Темы статей
Выбрать темы

Новый Реестр налоговых накладных — последние изменения

Шпакович Николай, заместитель главного редактора, n.shpakovich@id.factor.ua
Под занавес эры широкого применения Реестра выданных и полученных налоговых накладных Минфин подкорректировал его форму («БН», 2014, № 45, с. 5). По-видимому, это уже последние изменения в этом документе, ведь после введения электронного администрирования НДС (с 01.01.15 г.) необходимость в ведении всеобъемлющих Реестров отпадет. Останется только их существенно урезанная версия. Сегодня «выразим почтение» этому документу и проанализируем последние изменения. Ведь за декабрь нужно заполнить новый Реестр.

Начинаем с 1 декабря

Приказ Минфина Украины от 22.09.14 г. № 958 вступит в силу с 01.12.14 г. (см. с. 21 этого номера). Следовательно, именно с 1 декабря нужно регистрировать НН в новом Реестре.

Напомним, что с 1 декабря изменится и форма НН (см. «БН», 2014, № 45, с. 14).

Надеемся, что до этого «выдающегося» момента разработчики программного обеспечения успеют внести коррективы в программы, которыми пользуются плательщики НДС. Ведь в отличие от НН, которые пока еще можно составлять на бумажных носителях, Реестр «живет» исключительно в электронной форме. Поэтому, чтобы не иметь лишних хлопот с переносом записей из старой формы Реестра в новую, желательно получить новое программное обеспечение до 1 декабря.

Время для этого еще есть.

Пока компьютерные гении делают свою работу, мы разберемся с изменениями, происшедшими в форме Реестра и в порядке его составления.

 

Изменения в форме Реестра

Визуально форма Реестра почти не изменилась (см. с. 12). Первое, что бросается в глаза, — это существенное увеличение количества граф в обоих разделах. Но еще достаточно много очень важных «безделиц».

1. Шапка. В шапке Реестра изменились данные документа, которым он утвержден. Вместо текста «Наказ Міністерства доходів і зборів України 25.11.2013 № 708» теперь записано «Наказ Міністерства фінансів України 22 вересня 2014 року № 958».

Кроме того, из шапки Реестра исчезло поле «Номер свідоцтва про реєстрацію платника податку на додану вартість», утратившее свою актуальность еще с 01.01.14 г., поскольку Свидетельства плательщикам НДС уже почти год не выдают.

2. Раздел I. В разделе I «Видані податкові накладні» появились новые графы.

Во-первых, это давно ожидаемые графы для отражения операций по продаже лекарств и медизделий, по которым начисляют НДС по ставке 7 % (гр. 10 и 11).

Во-вторых, разделены на две отдельные графы операции, по которым НДС не начисляется:

• операции, освобожденные от налогообложения, будем отражать в гр. 13;

• операции, не являющиеся объектом налогообложения, — в гр. 14.

Напомним! Освобожденные операции указаны в ст. 197 и подразд. 2 разд. XX НКУ. К таким операциям отнесены, в частности, поставка продуктов детского питания; образовательные услуги; поставка услуг по здравоохранению и т. п. Их отражают в стр. 5 декларации по НДС.

Операции, не являющиеся объектом налогообложения, указаны в ст. 196 НКУ, в частности эмиссия или продажа ценных бумаг за денежные средства; предоставление страховых услуг; расчетно-кассовое обслуживание и т. п. Эти операции отражают в стр. 3 декларации по НДС.

Еще одно отличие между такими операциями: на освобожденную операцию нужно выписать «льготную» НН (с отметкой «Без ПДВ» в гр. 12 разд. III НН). А вот на операции, не являющиеся объектом налогообложения, НН вообще не составляют. Однако в Реестр такие операции тоже нужно заносить (абзац пятый п. 1 разд. ІІІ Порядка № 958). Их записывают на основании первичных документов. При этом в гр. 4 «вид документа» нужно поставить отметку «БО» (документ бухгалтерского учета).

3. Раздел II. В разделе II «Отримані податкові накладні» появилось еще больше новых граф.

Во-первых, в гр. 9 нужно будет указать показатель ЧВ («частка використання»), по которому производится первичное распределение «входного» НДС по товарам/услугам, приобретенным для двойного использования (для облагаемых и не облагаемых налогом операций).

Напомним, что НН, полученные на такое приобретение, записывают в Реестр одной строкой, а стоимость товаров и сумму «входного» НДС распределяют между «облагаемыми налогом» и «льготными» графами. Раньше коэффициент распределения приходилось «держать в голове». Разве что можно было подсмотреть в стр. 15 декларации по НДС. Теперь для него выделили специальную графу Реестра. Следовательно, процесс распределения можно будет достаточно просто автоматизировать.

Во-вторых, приобретение для налогооблагаемых операций (ранее их вписывали в гр. 9 и 10 Реестра) разнесли на целых 6 отдельных граф. То есть в зависимости от того, по какой ставке НДС (20 %, 7 % или 0 %) облагается операция, в которой предусматривается использовать приобретенные товары/услуги.

Понятно, что в случае, когда вы приобрели лекарства для дальнейшей продажи, эту операцию нужно вписать в гр. 12 и 13. Именно там будем отражать приобретение для операций, облагаемых НДС по ставке 7 %.

А вот что делать, когда приобретенные товары/услуги предназначены для одновременного использования в операциях, облагаемых НДС по разным ставкам? Например, коммунальные услуги, канцтовары и т. п.

Никаких требований о необходимости вести отдельный учет расходов, связанных с каждым видом операций, облагаемых НДС по разным ставкам, в законодательстве нет. Да и право на НК не зависит от того, по какой ставке облагается та или иная операция. Главное, чтобы она облагалась НДС.

Осторожно! Коэффициент ЧВ, о котором мы упоминали выше, не имеет никакого отношения к распределению «входного» НДС между гр. 11, 13 и 15 разд. II Реестра.

На наш взгляд, возможны два подхода к распределению «входного» НДС между операциями, облагаемыми НДС по разным ставкам:

1) вообще не распределять. То есть включить всю сумму НДС в графу, соответствующую операциям, в которых преимущественно используются приобретенные товары/услуги.

Так, если у вас основная масса продаж облагается НДС по ставке 20 %, то все приобретения для одновременного использования в налогооблагаемых операциях можно включить в гр. 10 и 11 Реестра. Если же у вас большинство операций облагаются НДС по ставке 7 % (аптека), то оплату аренды помещения аптеки можно включить в гр. 12 и 13 Реестра.

Вряд ли понравится такой подход налоговикам, но негативных последствий для плательщика не будет, ведь методики распределения в Порядке № 958 нет;

2) распределить пропорционально объему продаж по разным ставкам НДС. Этот вариант гораздо сложнее. Придется рассчитать коэффициенты распределения для каждой ставки НДС. Но это уравнение со многими неизвестными и в прямом, и в переносном смысле.

Во-первых, какие данные использовать для расчета коэффициентов распределения: текущего периода или предыдущих периодов?

Аналогию с распределением по ст. 199 НКУ, по нашему мнению, проводить не стоит, поэтому в каждом отчетном периоде нужно рассчитать свой коэффициент. Поскольку новый Реестр будем использовать только в декабре, то и данные для распределения нужно будет взять именно за декабрь.

Во-вторых, пока не будет заполнен разд. I декларации по НДС, плательщик не сможет распределить «входной» НДС между операциями, облагаемыми НДС по разным ставкам. Поэтому Реестр придется заполнять в два этапа:

• на первом проводим первичную регистрацию НН. Все НН «загоняем» в гр. 10 и 11 Реестра;

• на втором (в начале января) перед тем, как подать электронную копию Реестра налоговикам, перераспределяем данные гр. 10 и 11 между гр. 10 — 15.

Для расчета коэффициентов воспользуемся данными об объемах поставок (без НДС) из уже составленного раздела I новой декларации по НДС (см. таблицу на с. 14).

 

img 1

img 2

 

Коэффициенты для распределения «входного» НДС между операциями, облагаемыми НДС по разным ставкам

Показатель

Операции, облагемые НДС по ставке:

20 %

7 %

0 %

Объем поставки

Строка 1.1 новой декларации по НДС за декабрь 2014 года

Строка 1.2 новой декларации по НДС за декабрь 2014 года

Строка 2.1 + стр. 2.2 новой декларации по НДС за декабрь 2014 года

Общий объем налогооблагаемых операций

Строки 1.1 + 1.2 + 2.1 + 2.2 новой декларации по НДС за декабрь 2014 года

Коэффициенты распределения

img 3

img 4

img 5

Формулы для расчета суммы «входного» НДС в Реестре (1)

img 6

img 7

img 8

img 9

img 10

img 11

(1) Если приобретенные товары/услуги, кроме того что частично используются в операциях, облагаемых НДС по разным ставкам, используются частично еще и в операциях, не облагаемых НДС (принимают участие в распределении по ст. 199. НКУ), то к каждой из приведенных формул нужно добавить еще один множитель — коэффициент распределения ЧВ (показатель гр. 9 Реестра).

(2) СНДС — это ставка НДС, по которой облагались товары/услуги при их приобретении (число 20, 7 или 0).

 

Внимание! Распределение производим только по тем товарам/услугам, которые одновременно используются в операциях, облагаемых НДС по разным ставкам.

Кстати, целесообразность распределения «входного» НДС между операциями, облагаемыми НДС по разным ставкам, очень сомнительна. Даже в новой форме декларации по НДС, которая тоже начнет применяться с декабря 2014 года (приказ Минфина Украины от 23.09.14. г.  № 966), налоговый кредит по операциям, облагаемым НДС по ставкам 20 % и 0 %. нужно будет декларировать свернуто (стр. 10.1.1 новой декларации по НДС).

Однако имеем то, что имеем. По крайней мере, в ближайшее время безработица не угрожает бухгалтерам.

4. Подписи в Реестре. В форме Реестра исчезло специальное поле для подписи физического лица — предпринимателя, зарегистрированного плательщиком НДС. Теперь для этого будут использовать общее поле «Керівник».

Принципиального значения это не имеет, ведь электронные копии Реестров «подписывают» с помощью электронных цифровых подписей, а порядок такой подписи не изменился.

Кроме того, расшифровали, какие именно лица могут (имеют соответствующие полномочия) подписать Реестры. По сути, комплект подписей в форме Реестра теперь имеет такой же вид, как в декларации по НДС.

 

Порядок заполнения Реестра

В п. 5 разд. I Порядка № 958 теперь указано, что в Реестре отдельно учитываются операции по поставке товаров/услуг, облагаемых НДС по основной ставке, ставке 7 % или нулевой ставке. Такое же разграничение предусмотрено и для приобретенных товаров/услуг, которые будут использоваться в операциях, облагаемых НДС по разным ставкам. То, что обновленные формы это позволяют, мы уже выяснили. Кроме того, появились еще некоторые новации.

1. Условный ИНН. Наконец правила заполнения Реестра «догнали» правила заполнения НН, которые не выдают покупателям. В п. 2 разд. III Порядка № 958 предусмотрено, что в случае, если плательщик налога выписывает НН, где в строке «Індивідуальний податковий номер покупця» проставляется условный ИНН, то при заполнении гр. 6 Реестра также проставляется условный ИНН.

Порядок № 708 оперировал еще устаревшими понятиями: когда вместо ИНН покупателя и в НН, и в Реестре ставили 0 (нуль). После того как правила заполнения НН изменились в начале 2014 года, логично было переносить данные об условном ИНН покупателя из НН в гр. 6 Реестра. Впоследствии с этим согласились и налоговики, и разместили соответствующую консультацию в подкатегории 101.21 ЗІР ГФСУ. Теперь такой порядок заполнения гр. 6 Реестра легализован.

2. Кассовый метод. В п. 2 разд. IV Порядка № 958 предусмотрели специальные правила для ведения Реестра плательщиками, применяющими кассовый метод определения налоговых обязательств*. Такие плательщики заносят в Реестр НН в отчетном периоде, на который приходится фактическая дата компенсации. Если частичная оплата, то в разд. II Реестра заносятся показатели НН в размере полученной части компенсации с пропорциональным вычетом суммы НДС. Конечно же, суммарные показатели частичных записей о НН не должны превышать общие показатели НН.

* Подробную информацию об особенностях учета НДС по кассовому методу вы найдете в «БН», 2012, № 15, с. 39.

По существу в этой части авторы Порядка № 958 узаконили уже устоявшуюся практику отражения в Реестре НО и НК по кассовому методу.

А вот что новенького, так это специальные отметки к виду документа (гр. 5 разд. II Реестра). К «стандартному» обозначению вида документа добавляется буква «К». Например, ПНПК — бумажная НН, по которой сумма НДС включается в НК по кассовому методу — в отчетном периоде, на который приходится фактическая дата компенсации.

3. Бухсправки. В п. 2 разд. IV Порядка № 958 подкорректированы правила составления бухсправок для корректировки НК.

Как и раньше, речь идет о том, что этот документ составляют к НН, таможенным декларациям и другим документам, дающим право на формирование НК. Но при этом убрали упоминание о необходимости учета нормы п. 198.6 НКУ. Раньше контролеры ссылки на эту норму рассматривали как основание для запрета включать в НК суммы НДС по НН «старше» 365 дней. Эти требования были дискриминационными в отношении плательщиков, которые приобрели товары/услуги для не облагаемых налогом операций и получили правильную НН, но не имели права на НК. Если через год ситуация изменилась и такие товары/услуги начали использовать в налогооблагаемых операциях, то нелогично отрицать право на НК, ведь правильную НН плательщик своевременно (в течение 365 дней) отразил в своем Реестре, а теперь изменяет направление использования товаров/услуг.

Надеемся, что позиция фискалов в этом вопросе станет более лояльной, хотя сама норма п. 198.6 НКУ никуда не делась и по-прежнему требует подтверждать НК правильно составленными НН**. При этом право на НК сохраняется в течение 365 календарных дней с даты составления НН.

** С 01.01.15 г. в НК можно будет включать лишь НН, зарегистрированные в ЕРНН.

Среди оснований для составления бухсправок теперь упоминают корректировку НК при осуществлении контролируемых операций (стр. 16.7 декларации по НДС). Если объем поставки по обычной цене меньше объема поставки по фактической цене, то покупатель должен составить бухсправку на такую контролируемую операцию. В ней указывают номер и дату НН, номенклатуру товаров/услуг, фактическую и обычную цены приобретения таких товаров/услуг, сумму корректировки (уменьшения) НК.

Эти бухсправки записывают в разд. II Реестра следующим образом: в гр. 2 — дата ее составления, в гр. 3, 4, 6, 7 — соответственно дата составления, порядковый номер НН (РК), наименование и ИНН поставщика, который ее составил, в гр. 5 указывается вид документа «БО», к которому добавляется обозначение вида документа, которым подтверждается осуществление контролируемой операции по поставке, и буквы «КО». Например, БОПНПКО — корректировка НК на основании бухсправки к бумажной НН, составленной по контролируемой операции. При этом суммы в гр. 10, 11, или гр. 12, 13, или гр. 14, 15 указывают со знаком «минус».

 

Документы и сокращения статьи

Порядок № 958 — Порядок ведения реестра выданных и полученных налоговых накладных, утвержденный приказом Минфина Украины от 22.09.14 г. № 958.

Порядок № 708 — Порядок ведения Реестра выданных и полученных налоговых накладных, утвержденный приказом Миндоходов от 25.11.13 г. № 708 (утратит силу с 01.12.14 г.).

ИНН  индивидуальный налоговый номер.

ЕРНН — Единый реестр налоговых накладных.

Реестр — Реестр выданных и полученных налоговых накладных.

НО — налоговые обязательства.

НК — налоговый кредит.

НН — налоговая накладная.

 

 

Министерство финансов Украины

Об утверждении формы реестра выданных и полученных налоговых накладных и порядка его ведения

Приказ от 22 сентября 2014 года № 958

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 10 октября 2014 г. под № 1228/26005

 

В соответствии с пунктом 201.15 статьи 201 раздела V Налогового кодекса Украины и Положением о Министерстве финансов Украины, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 20 августа 2014 года № 375, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые:

форму реестра выданных и полученных налоговых накладных*;

Порядок ведения реестра выданных и полученных налоговых накладных.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства доходов и сборов Украины от 25 ноября 2013 года № 708 «Об утверждении формы реестра выданных и полученных налоговых накладных и порядка его ведения»,зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 16 декабря 2013 года под № 2118/24650.

* Форма реестра не публикуется. Подробный анализ изменений см. на с. 10 Примеч. ред. 

<…>

4. Настоящий приказ вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем его официального опубликования.

<…>

Министр А. Шлапак

 

 

Порядок ведения реестра выданных и полученных налоговых накладных

Утвержден приказом от 22 сентября 2014 года № 958

 

I. Общие положения

1. Введение реестра выданных и полученных налоговых накладных (далее — Реестр) обусловлено требованиями пункта 201.15 статьи 201 раздела V Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс).

Реестр является формой для записи (регистрации) выданных и полученных налоговых накладных.

Исправление ошибки в Реестре осуществляется методом «сторно» по правилам, предусмотренным для бухгалтерского учета, в момент выявления такой ошибки.

Корректировка ошибочных записей в Реестре не приводит к необходимости формирования новых (уточняющих) реестров.

2. Реестр ведется лицами, зарегистрированными как плательщики налога на добавленную стоимость.

Если не зарегистрированные плательщиками налога на добавленную стоимость филиалы и другие структурные подразделения плательщика налога самостоятельно осуществляют приобретение/поставку товаров/услуг и производят расчеты с поставщиками/потребителями, то зарегистрированный плательщик налога, в состав которого входят такие структурные подразделения, может делегировать филиалу или структурному подразделению право ведения части Реестра в рамках деятельности такого филиала (структурного подразделения). Для этого плательщик налога должен каждому филиалу и структурному подразделению присвоить отдельный числовой код (номер, шифр), о чем в письменном виде проинформировать контролирующий орган по месту его регистрации как плательщика налога на добавленную стоимость. В случае если плательщиком налога делегировано филиалам или структурным подразделениям право ведения частей Реестров, данные таких частей Реестров являются составными частями Реестра плательщика налога.

Во время выполнения договоров о совместной деятельности или договоров управления имуществом Реестр ведется лицом, которое ведет учет результатов такой деятельности.

Реестр ведется инвестором (оператором), который ведет отдельный учет, связанный с выполнением соглашения о разделе продукции.

Плательщики налога на добавленную стоимость составляют отдельные Реестры по следующим видам деятельности:

сельскохозяйственные предприятия, применяющие специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства в соответствии со статьей 209 раздела V Кодекса, — с отметкой 022;

сельскохозяйственные предприятия всех форм собственности, которые соответствуют критериям, определенным статьей 209 раздела V Кодекса, но не выбрали специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского, лесного хозяйства и рыболовства и реализуют молоко, скот, птицу, шерсть собственного производства, а также молочные продукты, молочное сырье и мясопродукты, произведенные в собственных перерабатывающих цехах, — с отметкой 023;

перерабатывающие предприятия всех форм собственности, которые согласно пункту 1 подраздела 2 раздела XX Кодекса за реализованные ими молоко, молочное сырье и молочные продукты, мясо и мясопродукты, другую продукцию переработки животных, закупленных в живом весе (шкуры, субпродукты, мясокостная мука), направляют суммы налога на добавленную стоимость в специальный фонд государственного бюджета и на специальный счет, — с отметкой 024.

Лицо, которое ведет учет результатов во время выполнения договоров о совместной деятельности или договоров управления имуществом, инвестор (оператор), который ведет отдельный налоговый учет, связанный с выполнением соглашения о разделе продукции, ведут отдельные Реестры по указанной деятельности.

3. Реестр ведется в электронном виде в утвержденном формате и по собственному желанию плательщика в бумажном виде.

Все графы Реестра, имеющие стоимостные показатели, заполняются в гривнях с копейками.

Плательщики налога ежемесячно в сроки, предусмотренные для подачи налоговой отчетности (календарный месяц), в том числе те плательщики налога, для которых установлен отчетный налоговый период — квартал, подают в контролирующий орган копии записей в Реестрах за такой период в электронном виде. Копии записей в Реестрах подаются с помощью телекоммуникационных сетей общего пользования с использованием надежных средств электронной цифровой подписи (при условии получения их в определенном законодательством Украины порядке) в утвержденном формате.

Лицо, которое регистрируется как плательщик налога со дня иного, нежели первый день календарного месяца, и первым отчетным (налоговым) периодом которого является период, начинающийся со дня такой регистрации и заканчивающийся последним днем первого полного календарного месяца, должно предоставить в контролирующий орган отдельно копии записей в Реестрах за месяц, в котором произошла регистрация плательщиком налога, и отдельно за месяц, следующий за месяцем регистрации.

4. При проведении плановой или внеплановой выездной документальной проверки плательщик налога обязан обеспечить доступ должностных лиц контролирующих органов к Реестру.

5. В Реестре отдельно учитываются операции:

по поставке товаров/услуг, облагаемых налогом на добавленную стоимость по основной ставке, ставке 7 % или нулевой ставке, освобожденных от налогообложения и не являющихся объектом налогообложения, услуг за пределами таможенной территории Украины и услуг, место поставки которых определено за пределами таможенной территории Украины;

по приобретению товаров/услуг с целью использования в хозяйственной деятельности плательщика для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость по основной ставке, ставке 7 % или нулевой ставке, освобожденных от налогообложения и не являющихся объектом налогообложения, а также не предназначаемых для использования в хозяйственной деятельности этого плательщика налога.

6. Реестр является основой для отражения сводных результатов такого учета в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость.

 

II. Особенности заполнения служебных полей Реестра

1. В служебном поле для отметки о типе декларации (строки 011 — 012) и служебном поле для отметки о подаче налоговой декларации с отметкой (строки 021 — 024) проставляется отметка «X» в строке служебного поля, которое соответствует типу декларации, к которой составлен Реестр.

При подаче плательщиком налога на добавленную стоимость новой отчетной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость к такой декларации прилагаются копии записей в Реестрах, где в строке 012 «Звітної нової» проставляется отметка «X».

В случае подачи плательщиком отдельных Реестров в служебном поле для отметки о форме налоговой декларации (строки 021 — 024) проставляется отметка «X» в строке служебного поля, которое соответствует декларации с отметкой, а именно: 021 — декларации с отметкой 0110 (общая); 022 — декларации с отметкой 0121/0122/0123 (статья 209 раздела V Кодекса); 023 — декларации с отметкой 0130 (пункт 209.18 статьи 209 раздела V Кодекса); 024 — декларации с отметкой 0140 (пункт 1 подраздела 2 раздела XX Кодекса).

2. В служебном поле «номер порції реєстру» (строка 013) указывается номер порции Реестра от 01 до 99. При этом стандарт порции содержит не более 20 тысяч записей.

3. В служебном поле 03 «Звітний (податковий) період» указывается отчетный (налоговый) период (месяц), за который подается Реестр.

В случае подачи Реестра плательщиком, у которого отчетным (налоговым) периодом является квартал, заполняется служебное поле «ознака квартальної звітності».

4. В случае ведения части Реестра филиалами и структурными подразделениями плательщика (в соответствии с пунктом 2 раздела I настоящего Порядка) в служебном поле 04 «Платник» указывается наименование плательщика и через дробь наименование и номер, установленный для этих филиалов и других структурных подразделений.

 

III. Порядок заполнения раздела I Реестра

1. В разделе I Реестра отражаются составленные плательщиком налога налоговые накладные, в том числе те, все экземпляры которых остаются у такого плательщика, расчеты корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной, утвержденной соответствующим приказом (далее — приложение 2 к налоговой накладной)), таможенные декларации (далее — ТД), документы бухгалтерского учета.

Учет выданных налоговых накладных проводится в день возникновения налоговых обязательств, дата возникновения которых определяется согласно требованиям статьи 187 раздела V Кодекса.

Учет операций по поставке товаров/услуг ведется на основании налоговой накладной и расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной).

Записи на основании расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной) осуществляются в случае проведения корректировки сумм налоговых обязательств в соответствии со статьей 192 раздела V Кодекса.

Учет операций по поставке товаров/услуг, которые не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость согласно требованиям статьи 196 раздела V Кодекса, ведется на основании документов бухгалтерского учета.

2. Особенности заполнения некоторых граф раздела I Реестра.

В графе 1 указываются порядковый номер налоговой накладной (порядковый номер налоговой накладной соответствует порядковому номеру записи в Реестре), номер расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной).

При этом нумерация записей осуществляется удобным для плательщика налога способом или с первого номера в каждом отчетном налоговом периоде (ежемесячно, ежеквартально), или нарастающим итогом с начала года.

В графе 2 указываются дата составления налоговой накладной (дата составления налоговой накладной соответствует дате записи в Реестре), дата составления расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной).

В графе 3 указываются порядковый номер налоговой накладной, соответствующий номеру из графы 1, номер расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной).

Если плательщиком осуществляются операции по вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины, в графе 3 проставляется номер ТД.

В графе 4 указывается вид документа согласно следующим обозначениям:

ПНП — налоговая накладная, составленная на бумажных носителях;

ПНЕ — электронная налоговая накладная.

В случае составления налоговой накладной по отдельным операциям, по которым все экземпляры таких налоговых накладных плательщик налога оставляет у себя, к виду документа прилагается тип причины (например, ПНП01 — бумажная налоговая накладная, выписанная на сумму превышения обычной цены над фактической);

РКП — расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной), составленный на бумажных носителях;

РКЕ — электронный расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной);

МДП — таможенная декларация, составленная на бумажных носителях;

МДЕ — электронная таможенная декларация;

БО — документ бухгалтерского учета.

В случае, если данные документа включаются в уточняющие расчеты за отчетный период, к виду документа добавляется буква «У» (например, ПНЕ — электронная налоговая накладная, ПНЕУ — электронная налоговая накладная, включенная в уточняющие расчеты).

В графе 5 указывается наименование (фамилия, имя, отчество — для физического лица — предпринимателя) покупателя.

В графе 6 указывается индивидуальный налоговый номер (далее — ІПН) покупателя — плательщика налога на добавленную стоимость.

Если плательщик налога выписывает налоговую накладную, где в строке «Індивідуальний податковий номер покупця» проставляется условный ІПН, то при заполнении графы 6 также проставляется условный ІПН.

В графах 7 — 16 отражается информация о поставке товаров/услуг.

В случае осуществления записей на основании расчета корректировки количественных и стоимостных показателей (приложение 2 к налоговой накладной) такие записи осуществляются с соответствующим знаком («+» или «-»).

 

IV. Порядок заполнения раздела II Реестра

1. В разделе II Реестра отражаются полученные налоговые накладные, расчеты корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной), ТД на ввоз товаров, а также другие документы, на основании которых осуществляется учет операций по приобретению товаров/услуг.

Приобретение или изготовление товаров/услуг и приобретение (строительство, сооружение, создание) необоротных активов, в том числе при их ввозе на таможенную территорию Украины (в том числе в связи с приобретением и/или ввозом таких активов в качестве взноса в уставный фонд и/или при передаче таких активов на баланс плательщика налога, уполномоченного вести учет результатов совместной деятельности), на таможенной территории Украины отражается на основании налоговых накладных, расчетов корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной), ТД, а также:

товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг, или первичных документов, составленных в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», подтверждающих факт получения таких товаров/услуг, копии которых прилагаются к заявлению с жалобой на поставщика этих товаров/услуг, прилагаемому покупателем товаров/услуг к налоговой декларации за отчетный период, — в случае отказа продавца этих товаров/услуг предоставить налоговую накладную или в случае нарушения им порядка ее заполнения и порядка регистрации в Едином реестре налоговых накладных;

транспортных билетов, гостиничных счетов или счетов, выставляемых плательщику налога за услуги связи, другие услуги, стоимость которых определяется по показаниям приборов учета, содержащих общую сумму платежа, сумму налога и налоговый номер продавца, кроме тех, форма которых установлена международными стандартами;

кассовых чеков, содержащих сумму полученных товаров/услуг, общую сумму начисленного налога (с определением фискального номера и налогового номера поставщика), — на общую сумму полученных товаров/услуг не больше 200 гривень в день (без учета налога).

Операции по ввозу товаров на таможенную территорию Украины отражаются на основании таможенной декларации, оформленной согласно требованиям законодательства.

Операции по получению услуг от нерезидента на таможенной территории Украины отражаются на основании налоговой накладной, налоговые обязательства по которой включены в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость предыдущего периода.

Учет приобретенных товаров/услуг на таможенной территории Украины у лиц, не зарегистрированных как плательщики налога на добавленную стоимость, ведется на основании документов, удостоверяющих поставку таких товаров/услуг.

2. Особенности заполнения некоторых граф раздела II Реестра.

В графе 1 указываются номер записи налоговой накладной, номер расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной), номера других подобных документов, указанных в пунктах 201.10 и 201.11 статьи 201 раздела V Кодекса, и документа, удостоверяющего факт приобретения товаров, номер ТД на ввоз товаров на таможенную территорию Украины. Указанные номера записи переносятся на указанные документы соответственно.

В графе 2 указывается дата получения налоговой накладной или другого документа, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

При занесении в Реестр налоговой накладной и/или расчета корректировки к налоговой накладной, которые зарегистрированы в Едином реестре налоговых накладных и выданы покупателю в месяце, следующем за месяцем их составления, указывается фактическая дата их получения независимо от того, в каком отчетном периоде они будут отражены в составе налогового кредита (в отчетном периоде их составления или в отчетном периоде их получения).

Плательщики налога, применяющие кассовый метод налогового учета, заносят в Реестр налоговую накладную и/или расчет корректировки к налоговой накладной в отчетном периоде, на который приходится фактическая дата компенсации. В случае получения частичной компенсации в Реестр заносятся показатели налоговой накладной и/или расчета корректировки к налоговой накладной в размере полученной части компенсации с пропорциональным вычетом суммы налога. При этом суммарные показатели записей такой налоговой накладной и/или расчета корректировки к налоговой накладной не должны превышать их общие показатели.

В графы 3, 4 переносятся соответствующие реквизиты налоговой накладной или другого документа, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

В графе 5 указывается вид документа согласно следующим обозначениям:

ПНП — налоговая накладная, составленная на бумажных носителях;

ПНЕ — электронная налоговая накладная.

В случае применения кассового метода налогового учета к обозначению вида документа добавляется буква «К» (например, ПНПК — бумажная налоговая накладная, по которой суммы налога включаются в налоговый кредит в отчетном периоде, на который приходится фактическая дата компенсации);

РКП — расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной), составленный на бумажных носителях;

РКЕ — электронный расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной);

МДП — таможенная декларация, составленная на бумажных носителях;

МДЕ — электронная таможенная декларация;

ЧК — кассовый чек.

Если общая сумма полученных товаров/услуг по кассовому чеку превышает 200 гривень, плательщик налога не имеет права отнести в состав налогового кредита ни всю сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную при приобретении таких товаров/услуг, ни ее часть. В этом случае плательщик налога в графе 5 проставляет обозначение «ЧК» — кассовый чек и заполняет графы 18 и 19 Реестра;

ТК — транспортный билет;

ГР — гостиничный счет;

ПЗ — счет за услуги связи;

ПО — услуги, стоимость которых определяется по показаниям приборов учета;

ЗП — заявление плательщика и копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг, или копии первичных документов, составленных в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», подтверждающих факт получения таких товаров/услуг в соответствии с пунктом 201.10 статьи 201 раздела V Кодекса;

НП — документ, удостоверяющий приобретение товаров/услуг на таможенной территории Украины у лиц, не зарегистрированных как плательщики налога на добавленную стоимость;

БО — документ бухгалтерского учета, в том числе бухгалтерская справка, составляемая в случае:

корректировки в результате частичного использования товаров/услуг, необоротных активов в операциях сельскохозяйственного и перерабатывающего производства (строка 16.2 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость);

корректировки по поставке сельскохозяйственной продукции или продукции собственного производства перерабатывающего предприятия в таможенном режиме экспорта (переносится из декларации с отметкой 0121/0122/0123 или декларации с отметкой 0140);

корректировки, проводимой в связи с перерасчетом доли использования товаров/услуг в облагаемых и не облагаемых налогом операциях за последний налоговый период календарного года (строка 16.4 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость);

если в налоговый кредит включаются суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные (начисленные) в стоимости товаров/услуг, необоротных активов, которые не были включены в состав налогового кредита при приобретении или изготовлении таких товаров/услуг, необоротных активов и/или по которым были определены налоговые обязательства в соответствии с пунктом 198.5 статьи 198 раздела V Кодекса, если такие товары/услуги, необоротные активы начинают использоваться в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности, в том числе в случае перевода непроизводственных необоротных активов в состав производственных необоротных активов.

Бухгалтерская справка должна быть составлена к налоговым накладным, ТД, другим документам, пре­дусмотренным пунктом 201.11 статьи 201 раздела V Кодекса, которые являются основанием для начисления сумм налога, относящихся к налоговому кредиту.

В Реестре бухгалтерская справка записывается следующим образом: в графе 2 — дата составления бухгалтерской справки, в графах 3, 4, 6, 7 — соответственно дата составления, порядковый номер налоговой накладной (расчета корректировки к налоговой накладной), наименование и индивидуальный налоговый номер поставщика, который ее составил, в графе 5 указывается вид документа БО, к которому прилагаются обозначения вида документа, которым подтверждается операция по поставке (БОПНП — в случае отнесения к налоговому кредиту сумм налога на основании бумажной налоговой накладной, БОПНЕ — на основании электронной налоговой накладной и т. п.). При этом суммы в графах 10, 11, или графах 12, 13, или графах 14, 15 указываются со знаком «+», а в графах 16, 17, или графах 18, 19, или графах 20, 21 — со знаком «-»;

корректировки (уменьшения) налогового кредита, который возникает при осуществлении контролируемых операций (строка 16.7 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость). Если при осуществлении контролируемых операций объем поставки по обычной цене ниже объема поставки по фактической цене, составляется бухгалтерская справка на такую контролируемую операцию, в которой обязательно указываются номер и дата налоговой накладной, номенклатура товаров/услуг, фактическая и обычная цена приобретения таких товаров/услуг, сумма корректировки (уменьшения) налогового кредита.

Указанная бухгалтерская справка записывается следующим образом: в графе 2 — дата составления бухгалтерской справки, в графах 3, 4, 6, 7 — соответственно дата составления, порядковый номер налоговой накладной (расчета корректировки к налоговой накладной), наименование и индивидуальный налоговый номер поставщика, который ее составил, в графе 5 указывается вид документа БО, к которому прилагаются обозначения вида документа, которым подтверждается осуществление контролируемой операции по поставке, и буквы «КО» (БОПНПКО — в случае отнесения к налоговому кредиту сумм налога на основании бумажной налоговой накладной, БОПНЕКО — на основании электронной налоговой накладной и т. п.). При этом суммы в графах 10, 11, или графах 12, 13, или графах 14, 15 указываются со знаком «-».

Если данные документа включаются в уточняющие расчеты за отчетный период, к виду документа добавляется буква «У» (например, ПНП — бумажная налоговая накладная, ПНПУ — бумажная налоговая накладная, включенная в уточняющие расчеты, ПНЕ — электронная налоговая накладная, ПНЕУ — электронная налоговая накладная, включенная в уточняющие расчеты).

В графе 6 указывается наименование (фамилия, имя, отчество — для физического лица — предпринимателя) поставщика.

В случае приобретения товаров за пределами таможенной территории Украины и получения услуг от нерезидента на таможенной территории Украины в графе 6 проставляются страна нерезидента и наименование (фамилия, имя, отчество (при наличии) — для физического лица) нерезидента.

В графе 7 указывается индивидуальный налоговый номер поставщика — плательщика налога на добавленную стоимость.

Если товары/услуги, приобретенные у нерезидента, не предназначаются для использования в хозяйственной деятельности или приобретены с целью их использования для поставки услуг за пределами таможенной территории Украины или услуг, место поставки которых определяется в соответствии с пунктом 186.3 статьи 186 раздела V Кодекса, в графе 7 отражается условный ІПН «200000000000».

Если товары/услуги приобретены у нерезидента, в графе 7 отражается условный ІПН «300000000000».

Если товары/услуги приобретены у лица, не зарегистрированного как плательщик налога, в графе 7 отражается условный ІПН «400000000000».

В графе 8 указывается общая сумма, включая налог на добавленную стоимость.

В графе 9 указывается доля использования уплаченного (начисленного) налога по приобретенным (ввезенным) товарам/услугам и необоротным активам между облагаемыми и не облагаемыми налогом операциями.

В графах 10, 12, 14, 16, 18 и 20 указывается стоимость товаров/услуг и необоротных активов без налога на добавленную стоимость.

В случае осуществления записей на основании расчета корректировки к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной) такие записи осуществляются с соответствующим знаком («+» или «-»).

В графах 11, 13, 15, 17, 19 и 21 указывается уплаченная (начисленная) сумма налога на добавленную стоимость по товарам/услугам и необоротным активам, определенная исходя из их стоимости, указанной в графах 10, 12, 14, 16, 18 и 20 соответственно.

Сумма налога на добавленную стоимость, указанная в графах 17, 19 и 21, в налоговый кредит не включается.

В случае приобретения у плательщика налога на добавленную стоимость товаров/услуг и необоротных активов, освобожденных от налогообложения и не являющихся объектом налогообложения, а также приобретения у лица, не зарегистрированного плательщиком налога на добавленную стоимость, в графах 11, 13, 15, 17, 19 и 21 проставляется нуль.

В случае осуществления записей на основании расчета корректировки количественных и стоимостных показателей (приложение 2 к налоговой накладной) такие записи осуществляются с соответствующим знаком («+» или «-»).

Если плательщиком проводится распределение сумм налогового кредита в соответствии с пунктом 199.1 статьи 199 раздела V Кодекса, в день получения налоговой накладной сумма, соответствующая доле использования товаров/услуг, необоротных активов в налогооблагаемых операциях, записывается в графах 10, 11, или графах 12, 13, или графах 14, 15 Реестра, а сумма, соответствующая доле использования в операциях, освобожденных от налогообложения и не являющихся объектом налогообложения, — в графах 16, 17, и/или графах 18, 19, и/или графах 20, 21.

Корректировка налогового кредита, которая проводится в связи с перерасчетом доли использования товаров/услуг, необоротных активов в облагаемых и не облагаемых налогом операциях по итогам календарного года, осуществляется на основании бухгалтерской справки. При регистрации такой бухгалтерской справки в разделе II Реестра за последний налоговый период календарного года делается следующая запись: в графе 2 — дата последнего дня отчетного периода календарного года, в графе 3 — дата составления бухгалтерской справки, в графе 5 — вид документа (БО), в графе 11 — сумма корректировки налога на добавленную стоимость, определенная в приложении 7 к декларации (строка 16.4 декларации по налогу на добавленную стоимость), с соответствующим знаком («+» или «-»).

Плательщики налога, у которых в течение предыдущего календарного года отсутствовали не облагаемые налогом операции, а такие не облагаемые налогом операции начали осуществляться в отчетном периоде, а также вновь созданные плательщики налога проводят такое распределение сумм налогового кредита в последний день отчетного (налогового) периода и осуществляют запись по корректировке записей налоговых накладных, в соответствии с которыми приобретались такие товары/услуги.

При этом в графе 5 к виду документа добавляется буква «Р» (например, ПНПР — бумажная налоговая накладная, по которой произведено распределение суммы налогового кредита, ПНЕР — электронная налоговая накладная, по которой произведено распределение суммы налогового кредита).

На сумму корректировки, которая соответствует доле использования таких товаров/услуг, необоротных активов в операциях, освобожденных от налогообложения и не являющихся объектом налогообложения, производятся следующие записи: со знаком «-» в графах 10, 11, или 12, 13, или 14, 15 и одновременно со знаком «+» в графах 16, 17, и/или графах 18, 19, и/или графах 20, 21.

 

V. Порядок осуществления уточнения показателей

1. Плательщики налога в отчетном (налоговом) периоде ежедневно определяют итоги зарегистрированных операций и отдельно определяют итоги для уточняющих расчетов по каждому разделу.

2. При исправлении ошибки методом «сторно» в Реестр одновременно вносятся две записи: ошибочная запись со знаком «-» и правильная запись со знаком «+».

Метод «сторно» осуществляется путем обратной записи на величину ошибки в том отчетном периоде, в котором она выявлена. При осуществлении такой обратной записи плательщиком налога: в графе 1 раздела I и/или II Реестра указывается порядковый номер записи; графах 2 — 6 раздела I и/или графах 2 — 7 раздела II Реестра дублируются реквизиты документа, количественные показатели которого сторнируются; в соответствующих графах 7 — 16 раздела I и/или графах 9 — 21 раздела II Реестра количественные показатели указываются с соответствующим знаком «+» или «-». При этом, если исправление ошибки требует подачи плательщиком налога уточняющего расчета, то к виду документа добавляется буква «У» (например: ПНПУ). Кроме того, запись о включении показателей такого документа в уточняющий расчет делается отдельной строкой в строке «З них включено до уточнюючих розрахунків за звітний період» Реестра.

 

И. о. директора Департамента налоговой,

таможенной политики и методологии бухгалтерского учета

Ю. П. Романюк

n.shpakovich@id.factor.ua

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше