«Новогодние игрушки, свечи и хлопушки…»: украшаем помещения к Новому году

В избранном В избранное
Печать
Беляева Елена, налоговый эксперт
Бухгалтерская неделя Декабрь, 2017/№ 50
С каждым днем о приближении Нового года все чаще и чаще напоминают по-новогоднему украшенные витрины магазинов, нарядно оформленные помещения торговых залов и преобразившиеся из будничных в праздничные корпуса офисов. Чувствуется, что уже совсем скоро должно свершиться что-то важное, сказочное и долгожданное. Ну и конечно же, вся эта предновогодняя суета не пройдет незамеченной для бухгалтера. Об учете расходов на новогодние празднично-оформительские мероприятия мы сейчас и поговорим.

«И вот она, нарядная, на праздник к нам пришла…»

Какой Новый год может обойтись без Деда Мороза, Снегурочки, елки и гирлянд? Сейчас уже сложно представить магазины, супермаркеты, предприятия сферы услуг без блеска елочных огней в предновогодний период. Многие субъекты идут дальше, не ограничиваясь только установкой и украшением елки. Они приглашают «живых» героев новогодней сказки — Деда Мороза или Санта-Клауса, Снегурочку, Снеговика, Собаку — символ нового 2018 года. Зачастую предприятия обходятся своими силами, наряжая в праздничный костюм одного из своих работников. Иногда они подходят к этому вопросу более основательно, приглашая профессиональных актеров.

Главный вопрос для собственника, создающего новогоднюю атмосферу в помещениях и на прилегающих территориях: можно ли связать эти затраты с хоздеятельностью? Особенно это актуально для НДС-учета.

Для учетных целей разграничивают украшение площадей, которые посещают потенциальные покупатели и заказчики (помещения торговли и сферы услуг), и внутренние помещения предприятия (офисы, цеха и т. п.).

Торговые помещения. Здесь связь расходов с хоздеятельностью не вызывает сомнений, ведь они направлены на привлечение потенциальных покупателей. Заманивая и мотивируя покупателя зайти и сделать покупки здесь, а не у конкурента, предприятие тем самым увеличивает свои объемы продаж.

Более того, можно сказать, что сегодня расходы на новогоднее украшение торговых площадей вошли в разряд «обязательных». Они так же неизбежны, как, собственно, и сам Новый год. Хозсубъекты вынуждены создавать атмосферу праздника, чтобы из-за серой обыденности не потерять клиентов.

Такие операции следует рассматривать как расходы на проведение рекламных мероприятий (расходы на сбыт).

Внутренние помещения. Здесь ситуация сложнее. Ведь мы говорим о помещениях, которые используются исключительно работниками предприятия. Покупатели (клиенты, заказчики) такие помещения не посещают. Обосновать связь этих затрат с хоздеятельностью будет затруднительно.

В то же время, по нашему мнению, теоретически связать такие расходы с хоздеятельностью можно. Хотя и придется это, скорее всего, делать в суде. Воспользоваться можно позицией судов, которую они отстаивали во времена, когда налоговоприбыльные расходы также зависели от хозяйственной направленности. Например, подойдут определения ВАдСУ от 03.12.09 г. по делу № К-29291/06, от 26.07.11 г. по делу № К/9991/2739/11, от 01.12.14 г. по делу № К/800/7690/14 (ср. 025069200). Последнее судебное решение можно использовать, если налоговики захотят «выкосить» НДС, начисленный при оплате услуг дизайнера по оформлению офиса. Хотя все эти решения основываются на одном и том же аргументе: необходимо доказать, что расходы были осуществлены с целью заинтересовать клиентов в сотрудничестве с хозсубъектом или, например, создать положительный имидж предприятия при переговорах или заключении соглашений. То есть связать установление новогодней атрибутики в производственных помещениях с хоздеятельностью можно только тогда, когда в таких помещениях хоть иногда появляются ваши клиенты, и украшение помещения поможет при переговорах или заключении соглашений. В таком случае расходы на украшение можно связать с хоздеятельностью как часть рекламных мероприятий. Как видим, аргументация та же, что и в случае с украшением торговых помещений: реклама своего продукта или предприятия.

Праздник праздником, но документы никто не отменял…

Чтобы все было красиво не только в помещении, но и в учете, операции по новогоднему украшению помещений предприятия нужно подтвердить документально:

1) подготовить приказ руководителя о проведении этого мероприятия. В приказе следует:

• указать порядок, место и сроки проведения мероприятий по новогоднему оформлению помещений;

• определить лицо, ответственное за проведение новогодних мероприятий;

• отметить, что такие мероприятия имеют связь с хоздеятельностью предприятия (например, что они проводятся как рекламная акция товаров и всей торговой точки с целью привлечения покупателей и увеличения объемов продаж);

2) составить смету расходов. В ней необходимо привести подробный перечень расходов, которые следует осуществить для достижения желаемого эффекта;

3) запастись первичными документами (расчетными, платежными, приходными и т. п.), которые должны подтверждать расходы на украшение помещений, запланированные в смете.

Если новогоднюю атрибутику приобретает подотчетное лицо, то оно по факту выполнения поручения составляет Отчет об использовании средств, предоставленных на командировку или под отчет, по форме, утвержденной приказом Минфина от 28.09.15 г. № 841. К нему прилагаются оригиналы подтверждающих документов.

Если же для украшения привлекались сторонние (дизайнерские) организации, то все понесенные расходы также должны быть документально подтверждены актами приема-передачи выполненных работ и платежными документами.

По завершении новогодних мероприятий ответственное лицо составляет отчет о фактически понесенных затратах и проделанной работе.

Не забываем и о «праздничном» учете

Расходы на создание новогодней сказки могут варьироваться от копеечных затрат до серьезных вложений. Тут все зависит от возможностей предприятия и, как говорится, от фантазии.

Бухгалтерский учет. Здесь ключевыми являются срок полезного использования и стоимость новогодней атрибутики. Так, ее можно учитывать в составе:

• основных средств (ОС) на субсчете 109 «Прочие основные средства» — если срок эксплуатации больше 1 года, а стоимость выше стоимостного предела*, установленного предприятием для разграничения ОС и малоценных необоротных материальных активов (МНМА). Сюда могут попасть, к примеру, искусственные елки, светотехника, фигурки Деда Мороза, Снегурочки и других сказочных персонажей;

* Обычно его устанавливают на налоговом уровне, т. е. в сумме 6000 грн. (п.п. 14.1.138 НКУ). Хотя, конечно же, бухучетный порог малоценности можно принять и в другой сумме.

МНМА на субсчете 112 «Малоценные необоротные материальные активы» — если срок службы украшений больше 1 года, а стоимость не превышает критерий малоценности. Примерами таких активов могут служить гирлянды, световые пушки, зеркальные диско-пули и т. д.;

запасов на субсчете 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» или на субсчете 209 «Прочие материалы» — если срок использования новогодней мишуры менее года. Речь идет о бумажных гирляндах, воздушных шариках, елочных игрушках, серпантине, хлопушках, снежинках, дождике, конфетти и т. д., а также о живых елях/соснах, поскольку продолжительность их «жизни» невелика.

Суммы амортизации новогоднего декора (как ОС, так и МНМА), а также расходы на его приобретение для украшения фасадов и витрин магазинов, торговых залов, кафе, баров, ресторанов списывайте на счет 93 «Расходы на сбыт».

Расходы на украшение офиса относите на счет 92 «Административные расходы» (если имеются в виду офисы «без клиентов») или на счет 93 (если в офис приходят клиенты).

Налог на прибыль. В налоговоприбыльном учете с 01.01.15 г. держим равнение на бухучет (п.п. 134.1.1 НКУ). А там затраты на новогоднюю атрибутику беспрепятственно попадают в расходы (сразу или постепенно — через амортизацию), т. е. уменьшают объект обложения налогом на прибыль. Причем без оглядки на хозяйственность осуществленных затрат.

У малодоходных плательщиков объект налогообложения равен бухгалтерскому финрезультату. И никаких корректировок на разницы, предусмотренные разд. III НКУ. Эти счастливчики смело относят к расходам любые «новогодне-украшательные» суммы прямо или через амортизацию ОС и МНМА (в том числе и непроизводственных), а на налоговые разницы не обращают внимания.

У высокодоходных плательщиков (с годовым доходом более 20 млн грн.) и у малодоходников, решивших добровольно корректировать бухгалтерский финрезультат на налоговые разницы, ситуация сложнее.

Если они не хотят доказывать налоговикам хозяйственную направленность новогодних ОС-украшений, то могут рассматривать их как непроизводственные ОС. По таким объектам налоговая амортизация не начисляется (п.п. 138.3.2 НКУ). В результате нельзя уменьшить налогооблагаемую прибыль на их стоимость (через амортизацию).

По итогам года высокодоходники должны откорректировать бухгалтерский финрезультат: увеличить его на бухгалтерскую амортизацию и уменьшить на налоговую (пп. 138.1, 138.2 НКУ).

Другое дело — малоценная новогодняя мишура. Ее стоимость уменьшит объект налогообложения в любом случае, независимо от того, имеет она хозяйственную окраску или нет.

И еще один важный момент. Новогодняя атрибутика выполняет свои функции от силы пару месяцев в году, а остальное время хранится в «сундуке», т. е. фактически простаивает. Тем не менее на период межсезонья «новогодние» объекты ОС вовсе не обязательно выводить из эксплуатации и прекращать начислять на них амортизацию. Национальные П(С)БУ этого не требуют, а § 55 МСБУ 16 «Основные средства», наоборот, даже подчеркивает, что амортизацию не прекращают, когда актив не используют, пока его не самортизируют полностью. Так что выводить или не выводить «украшательные» объекты ОС из эксплуатации, вы решаете сами**.

** Подробнее об отражении в учете операций с временно простаивающими ОС читайте в статье «Основные средства временно простаивают: что делать?» // «БН», 2016, № 42-43.

Правда, у налоговиков на этот счет может быть совсем другое мнение. Например, до 2015 года им не нравилась амортизация простаивающих ОС, а сейчас они против амортизации ОС во время консервации (см., в частности, письмо ГФСУ от 12.03.16 г. № 5389/6/99-99-19-02-02-15).

И пару слов об МНМА. С точки зрения п.п. 14.1.138 НКУ, это не ОС. И по ним не должны рассчитываться «амортизационные» разницы. Отсутствие разниц по МНМА подтверждают и налоговики (см. письма ГФСУ от 31.03.17 г. № 6607/6/99-99-15-02-02-15, от 02.03.17 г. № 4346/6/99-99-15-02-02-15).

Ну а с украшениями, стоимость которых попала в расходы со счета 22 или с субсчета 209, все в полном ажуре — по ним налоговых разниц нет.

НДС. Суммы «входного» НДС, которые предприятие уплатило (начислило) в составе стоимости новогодних украшений, попадают в налоговый кредит (НК) по первому из событий (получению/оплате), но только при условии, что продавец зарегистрировал налоговую накладную (НН) в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН).

Вы приобрели элементы декора за наличные? Тогда знайте: отразить НК в этом случае можно только после того, как руководитель утвердит Отчет об использовании средств, выданных на командировку или под отчет.

И еще учтите: для целей отражения НК по кассовому чеку (чекам) брать в расчет стоимость товаров/услуг можно только в пределах 200 грн. в день (без учета НДС). Это заслуга п.п. «б» п. 201.11 НКУ. Так что максимальная сумма НДС, которую по чекам можно отнести в НК, составляет не более 40 грн. в день. Если же покупка состоялась одним чеком и его общая сумма превышает 240 грн., то в НК по такому чеку не пойдет ни копейки.

Всеми силами постарайтесь подтвердить хознаправленность затрат по покупке новогодней атрибутики. Иначе отраженный НК придется компенсировать налоговыми обязательствами по НДС на основании п.п. «г» п. 198.5 НКУ.

И для полноты картины рассмотрим пример учета новогодних расходов.

Пример. Для украшения торгового зала и витрины магазина предприятие приобрело:

искусственную ель стоимостью 9450 грн. (в том числе НДС — 1575 грн.);

электрическую гирлянду на сумму 2400 грн. (в том числе НДС — 400 грн.);

елочные игрушки и новогоднюю мишуру (конфетти, серпантин, бумажные гирлянды) на общую сумму 720 грн.

Игрушки и мишура приобретены через подотчетное лицо у неплательщика НДС (аванс выдан в сумме 800 грн., 80 грн. возвращены в кассу предприятия).

Приведем корреспонденцию счетов для учета украшений.

Учет расходов на новогоднее убранство

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,

грн.

дебет

кредит

Активы, входящие в состав ОС (искусственная ель стоимостью свыше 6000 грн.)

1. Перечислена предоплата за искусственную ель

371

311

9450

2. Отражен НК по НДС (при наличии НН, зарегистрированной в ЕРНН)

641/НДС

644/2

1575

3. Оприходована искусственная ель

152

631

7875

4. Списана сумма НК по НДС

644/2

631

1575

5. Произведен зачет задолженности

631

371

9450

6. Искусственная ель установлена в торговом зале

109

152

7875

7. Начислена амортизация (ежемесячно)

93(1)

131

131,25(2)

Активы, относящиеся к МНМА (электрическая гирлянда стоимостью до 6000 грн.)

1. Перечислена предоплата за электрическую гирлянду

371

311

2400

2. Отражен НК по НДС (при наличии НН, зарегистрированной в ЕРНН)

641/НДС

644/2

400

3. Оприходована электрическая гирлянда

153

631

2000

4. Списана сумма НК по НДС

644/2

631

400

5. Произведен зачет задолженностей

631

371

2400

6. Электрическая гирлянда установлена в торговом зале

112

153

2000

7. Начислена амортизация (100 % при вводе в эксплуатацию)

93(1)

132

2000

Активы, относящиеся к МБП(3) (елочные игрушки и новогодняя мишура, срок службы которых не превышает 1 года)

1. Выданы средства под отчет для приобретения елочных игрушек и новогодней мишуры

372

301, 311

800

2. Оприходованы елочные игрушки и новогодняя мишура, приобретенные у неплательщика НДС

22

372

720

3. Остаток неиспользованных средств возвращен в кассу

301

372

80

4. Елочные игрушки и мишура переданы для украшения елки, установленной в торговом зале

93(1)

22

720

(1) Если предприятие украшает офис для работников, то расходы учитывают на счете 92. При этом если доступ в офис имеют только работники предприятия, то доказать хозяйственность новогодних украшений будет трудно. Поэтому придется начислить «компенсирующие» налоговые обязательства по НДС исходя из цены приобретения товаров, а для необоротных активов — исходя из их балансовой стоимости (п. 189.1, п.п. «г» п. 198.5 НКУ).

(2) Амортизация начисляется прямолинейным методом в течение ожидаемого срока эксплуатации 5 лет: 7875 : 5 : 12 = 131,25 грн./мес.

(3) Учет прочих материалов на субсчете 209 аналогичен.

Выводы

  • Расходы на украшение торговых помещений или помещений сферы услуг (магазинов, парикмахерских, кафе, ресторанов и т. д.), то есть помещений, которые посещают потенциальные покупатели и заказчики, связаны с хозяйственной деятельностью предприятия (как расходы на рекламу).
  • Расходы на оформление внутренних помещений (офисов, цехов и т. д.) можно связать с хоздеятельностью только при условии, что в эти помещения есть доступ клиентов и/или заказчиков (проводятся конференции, переговоры, подписываются соглашения). Иначе придется начислить «компенсирующие» НДС-обязательства по п.п. «г» п. 198.5 НКУ.
  • Новогодняя атрибутика стоимостью более 6000 грн. и сроком службы более 1 года относится к объектам ОС. Объекты с меньшей стоимостью учитываем как МНМА, а недолговечные украшения — в составе МБП или прочих запасов.
  • Малодоходники стоимость новогодней атрибутики включают в состав расходов и тем самым уменьшают объект обложения налогом на прибыль без оглядки на налоговые разницы.
  • Высокодоходники и малодоходники-добровольцы по ОС-украшениям ведут бухгалтерский и налоговый учет и корректируют бухфинрезультат на «амортизационные» разницы. По МНМА и запасам разницы не возникают: их стоимость уменьшает объект обложения налогом на прибыль без всяких ограничений.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить