Темы статей
Выбрать темы

Энергия — это жизнь: как отразить в учете расходы на электроэнергию

Ковенко Марина, налоговый эксперт
Деятельность любого предприятия не обходится без потребления электроэнергии. Она нужна во всех сферах и, по сути, является товаром, который приобретают участники розничного рынка у энергосбытовых компаний. О том, как отразить расходы на этот товар в учете предприятия, и пойдет речь в данной статье.

Постулаты

Прежде всего отметим, что отношения, связанные с производством, передачей, распределением, поставкой и использованием энергии, регулируются Законом об электроэнергетике. В соответствии со ст. 26 этого Закона потребление электроэнергии возможно лишь на основании договора с энергопоставщиком. Этот договор в обязательном порядке должен устанавливать договорные величины потребления электрической энергии (помесячно). А основанием для них послужат сведения о размере ожидаемого потребления электроэнергии, которые потребитель предоставляет поставщику.

Сразу отметим, что подходить к составлению таких сведений следует очень обдуманно. Связано это прежде всего с тем, что если реальные потребности предприятия в электроэнергии превысят договорную величину, то платить за излишне потребленную электроэнергию придется в двукратном размере. На это прямо указывает ч. 6 ст. 26 Закона об электроэнергетике, где сказано следующее: потребители (кроме населения и учебных заведений) в случае потребления электроэнергии свыше договорной величины за расчетный период* обязаны уплачивать энергопоставщикам двукратную стоимость разницы фактически потребленной и договорной величины. Аналогичное требование содержит и п.п. 4.2.2 Типового договора о поставке электроэнергии (приложение 3 к Правилам № 28).

* В общем случае расчетный период составляет один месяц (п. 6.1 Правил № 28).

Обратите внимание, что оплата электроэнергии осуществляется покупателем, как правило, в форме предварительной оплаты в размере стоимости заявленного объема потребления электроэнергии на соответствующий период**. При этом окончательный расчет потребителя за электроэнергию осуществляется по окончании месяца на основании выставленного поставщиком электроэнергии счета (пп. 6.6, 6.11 Правил № 28). Для составления такого счета используются данные о фактическом потреблении электроэнергии, определенные по показаниям приборов учета и зафиксированные в акте об использованной электрической энергии. Требование о составлении такого акта на потребленную электроэнергию установлено п. 7.5 Типового договора о поставке электроэнергии (приложение 3 к Правилам № 28).

** Счет на предварительную оплату предоставляется энергопоставщиком лишь в случае, если это предусмотрено договором.

Кроме того, в момент подведения итогов месяца на основании того же акта приема-передачи электрической энергии и определяется превышение ее договорной величины потребления. За такую сверхлимитную электроэнергию придется заплатить в двойном размере.

Но на этом дело не закончится. Предприятие наверняка еще столкнется с проблемами отражения такой двойной оплаты в налогово-бухгалтерском учете, и все из-за ее спорного правового статуса.

Прежде чем мы перейдем к рассмотрению этих проблем, обобщим первичные документы, необходимые для расчетов между потребителем и энергопоставщиком, на рисунке (см. на с. 38).

 

img 1

 

Правовой статус платы за перерасход электроэнергии

К сожалению, вопрос о правовом статусе платы за перерасход электроэнергии вызывает много споров. Несмотря на наличие большого количества разъяснений компетентных органов, единого мнения у них нет. А ведь именно от этого напрямую будет зависеть порядок отражения платы за перерасход электроэнергии в налоговом и бухгалтерском учете предприятия.

Существуют две точки зрения на суммы за излишне потребленную энергию.

Первая точка зрения состоит в том, что такая сумма является повышенной платой за использованную с нарушением режимов потребления электроэнергию. Эта точка зрения основывается на нормах ч. 6 ст. 26 Закона об электроэнергетике и прослеживается в ранних письмах НКРЭ от 25.05.05 г. № 05-39-11/2296, от 31.05.05 г. № 05-39-11/2387 (хотя позже она изменила свою позицию), Миндоходов в письме от 18.06.13 г. № 8646/7/99-99-19-04-02-17, ГНАУ в письме от 18.05.09 г. № 10191/7/16-1517. Сразу отметим, что данный подход выгоден налоговикам для целей увеличения поступлений в бюджет НДС. Напомним, что в соответствии с п. 188.1 НКУ база налогообложения операций по поставке товаров определяется исходя из их договорной стоимости с учетом общегосударственных налогов и сборов. При этом в состав договорной (контрактной) стоимости включаются любые суммы средств, стоимость материальных и нематериальных активов, которые передаются плательщику налогов непосредственно покупателем или через третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров. Ну а поскольку повышенная плата за использованную с нарушением режимов потребления электроэнергию является не чем иным, как дополнительной компенсацией стоимости товаров, то она должна облагаться НДС в общеустановленном порядке.

Важно! Отрадно, что суммы НДС, уплаченные потребителями в составе стоимости сверхлимитной электроэнергии, контролеры позволили включать в налоговый кредит (далее — НК) в полном объеме.

В очередной раз налоговики это подтвердили в консультации, опубликованной в категории 101.16 ЗІР ГФСУ («БН», 2014, № 41, с. 47).

Сторонники второй точки зрения предлагают разделить плату за сверхлимитное потребление электроэнергии на две части:

1) «обычную» стоимость потребленной сверхлимитной энергии;

2) штрафную санкцию, включенную в стоимость такой электроэнергии.

Другими словами, плату за сверхлимитное потребление электроэнергии, по их мнению, можно представить в виде формулы: тариф + штраф.

Основание для такой точки зрения они находят в ч. 1 ст. 217 ХКУ, где сказано, что хозяйственными санкциями считаются способы влияния на правонарушителя в сфере хозяйствования, в результате применения которых для него наступают неблагоприятные экономические и/или правовые последствия. Разновидностью хозяйственных санкций являются штрафные санкции в виде денежной суммы (неустойка, штраф, пеня), которую участник хозяйственных отношений обязан уплатить в случае нарушения им правил осуществления хоздеятельности, невыполнения или несоответствующего выполнения хозяйственного обязательства (ч. 1 ст. 230 ХКУ). При этом размер таких санкций может устанавливаться в кратном размере к стоимости товаров.

Сторонники второй точки зрения полагают, что сумма средств за сверхлимитное потребление электроэнергии (сверх установленного тарифа) полностью соответствует перечисленным критериям. В связи с этим она должна классифицироваться как штрафная санкция. Именно такие выводы изложены в письмах НКРЭ от 25.02.08 г. № 1132/11/17-08, от 24.01.08 г. № 457/11/17-08, от 02.08.07 г. № 4739/11/17-07, от 21.03.07 г. № 1773/11/17-07.

Разумеется, данная точка зрения на руку налоговикам, администрирующим налог на прибыль предприятий. Ведь если следовать такой логике, то штрафная санкция в размере стоимости сверхлимитной электроэнергии идет мимо налоговых расходов. О том, что контролеры из «прибыльного» управления уже не первый год приветствуют именно такой подход, свидетельствует Обобщающее налоговое разъяснение относительно применения подпункта 5.3.5 п. 5.3 ст. 5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» плательщиками налога на прибыль — потребителями электрической энергии, утвержденное приказом ГНАУ от 11.12.07 г. № 696, и недавняя консультация, опубликованная в категории 102.07.03 ЗІР ГФСУ.

Интересный момент. Получается, что одну и ту же сумму сами налоговики классифицируют по-разному. Для целей НДС-учета им выгодно утверждать, что плата за излишне потребленную электроэнергию в двукратном размере ее стоимости считается повышенной платой. В то же время для целей учета по налогу на прибыль такую повышенную плату они делят на две составляющие: оплату и штраф.

Отметим, что нет однозначного подхода к классификации платы за сверхлимитную электроэнергию и у служителей Фемиды. Так, в решении Хозяйственного суда г. Киева от 10.02.12 г. по делу №  5011-1/52-2012 был сделан следующий вывод: «…двукратная стоимость разницы фактически потребленной электроэнергии и ее договорной величины фактически представляет собой повышенную плату за использованную с нарушением режимов потребления электроэнергию». Похожие выводы изложены и в определении ВАСУ от 01.09.11 г. по делу № К-28446/10.

Однако существует целый ряд судебных решений, где поддерживается идея о разделении платы за сверхлимитное потребление электроэнергии на две части: тариф + санкция. К ним, например, относится определение ВАСУ от 17.05.13 г. № К-37657/09, где сказано, что двукратная стоимость электроэнергии, потребленная сверх договорной величины электропотребления, признается санкцией в соответствии с ч. 7 ст. 27 и ч. 5 ст. 26 Закона об электроэнергетике. Похожий вывод сделан и в постановлении Одесского апелляционного хозяйственного суда от 20.08.13 г. № 915/979/13, а именно: «… ответственность в виде двойной стоимости электроэнергии за превышение ее договорной величины потребления и соответствующее удержание по своей правовой природе является хозяйственной ответственностью в виде оперативно-хозяйственной санкции, установленной законом».

Справедливости ради отметим, что в ст. 27 Закона об электро­энергетике как санкции классифицированы платежи, предусмотренные ч. 3 — 5 ст. 26. Что же касается платежа в виде платы за превышение договорных величин, то он установлен ч. 6 ст. 26 этого Закона* и не должен рассматриваться как санкция.

* Хотя в редакции, действовавшей до 01.01.12 г., двойной размер оплаты за сверхлимитную электроэнергию устанавливался ч. 5 ст. 26 Закона об электроэнергетике.

Кроме этого, повышенной платой (но не санкцией) интересующие нас суммы названы в абз. 7 п. 8.1 Правил № 28. Там, в частности, указано, что поставщик электроэнергии по регулируемому тарифу имеет право на получение от потребителя повышенной оплаты за электрическую энергию за объем превышения потребителем договорных величин потребления электроэнергии за расчетный период в соответствии с актами законодательства и условиями договора.

Более того, на практике, при заключении договоров о поставке электроэнергии наряду с условием о двукратной стоимости сверхлимитной электроэнергии, прописываются и штрафные санкции за нарушение установленных лимитов. То есть в случае потребления сверхлимитной электроэнергии предприятие уплатит не только ее двукратную стоимость, но и штраф.

Резюмируем. Учитывая вышеизложенное, считаем, что двукратный размер тарифа за сверхлимитную электроэнергию является повышенной платой за использованную с нарушением режимов потребления электроэнергию (но не санкцией).

 

Бухгалтерский учет

В бухучете расходы на оплату электроэнергии (рассчитанной как по обычному тарифу, так и по двойному) в зависимости от направления использования относятся на:

1) себестоимость товаров (работ, услуг) и отражаются на счете 23 «Производство»;

2) общепроизводственные расходы. Они накапливаются на счете 91 «Общепроизводственные расходы»;

3) административные расходы. Для них предназначен счет 92 «Административные расходы»;

4) сбытовые расходы, отражаемые по счету 93 «Расходы на сбыт».

Например, начисление оплаты за электричество для освещения производственных помещений увеличивает общепроизводственные расходы (Дт 91 — Кт 685). В то же время оплата за электроэнергию для офисных зданий отражается в составе административных расходов (Дт 92 — Кт 685).

Ну а те плательщики, которые все же решат учитывать сверхлимитную энергию по принципу (тариф + штрафная санкция), могут учитывать стоимость электроэнергии в рамках тарифа на тех же «расходных» счетах (23, 91, 92, 93), а штрафные санкции — отдельно на субсчете 948 «Признанные штрафы, пени, неустойки».

Обратите внимание: стоимость электроэнергии относится на расходы не ранее месяца фактического получения электроэнергии, т. е. месяца составления акта приема-передачи. На дату перечисления аванса расходы не увеличиваются.

Это правило в равной степени применяется как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Датой акта обычно считают последний календарный день отчетного месяца (пусть даже такой день является нерабочим).

Так, если на предприятие акт, датированный 31 октября 2014 года, фактически попадет 3 ноября 2014 года, то будет правильным провести его в бухучете по дате составления, т. е. 31.10.14 г. Соответственно, если имеем дело, например, с административными расходами, то это будут расходы именно октября.

Этим же числом продавец должен выписать налоговую накладную в подтверждение возникновения налоговых обязательств по НДС. Начисляться эти обязательства будут на разницу между суммой, указанной в счете за месяц, и величиной ранее перечисленного аванса.

Подробно о датировании акта вы можете прочесть в «БН», 2014, № 38, с. 18.

 

Как распределить расходы на электроэнергию?

Бывает так, что в одном здании находится сразу несколько помещений разной направленности, например производственный цех, кабинеты администрации, лестничные клетки и коридоры. Все они выполняют различные функции. Так, производственные цеха используются непосредственно для изготовления продукции, кабинеты администрации необходимы для осуществления функций управления и контроля деятельности предприятия, а коридоры и лестничные клетки являются местами общего назначения. Определить расходы на электро­энергию таких помещений в отдельности не составит труда, если каждое из них оборудовано отдельным счетчиком электроэнергии. А если отдельных счетчиков нет? Как тогда определить расходы, которые в зависимости от функционального предназначения помещения будут распределяться между соответствующими счетами и учитываться по разным правилам (23, 91, 92, 93)?

В таком случае можно воспользоваться методикой, предложенной миндоходовцами в консультации из категории 102.18.02 ЗІР ГФСУ. По их мнению, стоимость потребленной электроэнергии можно распределить исходя из мощности электроприборов, находящихся в помещении, и фактического времени работы этих приборов.

Разумеется, проведение такого распределения требует учета всех необходимых для этого показателей. Поэтому схема распределения должна быть разработана и подписана соответствующими специалистами (главным инженером, начальником технического отдела) и утверждена директором предприятия.

 

Налоговый учет

Если исходить из точки зрения, что суммы за излишне потребленную энергию являются повышенной платой, то учет таких сумм будет аналогичен учету расходов на оплату электроэнергии в пределах лимита. В налоговом учете эти расходы, в зависимости от направления использования электроэнергии, должны включаться в:

1) себестоимость товаров (работ, услуг) в периоде их реализации (п. 138.8 НКУ);

2) прочие налоговые расходы (например, административные или сбытовые, абз. «в» п.п. 138.10.2 и абз. «д» п.п. 138.10.3 НКУ) — в периоде их начисления согласно правилам бухучета (п. 138.5 НКУ).

При составлении декларации по налогу на прибыль по форме, утвержденной приказом Миндоходов от 30.12.13 г. № 872, расходы на оплату электроэнергии необходимо внести соответственно в строки 05.1, 06.1 или 06.2.

Важно! Однако мы должны предупредить наших читателей, что этот путь подходит для смелых налогоплательщиков, готовых отстаивать право на налоговые расходы в части повышенной оплаты за сверхлимитную энергию в судебном порядке. Как мы сказали выше, налоговики из «прибыльного» управления разделяют повышенную оплату на две части: саму оплату по обычному тарифу и штрафную санкцию. А штрафным санкциям не место в налоговых расходах (п.п. 139.1.11 НКУ).

Что же касается НДС-учета, то здесь проблем возникнуть не должно. Потребитель электроэнергии может всю сумму «входного» НДС включить в состав НК (как в части НДС, приходящегося на стоимость электроэнергии в пределах лимита, так и на стоимость сверхлимитной электроэнергии). О том, что контролеры не будут против НК по сверхлимиту, свидетельствует консультация из категории 101.16 ЗІР ГФСУ. Разумеется, при условии наличия должным образом оформленной налоговой накладной и использования электроэнергии в облагаемых НДС операциях в рамках хозяйственной деятельности.

Как видим, потребитель электроэнергии, допустивший ее перерасход, оказывается между двух огней. Если плату за сверхлимитную энергию он отразит как:

• повышенную компенсацию за товар, то под угрозой могут оказаться налоговые расходы (в части сверхлимитной электроэнергии, которую налоговики признают штрафной санкцией);

• комплексный платеж (тариф и штрафная санкция), то потеряет право на НК в сумме НДС, приходящегося на часть стоимости сверхлимитной электроэнергии, приравненной к штрафу.

В связи с этим перерасхода электроэнергии лучше не допускать. Для этого достаточно прописать в договоре реальные потребности в электричестве. Если же по каким-либо причинам эти потребности изменились, то в соответствии с п. 4.4 Правил № 28 потребитель имеет право в течение расчетного периода (месяца) обратиться к энергопоставщику с заявлением о корректировке договорной величины потребления электроэнергии. В свою очередь, поставщик электроэнергии в течение 5 рабочих дней со дня получения обращения рассматривает заявление, принимает решение по этому обращению и не позднее шестого рабочего дня после получения обращения письменно уведомляет потребителя о результатах рассмотрения заявления.

Таковы основные учетные особенности расходов на электроэнергию. Мы со своей стороны хотим пожелать вам, уважаемые читатели, бесперебойных поставок этого незаменимого товара.

 

Выводы

  • Если реальные потребности предприятия в электроэнергии превысят договорную величину, то платить за сверхлимитную электроэнергию придется в двукратном размере.

  • По нашему мнению, двукратный размер тарифа за сверхлимитную электроэнергию является повышенной платой за использованную с нарушением режимов потребления электроэнергию, но не санкцией.

  • В части НДС налоговики готовы воспринимать эту позицию. В части налога на прибыль — нет.

Документы статьи

Закон об электроэнергетике  Закон Украины «Об электроэнергетике» от 16.10.97 г. № 575/97-ВР.

Правила № 28 — Правила пользования электрической энергией, утвержденные постановлением НКРЭ от 31.07.96 г. № 28.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше