(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 9
  • № 8
  • № 6
  • № 5
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
17/27
Бухгалтерская неделя
Бухгалтерская неделя
Февраль , 2016/№ 7

Налог на прибыль: «под прицелом» первичные документы

http://tinyurl.com/y56nyb8r
Многие до сих пор не могут поверить, что налоговики смирятся с учетом нехозрасходов. Хотя по факту смирились. Но не сидеть же им вообще сложа руки. Похоже, налоговики будут «заходить с другой стороны». Поводом «снять» расходы могут послужить ненадлежащим образом оформленные первичные документы. О том, на что нужно обратить внимание при оформлении и получении первички, расскажем в сегодняшней статье.

Интересный момент. Недавно появился целый ворох писем налоговиков, в которых они акцентировали внимание на том, что формирование расходов для определения объекта обложения налогом на прибыль (ННП) может осуществляться только на основании надлежащим образом оформленных первичных документов (далее — ПД). Так, например, в  письме № 1079 контролеры указали, что несвоевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета, а также недостоверность отраженных в них данных приводят к отражению недостоверной информации в финансовой и налоговой отчетности.

В общем-то, требование не ново. Но учитывая, что теперь для ННП ориентируемся на бухправила, именно ПД, полагаем, станут поводом для «выкашивания» расходов.

При этом нужно помнить, что документ имеет силу первичного только в случае фактического осуществления хозоперации. Если же фактического осуществления операции не было, соответствующие документы не могут считаться первичными даже при наличии всех формальных реквизитов таких документов (письмо ВАдСУ от 02.06.11 г. № 742/11/13-1). С другой стороны, следует обратить внимание на позицию ВАдСУ, изложенную все в том же письме № 742. Само по себе наличие или отсутствие отдельных документов, а также ошибки в их оформлении не означают, что хозоперация отсутствовала, если из других данных следует, что фактическое движение активов или изменения в собственном капитале либо в обязательствах плательщика в связи с его хозяйственной деятельностью имели место.

Но это, скажем так, «запущенный случай». Нам же важно понимать: чтобы не иметь проблем с расходами, они должны подтверждаться надлежащим образом оформленными ПД.

Обязательные реквизиты ПД

ПД должен иметь обязательные реквизиты, перечень которых приведен в  ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете и  п. 2.4 Положения № 88. Пройдемся по ним, снабдив необходимыми комментариями.

Название документа (форма). Типовые формы уже имеют соответствующие названия. Документы, которые оформляются в произвольной форме, можно называть по своему усмотрению: «накладная», «товарная накладная», «акт», «акт предоставленных услуг» и т. п.

Дата составления. ПД должны быть составлены в момент проведения каждой хозоперации, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее завершения ( ст. 9 Закона о бухучете). Таким образом, в большинстве случаев дата документа — это и есть дата осуществления хозоперации. При этом если по каким-либо причинам ПД составляют позднее, то формально в нем нужно указать две даты: 1) дату составления (обязательный реквизит); 2) дату (или период) осуществления хозяйственной операции.

Именно последняя дата (осуществления хозоперации) и должна определить, в каком отчетном периоде нужно учесть хозоперацию. Ведь согласно требованиям ч. 5 ст. 9 Закона о бухучете хозоперации должны быть отражены в учетных регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.

Отметим, что составление ПД (его датирование) не в периоде осуществления хозоперации может иметь неприятные последствия и для НДС.

Отдельно скажем о дате составления первички на так называемые периодические услуги, т. е. услуги, документируемые по итогам какого-то определенного периода — обычно месяца (например, арендные и коммунальные услуги). Какую дату в этом случае ставить: последний рабочий день месяца; последний календарный день месяца; первый рабочий день следующего месяца?

О последнем варианте мы уже сказали. Датирование акта предоставленных услуг первым рабочим днем следующего месяца имеет негативные последствия для налогового учета. Что касается первого варианта — составление документа последним рабочим днем месяца (если он не совпадает с последним днем календарного месяца), то он также не совсем корректен. Ведь в этом случае документ составляется не датой завершения хозоперации (процесс фактического предоставления услуги еще не окончен), а накануне. Поэтому оптимальным вариантом будет составление акта последним календарным днем месяца.

Тем более что ни Закон о бухучете, ни Положение № 88 не устанавливают, чтобы дата ПД приходилась именно на рабочий день.

Место составления. В ПД должно указываться место его составления. Как правило, оно определяется по месту нахождения организации, выдавшей его. Вместе с тем ВАСУ отмечает, что законодательство не содержит требований относительно определения места составления документа. Это не обязательно должен быть адрес покупателя или продавца (определение ВАдСУ от 06.08.15 г. № К/800/23718/15).

Особенности заполнения этого реквизита разъяснены в письме Минфина от 26.08.11 г. № 31-08420-07-25/21247. При этом в качестве места составления документа достаточно указать только населенный пункт, например, «м. Харків» (полный адрес указывать не нужно).

Название населенного пункта должно согласовываться с официально установленными названиями населенных пунктов с применением общепринятых географических сокращений: «м.», «смт.», «с.» и т. д. Если же ПД оформляется за пределами населенного пункта, то в качестве места его составления следует указывать соответствующую административно-территориальную единицу. Для большей уверенности можно указать район области и область.

Если ПД составляется за пределами Украины — указывается название страны.

Сразу возникает вопрос: как быть в ситуации, когда используется типовая форма ПД, а в ней такой реквизит, как «место составления», не определен? Считаем, что в этом случае его можно не указывать.

В ряде решений ВАдСУ указывал, что отсутствие данного реквизита в ПД является несущественным недостатком, который не лишает такой документ статуса ПД (постановления ВАдСУ от 30.08.11 г. № К-38259/10, от 13.12.2011 г. № К/9991/48451/11).

Название предприятия, от имени которого составлен ПД. Должно соответствовать полному или сокращенному наименованию предприятия, внесенному в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.

Содержание и объем хозяйственной операции, единица измерения (в натуральном и/или стоимостном выражении). Степень детализации содержания и объема хозяйственной операции определяют лица, ответственные за ее осуществление и правильность ее оформления. При этом такая детализация должна обеспечить раскрытие содержания хозоперации и идентификацию активов, обязательств, доходов и расходов, связанных с ней (письма Минфина от 14.03.12 г. № 31-08410-07/23-1994/1318 и от 06.12.13 г. № 31-08410-07/27/35654).

Например, в актах выполненных работ (предоставленных услуг) налоговики хотят видеть: конкретный перечень выполненных работ (предоставленных услуг), дату и место их выполнения (предоставления), сведения о том, в чем выражен результат выполненных работ (предоставленных услуг).

Должности лиц, ответственных за осуществление хозоперации. Подписание документа неуполномоченным лицом может стать основанием для лишения документа статуса первичного. Перечень лиц, которых уполномочивают от имени юрлица (предприятия) осуществлять хозоперации (поставку товаров, услуг), а также подписывать ПД, должен утвердить руководитель предприятия (на это обращали внимание налоговики в письме от 01.04.14 г. № 414/3/99-99-10-04-02-10).

В отношении ряда хозяйственных операций в нормативно-правовых актах прямо указано, какие лица имеют право ставить подпись на ПД. Например, п.п. 3.4 Положение № 637 называет в качестве лиц, уполномоченных на подписание расходных кассовых ордеров, руководителя и главного бухгалтера либо работника предприятия, уполномоченного на это руководителем.

Подпись лица, принимавшего участие в осуществлении хозяйственной операции. Сейчас Закон о бухучете (ст. 9) допускает, что в ПД может проставляться личная подпись, аналог личной подписи (ею можно считать факсимиле), ЭЦП или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозоперации.

Отдельно скажем о факсимиле. После внесения изменений в  Закон о бухучете (с 30.09.15 г.) возможность использования факсимиле теперь прямо закреплена в законодательстве. При условии письменного согласия сторон* налоговики также признают возможность проставления факсимиле на ПД, в котором содержатся образцы соответствующего аналога и собственноручной подписи ( письмо ГФСУ от 28.12.15 г. № 27862/6/99-95-42-03-15).

* Такое требование предусмотрено ст. 207 ГКУ.

Налоговики не против того, чтобы факсимиле подписывалась и ТТН (письмо от 04.09.15 г. № 18936/5/99-99-10-03-02-15).

Важно! Факсимиле нельзя использовать, если ПД типовых и специализированных форм не предусмотрено такое использование. К примеру, факсимиле не может использоваться при оформлении кассовых, расчетных документов, платежных поручений (на это обращали внимание и налоговики в категории 109.15 ЗІР ГФСУ).

Отдельно остановимся на необходимости использования печати на ПД. Печать не является обязательным реквизитом ПД. В  п. 2.5 Положения № 88 сказано только, что подпись на документе может быть скреплена печатью. Да и вообще, использование печати, в принципе, не является сейчас обязательным**.

** Эту проблематику мы затрагивали в «БН», 2015, № 18-19, с. 39.

Вместе с тем налоговики настаивают на том, что предприятие обязано проставлять свою печать на тех ПД, утвержденная форма которых это предусматривает (например, на кассовых документах (разъяснение в категории 109.15 ЗІР ГФСУ)). При этом поправки в ту же норму Положения № 637 в части использования печатей до сих пор, к сожалению, не внесены.

Язык ПД

Пунктом 1.3 Положения № 88 предусмотрено, что все ПД должны составляться на украинском языке. Но наряду с украинским языком может применяться другой язык в порядке, определенном ст. 11 Закона о языках. Фактически это означает, что документы на другом языке могут составляться только в том случае, если оба контрагента ведут свою деятельность на территории, где наряду с государственным (украинским) действует еще и региональный язык. Поэтому, по возможности, лучше составлять ПД на украинском языке.

Документы, которые составлены на иностранном языке, должны иметь аутентичный перевод на государственный или другой, разрешенный Законом о языках, язык.

ПД (акт) с опозданием

Выше мы уже отмечали, что отражать хозоперацию в бухучете необходимо в том отчетном периоде, в котором она осуществлена ( п. 5 ст. 9 Закона о бухучете). Если документ получен в пределах текущего отчетного периода, проблем для ННП нет.

Так, к примеру, для большинства плательщиков ННП отчетным периодом является календарный год. Поэтому, если получение услуги и оформление акта происходят внутри одного отчетного периода (года), то для ННП все проходит гладко.

При определении даты расходов следует учитывать требования П(С)БУ 16 «Расходы». Так, к примеру, расходы, формирующие себестоимость реализованной продукции, отражаются одновременно с признанием доходов от их продажи.

А вот если у предприятия-годовика операции проведены в ноябре 2014 года, а акт получен только в июле 2015 года, то тогда показать расходы/доходы на основании такого документа можно будет, лишь подав УР к декларации по ННП за 2014 год (такой же позиции придерживаются и налоговики — письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 20.11.15 г. № 17816/10/26-15-15-03-11).

Если ошибка затрагивает прошлогоднюю финансовую отчетность, то исправлять ее в бухучете придется путем корректировки сальдо нераспределенной прибыли***.

*** Подробнее см. в «БН», 2014, № 41, с. 13.

Документы статьи

Закон о языках — Закон Украины «Об основах государственной языковой политики» от 03.07.12 г. № 5029-VI.

Положение № 88 — Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88.

Положение № 637 Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением НБУ от 12.12.04 г. № 637.

Письмо № 1079 — письмо ГФСУ от 21.01.16 г. № 1079/6/99-95-42-03-15.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
налог на прибыль, первичные документы добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье