(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 29
  • № 28
  • № 27
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
16/27
Бухгалтерская неделя
Бухгалтерская неделя
Июль , 2015/№ 30

Ликвидируем основные средства: как отразить в учете

http://tinyurl.com/yy2qg5he
Продолжая затронутую в предыдущем номере тему ликвидации основных средств (см. «БН», 2015, № 29, с. 18), в данной статье мы расскажем о том, на что следует обратить внимание при совершении таких операций и как их отразить в учете.

Что нужно учесть
при демонтаже объекта ОС

После оформления вывода объекта ОС из эксплуатации проводят действия по демонтажу такого объекта с оприходованием полученных запчастей от его ликвидации.

Обратите внимание: некоторые запчасти, полученные от разборки ОС, подлежат утилизации в особом порядке.

В частности, если списанные запчасти содержат черные или цветные металлы или их сплавы, они относятся к промышленному металлолому ( ст. 1 Закона о металлоломе). Такой металлолом подлежит обязательной сдаче специализированным предприятиям, которые оформляют акт приема с указанием наименования юридического лица, количества и источников происхождения металлолома (ст. 4 Закона о металлоломе)*. Лицензию для этого приобретать не нужно.

* Форма актов приведена в приложениях 2, 3 к Лицензионным условиям осуществления хозяйственной деятельности по заготовке, переработке, металлургической переработке металлолома цветных и черных металлов, утвержденных приказом Минэкономики от 31.10.11 г. № 183.

Другие материалы (запчасти), не планируемые для использования в хозяйственной деятельности, относят к отходам ( ст. 1 Закона об отходах). Отходы также передаются специализированным предприятиям, занимающимся их переработкой.

Важный момент: некоторые запчасти могут быть отнесены к опасным отходам. Согласно п. 2 Положения № 1120 опасными считаются отходы, включенные в раздел А Желтого перечня отходов**, которые имеют одно или более опасных свойств, приведенных в Перечне опасных свойств***, и в Зеленый перечень**, в случае, когда они содержат материалы, приведенные в приложении 2 к этому Положению, в таких количествах, которые могут проявлять опасные свойства, приведенные в Перечне опасных свойств.

** Утвержден постановлением КМУ от 13.07.2000 г. № 1120.

*** Приведен в Инструкции по получению международного кода идентификации отходов, утвержденной приказом Минприроды от 16.10.2000 г. № 165.

Такие отходы нужно сдавать специализированным предприятиям, имеющим лицензию на осуществление операций в сфере обращения с опасными отходами (ст. 32, 34 Закона об отходах).

За передачу отходов с нарушением установленных правил хранения, обработки или удаления предприятиям или организациям, которые не имеют соответствующего разрешения на проведение таких операций, может быть наложен административный штраф на должностных лиц от 34 грн. до 85 грн. (ст. 825 КоАП).

Кроме того, предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц от 34 грн. до 85 грн. за смешивание или захоронение отходов, для утилизации которых в Украине существует соответствующая технология, без специального разрешения специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере охраны окружающей природной среды (ст. 824 КоАП).

Проверяют данные вопросы государственные инспекторы по охране окружающей природной среды Государственной экологической инспекции Украины (ст. 2421 КоАП) и органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины (ст. 236 КоАП).

Учтите: ОС, в частности оргтехника, могут содержать драгоценные металлы, к которым относят: золото, серебро, платину и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, осмий, рутений) в любом виде и состоянии (сырье, сплавы, полуфабрикаты, промышленные продукты, химические соединения, изделия, отходы, лом и т. п.).

Лом с содержанием драгметаллов — это детали, узлы, изделия и материалы, которые стали непригодными или потеряли эксплуатационную ценность и содержат драгметаллы в любом виде ( п. 1.3 раздела І Инструкции № 84). То есть к такому лому относят в том числе и запчасти из ОС, в которых содержатся драгметаллы.

Сбор, учет и сдача отходов и лома драгметаллов, которые образуются в процессе производства, осуществляются субъектами хозяйствования независимо от форм собственности в порядке, определенном законодательством Украины ( ч. 1 ст. 12 Закона о драгметаллах). Эта процедура изложена в Инструкции № 84.

Запрещено уничтожать, выбрасывать, сдавать в лом цветных и черных металлов технику, аппаратуру, приборы и другие изделия, которые содержат драгметаллы, без предварительного исключения из них электрорадиоэлементов, деталей, узлов, блоков и т. п., содержащих драгметаллы, с одновременным их оприходованием в соответствии с законодательством Украины (п. 7.5 раздела VII Инструкции № 84).

Непригодные для дальнейшего использования изделия подлежат демонтажу с исключением из них деталей и узлов, содержащих драгметаллы, или передаче их в неразобранном состоянии другим субъектам (п. 7.6 раздела VII Инструкции № 84).

Лом с содержанием драгметаллов передается на перерабатывающее предприятие, которое имеет лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по сбору и первичной обработке отходов и лома драгоценных металлов и должно быть включено в Реестр субъектов хозяйствования, которые осуществляют операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями*.

* См. Порядок учета, создания и ведения реестра субъектов хозяйствования, которые осуществляют операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденный приказом МФУ от 08.04.13 г. № 465.

За нарушение норм сдачи отходов и лома драгметаллов может быть наложен административный штраф на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций и граждан — субъектов предпринимательской деятельности в размере от 136 грн. до 340 грн. (ч. 2 ст. 1891 КоАП)**.

** То, что этот штраф может быть применен за несоблюдение порядка утилизации деталей техники, содержащих драгметаллы, подтвердило ГлавКРУ в письме от 24.12.04 г. № 12-14/588.

Протоколы о правонарушении по ст. 1891 КоАП имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел и Государственной пробирной службы ( ст. 255 КоАП, п.п. 1.10.8 разд. І Инструкции № 1519). Рассматривают дела об административных правонарушениях по данной статье органы Государственной пробирной службы (ст. 2441 КоАП) и административные комиссии при исполнительных органах городских советов (ст. 218 КоАП).

Итак, с учетом изложенного, безопаснее соблюсти условия утилизации. В некоторых случаях имеет смысл продать запчасти специализированным организациям и переложить эти утилизационные проблемы на них.

Ликвидация ОС в налоговом учете

Налог на прибыль. Порядок отражения операции ликвидации ОС в налоговом учете зависит от того, проводит ли лицо корректировки бухгалтерского финрезультата до налогообложения на разницы, которые возникают в соответствии с положениями разд. III НКУ ( п.п. 134.1.1 НКУ).

Налогоплательщики, которые не проводят корректировки финрезультата, определяют с 01.01.15 г. налогооблагаемую прибыль исключительно по данным бухгалтерского учета. Напомним, что к ним относятся лица, у которых годовой доход от любой деятельности (за вычетом непрямых налогов), определенный по правилам бухгалтерского учета, за последний годовой отчетный (налоговый) период не превышает 20 млн грн.).

Лица, проводящие корректировки финрезультата (с годовым доходом свыше 20 млн грн.), бухучетный финрезультат корректируют на такие разницы:

- увеличивают на сумму остаточной стоимости отдельного объекта ОС, определенную в соответствии с НП(С)БУ ( п. 138.1 НКУ);

- уменьшают на сумму остаточной стоимости отдельного объекта ОС, определенную с учетом положений ст. 138 НКУ ( п. 138.2 НКУ).

«Налоговая» остаточная стоимость будет отличаться от «бухгалтерской» за счет следующих факторов:

- разницы в сроках начисления амортизации и в методах;

- несовпадений «налоговой» остаточной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.15 г., с «бухгалтерской».

Важный момент: в НКУ не предусмотрено корректировок на остаточную стоимость ликвидируемых непроизводственных основных средств. Вместе с тем, с учетом наличия исключительных норм п.п. 138.3.2 НКУ, по всей видимости, контролеры не позволят показать такую операцию в учете по налогу на прибыль лицам, проводящим корректировки.

В остальном учет ведется по правилам бухгалтерского учета. В частности, исходя из бухучетных норм приходуют полученные при разборке запчасти.

НДС. По общим правилам операция ликвидации ОС облагается НДС. Так, в соответствии с п. 189.9 НКУ, если основные производственные или непроизводственные средства ликвидируются по самостоятельному решению налогоплательщика, такая ликвидация для целей налогообложения рассматривается как поставка этих основных производственных или непроизводственных средств по обычным ценам, но не ниже балансовой стоимости на момент ликвидации.

В то же время налоговые обязательства по НДС не начисляют при ликвидации ОС, которые ликвидируются в связи с их уничтожением или разрушением в результате действия обстоятельств непреодолимой силы, в других случаях, когда такая ликвидация осуществляется без согласия налогоплательщика, или если он подает в налоговый орган соответствующий документ об уничтожении, разборке или преобразовании их иным способом, в результате чего они не могут использоваться по первоначальному назначению*.

* Подробнее о сроках подачи таких документов вы можете прочитать в «БН», 2015, № 29, с. 43.

Нюанс: налоговики разрешают не начислять НДС в операциях ликвидации ОС при условии, что налогоплательщик составляет Акт на списание формы № ОЗ-3, а также имеет заключение экспертной комиссии о невозможности использования в будущем этих ОС по первоначальному назначению (см. консультацию в категории 101.06 ЗІР ГФСУ).

На приходуемые в результате разборки ТМЦ налоговые обязательства по НДС не начисляют ( п. 189.10 НКУ). Однако последующую продажу отходов и лома облагают НДС в общем порядке, на что обращают внимание и контролеры (см. консультации в категориях 101.02, 101.06 ЗІР ГФСУ).

Исключение составляют операции поставки лома и отходов черных и цветных металлов товарной позиции 4707 УКТ ВЭД, включенных в соответствующий Перечень, утвержденный постановлением КМУ от 12.01.11 г. № 15, которые временно, до 01.01.17 г., освобождаются от НДС на основании п. 23 подразд. 2 разд. XX НКУ. На это обращают внимание и налоговики (см. консультацию в категории 101.14.10 ЗІР ГФСУ).

Бухгалтерский учет

Прежде всего, следует учесть, что по общим правилам п. 29 П(С)БУ 7 начисление амортизации прекращается, начиная с месяца, следующего за месяцем выбытия объекта ОС. Поэтому перед ликвидацией действующего объекта ОС нужно еще начислить амортизацию за текущий месяц, а затем уже определять остаточную стоимость такого объекта в целях списания ее на расходы.

При ликвидации объекта ОС его остаточную стоимость включают в состав прочих расходов и отражают по дебету субсчета Дт 976 «Списание необоротных активов» ( п. 34 П(С)БУ 7, п. 29 П(С)БУ 16 «Расходы»).

На этом субсчете показывают также другие расходы, связанные с ликвидацией (разборкой, демонтажем) объекта ОС (см. п. 40 приложения к Методрекомендациям № 561).

Субсчет 976 можно использовать и для отражения расходов, связанных с начислением налоговых обязательств по НДС на операции ликвидации ОС.

Детали, узлы, агрегаты и другие материалы, полученные при разборке и демонтаже ликвидируемых ОС, в соответствии с п. 44 Методрекомендаций № 561 отражают корреспонденциями: Дт 20 «Производственные запасы», 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» — Кт 746 «Прочие доходы».

По какой же стоимости следует приходовать полученные ценности? На этот вопрос дается ответ в п. 2.12, 2.13 Методрекомендаций № 2, согласно которым запасы, полученные в процессе ликвидации ОС, приходуют:

1) по чистой стоимости реализации — ожидаемой цене реализации запасов в условиях обычной деятельности за вычетом ожидаемых расходов на завершение их производства и реализацию ( п. 4 П(С)БУ 9 «Запасы») — если такие запасы предназначены для реализации;

2) в оценке возможного их использования, которая может быть определена исходя из стоимости подобных запасов при наличии их на балансе предприятия, с учетом степени их пригодности к эксплуатации — если такие активы предприятие планирует использовать для собственных целей.

Если же запасов, подобных оприходованным, на балансе нет и предприятие планирует их в дальнейшем использовать в собственной хоздеятельности, можно их оприходовать исходя из восстановительной стоимости.

Под текущей восстановительной себестоимостью (current replacement cost) понимают затраты, которые возникли бы у хозяйствующего субъекта в результате приобретения определенного актива на дату отчетности (п. 6 МСБУГС 12 «Запасы»).

(ср. 025069200)

То есть текущей восстановительной себестоимостью, по которой приходуют полученные от ликвидации объекта ОС материалы, не предназначенные для продажи (аналогов которых нет на балансе), считают стоимость аналогичных материалов, которые можно купить на рынке (с учетом степени износа).

Пример. Предприятие ликвидирует принтер EPSON FX-1000, первоначальная стоимость которого — 890 грн., сумма начисленной амортизации — 700 грн., ликвидационная стоимость — 50 грн. Составлен Акт на списание формы № ОЗ-3. В результате ликвидации получены запчасти, которые в дальнейшем были проданы (оценочная чистая стоимость реализации составила 150 грн., стоимость продажи — 240 грн., в том числе НДС — 40 грн.). За демонтаж рабочим была начислена зарплата в размере 100 грн.

Операции отразим в учете так, как показано в таблице.

Учет операций по ликвидации объекта ОС и продаже запчастей

Хозяйственная операция

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

дебет

кредит

1. Списана сумма начисленной амортизации ликвидируемого принтера

131

104

700

2. Списана остаточная стоимость ликвидируемого принтера 190 грн. (890 - 700)

976

104

190

3. Отражены расходы на оплату труда за демонтаж принтера

976

661(1)

100

4. Оприходованы запчасти

207

746

150

5. Проданы запчасти за наличный расчет

301

712

240

6. Начислены налоговые обязательства по НДС

712

641

40

7. Списана стоимость реализованных запчастей

943

207

150

(1) Корреспонденции по начислению и удержанию единого взноса на общеобязательное государственное страхование, удержанию налога на доходы физических лиц и военного сбора не приводим.

Как видим, ничего сложного в учете операций ликвидации объектов ОС нет. Главное — не совершить незаконных действий по неправильной утилизации «особых» ОС, но об этом вы уже знаете.

Выводы

  • При демонтаже ликвидируемого объекта ОС следует учесть, что некоторые запчасти, полученные от разборки ОС, подлежат утилизации в особом порядке.
  • Порядок отражения операции ликвидации ОС в налоговом учете зависит от того, проводит ли лицо корректировки бухгалтерского финрезультата на разницы, предусмотренные в разд. III НКУ.
  • По общим правилам операция ликвидации ОС облагается НДС, но в некоторых случаях налоговые обязательства по НДС можно не начислять.

Документы и сокращения статьи

Закон о металлоломе Закон Украины «О металлоломе» от 05.05.99 г. № 619-XIV.

Закон об отходах Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР.

Закон о драгметаллах — Закон Украины «О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле за операциями с ними» от 18.11.97 г. № 637/97-ВР.

Инструкция № 84 Инструкция о порядке получения, использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденная приказом МФУ от 06.04.98 г. № 84 (в редакции приказа МФУ от 28.11.12 г. № 1230).

Инструкция № 1519 — Инструкция о порядке проведения проверок относительно соблюдения законодательства Украины при осуществлении операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденная приказом МФУ от 22.12.08 г. № 1519.

Положение № 1120Положение о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их утилизацией/удалением, утвержденное постановлением КМУ от 13.07.2000 г. № 1120.

Методрекомендации № 2 — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов, утвержденные приказом МФУ от 10.01.07 г. № 2.

Методрекомендации № 561 — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом МФУ от 30.09.03 г. № 561.

ОС — основные средства.

ТМЦ — товарно-материальные ценности.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
ликвидация ОС добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье