Продажа автомобиля: «подводные камни» для единоналожников

В избранном В избранное
Печать
Децюра Сергей, налоговый консультант
Бухгалтерская неделя Сентябрь, 2016/№ 38
Достаточно часто предприятия продают свои автомобили. Для плательщиков налога на прибыль такая операция — не проблема. В то же время тех субъектов хозяйствования, которые выбрали единый налог, ждет неприятный сюрприз: легковые автомобили, мотоциклы, автобусы и грузовики — это подакцизные товары. А торговать подакцизными товарами упрощенцам запрещено. Насколько страшны эти ограничения, поговорим ниже.

Возможна ли продажа автомобиля?

На первый взгляд кажется, что продажа легкового автомобиля или другого транспортного средства, бывшего в употреблении у любого субъекта хозяйствования, не должна вызывать проблем. Ведь никто не может запретить предприятию продать свое имущество. Такое право прямо предусмотрено ч. 1 ст. 134 ХКУ: субъект хозяйствования, осуществляющий хозяйственную деятельность на основе права собственности, на свое усмотрение, единолично или совместно с другими субъектами владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему (им) имуществом, в том числе имеет право предоставить имущество другим субъектам для использования его на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, или на основе других форм правового режима имущества.

Следовательно, никто не запрещает субъекту хозяйствования продать свой автомобиль, поскольку он на свое усмотрение владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. При этом не имеет значения, на какой системе налогообложения он находится. Эти правила одинаковы для всех.

В то же время, чтобы выбрать упрощенную систему налогообложения и находиться на ней, субъекту хозяйствования нужно соблюдать определенные критерии. Ограничения в отношении величины предельного годового дохода и среднеучетной численности работающих приведены в п. 291.4 НКУ. О них хорошо известно всем единоналожникам. Кроме того, упрощенцы не имеют права осуществлять отдельные виды деятельности, перечисленные в п.п. 291.5.1 НКУ.

Среди запрещенных для единоналожников групп 1 — 3 видов деятельности упоминается, в частности, продажа подакцизных товаров ( п.п. 3 п.п. 291.5.1 НКУ). А к таковым, среди прочих, относятся автомобили легковые, кузова к ним, прицепы и полуприцепы, мотоциклы, транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 и более человек (автобусы), транспортные средства для перевозки грузов ( п. 215.1 НКУ).

Что же ожидает единоналожника, который продает автомобиль, разберемся дальше.

Последствия продажи

Чего бояться. При буквальном прочтении п.п. 3 п.п. 291.5.1 НКУ кажется, что субъект хозяйствования, продавший легковой автомобиль, нарушил критерии пребывания на упрощенной системе. А именно: осуществил запрещенную операцию — продажу подакцизных товаров. Даже если автомобиль раньше использовался в хозяйственной деятельности и был включен в состав основных средств (ОС), он не перестал быть подакцизным товаром.

Напомним! Единоналожник, осуществляющий запрещенную деятельность, обязан:

• во-первых, обложить единым налогом доход, полученный от запрещенной операции, по двойной ставке ( п.п. 3 п. 293.5 НКУ). То есть 6 либо 10 %;

• во-вторых, со следующего периода (с начала следующего квартала) он должен оставить ряды упрощенцев ( п.п. 5 п.п. 298.2.3 НКУ) и перейти на общую систему налогообложения.

Итак, кажется, что у предприятия, которое продает свой легковой автомобиль, остается только три варианта выхода из сложившейся ситуации:

• отказаться от идеи с продажей автомобиля и продолжать работать дальше на едином налоге;

• со следующего квартала добровольно отказаться от упрощенной системы налогообложения, а после перехода на общую систему налогообложения продать свой автомобиль;

• провести такую операцию, находясь на упрощенной системе налогообложения. В результате чего он уплатит единый налог по двойной ставке и утратит право дальнейшей работы на едином налоге (со следующего квартала перейдет на общую систему налогообложения).

В то же время не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Давайте посмотрим, почему.

Что на самом деле. В п.п. 3 п.п. 291.5.1 НКУ речь идет не об отдельных операциях единоналожника, а о систематической деятельности (производство, экспорт, импорт, продажа подакцизных товаров…). Ведь если внимательно посмотреть на нормы НКУ, в которых установлена ответственность за нарушение этих требований, то увидим:

• двойная ставка ЕН применяется к «доходу, полученному от осуществления видов деятельности, которые не дают права применять упрощенную систему налогообложения» ( п.п. 3 п. 293.5 НКУ);

• перейти на общую систему налогообложения плательщик ЕН обязан тоже «в случае осуществления видов деятельности, которые не дают права применять упрощенную систему налогообложения» ( п.п. 5 п.п. 298.2.3 НКУ).

Разумеется, продать автомобиль, который был на балансе юрлица, может субъект хозяйствования, деятельность, которого не связана с торговлей автомобилями. То есть его деятельность не подпадает под класс 45.11 «Торговля автомобилями и легковыми автотранспортными средствами» по УКТ ВЭД-2010*. А разовая продажа легкового автомобиля никак не подпадает под систематическую и постоянную деятельность по продаже легковых авто.

* Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2010, утвержденная приказом Госпотребстандарта от 11.10.10 г. № 457.

Радует то, что с этим согласны и контролеры в категории 108.12 ЗІР ГФСУ. В ней указывается, что только субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность по продаже легковых автомобилей, которая соответствует классу 45.11 по КВЭД-2010, не могут применять упрощенную систему налогообложения. Иначе говоря, налоговики утверждают, что именно регулярная и систематическая деятельность по продаже автомобилей как один из видов деятельности предприятия означает немедленное (точнее, со следующего квартала) расставание с единым налогом.

В то же время, поскольку такое заключение предоставлено не в виде обобщающей консультации, то единоналожникам лучше перестраховаться, а именно обратиться к налоговикам за индивидуальной письменной консультацией по данному вопросу. Если у ЗІР ГФСУ есть лояльная позиция контролеров, то местные контролеры будут такими же последовательными и предоставят вам такой же ответ, который убережет вас от штрафов при проверке.

Нужен ли РРО?

При продаже старых автомобилей достаточно часто покупателями являются «обычные» физические лица — не субъекты предпринимательской деятельности. Расчеты по такой операции, как правило, осуществляют наличными. Поэтому возникает еще один вопрос: нужно ли использовать РРО при продаже автомобилей и других основных средств, бывших в употреблении?

Напомним, что обязательно использовать РРО должны те субъекты хозяйствования, которые за наличные и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) реализуют товары (оказывают услуги) в сфере торговли, общественного питания и услуг ( ст. 3 Закона об РРО).

Если субъект хозяйствования не является предприятием торговли или общественного питания, то он имеет определенные льготы. Так, при реализации своей собственной продукции за наличные он может не применять РРО, однако должен проводить расчеты в кассе с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций ( п. 1 ст. 9 Закона об РРО). Но в рассматриваемой нами ситуации автомобиль не является продукцией собственного производства. Поэтому эта норма не спасет от применения РРО.

Как правильно провести реализацию таких активов неторговому предприятию?

Следует заметить, что ни в Законе об РРО, ни в других нормативно-правовых актах, регулирующих осуществление наличного обращения, прямого указания на то, как безопасно оформить получение средств за реализацию таких активов, нет.

Позиция же налоговиков по этому поводу достаточно переменчива. Так, в начале этого тысячелетия налоговики настаивали, что РРО при реализации основных средств (в том числе и легковых автомобилей) применять необходимо. Аргументировали они это тем, что такой актив не изготовлен на предприятии, а следовательно, не может считаться продукцией собственного производства и потому не попадает в перечень освобождений от применения РРО, предусмотренный ст. 9 Закона об РРО.

Но впоследствии их гнев сменился на милость. Контролеры начали говорить вообще по-другому (см. письмо ГНАУ от 10.04.09 г. № 7612/7/23-7017/264, вопрос 2.2.141 Обзорного письма ГНАУ от 06.07.09 г. № 14083/7/23-7017/572, консультацию в категории 109.02 ЗІР ГФСУ). Новая позиция: в случае продажи за наличные средства ОС, изъятых из активов (списанные с баланса) в результате их продажи и учитывавшихся согласно бухгалтерскому учету на счете 10, субъекты хозяйствования могут проводить такие расчеты в кассах с оформлением кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций либо в безналичной форме через банковские учреждения. То есть в таком случае РРО применять не нужно.

Есть много вопросов к формулировкам, которыми оперируют налоговики.

Так, в частности, любая продажа ОС сопровождается их предварительным переводом на субсчет запасов 286 «Необоротные активы и группы выбытия, удерживаемые для продажи». Следовательно, будут выбывать с баланса объекты не со счета 10, а с субсчета 286. Также налоговики сбрасывают в «одну кучу» бухгалтерское и налоговое понятия «основные средства», что также неправильно.

Впрочем, идея налоговиков понятна. Если за наличные продаем ОС, которые до продажи числились на счете 10 («пришли» на субсчет 286 со счета 10), то РРО можно не применять. Если продаем те же запчасти, оставшиеся после ликвидации ОС (оприходованы на счете 20), то РРО применять нужно.

Мы соглашаемся с последней лояльной позицией контролеров. Продажа объекта ОС в понимании Закона об РРО не относится к сфере торговли, поскольку это разовая хозяйственная операция по продаже в месте, не предназначенном для оптовой или розничной торговли. А потому вопрос о необходимости использования РРО в этом случае по большому счету вообще возникать не должен. В этом нас поддерживает и Госкомпредпринимательства (письмо от 12.01.08 г. № 219). Он также считает, что операция по продаже объекта ОС не вписывается в понятие «сфера торговли», а потому не подпадает под сфереу влияния Закона об РРО. В связи с этим Госкомпредпринимательства не находит оснований для применения РРО при осуществлении такой операции.

Внимание! Местные налоговики на практике даже при наличии позитивных разъяснений своей вышестоящей инстанции иногда настаивают на проведении наличных расчетов за такие активы через РРО. При этом если продажа таких объектов происходит чаще 1 раза в год (два или три раза), то в таком случае практически все местные контролеры единодушны: без РРО не обойтись!

Поэтому помните: если имеете дело с разовой продажей бывших в употреблении ОС, то применять РРО при наличном расчете не обязательно. Если это не первая продажа в течение года, то могут быть проблемы с местными налоговиками.

Но, конечно, самый спокойный вариант — проводить расчеты в безналичной форме через учреждение банка. Но в этом случае вы должны помнить, что покупателю придется расщедриться и оплатить комиссию за кассовое обслуживание. Учитывая, что стоимость ОС обычно достаточно существенна, размер комиссии будет также довольно большим.

Также несколько слов следует сказать о форме расчетов при продаже автомобиля. Дело в том, что когда физическое лицо рассчитывается наличностью, стоит помнить также об ограничении на осуществление наличных расчетов (см. консультацию в категории 109.13 ЗІР ГФСУ).

Напомним: согласно п. 2.3 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением НБУ от 15.12.04 г. № 637, обычное физическое лицо имеет право рассчитываться наличными с предприятием (предпринимателем) в течение одного дня за товары (работы, услуги) в сумме, не превышающей 150 тыс. грн.

За такое нарушение предусмотрен админштраф в соответствии со ст. 16315 КУоАП от 100 до 200 ннмдг, т. е. 1700 — 3400 грн. (повторное нарушение — от 500 до 1000 ннмдг, т. е. 8500 — 17000 грн.). Штраф налагают на должностных лиц предприятий, а также на физических лиц — предпринимателей. Избежать наказания могут только обычные лица — граждане (категория 109.21 ЗІР ГФСУ), потому заботиться о соблюдении такого ограничения должно само предприятие.

Чтобы не нарушить наличное ограничение в 150 тыс. грн., когда стоимость авто больше этой суммы, предприятие может воспользоваться разными способами. Самые распространенные из них следующие:

1. Получить наличность частями, т. е. разбить сумму по договору на несколько частей, каждая из которых не превышает 150 тыс. грн., и получить их в разные дни.

2. Получить деньги через кассу банка. Для этого покупатель или его представитель сумму платежа должен внести в банк (или несколько банков) для перечисления на счет получателя.

Как видите, выбор есть. Какой вариант выбрать — решать вам.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить