Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Жизнь без коррупции: антикоррупционная программа предприятия

Верховная Рада Украины, Жиленко Екатерина, Децюра Сергей, Шпакович Николай
Бухгалтерская неделя Ноябрь, 2014/№ 45
Печать
Закон Украины от 14.10.14 г. № 1700-VII «О предотвращении коррупции»

Продолжаем анализировать «свежее» антикоррупционное законодательство Украины*. Комментируемый Закон можно назвать его несущей стеной. Понятно, что касается он преду­преждения и устранения коррупции «в верхах»: среди депутатов, руководителей и должностных лиц органов госвласти и местного самоуправления (иными словами, среди лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, местного самоуправления).

Но есть интересные моменты и для «простых смертных», которые также являются потенциальными участниками таких «специфических отношений». Так, юрлиц обязали разрабатывать антикоррупционные программы (АКП).

Заметим, что общее требование о предотвращении коррупции «снизу» существует уже давно — в ст. 141 Закона № 3206**. Теперь же в разделе Х комментируемого Закона четко прописано, кто должен разрабатывать АКП и что она из себя представляет.

Важно! В обязательном порядке АКП должна быть далеко не у всех. «Повезло» только следующим предприятиям:

• государственным и коммунальным предприятиям, а также хозобществам с государственной/коммунальной долей более 50 %. Да и то не всем. Должно выполняться еще одно требование: среднеучетная численность работающих за отчетный год должна быть более 50 человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) — более 70 млн грн.;

• юрлицам —участникам процедуры госзакупки (в том числе участникам предварительной квалификации).

«Командует антикоррупционным парадом» на этих предприятиях Уполномоченный по АКП, должность которого должна быть введена на указанных выше предприятиях. К этому должностному лицу ст. 64 Закона выдвигает ряд требований: не младше 30 лет, имеет полное высшее экономическое или юридическое образование, обладает достаточными для такой должности деловыми качествами, профессиональным уровнем и состоянием здоровья. Кроме того, не пройдут тест на совместимость с должностью Уполномоченного те лица, которые уполномочены на выполнение функций государства, местного самоуправления и т. д.

Кроме того, для выявления и устранения коррупционных рисков можно привлекать независимых экспертов, в частности, для проведения аудита.

Таким образом, если вы не имеете отношения к государственной/коммунальной собственности и госзакупкам, то разрабатывать АКП вы не обязаны. В то же время лишним этот документ не будет. Тем более, что в ст. 63 Закона прописаны составляющие АКП: перечень и описание антикоррупционных мероприятий, процедур, нормы профессиональной этики, права и обязанности сотрудников в связи с противодействием коррупции на предприятии, применение дисциплинарной ответственности к нарушителям АКП, процедура защиты работников, которые сообщили о коррупции, и пр.

Есть еще несколько важных моментов относительно АКП:

• текст АКП нужно согласовать с работниками и после утверждения разместить в открытом для них доступе;

• положения АКП включаются в трудовые договоры, правила внутреннего распорядка и могут включаться во «внешние» договоры юрлица (ГП-договоры).

Обратим внимание на /font>ответственность за совершение коррупционного или связанного с коррупцией нарушения. За такие нарушения грозит уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность (соответствующие правки внесли в КЗоТ и КоАП). Причем наказать могут должностных лиц и простых сотрудников юрлиц частного права (это следует из п. 3 ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 65 Закона). Напомним, что уголовная ответственность за коррупционные преступления стала строже (подробности — в «БН», 2014, № 25, с. 4).

Кроме того, сделки, заключенные вследствие нарушения требований комментируемого Закона, могут быть признаны недействительными.

Закон вступил в силу с 26.10.14 г. Но полноправно действовать начнет только через 6 месяцев — с 26.04.15 г.

 

* О том, какую информацию нужно подать относительно конечных выгодополучателей юрлица, читайте на с. 4 прошлого номера, об антикоррупционном бюро — на с. 11 прошлого номера.

** Закон Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» от 07.04.11 г. № 3206-VI.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц