Сразу заметим, что все тонкости оформления и учета использования авто работника в хозяйственной деятельности предприятия мы недавно рассматривали в статье «Личное авто директора в деятельности предприятия» («БН», 2014, № 25, с. 21). Эти тонкости запросто можно перенести на плоскость использования авто простого работника (не директора).
Теперь же в комментируемом письме киевские налоговики выборочно пробежались по налоговым аспектам двух случаев использования авто: выплата работнику компенсации за пользование его автомобилем и аренда авто. И радует, что их выводы полностью подтверждают выводы, сделанные нами ранее.
Используем авто с компенсацией. Сумма компенсации, которую юрлицо выплачивает своему работнику за использование последним собственного авто в служебных целях, является допблагом (пп. «а» и «г» п.п. 164.2.17 НКУ). Следовательно, облагается НДФЛ и в ф. № 1ДФ отражается с признаком дохода «126». А вот ЕСВ сумма компенсации не облагается, поскольку не включается в фонд оплаты труда. С военным сбором (ВС) сложнее. Налоговики против налогообложения ВС допблаг («БН», 2014, № 42, с. 46). В то же время «прозрачно намекают», что если они связаны с трудовыми отношениями, то такое допблаго уже нужно облагать ВС. Это как раз наш случай, поэтому ВС безопаснее заплатить.
Берем авто в аренду. Юрлицо —арендатор авто при выплате арендной платы удерживает из нее НДФЛ по ставке 15 % (17 %). В ф. № 1ДФ эта выплата имеет признак дохода «102». ЕСВ и ВС нет — поскольку по ГКУ аренда не относится ни к работам, ни к услугам. Арендные платежи, расходы на эксплуатацию (техобслуживание, ГСМ, парковка) юрлицо-арендатор (т. е. имеется в виду именно случай с договором аренды) может включить в состав «налоговых» расходов в зависимости от направления использования авто: общепроизводственные, административные или на сбыт.