на период модернизации объекта ОС начисление амортизации на него приостанавливаем (п. 3 разд. IV НП(С)БУ 121).

Причем не имеет значения, сколько времени непосредственно займет улучшение: один день или целый месяц. Из срока эксплуатации объекта ОС выпадает весь месяц, в котором были проведены такие работы. Соответственно амортизацию ОС ставим «на паузу» начиная с месяца, следующего за месяцем перевода соответствующего объекта на модернизацию.

Возобновляем начисление амортизации начиная с месяца, следующего после ввода объекта в эксплуатацию после модернизации (п. 9 разд. V Методрекомендаций № 11). В дальнейшем начисляем амортизацию уже исходя из увеличенной первоначальной стоимости ОС, а возможно, даже и увеличенного срока эксплуатации.

Кстати, если компьютер (системный блок) учитывается в составе МНМА, советуем начислить 50 % амортизацию на сумму увеличенной стоимости сразу после его возвращения в эксплуатацию. То есть не ждем месяца исключения объекта из активов (списания с баланса).

Пример 1. В сентябре 2020 года компьютер (первоначальная стоимость — 7800 грн) был передан на модернизацию на основании Акта передачи на ремонт, реконструкцию и модернизацию ОС. В начале октября 2020 года приобретен и установлен собственными силами новый и более мощный винчестер стоимостью 2400 грн. Возвращение в эксплуатацию модернизированного компьютера произошло в октябре 2020 года на основании Акта приема отремонтированных, реконструированных и модернизированных ОС.

Расчет. При начислении амортизации за 2020 год октябрь был полностью исключен из расчета в связи с проведением модернизации. Сумма амортизации за период с 1 января 2020 года по 30 сентября 2020 года составляет 585 грн (7800 грн : 10 лет : 12 месяцев х 9 месяцев). Сумма амортизации за период с 1 ноября по 31 декабря 2020 года составляет 170 грн ((7800 грн + 2400 грн) : 10 лет : 12 месяцев х 2 месяца). Общая сумма амортизации за 2020 год — 755 грн (585 + 170).

Документальное оформление замены диска

Порядок документирования операций по замене одного жесткого диска другим должен быть следующим:

1. Работник, ответственный за обслуживание (использование) компьютерной техники, подает руководителю учреждения докладную записку о поломке компьютера / необходимости увеличения объема памяти.

2. По приказу руководителя учреждения создается комиссия. Впрочем, по большей части такие случаи рассматривает постоянно действующая комиссия по списанию материальных ценностей. Последняя составляет дефектный акт, в котором фиксирует:

• факт непригодности жесткого диска на основании заключения штатного (стороннего) профильного специалиста;

• потребность в приобретении запчасти (нового жесткого диска) для замены старого с целью ремонта (модернизации) компьютера;

• способ замены (собственными силами или с привлечением сторонних исполнителей).

3. Руководитель учреждения оформляет свое решение о проведении текущего ремонта (улучшения) соответствующего объекта ОС приказом по учреждению.

4. Передачу компьютера для проведения ремонта/улучшения следует оформлять Актом передачи на ремонт, реконструкцию и модернизацию ОС (типовая форма, утвержденная приказом № 8182).

2 Приказ Минфина «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора и порядка их составления» от 13.09.2016 г. № 818.

5. Возвращение объекта на место эксплуатации после ремонта/улучшения оформляем Актом приема отремонтированных, реконструированных и модернизированных ОС (типовая форма, утвержденная приказом № 818).

6. Новый винчестер, использованный для ремонта/улучшения ПК, списываем на основании Акта списания запасов. Форма последнего приведена в приложении к Методрекомендациям по учету запасов3 .

3 Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 № 11.

7. Изъятый во время ремонта (модернизации) жесткий диск, не пригодный для дальнейшего использования, оприходуем как вторсырье и сдаем соответствующим субъектам хозяйствования (абз. 2 п. 5 разд. VI НП(С)БУ 121). Зато пригодный для дальнейшего использования накопитель, изъятый в результате ремонта (модернизации), оприходуем как запчасть на основании Акта оценки (абз. 1 п. 5 разд. VI НП(С)БУ 121). Информацию о такой запчасти фиксируем в Акте приема отремонтированных, реконструированных и модернизированных основных средств. Кроме того, не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца подаем в Казначейство Справку о поступлениях в натуральной форме по коду доходов 25010200 «Поступление бюджетных учреждений от дополнительной (хозяйственной) деятельности».

8. Данные об измененных технико-экономических характеристиках (стоимости, мощности и т. п.) в результате улучшения компьютера заносим в Инвентарную карточку учета объекта ОС (п. 5 разд. VI Методрекомендаций № 11).

img 3Учет отдельного объекта

Внешний жесткий диск является законченным обособленным устройством, предназначенным для выполнения самостоятельных функций.

Следовательно, он полностью может быть зачислен на баланс как отдельный объект учета (п. 1 разд. ІІ НП(С)БУ 121). Тем более что он соответствует всем требованиям к признанию активом, указанным в п. 2 разд. ІІ НП(С)БУ 121.

В зависимости от стоимости приобретения внешнего накопителя и стоимостных признаков МНМА, определенных учетной политикой вашего учреждения, его можно отнести в состав как МНМА, так и ОС. В первом случае зачисляем жесткий диск на субсчет 1113 «Малоценные необоротные материальные активы». Во втором случае для учета более ценных экземпляров используем субсчет 1014 «Машины и оборудование».

До момента ввода внешнего диска в эксплуатацию накапливаем все понесенные расходы на субсчете 1312 или 1311 соответственно.

Расходы на приобретение внешнего винчестера, который подлежит зачислению на учет как МНМА, планируем по КЭКР 2210 (п.п. 5 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333). Если диск соответствует стоимостному критерию признания ОС, расходы осуществляем по КЭКР 3110 (п.п. 9 п.п. 3.1.1 Инструкции № 333).

Документальное оформление оприходования диска

Порядок документального оформления оприходования внешнего накопителя таков:

1. Присваиваем внешнему жесткому диску инвентарный (номенклатурный) номер — в зависимости от его стоимости и порядка дальнейшего учета этого объекта (абз. 3 п. 3 разд. ІІ Методрекомендаций № 11).

2. Вводим в эксплуатацию внешний диск на основании Акта ввода в эксплуатацию ОС (типовая форма, утвержденная приказом № 818).

3. Открываем на соответствующий объект Инвентарную карточку учета ОС (типовая форма, утвержденная приказом № 818).

Далее на условных примерах рассмотрим порядок отражения таких операций на счетах бухгалтерского учета.

Пример 2. В результате диагностики неисправного внутреннего жесткого диска компьютера установлено, что ремонту и восстановлению он не подлежит. По решению руководителя учреждения взамен старого винчестера приобретен новый с аналогичными техническими характеристиками.

Стоимость жесткого диска — 2260 грн. Согласно условиям договора расчет с поставщиком проведен после получения товара.

Замена старого винчестера на новый проведена собственными силами учреждения. Использованный для ремонта компьютера жесткий диск списан на основании Акта списания запасов.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн

№ м/о

дебет

кредит

Приобретение внутреннего жесткого диска (ремонт ОС)

1

Получено ассигнование для приобретения жесткого диска для ремонта ПК

2313

7011

2260

2

2

Оприходован приобретенный жесткий диск

1515

6211

2260

6

3

Перечислены средства поставщику за жесткий диск

6211

2313

2260

2, 6

Установка нового жесткого диска

1

Списан диск на расходы текущего периода

8013

1515

2260

13

Пример 3. Во время инсталляции нового программного обеспечения на компьютер оказалось, что его технические характеристики не соответствуют современным требованиям и значительно усложняют работу. С учетом этого, руководитель учреждения принял решение (оформлено приказом) о проведении модернизации компьютера путем замены старого винчестера на новый с большим объемом памяти и более высокой скоростью работы. После получения запланированного финансирования по КЭКР 3132 приобретен жесткий диск стоимостью 3000 грн.

Согласно договору расчеты с поставщиком проводятся на условиях последующей оплаты.

Модернизация ПК проведена собственными силами учреждения. На сумму расходов, связанных с его улучшением, увеличена первоначальная стоимость компьютера. Изменение первоначальной стоимости компьютера и улучшение его технических характеристик зафиксированы в его Инвентарной карточке.

Также во время улучшения ПК был изъят старый диск, пригодный для дальнейшего использования. Запчасть оприходована по стоимости 600 грн, установленной комиссией в акте оценки.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн

№ м/о

дебет

кредит

Приобретение внутреннего жесткого диска (улучшение ОС)

1

Получено ассигнование для приобретения жесткого диска для улучшения ПК

2313

5411

3000

2

2

Оприходован приобретенный жесткий диск

1515

6211

3000

6

3

Перечислены средства поставщику диска

6211

2313

3000

2, 6

Установка нового жесткого диска (улучшение ОС)

1

Списан новый внутренний жесткий диск, использованный для улучшения ПК

1311

1515

3000

13

2

Стоимость понесенных расходов отнесена на увеличение первоначальной стоимости ОС

1014

1311

3000

17

Одновременно увеличен внесенный капитал

5411

5111

3000

17

3

Оприходован изъятый во время модернизации жесткий диск, пригодный для дальнейшего использования, и оставлен для нужд учреждения

1515

2117

600

4

В то же время отражен:

• доход от оприходования материалов

2313

7112*

600

3, 14

Восстановление кассовых расходов

2117

2313

600

3, 4

* В отчетном месяце в Казначейство предоставлена Справка о поступлениях в натуральной форме на сумму 600,00 грн.

Пример 4. С целью получения возможности резервного копирования и хранения важной информации отдельно от рабочих ПК учреждение приобрело внешний накопитель — жесткий диск стоимостью 2640 грн (емкость накопителя — 2 ТБ). По условиям договора расчет с поставщиком проводится по факту получения товара.

Согласно Положению об учетной политике учреждения (исходя из установленных стоимостных признаков МНМА) приобретенный внешний накопитель подлежит зачислению в состав МНМА.

Жесткий диск оприходован и введен в эксплуатацию на основании Акта ввода в эксплуатацию объектов ОС. Также новому устройству был присвоен номенклатурный номер и открыта Инвентарная карточка учета объектов ОС.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн

№ м/о

дебет

кредит

Приобретение внешнего жесткого диска

1

Получено ассигнование на приобретение внешнего жесткого диска

2313

5411

2640

2

2

Получен жесткий диск от поставщика

1312

6211

2640

6

3

Перечислены поставщику средства за жесткий диск

6211

2313

2640

2, 6

Ввод в эксплуатацию внешнего жесткого диска

1

Введен в эксплуатацию жесткий диск

1113

1312

2640

17

Одновременно увеличен внесенный капитал

5411

5111

2640

17

2

Начислена амортизация в размере 50 % первоначальной стоимости диска (2640 грн х 50 %)

8014

1412

1320

17

ВЫВОДЫ

• Внутренний жесткий диск следует учитывать как запасную часть на субсчете 1515

• Винчестер, использованный для ремонта объекта ОС, признаем расходами отчетного периода

• Жесткий диск, использованный для улучшения компьютера, относим на увеличение его первоначальной стоимости

• Внешний жесткий диск учитываем как отдельный объект в составе МНМА на субсчете 1113 или ОС — на субсчете 1014 в зависимости от стоимости его приобретения

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше