Периодически сверять состояние расчетов с бюджетом полезно каждому плательщику: хотя бы для того, чтобы выяснить, не допущены ли ошибки при перечислении платежей или отражении их в учете.
Но расчеты с бюджетом являются еще и объектом годовой инвентаризации. Ведь перед составлением годовой финансовой отчетности следует обязательно провести инвентаризацию всех активов и обязательств (п. 7 разд. I Положения № 879*).
Как проводится сверка?
Вы, наверное, помните, что раньше Порядок № 765** предусматривал два механизма сверки расчетов с бюджетом:
1) при устном обращении плательщика налогов результаты сверки налоговики отражали в книге учета сверок состояния расчетов;
2) по письменному требованию плательщика налогов результаты такой сверки оформляли Актом сверки расчетов с бюджетом.
Но сейчас весь этот механизм канул в Лету. Порядок № 765 утратил силу, а ему на смену пришел новый Порядок № 422 (утвержден приказом Минфина от 07.04.16 г. № 422). А в нем нет ни слова о проведении сверки расчетов с бюджетом и о праве плательщика требовать проведения такой сверки. Отменена и сама форма Акта сверки расчетов с бюджетом.
Как же тогда сверять расчеты с бюджетом? Налоговики рекомендуют проводить такую сверку через Электронный кабинет плательщика налогов. Далее расскажем, как это сделать.
Используем Электронный кабинет
Напомним, что найти Электронный кабинет плательщика*** можно:
*** Подробнее об Электронном кабинете плательщика вы можете прочитать в «БН», 2016, № 13, с. 41.
• по адресу https://cabinet.sfs.gov.ua;
• либо на официальном веб-портале ГФСУ www.sfs.gov.ua (для этого на главной странице в ленте сервисов нужно выбрать вкладку «Електронний кабінет платника (оновлена версія)»).
Важно! Для сверки расчетов с бюджетом нужно войти в личную часть (личный кабинет) плательщика налогов. А сделать это можно, только имея электронную цифровую подпись.
Никаких запросов для сверки расчетов с бюджетом через Электронный кабинет плательщика налоговикам подавать не нужно.
Получить информацию о состоянии расчетов с бюджетом, используя Электронный кабинет плательщика, очень легко:
1. После входа в личную часть Электронного кабинета выбираем вкладку «Стан розрахунків з бюджетом» (см. рис. 1).
Рис. 1. Вкладка «Стан розрахунків з бюджетом»
2. Выбираем нужный контролирующий орган (см. рис. 2).
Рис. 2. Выбираем свою налоговую
3. Далее открывается перечень интегрированных карточек плательщика по всем налогам и сборам, которые уплачиваются в соответствующем контролирующем органе.
Зеленый цвет — активная карточка (есть движение по данному налогу/сбору), красный цвет — есть недоимка, серый цвет — закрытая карточка по данному виду налога/сбора.
4. Выбираем нужную карточку и открываем ее.
5. Указываем дату, на которую хотим получить данные.
6. В поле открытия карточки загружаем данные в формате Excel, выбрав соответствующую пиктограмму (см. рис. 3).
Рис. 3. Загружаем данные
В итоге вы получите полную информацию с интегрированной карточки по соответствующему бюджетному платежу.
Вот и все, что нужно для получения информации о состоянии расчетов с бюджетом через Электронный кабинет плательщика.
Получаем «официальное» подтверждение
То, что налоговики сделали доступной возможность сверять расчеты с бюджетом в электронном виде в режиме реального времени, — отлично. Но есть одно «но». На сегодняшний день в законодательстве нигде не закреплен статус сервиса «Электронный кабинет плательщика» (это только планируют сделать с начала следующего года). А что, если вы хотите получить «официальную» информацию от налоговиков о состоянии расчетов с бюджетом?
По разъяснениям, размещенным в категории 135.04 ЗІР ГФСУ, в этом случае налоговики рекомендуют плательщикам обращаться с письменным заявлением в контролирующий орган, в котором открыты интегрированные карточки, с просьбой предоставить информацию с интегрированных карточек плательщика налога относительно начисленных и уплаченных сумм и сальдо по состоянию на определенную дату в разрезе конкретных налогов и обязательных платежей. Ответ на такое заявление в виде письменного документа, в котором содержатся данные о состоянии расчетов с бюджетом, налоговики обещают выдать не позднее 15 рабочих дней со дня получения заявления от плательщика.
Составляется такое заявление в произвольной форме.
Проводим сверку
Получив информацию о состоянии расчетов с бюджетом, ее нужно сверить с данными бухгалтерского учета.
Проводя такую сверку, нужно учесть некоторые нюансы учета начисленных сумм платежей налоговыми органами. Так:
1) при подаче отчетных документов в законодательно установленные сроки начисление согласованных сумм денежных обязательств в интегрированной карточке плательщика осуществляют датой предельного срока их уплаты (п.п. 2 п. 4 разд. IV Порядка № 422);
2) при подаче отчетных документов после наступления предельного срока уплаты налоговых обязательств по ним, а также уточняющих отчетных документов, начисления в интегрированной карточке плательщика проводятся датой их подачи.
В связи с этим возникают обоснованные расхождения между учетными данными предприятия и данными интегрированных карточек. Так, например, начисление НДС за ноябрь в бухучете проводят ноябрем, а в интегрированной карточке — предельным сроком уплаты НДС за ноябрь, т. е. 30.12.16 г.
Такие расхождения вызваны разными правилами учета, а потому не могут считаться ошибкой.
Обратим внимание и на такой момент. Раньше в форме Акта сверки расчетов с бюджетом в колонке 1 были отражены данные налоговиков, в колонке 2 плательщик отражал свои учетные данные, а в колонке 3 отражались расхождения.
Поскольку форма Акта сверки расчетов с бюджетом сейчас отменена, для оформления результатов инвентаризации расчетов с бюджетом плательщику, считаем, целесообразно самостоятельно оформить такой Акт, взяв за основу ранее действовавшую его форму.
Если выявлены расхождения
Что делать, если цифры не сходятся?
В таком случае бухгалтера ожидает тщательное сопоставление данных учета:
• с поданными декларациями, если не совпадает сумма начислений;
• с выписками банка, если не совпадает сумма оплат.
Причина расхождений | Действия бухгалтера |
Не сходится сумма оплат | |
Платеж ошибочно проведен в учете | Корректировка ошибочной записи методом «сторно» |
Платеж ушел «не туда» | Корректировка данных в учете. Подача заявления на перечисление ошибочно уплаченной суммы в погашение обязательств по нужному платежу |
Платеж «завис» в налоговой в составе невыясненных платежей | Обращение в налоговую. Подача заявления с уточненными реквизитами |
«Прозевали» 1095 дней с даты возникновения переплаты | Списание переплаты на расходы периода на субсчет 949 «Прочие расходы операционной деятельности» |
Данные налоговиков ошибочны | Обращение в налоговую относительно того, что не совпадают суммы оплаты (с предоставлением копий платежных поручений, подтверждающих оплату) |
Не сходится сумма начислений | |
Ошибки в декларациях по НДС при правильных данных в учете | Предоставление уточняющего расчета |
Ошибки в учете | Корректировка данных учета |
Данные налоговиков ошибочны | Обращение в налоговую относительно того, что данные не соответствуют поданным декларациям |
Если выявлена переплата
Если по какому-то налогу/сбору выявлена переплата, то в таком случае предприятие может:
• оставить переплату для погашения будущих платежей по этому же налогу. При этом напомним: текущие обязательства по НДС должны уплачиваться с электронного НДС-счета, а переплату можно использовать, к примеру, для уплаты обязательств по НДС по уточняющему расчету;
• вернуть такую переплату на текущий счет;
• погасить существующую задолженность по другим налогам.
Внимание! Переплату по НДС можно вернуть только на электронный НДС-счет (п. 43.4 НКУ).
Если же предприятие принимает решение вернуть переплату или зачесть ее в уплату других налогов, следует учитывать нормы ст. 43 НКУ, регулирующей порядок такого возврата.