Темы статей
Выбрать темы

Налог на прибыль с инфляции

Карпова Влада
Нужно ли индексировать показатели финотчетности за 2016 год на показатель инфляции? С какого финрезультата (проиндексированного или реального) начислять налог на прибыль?

О проблеме, связанной с расчетом налога на прибыль теми предприятиями, которые корректируют финрезультат на индекс инфляции, мы писали в статье «В первый раз…»: корректируем финотчетность на индекс инфляции» // «БН», 2017, № 5, с. 10. Вкратце напомним, что эта проблема касается плательщиков налога на прибыль, которые согласно ч. 4 ст. 14 Закона о бухучете обязаны обнародовать свою годовую финансовую отчетность.

В соответствии с п. 4 П(С)БУ 22 «Влияние инфляции» и § 3 МСБУ 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» указанные лица по результатам 2016 года должны корректировать показатели годовой финотчетности на инфляционную составляющую.

Впрочем, сейчас ищут пути «обхода» таких корректировок, в том числе и представители официальных органов. Но пока никаких официальных разъяснений по поводу обязательности или, наоборот, необязательности корректировки показателей финотчетности за 2016 год на индекс инфляции нет.

Один из ключевых вопросов «инфляционной» проблемы связан с расчетом налога на прибыль. В письме от 08.02.17 г. № 193/2/99-99-15-02-02-10 ГФСУ впервые нарушила молчание и высказалась, хотя и весьма лаконично, по данному вопросу.

Налоговики предписали определять налог на прибыль исходя из финансового результата до налогообложения, откорректированного на индекс инфляции. Очевидно, что при таком подходе в налоговые органы следует подавать финотчетность, откорректированную на индекс инфляции.

Заметим, что сделанный налоговиками вывод соответствует формальному прочтению норм НКУ, но никак не вписывается в его системное толкование.

Ведь в этом случае при одинаковых условиях показатели финансового результата предприятий, которые осуществляют корректировку на индекс инфляции, и теми, кто не проводит такую корректировку, будут существенно различаться. Причем, по всей видимости, налоговики еще не поняли, что откорректированные показатели в большинстве случаев будут меньше. Ведь индексируется не сам финрезультат, а некоторые показатели финотчетности, которые участвуют в формировании финрезультата.

Сделанные в письме выводы налоговики обосновали ссылкой на п. 3.21 Методических рекомендаций относительно заполнения форм финансовой отчетности, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 28.03.13 г. № 433 (ср. ). В соответствии с данной нормой информация по статье «Прибыль (убыток) от влияния инфляции на монетарные статьи» учитывается при расчете прибыли (убытка) до налогообложения в Отчете о финансовых результатах.

Между тем рекомендованный Минфином формат предоставления «инфляционного» финрезультата не согласуется с форматом МСФО. Исходя из международной практики в Отчете о прибыли или убытке (Отчете о совокупном доходе) вначале приводят показатель «Прибыль до налогообложения», рассчитанный с учетом индекса инфляции, и уже после этого отдельно показатель «Прибыль от чистой монетарной позиции»*.

* См. Голов С. Ф., Костюченко В. М. Бухгалтерський облік та фінансова звітність за міжнародними стандартами. — 3-тє вид., перероб. і доп. — Х.: Фактор, 2013. — С. 825.

Таким образом, в системе МСФО показатель прибыли от чистой монетарной позиции не влияет на расчет показателя прибыли до налогообложения. А отечественные П(С)БУ по определению не должны противоречить МСФО ( ст. 1 Закона о бухучете). И к тому же большинство предприятий, которые обязаны обнародовать финотчетность, составляют ее в соответствии с требованиями МСФО, которые имеют приоритет.

Принимая во внимание наличие этих «нестыковок», полагаем, что в данном вопросе пока еще рано «ставить точку».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше