Темы статей
Выбрать темы

Финотчетность за I полугодие: фискалы и статистика ждут

Жиленко Екатерина, налоговый эксперт, e.zhylenko@id.factor.ua
У бухгалтеров, как обычно, дел невпроворот. Одно только электронное администрирование НДС занимает большую часть рабочего времени. Но в этой суете нельзя забывать о финансовой отчетности за полугодие. К тому же на показателях бухучета основывается расчет налога на прибыль, поэтому к составлению финотчетности следует подходить с особой осторожностью. Сегодня мы напомним основные моменты, связанные с подачей квартальной финотчетности.

Куда подавать финотчетность

Для начала напомним: финотчетность за I квартал 2015 года в органы ГФС подавать не пришлось почти никому. Все дело в том, что новая редакция п. 57.1 НКУ не содержит разрешения подать декларацию по ННП с финотчетностью тем плательщикам ННП, которые уплачивали авансовые взносы, но по итогам I квартала не получили прибыль или получили убытки. Об этой ситуации вы можете прочесть в статье «Прибыльная» декларация: подавать ли за I квартал 2015 года?»// «БН», 2015, № 16, с. 18.

Теперь же ситуация с финотчетностью за I полугодие другая: декларацию по ННП за полугодие (а затем за 3 квартала и год) подают те плательщики ННП, которые по итогам 2014 года имели доход более 10 млн грн., но не получили прибыль или получили убыток (не начисляли налоговые обязательства и не имели базы для начисления авансовых взносов в 2015 году), а по итогам I квартала 2015 года получили прибыль*. Эти прибыльщики (за исключением субъектов микропредпринимательства и «нулевщиков») вместе с декларацией по ННП за полугодие должны подать налоговикам и финотчетность.

* О правилах и проблемных моментах полугодовой декларации по ННП поговорим в следующем номере нашей газеты.

Ну и конечно, на забывайте о финотчетности, которую подают в органы статистики. Ниже в табл.1 вы найдете подсказки, которые помогут вам правильно и своевременно подать финотчетность в органы ГФС и статистики.

Таблица 1. Куда подавать финотчетность за I полугодие 2015 года

Субъект хозяйствования

Порядок предоставления финотчетности за полугодие 2015 года

в органы статистики

в орган ГНС

1. Субъекты микропредпринимательства(1) — юридические лица

Х

Х

2. Юридические лица «нулевщики» ( п. 16 поразд. 4 разд. ХХ НКУ(2))

Х

Х

3. Субъекты малого предпринимательства — юрлица (за исключением указанных в п.п. 1, 2 этой таблицы)

Подают финотчетность по П(С)БУ 25 в составе форм № 1-м, № 2-м, «единщики» — в составе форм № 1-мс, № 2-мс не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, за I квартал не позднее 27.07.15 г.(3)

Х

4. Плательщики ННП (за исключением указанных в п. 1, 2, 3 этой таблицы), которые по итогам 2014 года не получили прибыль или получили убыток (не начисляли налоговые обязательства и не имели

базы для начисления авансовых взносов в 2015 году), а по итогам I квартала 2015 года получили прибыль ( абз. 8 п. 57.1 НКУ)

Подают финотчетность

Подают финотчетность

по Н П(С)БУ 1 в составе форм № 1, 2 не позднее 10.08.15 г.(4)

5. Остальные юридические лица, за исключением указанных в п.п. 1 — 4 этой таблицы, в частности, плательщики единого налога

по Н П(С)БУ 1 в составе форм № 1, 2 не позднее 27.07.15 г.

Х

(1) О том, кто относится к субъектам микропредпринимательства, малого, среднего и крупного предпринимательства, вы можете узнать из табл. 2 ниже.

(2) Приказом Минфина от 18.06.15 г. № 573 упоминание о старом «месте жительства» льготы (п. 154.6 НКУ) убрали из Порядка № 419 и среди тех, кто составляет Упрощенный финотчет СМП оставили лишь юрлиц, которые согласно НКУ ведут сокращенный учет доходов и расходов, а это ЮРЕНы группы 3 ( п. 44.2 НКУ).

(3) По общим правилам финотчетность нужно подать не позднее 25.07.15 г., но поскольку эта дата приходится на нерабочий день (суббота), то срок подачи переносится на первый после выходного рабочий день ( п. 10 Порядка № 419), т. е. на 27.07.15 г.

(4) Это подтверждают и налоговики в консультации из категории 102.20.02 ЗІР ГФСУ.

 

Таблица 2. Классификация субъектов предпринимательства

Субъект

Критерии(1)

1. Субъекты микропредпринимательства

Среднеучетное количество работников не превышает 10 лиц(2)

годовой доход не превышает сумму, эквивалентную 2 млн евро (31442032 грн)(3)

2. Субъекты малого предпринимательства (за исключением субъектов микропредпринимательства)

Среднеучетное количество работников не превышает 50 лиц(2)

годовой доход не превышает сумму, эквивалентную 10 млн евро (157210160 грн.)(3)

3. Субъекты крупного предпринимательства

Среднеучетное количество работников превышает 250 лиц(2)

годовой доход превышает сумму, эквивалентную 50 млн евро (786050800 грн.)(3)

4. Субъекты среднего предпринимательства

Среднеучетное количество работников — от 50 до 250 лиц(2)

годовой доход больше суммы, эквивалентной 10 млн евро (157210160 грн.), но меньше суммы, эквивалентной 50 млн евро (786050800грн.)(3)

(1) Критерии отнесения субъектов предпринимательства к определенной категории указаны в ч. 3 ст. 55 ХКУ. Подробнее об их расчете читайте в «БН», 2013, № 40, с. 15; 2014, № 3, с. 11.

(2) Среднее количество работников предприятия за период определяют как сумму таких показателей ( п. 3.1 Инструкции № 286):

среднеучетного количества штатных работников;

среднего количества внешних совместителей;

среднего количества работающих по гражданско-правовым договорам.

(3) Показатель годового дохода определяют по данным бухучета как сумму оборотов за 2014 г.: Дт 70 — 74 — Кт 79. Среднегодовой курс НБУ за 2014 г. равен 15,721016 грн. за 1 евро. Подробнее о расчете этих критериев читайте в «БН», 2013, № 40, с. 15.

 

Важно: если по результатам II квартала 2015 года предприятие превысило объем дохода или количество работников, допустимые для СМП, то оно обязано перейти на «большой» формат и подавать финотчетность в соответствии с  НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности». Особенности такого перехода Минфин разъяснял в письме от 19.09.14 г. № 31-11410-08-10/24149 // «БН», 2015, № 3, с. 7.

«Малышам» на заметку: несмотря на то, что субъекты микропредпринимательства квартальную финотчетность официальным органам не подают, составлять ее они обязаны ( ч. 7 ст. 11 Закона о бухучете).

Особенность для зоны АТО и Крыма: если организация деятельности органов госстатистики прекращена (нарушена) в связи со временной оккупацией территории и/или проведением АТО, предприятия, размещенные на такой территории, подают финотчетность после возобновления обычной деятельности этого органа или в соответствующий орган в населенных пунктах, на территории которых он осуществляет полномочия в полном объеме ( п. 2 Порядка № 419).

Общие требования к заполнению финотчетности

Основные предписания к заполнению финотчетности состоят в следующем:

1) финотчетность можно предоставить лично или отослать по почте ( п. 4 Порядка № 419). Также современные программы электронного «общения» с госорганами дают возможно отправить финотчетность фискалам и в статистику в электронном виде;

2) датой подачи является день фактической передачи финотчетности по назначению, а в случае отправки ее по почте — дата получения адресатом, указанная на штемпеле предприятия связи, которое обслуживает адресата ( п. 4 Порядка № 419);

3) общие правила составления финотчетности:

• финотчетность заполняют в гривнях (тысячах гривень), в том числе и те предприятия, которые используют МСФО (письмо Минфина от 17.12.13 г. № 31-08410-07-10/36519). СМП заполняют отчетность в тысячах гривень с одним десятичным знаком ( п. 1 разд. I П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства», прочие субъекты предпринимательской деятельности (крупные и средние) — в тысячах гривень без десятичных знаков. Исключение: раздел IV Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе) (Форма № 2), денежные показатели которого приводятся в гривнях с копейками;

отрицательные значения (значения, подлежащие вычитанию) приводят в формах финотчетности в скобках ( п. 5 разд. ІІ НП(С)БУ 1);

сворачивать статьи активов и обязательств, доходов и расходов (кроме случаев, предусмотренных соответствующими НП(С)БУ) нельзя ( п. 3 разд. IV НП(С)БУ 1, п. 6 разд. I П(С)БУ 25);

• если по статьям нет информации к раскрытию (кроме случаев, когда такая информация была в предыдущем отчетном периоде), то статьи финотчетности можно не приводить. В то же время можно включать дополнительные статьи, если они соответствуют таким критериям: информация является существенной и оценка статьи может быть достоверно определена;

• финотчетность должны подписать руководитель и бухгалтер предприятия ( ч. 1 ст. 11 Закона о бухучете). Подробнее об этом вы можете прочитать в «БН», 2014, № 14, с. 36.

Штрафы за неподачу финотчетности

За неподачу финотчетности в органы статистики на должностных лиц предприятия могут наложить административный штраф по ст. 1863 КоАП в размере от 170 до 255 грн. Штрафуют по указанной статье органы статистики ( ст. 2443 КоАП).

С финотчетностью в органы ГФС ситуация несколько иная. Финотчетность не имеет статуса налоговой декларации. За ее непредоставление штраф по п. 120.1 НКУ (170 грн.) не грозит. В то же время за неподачу финотчетности должностным лицам предприятия грозит админштраф, предусмотренный ст. 1642 КоАП, — от 136 до 255 грн.

Однако налоговики не уполномочены составлять протоколы по данной статье (см. вопрос 3 ОНК № 1046 и консультацию из категории 102.22 ЗІР ГФСУ). Это могут делать только органы Госфининспекции ( ст. 2341 КоАП) и то лишь в отношении подконтрольных им учреждений ( ч. 9 ст. 10 Закона № 2939).

И все же игнорировать подачу финотчетности в налоговую не нужно. Учтите! Неподача в орган ГФС в течение года финотчетности может стать основанием для вынесения судом решения о прекращении предприятия ( ч. 2 ст. 38 Закона № 755-IV).

Выводы

  • Финотчетность за I полугодие 2015 года в органы ГФС подают (не позднее 10.08.15 г.) только те плательщики ННП, которые подают декларацию по ННП за полугодие (за исключением субъектов микропредпринимательства и «нулевщиков»).

  • Финансовую отчетность за I полугодие 2015 года в органы статистики подают не позднее 27.07.15 г.

  • Субъекты микропредпринимательства квартальную финотчетность официальным органам не подают.

  • За неподачу финотчетности в органы статистики на должностных лиц предприятия могут наложить административный штраф по ст. 1863 КоАП в размере от 170 до 255 грн.

Документы и сокращения статьи

Закон № 2939 — Закон Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII.

Закон № 755 — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Порядок № 419 — Порядок предоставления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

Инструкция № 286 — Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 28.09.05 г. № 286.

ОНК № 1046 — Обобщающая налоговая консультация по вопросам обеспечения единого подхода к применению штрафных санкций, утвержденная приказом ГНСУ от 22.11.12 г. № 1046.

СМП — субъект малого предпринимательства.

ННП — налог на прибыль.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше