Куда подавать финотчетность
Для начала напомним: финотчетность за I квартал 2015 года в органы ГФС подавать не пришлось почти никому. Все дело в том, что новая редакция п. 57.1 НКУ не содержит разрешения подать декларацию по ННП с финотчетностью тем плательщикам ННП, которые уплачивали авансовые взносы, но по итогам I квартала не получили прибыль или получили убытки. Об этой ситуации вы можете прочесть в статье «Прибыльная» декларация: подавать ли за I квартал 2015 года?»// «БН», 2015, № 16, с. 18.
Теперь же ситуация с финотчетностью за I полугодие другая: декларацию по ННП за полугодие (а затем за 3 квартала и год) подают те плательщики ННП, которые по итогам 2014 года имели доход более 10 млн грн., но не получили прибыль или получили убыток (не начисляли налоговые обязательства и не имели базы для начисления авансовых взносов в 2015 году), а по итогам I квартала 2015 года получили прибыль*. Эти прибыльщики (за исключением субъектов микропредпринимательства и «нулевщиков») вместе с декларацией по ННП за полугодие должны подать налоговикам и финотчетность.
* О правилах и проблемных моментах полугодовой декларации по ННП поговорим в следующем номере нашей газеты.
Ну и конечно, на забывайте о финотчетности, которую подают в органы статистики. Ниже в табл.1 вы найдете подсказки, которые помогут вам правильно и своевременно подать финотчетность в органы ГФС и статистики.
Таблица 1. Куда подавать финотчетность за I полугодие 2015 года
Субъект хозяйствования | Порядок предоставления финотчетности за полугодие 2015 года | |
в органы статистики | в орган ГНС | |
1. Субъекты микропредпринимательства(1) — юридические лица | Х | Х |
2. Юридические лица «нулевщики» ( п. 16 поразд. 4 разд. ХХ НКУ(2)) | Х | Х |
3. Субъекты малого предпринимательства — юрлица (за исключением указанных в п.п. 1, 2 этой таблицы) | Подают финотчетность по П(С)БУ 25 в составе форм № 1-м, № 2-м, «единщики» — в составе форм № 1-мс, № 2-мс не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, за I квартал не позднее 27.07.15 г.(3) | Х |
4. Плательщики ННП (за исключением указанных в п. 1, 2, 3 этой таблицы), которые по итогам 2014 года не получили прибыль или получили убыток (не начисляли налоговые обязательства и не имели базы для начисления авансовых взносов в 2015 году), а по итогам I квартала 2015 года получили прибыль ( абз. 8 п. 57.1 НКУ) | Подают финотчетность | Подают финотчетность по Н П(С)БУ 1 в составе форм № 1, 2 не позднее 10.08.15 г.(4) |
5. Остальные юридические лица, за исключением указанных в п.п. 1 — 4 этой таблицы, в частности, плательщики единого налога | по Н П(С)БУ 1 в составе форм № 1, 2 не позднее 27.07.15 г. | Х |
(1) О том, кто относится к субъектам микропредпринимательства, малого, среднего и крупного предпринимательства, вы можете узнать из табл. 2 ниже. (2) Приказом Минфина от 18.06.15 г. № 573 упоминание о старом «месте жительства» льготы (п. 154.6 НКУ) убрали из Порядка № 419 и среди тех, кто составляет Упрощенный финотчет СМП оставили лишь юрлиц, которые согласно НКУ ведут сокращенный учет доходов и расходов, а это ЮРЕНы группы 3 ( п. 44.2 НКУ). (3) По общим правилам финотчетность нужно подать не позднее 25.07.15 г., но поскольку эта дата приходится на нерабочий день (суббота), то срок подачи переносится на первый после выходного рабочий день ( п. 10 Порядка № 419), т. е. на 27.07.15 г. (4) Это подтверждают и налоговики в консультации из категории 102.20.02 ЗІР ГФСУ. |
Таблица 2. Классификация субъектов предпринимательства
Субъект | Критерии(1) |
1. Субъекты микропредпринимательства | Среднеучетное количество работников не превышает 10 лиц(2) |
годовой доход не превышает сумму, эквивалентную 2 млн евро (31442032 грн)(3) | |
2. Субъекты малого предпринимательства (за исключением субъектов микропредпринимательства) | Среднеучетное количество работников не превышает 50 лиц(2) |
годовой доход не превышает сумму, эквивалентную 10 млн евро (157210160 грн.)(3) | |
3. Субъекты крупного предпринимательства | Среднеучетное количество работников превышает 250 лиц(2) |
годовой доход превышает сумму, эквивалентную 50 млн евро (786050800 грн.)(3) | |
4. Субъекты среднего предпринимательства | Среднеучетное количество работников — от 50 до 250 лиц(2) |
годовой доход больше суммы, эквивалентной 10 млн евро (157210160 грн.), но меньше суммы, эквивалентной 50 млн евро (786050800грн.)(3) | |
(1) Критерии отнесения субъектов предпринимательства к определенной категории указаны в ч. 3 ст. 55 ХКУ. Подробнее об их расчете читайте в «БН», 2013, № 40, с. 15; 2014, № 3, с. 11. (2) Среднее количество работников предприятия за период определяют как сумму таких показателей ( п. 3.1 Инструкции № 286): • среднеучетного количества штатных работников; • среднего количества внешних совместителей; • среднего количества работающих по гражданско-правовым договорам. (3) Показатель годового дохода определяют по данным бухучета как сумму оборотов за 2014 г.: Дт 70 — 74 — Кт 79. Среднегодовой курс НБУ за 2014 г. равен 15,721016 грн. за 1 евро. Подробнее о расчете этих критериев читайте в «БН», 2013, № 40, с. 15. |
Важно: если по результатам II квартала 2015 года предприятие превысило объем дохода или количество работников, допустимые для СМП, то оно обязано перейти на «большой» формат и подавать финотчетность в соответствии с НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности». Особенности такого перехода Минфин разъяснял в письме от 19.09.14 г. № 31-11410-08-10/24149 // «БН», 2015, № 3, с. 7.
«Малышам» на заметку: несмотря на то, что субъекты микропредпринимательства квартальную финотчетность официальным органам не подают, составлять ее они обязаны ( ч. 7 ст. 11 Закона о бухучете).
Особенность для зоны АТО и Крыма: если организация деятельности органов госстатистики прекращена (нарушена) в связи со временной оккупацией территории и/или проведением АТО, предприятия, размещенные на такой территории, подают финотчетность после возобновления обычной деятельности этого органа или в соответствующий орган в населенных пунктах, на территории которых он осуществляет полномочия в полном объеме ( п. 2 Порядка № 419).
Общие требования к заполнению финотчетности
Основные предписания к заполнению финотчетности состоят в следующем:
1) финотчетность можно предоставить лично или отослать по почте ( п. 4 Порядка № 419). Также современные программы электронного «общения» с госорганами дают возможно отправить финотчетность фискалам и в статистику в электронном виде;
2) датой подачи является день фактической передачи финотчетности по назначению, а в случае отправки ее по почте — дата получения адресатом, указанная на штемпеле предприятия связи, которое обслуживает адресата ( п. 4 Порядка № 419);
3) общие правила составления финотчетности:
• финотчетность заполняют в гривнях (тысячах гривень), в том числе и те предприятия, которые используют МСФО (письмо Минфина от 17.12.13 г. № 31-08410-07-10/36519). СМП заполняют отчетность в тысячах гривень с одним десятичным знаком ( п. 1 разд. I П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства», прочие субъекты предпринимательской деятельности (крупные и средние) — в тысячах гривень без десятичных знаков. Исключение: раздел IV Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе) (Форма № 2), денежные показатели которого приводятся в гривнях с копейками;
• отрицательные значения (значения, подлежащие вычитанию) приводят в формах финотчетности в скобках ( п. 5 разд. ІІ НП(С)БУ 1);
• сворачивать статьи активов и обязательств, доходов и расходов (кроме случаев, предусмотренных соответствующими НП(С)БУ) нельзя ( п. 3 разд. IV НП(С)БУ 1, п. 6 разд. I П(С)БУ 25);
• если по статьям нет информации к раскрытию (кроме случаев, когда такая информация была в предыдущем отчетном периоде), то статьи финотчетности можно не приводить. В то же время можно включать дополнительные статьи, если они соответствуют таким критериям: информация является существенной и оценка статьи может быть достоверно определена;
• финотчетность должны подписать руководитель и бухгалтер предприятия ( ч. 1 ст. 11 Закона о бухучете). Подробнее об этом вы можете прочитать в «БН», 2014, № 14, с. 36.
Штрафы за неподачу финотчетности
За неподачу финотчетности в органы статистики на должностных лиц предприятия могут наложить административный штраф по ст. 1863 КоАП в размере от 170 до 255 грн. Штрафуют по указанной статье органы статистики ( ст. 2443 КоАП).
С финотчетностью в органы ГФС ситуация несколько иная. Финотчетность не имеет статуса налоговой декларации. За ее непредоставление штраф по п. 120.1 НКУ (170 грн.) не грозит. В то же время за неподачу финотчетности должностным лицам предприятия грозит админштраф, предусмотренный ст. 1642 КоАП, — от 136 до 255 грн.
Однако налоговики не уполномочены составлять протоколы по данной статье (см. вопрос 3 ОНК № 1046 и консультацию из категории 102.22 ЗІР ГФСУ). Это могут делать только органы Госфининспекции ( ст. 2341 КоАП) и то лишь в отношении подконтрольных им учреждений ( ч. 9 ст. 10 Закона № 2939).
И все же игнорировать подачу финотчетности в налоговую не нужно. Учтите! Неподача в орган ГФС в течение года финотчетности может стать основанием для вынесения судом решения о прекращении предприятия ( ч. 2 ст. 38 Закона № 755-IV).
Выводы
Финотчетность за I полугодие 2015 года в органы ГФС подают (не позднее 10.08.15 г.) только те плательщики ННП, которые подают декларацию по ННП за полугодие (за исключением субъектов микропредпринимательства и «нулевщиков»).
Финансовую отчетность за I полугодие 2015 года в органы статистики подают не позднее 27.07.15 г.
Субъекты микропредпринимательства квартальную финотчетность официальным органам не подают.
За неподачу финотчетности в органы статистики на должностных лиц предприятия могут наложить административный штраф по ст. 1863 КоАП в размере от 170 до 255 грн.
Документы и сокращения статьи
Закон № 2939 — Закон Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII.
Закон № 755 — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.
Порядок № 419 — Порядок предоставления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.
Инструкция № 286 — Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 28.09.05 г. № 286.
ОНК № 1046 — Обобщающая налоговая консультация по вопросам обеспечения единого подхода к применению штрафных санкций, утвержденная приказом ГНСУ от 22.11.12 г. № 1046.
СМП — субъект малого предпринимательства.
ННП — налог на прибыль.