(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 47
  • № 46
  • № 45
  • № 44
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
16/28
Бухгалтерская неделя
Бухгалтерская неделя
Ноябрь , 2015/№ 48

«Свято наближається!»: украшаем помещения

http://tinyurl.com/y599abw5
Традиционная предновогодняя реклама Coca-Cola уже стартовала на экранах наших телевизоров, а это значит, что «Свято наближається». Действительно, до Нового года остался месяц. Пора развешивать гирлянды, вырезать снежинки и всячески создавать уютную праздничную атмосферу. А для бухгалтера это еще один повод пролистать страницы «Бухнедели», чтобы вспомнить, как правильно учесть украшение производственных и торговых помещений.

Хоздеятельность

В отличие от прошлогодних подготовительных мероприятий, в 2015 году уже не нужно задумываться о хозяйственности приобретений «новогодней атрибутики» для целей ННП. Ведь с 01.01.15 г. ННП рассчитывается исходя из бухучетного финрезультата, с возможной корректировкой на налоговые разницы для «крупных» прибыльщиков (с «бухучетным» доходом за последний год более 20 млн грн.) и «мелких» прибыльщиков, добровольно избравших корректировку.

А вот для НДС-учета связь операций с хозяйственной деятельностью не потеряла актуальности. Здесь все зависит от вида украшаемого помещения.

1. Торговые помещения (магазины, оптовые базы и т. п.) или помещения сферы услуг (парикмахерские, кафе, рестораны и т. п.), т. е. помещения, которые посещают потенциальные покупатели и заказчики. Связь этих расходов с хозяйственной деятельностью очевидна и доказать ее достаточно легко: приобретение украшений для таких помещений прямо направлено на привлечение потенциальных покупателей или клиентов к сотрудничеству.

Важно! Такие операции следует рассматривать как расходы на проведение рекламных мероприятий (расходы на сбыт).

2. Внутренние помещения (офисы, цеха и т. п.), т. е. помещения, в которых производится продукция. Такими помещениями пользуются преимущественно работники предприятия. Покупатели (клиенты, заказчики) здесь достаточно редкие гости. В таком случае связать «украшательные» операции с хозяйственной деятельностью будет достаточно сложно.

В то же время, по нашему мнению, теоретически связать такие расходы с хозяйственной деятельностью можно. Хотя и придется это, скорее всего, делать в суде. Воспользоваться можно позицией судов, которую они отстаивали во времена, когда налоговоприбыльные расходы также зависели от хозяйственной направленности, например, определения ВАдСУ от 03.12.09 г. по делу № К-29291/06, от 26.07.11 г. по делу № К/9991/2739/11, от 01.12.14 г. по делу № К/800/7690/14 (последнее судебное решение можно применять, если налоговики откажутся признавать НК по НДС при оплате услуг дизайнера по оформлению новогодней композиции). Хотя все эти решения основываются на одном и том же аргументе: необходимо доказать, что расходы были осуществлены с целью заинтересовать клиентов в сотрудничестве с хозсубъектом или, например, создать положительный имидж предприятия при переговорах или заключении соглашений. То есть связать установление новогодней атрибутики в производственных помещениях с хозяйственной деятельностью можно только тогда, когда в таких помещениях хоть иногда появляются ваши клиенты, и украшение помещения поможет при переговорах или заключении соглашений. В таком случае расходы на украшение можно связать с хозяйственной деятельностью как часть рекламных мероприятий. Как видим, аргументация та же, что и в случае с украшением торговых помещений: реклама своего продукта или предприятия.

Документальное оформление

Ранее обязательное документальное оформление было необходимо для подтверждения не только налоговых расходов, но и для отражения таких операций в бухучете. На сегодня документальное подтверждение потраченных средств по-прежнему необходимо для бухучета.

Чтобы правильно оформить украшение помещений, нужно иметь такие документы:

1) приказ руководителя предприятия о проведении мероприятий по новогоднему украшению помещений. В этом приказе указываются порядок, место и сроки проведения мероприятий, определяется лицо, ответственное за проведение таких действий, а также указывается цель проведения таких мероприятий, связанная с хоздеятельностью предприятия (например, для привлечения покупателей, проведения рекламных акций как определенного товара, так и всей торговой точки, преследующих цель увеличить объем продаж);

2) смета расходов, содержащая детальный перечень расходов, которые следует осуществить для достижения желаемого эффекта;

3) первичные (расчетные, платежные, приходные и т. п.) документы, подтверждающие осуществление расходов на украшение помещений. Эти первичные документы должны подтверждать расходы, запланированные в смете.

Обратите внимание! Если новогоднюю атрибутику приобретает подотчетное лицо, то после выполнения задания такое лицо подает авансовый отчет* и вместе с ним предоставляет оригиналы подтверждающих документов.

* С недавних пор действует новая форма отчета, утвержденная приказом Минфина Украины от 28.09.15 г. № 841 // «БН», 2015, № 44, с. 6.

Если же для украшения привлекались сторонние (дизайнерские) организации, то все понесенные расходы также должны быть документально подтверждены актами приема-передачи выполненных работ и платежными документами.

По окончании таких мероприятий лицо, ответственное за проведение новогоднего декора, должно отчитаться о фактически понесенных расходах и выполненной работе.

НДС

С 29.07.15 г. у плательщиков НДС право формировать НК по «входному» НДС трансформировано в обязанность это делать (при наличии НН, составленных без нарушений и зарегистрированных в ЕРНН). Причем независимо от назначения приобретаемых товаров/услуг. А если плательщик НДС не включил «входной» НДС в НК отчетного периода, он получил право сделать это в течение 365 календарных дней.

Важно! К сожалению, п. 198.5 НКУ требует начислять «компенсирующие» НО в случае использования приобретенных товаров/услуг в операциях, не связанных с хозяйственной деятельностью. При этом базу обложения НДС определяют в соответствии с п. 189.1 НКУ. Для необоротных активов — это балансовая (остаточная) стоимость, сложившаяся по состоянию на начало отчетного периода, в течение которого осуществляются такие операции (в случае отсутствия учета необоротных активов — обычная цена), а по товарам/услугам — стоимость их приобретения.

То есть, НК по НДС вы признаете в любом случае, но если не сможете доказать использование приобретенных товаров/услуг в хозяйственной деятельности, то придется начислить НО по НДС. Такая ситуация может сложиться с «входным» НДС при покупке украшений для помещений, недоступных для клиентов.

Бухгалтерский учет

В бухучете не нужно связывать приобретенную атрибутику с использованием в хозяйственной деятельности. Здесь главный вопрос: ОС, МНМА или запасы?

Обратите внимание! С 01.09.15 г. критерий, который разделяет ОС и МНМА, вырос с 2500 грн. до 6000 грн.** Поэтому теперь некоторая достаточно дорогая (по прошлогодним меркам) праздничная атрибутика может попасть не в ОС, а МНМА. Например, это касается искусственной елки, которая явно прослужит больше года, но при этом может не дотянуть до 6000 грн. Но помните: формально 6-тысячный предел установлен для налогового учета, а для бухучета (в учетной политике) предприятие может прописать какую ему угодно сумму. Однако для максимального сближения налогового и бухгалтерского учета советуем остановиться именно на 6000 грн. Подробности вы найдете на рисунке на с. 16.

** Как «настроить» учет под новый критерий, вы узнали из «БН», 2015, № 34-35, с. 11.

И для полноты картины рассмотрим пример «новогодних расходов.

Пример. Для украшения торгового зала были закуплены: искусственная елка стоимостью 7800 грн. (в т. ч. НДС — 1300 грн.), электрическая гирлянда стоимостью 1200 грн. (в т. ч. НДС — 200 грн.), а также елочные игрушки и мишура на сумму 600 грн. через подотчетное лицо у неплательщика НДС (выдан аванс в сумме 650 грн., 50 грн. возвращены).

Приведем корреспонденцию счетов для учета украшений (см. таблицу на с. 16).

Классификация новогодних украшений

Учет новогодних украшений для помещений

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

дебет

кредит

Активы, входящие в состав ОС (например, искусственная елка, поющий робот «Дед Мороз» стоимостью свыше 6000 грн.)

1. Перечислена предоплата за искусственную елку (стоимость — 7800 грн.)

371

311

7800,00

2. Отражен НК по НДС при наличии НН, зарегистрированной в ЕРНН

641

644

1300,00

3. Оприходована искусственная елка

152

631

6500,00

4. Списана сумма НК по НДС

644

631

1300,00

5. Произведен зачет задолженности

631

371

7800,00

6. Установлена искусственная елка в торговом зале

109

152

6500,00

7. Начислена амортизация (ежемесячно)

93(1)

131

108,33(2)

Активы, относящиеся к МНМА (например, электрические гирлянды стоимостью менее 6000 грн.)

1. Перечислена предоплата за электрическую гирлянду (стоимостью 1200 грн. с НДС)

371

311

1200,00

2. Отражен НК по НДС при наличии НН, зарегистрированной в ЕРНН

641

644

200,00

3. Оприходована электрическая гирлянда

153

631

1000,00

4. Списана сумма НК по НДС

644

631

200,00

5. Произведен зачет задолженностей

631

371

1200,00

6. Электрическая гирлянда установлена в торговом зале

112

153

1000,00

7. Начислена амортизация (100 % при вводе в эксплуатацию)

93(1)

132

1000,00

Активы, относящиеся к МБП(3) (елочные игрушки и мишура, срок службы которых не превышает одного года)

1. Выданы средства под отчет для приобретения елочных игрушек и мишуры

372

301 (311)

650,00

2. Оприходованы елочные игрушки и мишура, приобретенные у неплательщика НДС

22

372

600,00

3. Остаток неиспользованных средств возвращен в кассу

301

372

50,00

4. Елочные игрушки и мишура переданы для украшения елки, установленной в торговом зале

93(1)

22

600,00

(1) Если хозсубъект украшает офис для работников, то расходы следует учитывать на счету 92. Но если доступ в офис имеют только работники предприятия, то трудно будет доказать, что такие операции имеют хозяйственный характер. Потому придется начислить «компенсирующие» НО по НДС исходя из цены приобретения, а для необоротных активов — балансовой стоимости.

(2) Амортизация начисляется прямолинейным методом в течение ожидаемого срока эксплуатации 5 лет: 6500 : 5 : 12 = 108,33 грн./мес.

При этом для прибыльщиков, которые применяют налоговые разницы, минимальный срок эксплуатации прочих ОС составляет 12 лет. Размер налоговой амортизации составит 45,14 грн./мес. (6500 : 12 : 12).

(3) Учет прочих материалов на субсчете 209 аналогичен.

 

Выводы

  • Украшение торговых помещений или помещений сферы услуг (магазины, парикмахерские, кафе, рестораны и т. п.), т. е. помещений, которые посещают потенциальные покупатели и заказчики, связано с хозяйственной деятельностью (как расходы на рекламу).

  • Украшение внутренних помещений (офисов, цехов и т. п.), т. е. помещений, в которых происходит производство продукции, можно связать с хоздеятельностью, только если в эти помещения есть доступ клиентов или заказчиков (проводятся конференции, переговоры, подписание договоров). Иначе придется начислять «компенсационные» НО согласно п. 198.5 НКУ.

  • Новогодняя атрибутика стоимостью более 6000 грн. и сроком службы более года является объектом ОС. Более дешевые объекты учитываем как МНМА, а недолговечные украшения — в составе МБП или других запасов.

Сокращения статьи

ОС — основные средства.

МНМА — малоценные необоротные материальные активы.

МБП — малоценные быстроизнашивающиеся предметы.

НН — налоговая накладная.

НК — налоговый кредит.

НО — налоговые обязательства.

ЕРНН — Единый реестр налоговых накладных.

ННП — налог на прибыль.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
украшение помещения добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье