Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Благоустраиваем территорию предприятия: организационные и учетные тонкости

Беляева Елена, налоговый эксперт
Бухгалтерская неделя Апрель, 2017/№ 16
В избранном В избранное
Печать
Красиво жить не запретишь! Но для этого следует приложить определенные усилия в виде затрат времени, трудовых ресурсов и денежных средств. В результате можно получить радующую глаз гармонию в виде ухоженных газонов, аллей, тротуаров, дорог и т. п. Об этих важных мероприятиях мы сейчас и поговорим.

Общие моменты

Благоустройство — не прихоть. О том, что проведение таких действий — это обязанность предприятия, речь идет в Законе о благоустройстве (п. 2 ст. 18, п. 3 ст. 24 этого Закона) и других нормативно-правовых актах ( разд. III Правил пожарной безопасности, п. 2.22 Порядка № 244). Эта обязанность иногда также устанавливается нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, поэтому будет нелишним ознакомиться и с ними.

Важно! Проводить мероприятия по благоустройству предприятие должно за счет собственных средств (п. 4 ст. 36 Закона о благоустройстве). Сделать это можно или собственными силами, или путем привлечения других организаций.

Статус территории благоустройства. Во избежание проблем с правомерностью проведения благоустройства следует уточнить статус территории, на которой будут проводиться такие действия. Если вы собственник такой территории, то проблем не возникает. А вот если она закреплена за предприятием решением органов местного самоуправления или арендована, то ее собственнику (арендодателю) может не понравиться «самоуправство» арендатора. Как говорится, «на вкус и цвет…». Поэтому при проведении благоустройства такой территории советуем заглянуть в договор аренды и узнать мнение собственника по этому поводу.

На заметку! Нелишним будет уточнить пределы территории, которую предприятие может упорядочить по своему усмотрению, поскольку на местности они не всегда обозначены.

Статус работ. Как правило, благоустраиваемая территория находится в населенном пункте. Поэтому на ней далеко не все можно делать по своему усмотрению. Например, операции по вырубке или высадке деревьев следует согласовывать с органами местного самоуправления ( п. 3 Порядка № 1045). А при ремонте объектов благоустройства (таких как покрытие дорог, тротуаров, пешеходных зон и т. п.) предприятие, которое содержит объект благоустройства, должно утвердить график ремонтных работ и довести его до сведения владельца объекта благоустройства не позже чем за 1 месяц до начала таких работ ( п. 3.6 Порядка № 154). Несоблюдение этих требований может грозить, в частности, должностным лицам предприятия и ФЛП админштрафом по ст. 152 КоАП в размере от 850 до 1700 грн.

Ознакомившись с организационными моментами, поговорим об учетных особенностях.

Создаем объекты благоустройства

Работы по благоустройству прилегающей территории сегодня достаточно успешно проводятся с привлечением услуг сторонних организаций (строительных, дизайнерских фирм, компаний по ландшафтному проектированию и т. п.). Но при желании и наличии соответствующих возможностей предприятие может осуществлять их и своими силами.

В процессе благоустройства территории может быть решено заасфальтировать прилегающий земельный участок или, к примеру, выложить его тротуарной плиткой. В большинстве случаев асфальтовая площадка выполняет свои собственные отдельные функции (например, стоянка для служебных автомобилей или автодром). Поэтому ее следует учитывать как отдельный объект.

Расходы на асфальтирование участка (укладку тротуарной плитки) собирают на субсчете 152 «Приобретение (изготовление) основных средств», а по окончании работ готовый объект зачисляют на субсчет 103 «Здания и сооружения».

В налоговом учете асфальтовое (плиточное) покрытие включают в состав группы 3 основных средств как сооружение и амортизируют его не менее 15 лет.

Еще одним достаточно распространенным элементом благоустройства является освещение прилегающей территории с помощью систем наружного освещения и декоративных фонарей, ландшафтное освещение и т. п.

Принимая во внимание дороговизну мероприятий по проведению наружного освещения, учет этих расходов будет схож с учетом расходов на асфальтирование. Так, в бухучете такие расходы собирают на субсчете 152 «Приобретение (изготовление) основных средств». Созданную систему освещения можно рассматривать:

• либо как улучшение здания/сооружения, возле которого она установлена. Такие расходы увеличивают его первоначальную стоимость;

• либо как отдельный объект. В таком случае его зачисляют в состав основных средств (как структурный компонент здания/сооружения) на субсчет 103 «Здания и сооружения». В налоговом учете — в состав основных средств группы 3. Минимально допустимый срок полезного использования такого объекта — 10 лет.

Если систему освещения нельзя привязать к конкретному зданию/сооружению (например, если речь идет о системе освещения клумбы или аллеи), то ее можно отнести к прочим основным средствам (субсчет 109) с минимальным сроком амортизации в налоговом учете 12 лет (группа 9).

Приобретаемые для выполнения работ по благоустройству инструменты и инвентарь (веники, метлы, грабли, лопаты, газонокосилки и т. д.) в бухучете в зависимости от определенного предприятием срока их полезного использования и установленного стоимостного предела могут зачисляться в состав:

• запасов (Дт 20, 22) — сюда попадут материальные ценности со сроком службы менее 1 года;

• МНМА (Дт 112) — материальные ценности со сроком службы более года, но со стоимостью ниже установленного предприятием стоимостного критерия (как правило, 6000 грн.);

• основных средств (Дт 106, 109) — ценности со сроком службы более года и стоимостью, превышающей установленный предприятием стоимостный критерий (как правило, 6000 грн.).

В налоговом учете расходы на приобретение таких ценностей стоимостью свыше 6000 грн. и сроком службы более года относят в состав основных средств группы 6 или группы 9. Минимально допустимый срок использования таких объектов составляет 4 года и 12 лет соответственно.

Содержание и ремонт объектов благоустройства

При эксплуатации объектов благоустройства у предприятия могут возникать расходы на их содержание, поддержание в рабочем состоянии (ремонт) и улучшения.

Ориентиром при разграничении этих мероприятий могут послужить перечни работ по содержанию, текущему и капитальному ремонтам объектов благоустройства, приведенные в приложениях 1, 3, 5 к Порядку № 154.

Решение о характере и признаках проводимых ремонтных мероприятий (т. е. на что они направлены — на поддержание объектов в рабочем состоянии или на их улучшение) принимает руководитель предприятия. Техническое заключение для этого, как правило, предоставляют специалисты соответствующего профиля (главный инженер или другое компетентное лицо).

Расходы на содержание объектов благоустройства (к примеру, уборку прилегающей территории, нанесение дорожной разметки, покраску бортиков тротуаров, замену электроламп, мойку светильников и фонарей и т. п.) в бухучете списывают на расходы деятельности (Дт 91, 92, 93, 94 — Кт 20, 66, 65, 63, 685).

Расходы на проведение текущего ремонта (например, ремонт возникших повреждений покрытия тротуаров, плановая замена покрытия, замена поврежденных фонарей и т. п.) в бухучете также являются расходами деятельности ( п. 15 П(С)БУ 7 «Основные средства»).

А вот затраты на улучшение (модернизацию) объектов благоустройства в бухучете относят на увеличение первоначальной стоимости улучшаемых объектов ( п. 14 П(С)БУ 7).

Благоустройство по «просьбам» властей

Иногда требования о благоустройстве поступают субъектам хозяйствования от местных властей. Причем подчас в результате таких «просьб», кроме своей территории, приходится обустраивать и прилегающие к ней соседние участки чужой (зачастую коммунальной) земли. Например, субъекта хозяйствования могут «попросить» одновременно с приведением в порядок своей территории также облагородить и примыкающий к ней по соседству участок в «n» метров.

Если принудительное благоустройство собственных владений ничем не отличается от их добровольного благоустройства и отражается в учете в порядке, рассмотренном выше, то вторая ситуация — с благоустройством чужих территорий — может вызывать вопросы.

На наш взгляд, затраты на благоустройство чужих участков в экономическом смысле оборачиваются для предприятия обыкновенными расходами. В бухучете их отражают в составе прочих расходов деятельности (Дт 977 — Кт 20, 63, 685).

В налоговоприбыльном учете после 01.01.15 г. нет такого понятия, как связь расходов с хоздеятельностью. Поэтому расходы на благоустройство не принадлежащего предприятию земельного участка отражают в учете по налогу на прибыль по бухгалтерским правилам. Но с 01.01.17 г. «высокодоходным» плательщикам налога на прибыль на стоимость бесплатно переданных товаров, работ/услуг неплательщикам такого налога придется провести корректировку финрезультата согласно п.п. 140.5.10 НКУ (ср. 025069200). А если работы по благоустройству проводились на территории организации, внесенной в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, то увеличить бухучетный финрезультат нужно на стоимость выполненных работ, предоставленных услуг в размере, превышающем 4 % налогооблагаемой прибыли прошлого отчетного года ( п.п. 140.5.9 НКУ)*.

* Подробнее об отражении в учете нехозяйственных операций вы можете прочитать в «БН», 2017, № 15, с. 15.

С точки зрения НДС-учета рассматриваемые расходы вряд ли можно считать связанными с хоздеятельностью предприятия. А значит, придется начислить «компенсирующие» НДС-обязательства на основании п.п. «г» п. 198.5 НКУ (конечно, если при благоустройстве чужого участка был «входной» НДС). Кроме того, есть опасность, что налоговики расценят такие операции как бесплатно выполненные работы (предоставленные услуги) и потребуют начислить НДС-обязательства по бесплатной поставке ( п.п. 14.1.185 НКУ).

Пример. Предприятие выполнило следующие работы по благоустройству прилегающей территории:

1. С привлечением сторонней организации тротуарной плиткой выложен участок перед фасадом здания. Стоимость выполненных работ — 36000 грн. (в том числе НДС — 6000 грн.).

2. Приобретены веники, метлы и грабли для уборки территории на сумму 2700 грн., в том числе НДС — 450 грн.

3. Приобретены малярные кисти и краска для покраски клумб и ограждений на сумму 840 грн., в том числе НДС — 140 грн.

4. Начислена зарплата работникам, занятым благоустройством прилегающей территории, в размере 3600 грн., начисленный ЕСВ — 792 грн.

Отразим эти операции в учете предприятия.

Благоустройство прилегающей территории

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,

грн.

дебет

кредит

Укладка тротуарной плитки

1. Отражена стоимость работ по укладке тротуарной плитки

152

685

30000

2. Отражена сумма налогового кредита по НДС (НН зарегистрирована в ЕРНН)

641/НДС

685

6000

3. Оплачены работы сторонней организации

685

311

36000

4. Сформирован объект основных средств

103

152

30000

Уборка территории и покраска ограждений

5. Приобретены веники, метлы и грабли

22

631

2250

6. Отражен налоговый кредит по НДС (НН зарегистрирована в ЕРНН)

641/НДС

631

450

7. Перечислена оплата за инвентарь

631

311

2700

8. Приобретены малярные кисти и краска

209

631

700

9. Отражен налоговый кредит по НДС (НН зарегистрирована в ЕРНН)

641/НДС

631

140

10. Перечислена оплата поставщику

631

311

840

11. Начислена зарплата работникам, занятым благоустройством территории

92

661

3600

12. Начислен ЕСВ

92

651

792

Документы и сокращения статьи

Закон о благоустройстве — Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.05 г. № 2807-IV.

Правила пожарной безопасности — Правила пожарной безопасности в Украине, утвержденные приказом МВД от 30.12.14 г. № 1417.

Порядок № 154 — Порядок проведения ремонта и содержания объектов благоустройства населенных пунктов, утвержденный приказом Госкомжилкоммунхоза от 23.09.03 г. № 154.

Порядок № 244 — Порядок размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденный приказом Минстройжилкоммунхоза от 21.10.11 г. № 244.

Порядок № 1045 — Порядок удаления деревьев, кустов, газонов и цветников в населенных пунктах, утвержденный постановлением КМУ от 01.08.06 г. № 1045.

МНМА — малоценные необоротные материальные активы.

НН — налоговая накладная.

ЕРНН — Единый реестр налоговых накладных.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно