Темы статей
Выбрать темы

Водитель в ОМС: зарплатные тонкости

Будз Владимир, эксперт по вопросам оплаты труда и трудовых отношений
Наличие у ОМС автотранспортного средства непременно приводит к использованию труда водителей. Это особая категория работников, оплата труда которых имеет свою специфику. Обо всех зарплатных нюансах поговорим в этой статье.

Должностной оклад

При установлении должностных окладов водителям необходимо руководствоваться отраслевыми нормативными документами, регулирующими трудооплатные вопросы той или иной категории работников бюджетной сферы. Как правило, такими документами предусмотрено установление водителю оклада в зависимости от типа автомобиля, его технических характеристик и габаритов.

Условия оплаты труды рабочих, обслуживающих ОМС, регламентированы приказом № 6091. В частности, схемы месячных тарифных ставок водителей ОМС приведены в приложении 6 к этому приказу. Для водителей легковых автомобилей их размеры в 2021 году составляют:

1 Приказ Минэкономики «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 23.03.2021 № 609.

Класс автомобиля

Рабочий объем двигателя, л

Месячные тарифные ставки, грн

январь — ноябрь 2021 года

декабрь 2021 года

Особо малый и малый

До 1,8 (включительно)

3290

3565

Средний

Свыше 1,8 до 3,5

3412

3696

Большой

Свыше 3,5

3567

3865

Группа по мощности двигателя

Мощность двигателя, киловатт (кВт)*

Месячные тарифные ставки, грн

январь — ноябрь 2021 года

декабрь 2021 года

I

До 51,5 включительно

3290

3565

II

Свыше 51,5 до 110,4 включительно

3412

3696

III

Свыше 110,4

3567

3865

* 1 кВт = 1,35962 лошадиных сил (л. с.).

Квалификационные требования к профессии «водитель автотранспортных средств» определены в п. 4 разд. V «Рабочие» Справочника № 1362. Общими требованиями для этой профессии являются:

2 Справочник квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск № 69 «Автомобильный транспорт», утвержденный приказом Минтранссвязи от 14.02.2006 № 136.

• полное общее среднее образование;

• профессиональное (профессионально-техническое) образование (учебное заведение по подготовке водителей транспортных средств);

• специальная подготовка по типовым учебным планам и программам подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории и пройденная квалификационная аттестация.

ВАЖНО!

Чтобы водителя допустили к работе, у него должно быть удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории

Такое требование предусмотрено п. 2 Положения об удостоверении водителя3.

3 Положение о порядке выдачи удостоверений водителя и допуска граждан к управлению транспортными средствами, утвержденное постановлением КМУ от 08.05.93 № 340.

Кроме того, водитель должен знать правила управления автомобилем и обращения с ним, правила дорожного движения, порядок и условия перевозки пассажиров и багажа и т. п.

Ненормированный рабочий день

Общие условия

При необходимости водителям легковых автомобилей может устанавливаться ненормированный рабочий день, т. е. сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Об этом указано в абз. 1 п. 2.10 Положения № 3404.

4 Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств, утвержденное приказом Минтранссвязи от 07.06.2010 № 340.

Но это не означает, что водителям других типов автомобилей (например, грузовых или автобусов) нельзя установить ненормированный рабочий день. Ведь работодатель самостоятельно в коллективном договоре определяет перечень профессий и должностей, к которым он может применяться (см. письмо Минсоцполитики от 24.09.2013 № 825/13/156-13).

Имейте в виду: действующее законодательство не содержит требований к подтверждению «ненормированности» рабочего времени работников.

Если работник при необходимости выполняет работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени и такие ситуации возникают неоднократно, работнику устанавливают ненормированный рабочий день.

При установлении ненормированного рабочего дня, как правило, руководствуются Рекомендациями № 75. Напомним основные признаки этого режима работы:

5 Рекомендации о порядке предоставления работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда, утвержденные приказом Минтруда от 10.10.97 № 7.

1) выполнять работу на условиях ненормированного рабочего дня могут только отдельные работники, для которых невозможно нормировать время трудового процесса (время работы нельзя высчитать точно);

2) ненормированный рабочий день означает выход за пределы нормальной продолжительности рабочего времени. Такую работу не считают сверхурочной и дополнительно не оплачивают;

3) ненормированный рабочий день не может быть установлен работникам с суммированным учетом рабочего времени.

На водителей ОМС, работающих на условиях ненормированного рабочего дня, распространяется установленный работодателем режим рабочего времени. Поэтому руководитель учреждения не имеет права систематически привлекать работников, работающих в таком режиме, к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени.

Доплата за «ненормированность»

Водителям автомобилей (легковых и грузовых) и автобусов, занятым в сфере обслуживания ОМС, устанавливается доплата за ненормированный рабочий день в размере 25 % тарифной ставки за отработанное время. Это предусмотрено примеч. 2 приложения 6 к приказу № 609. Такую доплату устанавливают в фиксированном размере и начисляют на оклад (месячную тарифную ставку) без учета других доплат и надбавок.

Если в период карантина в связи с отсутствием возможности обеспечить водителя работой работодателем введен простой, доплату за ненормированный рабочий день за этот период не выплачивают. Ведь фактически это время не отработано.

Дополнительный отпуск

Еще одним «бонусом» для водителей с ненормированным рабочим днем является ежегодный дополнительный отпуск. Его максимальная продолжительность составляет 7 календарных дней (п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона об отпусках).

Конкретную продолжительность такого отпуска (от 1 до 7 дней включительно) определяют в коллективном или трудовом договоре в зависимости от времени занятости работника в условиях ненормированного рабочего дня.

Периоды, входящие в стаж работы, дающий право на отпуск за «ненормированность», перечислены в ч. 2 ст. 9 Закона об отпусках. К ним, в частности, относится время:

1) фактической работы на должности (работе) с ненормированным рабочим днем, при условии, что работник трудится на ней не менее половины продолжительности рабочего дня;

2) ежегодных отпусков.

Учтите: водитель ОМС с ненормированным рабочим днем имеет право на получение дополнительного оплачиваемого отпуска независимо от установленной доплаты за работу в таких условиях (см. письмо Минтруда от 04.06.2008 № 143/13/116-08).

Объясняется это тем, что действующим законодательством не определены ограничения на одновременное установление водителю доплаты за «ненормированность» и ежегодного отпуска за особый характер труда (за работу с ненормированным рабочим днем). Подробнее об отпусках за особые условия труда читайте в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2021, № 26, с. 24.

Классность водителя

Уровень подготовки, мастерства, степень готовности к выполнению работы по определенной специальности или должности определяются разрядом, классом или другими аттестационными категориями.

Для водителей уровень квалификации определяют классом, который и является критерием уровня их профессионального мастерства.

Порядок присвоения класса

Конкретный порядок присвоения классов водителям на нормативном уровне не прописан. Поэтому следует придерживаться норм ст. 96 КЗоТ и п. 10 Общих положений Справочника № 3366. Согласно требованиям последнего квалификационные категории повышают прежде всего тем работникам, которые успешно выполняют должностные задачи и обязанности, творчески и добросовестно относятся к служебным поручениям и требованиям должностных инструкций.

6 Справочник квалификационных характеристик профессий работников, утвержденный приказом Минтруда от 29.12.2004 № 336.

Как правило, классность водителям присваивается при приеме на работу путем проведения квалификационной аттестации. По ее результатам оформляется решение о присвоении квалификации водителю автотранспортного средства.

Заметим: согласно Справочнику № 136 водитель должен иметь:

• для присвоения II класса — разрешение на управление транспортными средствами категорий «B», «BE», «C», «CE» или «DE» («D»), а также непрерывный стаж работы водителем III класса в этом учреждении — не менее 3 лет;

• для присвоения I класса — разрешение на управление транспортными средствами категорий «B», «BE», «C», «CE», «D», «DE», а также непрерывный стаж работы водителем II класса в этом учреждении — не менее 2 лет.

В непрерывный стаж, который следует учитывать при присвоении классности водителю, включается его работа на автотранспортном средстве именно у этого работодателя, а не весь период управления автотранспортным средством соответствующей категории.

На присвоение водителю квалификации II и I классов могут влиять также его показатели в работе, соблюдение им трудовой дисциплины, отсутствие нарушений правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств и техники безопасности.

Если водитель уже имеет классность

Достаточно часто при приеме на работу водители уже имеют стаж и опыт работы. Некоторые из них имеют классность, присвоенную на предыдущем месте работы. Но может ли новый работодатель сохранить имеющийся у водителя класс?

Сейчас этот вопрос законодательно не урегулирован. Его решение относится исключительно к компетенции нового работодателя. Это в свое время подтвердили и специалисты Минсоцполитики в письме от 07.09.2012 № 197/10/137-12.

То есть новый работодатель, учитывая соблюдение требований для присвоения I или II класса, может принять решение о сохранении классности водителю, присвоенной работодателем по предыдущему месту работы. В то же время он может решить не сохранять ранее присвоенный класс.

Свое решение новый работодатель утверждает приказом (распоряжением) об установлении квалификации определенного класса.

Надбавка за классность

Водителям легковых и грузовых автомобилей, автобусов устанавливается ежемесячная надбавка за классность в следующих размерах (примеч. 2 приложения 6 к приказу № 609):

• водителям II класса — 10 % тарифной ставки;

• водителям I класса — 25 % тарифной ставки.

При этом имейте в виду: надбавка за классность выплачивается за отработанное время. Если водитель в рабочее время находился на работе, но не выезжал (т. е. не управлял автотранспортным средством), надбавка не выплачивается.

Объясняется это тем, что при выполнении других видов работ квалификация II или I класса водителя не требуется. На этом акцентируют внимание специалисты Минсоцполитики в письмах от 19.09.2013 № 805/13/155-13 и от 02.12.2014 № 1559/13/84-14.

Прочие доплаты и надбавки

Также водителям ОМС могут быть установлены (п. 2.1 приказа № 609):

• надбавка за сложность, напряженность в работе в размере до 50 % тарифной ставки;

• доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания или увеличение объемов выполняемых работ без ограничений размеров этих доплат (за счет и в пределах экономии фонда оплаты труда, образованного по тарифным ставкам высвобождаемых работников);

• доплата за работу в ночное время в размере до 35 % часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы с 22:00 до 06:00.

Если автомобиль на длительном ремонте

Положением № 340 не предусмотрено включение периода, когда авто находится на ремонте, в рабочее время водителя. Поэтому рекомендуем прописать в колдоговоре (другом локальном документе) порядок организации работы водителей и оплаты их труда, когда они не имеют возможности работать по независящим от них причинам.

Если автомобиль находится на ремонте, то оплата труда водителя будет зависеть от того, как оформлены отношения с ним на этот период. Возможно несколько вариантов. В частности, работодатель может оформить простой с оплатой не ниже 2/3 тарифной ставки (оклада). Также возможен вариант со временным переводом водителя на другую работу (должность). Но это уже отдельная тема для разговора. Ее мы осветим в одном из следующих номеров нашего журнала.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше