Похоже, что эпопея с обложением НДС компенсации коммунальных услуг при аренде* докатилась даже до бюджетников. Ведь ГФСУ в комментируемом письме поспешила разъяснить порядок начисления НДС при аренде госимущества.
* См. «БН», 2016, № 22, с. 27; № 34-35, с. 6; № 36, с. 17.
Итак, следуя требованиям пп. 2 и 3 Методики № 786**:
• бюджетники вправе установить размер арендной платы в соответствии с договором аренды, заключенным с арендатором;
• при этом в состав арендной платы нельзя включать расходы на содержание арендованного имущества и плату за услуги, которые в соответствии с заключенными соглашениями обязуется предоставлять арендатору госпредприятие.
Вместе с тем обязанность нести расходы, связанные с содержанием арендованного имущества, лежит именно на арендаторе. Поэтому у него есть два варианта:
• либо напрямую заключить договоры на потребление коммунуслуг с их поставщиками;
• либо возмещать арендодателю их стоимость в части понесенных им расходов на оплату таких услуг.
Во втором случае заключают дополнительный договор о компенсации потребленных арендатором услуг.
При этом средства, получаемые от арендатора в виде возмещения расходов на оплату коммунальных услуг и потребленной электроэнергии, не войдут в базу обложения НДС арендодателя-бюджетника ( абзац шестой п. 188.1 НКУ).
На дату возникновения НО госпредприятие-арендодатель составит налоговую накладную на всю сумму арендной платы, предусмотренную договором аренды, но (!) без учета расходов на содержание имущества, коммунуслуг и энергоносителей.