Темы статей
Выбрать темы

Ставки налогов и сборов: новогодние коррективы — 2017

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Ежегодно законодатели проводят индексацию размера ставок налогов и сборов, определенных в абсолютных значениях. Не стал исключением и 2016 год — Законом № 5368 такая традиция была продолжена. В то же время, в отличие от предыдущих лет, этот Закон заодно изменил и размер некоторых ставок, определенных в относительных величинах. Связано это с двойным увеличением размера минзарплаты, к которой привязаны такие ставки. О том, по каким ставкам следует рассчитывать налоги и сборы в 2017 году, читайте далее.

Акцизный налог

Первое, что бросается в глаза, — это отсрочка еще на один год введения общих ставок акциза на спирт этиловый, установленных в п.п. 215.3.1 НКУ. В течение 2017 года размер ставок акциза на спирт этиловый будет составлять 105,80 грн. за 1 литр 100 % спирта. До этого действовала ставка 89,94 грн. ( п. 1 подразд. 5 разд. XX НКУ).

Кроме того, ставки акциза повысят и на другие виды подакцизных товаров, в частности на:

• алкогольные напитки и пиво (кроме вин виноградных натуральных), сидр, перри и другие алкогольные напитки приблизительно на 12 %.

• табачные изделия — приблизительно на 40 %;

• горючее — от 11 до 25 %.

Внимание! Хорошая новость. Из НКУ исключили специальную повышенную ставку акцизного налога для слабоалкогольных напитков с содержанием этилового спирта от 0,5 до 8,5 процента объемных единиц. Для них будет применяться общая ставка алкогольного акциза.

В целом новые ставки акцизного налога начали действовать с 01.01.17 г., а вот ставки акцизного налога на алкогольные напитки, подлежащие маркировке марками акцизного налога (ставки перечислены в п.п. 215.3.1 НКУ), вырастут только с 01.03.16 г.!

Еще одна хорошая новость. Отменен розничный акциз на горючее. Из п.п. 215.3.10 НКУ исключена норма, определявшая ставку этого вида акциза для топлива, реализованного в розницу. А вот для розничного акциза с других товаров (пива, алкогольных напитков, табачных изделий, табака и промышленных заменителей табака) ставка, как и ранее, составляет 5 %.

Расширен перечень импортных товаров, которые используются в качестве сырья для нефтехимической промышленности и освобождаются от уплаты «ввозного» акциза ( п. 229.3 НКУ). Кроме легких и тяжелых дистиллятов, теперь будут освобождены сжиженный газ, бутан и изобутан.

Рентная плата

С 01.01.17 г., рассчитывая рентную плату, нужно учесть следующие новации:

1. Пользование недрами для добычи полезных ископаемых ( п. 252.20 НКУ). Для нефти уменьшены ставки рентной платы. А именно за нефть, добываемую:

• из залежей, полностью или частично залегающих на глубине до 5000 м, размер ставки составит 29 % (ранее было 45 %) стоимости товарной продукции;

• из залежей, полностью залегающих на глубине свыше 5000 м, — 14 % (до этого — 21 %) стоимости товарной продукции.

Для добычи прочих видов полезных ископаемых ставки не изменились.

2. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых ( п. 253.5 НКУ). Ставки увеличились приблизительно на 10,5 %.

3. Пользование радиочастотным ресурсом Украины ( п. 254.4 НКУ). Ставки увеличились приблизительно на 12 %. Кроме того, при расчете налоговых обязательств по новым повышенным ставкам плательщики рентной платы будут применять соответствующие повышенные либо понижающие коэффициенты. Размер коэффициентов зависит от ширины полосы радиочастот.

До 2017 года также применяли корректирующий коэффициент при расчете радиочастотного рентного платежа. Но тогда это был один понижающий коэффициент (0,75), который применяли, когда ширина полосы радиочастот не превышала 30 Мгц (15 х 2) в каждом регионе отдельно, принадлежащих отдельному плательщику рентной платы. Теперь будет целых 8 таких корректирующих коэффициентов.

4. Специальное использование воды ( п. 255.5 НКУ). Ставки увеличились на 10,4 %.

5. Специальное использование лесных ресурсов ( п. 256.3 НКУ). Ставки увеличились, как и для рентной платы за спецводопользование, на 10,4 %.

Следует также обратить внимание на то, что кроме этих корректив в 2017 году освобождены от ежеквартального составления налоговой декларации по рентной плате за специспользование леса лесопользователи (кроме физлиц, а также физлиц — предпринимателей, которым выданы лесные билеты, — они автоматически освобождены от подачи отчетности), у которых сумма рентной платы в лесорубном или лесном билете не превышает 25 % (ранее было 50 %) одной минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января года, в котором уплачивается рентная плата.

Напомним: такие лесопользователи уплачивают рентную плату до получения лесорубных и лесных билетов в кассы субъектов лесных отношений.

Внимание! Уменьшение в два раза показателя, дающего право юрлицам не подавать декларацию, почти не повлияет на перечень лесопользователей, которые обязаны это делать. Дело в том, что абсолютное предельное значение размера рентной платы, которое освобождает от отчетности по специспользованию леса, рассчитывается от размера минзарплаты, а она с 1 января выросла в два раза.

Налог на недвижимость

Уменьшен предельный размер ставки налога на недвижимость, на который должны ориентироваться органы местного самоуправления при определении ставки этого налога. Так, размер ставки налога для объектов жилой и/или нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических и юридических лиц, не может превышать 1,5 % размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 кв. м базы налогообложения. Следовательно, в 2017 году максимальная ставка — 48,00 грн. за 1 кв. м. Ранее предельный размер ставки не мог превышать 3 % размера минзарплаты ( п.п. 266.5.1 НКУ).

Обращаем внимание! Местные органы власти в 2016 году уже утвердили ставки «недвижимого» налога с учетом «старого» предела (3 % минзарплаты). Поскольку уменьшение размера предельной ставки налога на недвижимость произошло с 01.01.17 г., то органы местного самоуправления не могли физически учесть такое уменьшение. Поэтому возникает закономерный вопрос: какие же брать ставки налога на недвижимость для начисления налоговых обязательств на 2017 год: утвержденную органом местного самоуправления или установленную в НКУ?

Ответ на этот вопрос содержит п. 3 разд. ІІ «Заключительные и переходные положения» Закона № 1791 (ср. ). В нем прямо указано, что с 01.01.17 г. и до принятия соответствующим органом местного самоуправления решения об установлении ставок местных налогов и сборов на 2017 год ставка налога на недвижимость применяется с понижающим коэффициентом 0,5. Следовательно, законодатели предлагают в тех регионах, в которых местные органы власти не поторопятся с определением новой ставки, просто уменьшить ее размер вдвое.

Обратите внимание! Орган местной власти в своем решении мог не цитировать нормы п. 266.5.1 НКУ со ссылкой на размер минзарплаты, а установил ставку в абсолютном значении. Например, 40 грн. за 1 кв. м. На такую ставку ни увеличение размера минзарплаты до 3200 грн., ни уменьшение предельного размера ставки до 1,5 % не повлияли. Однако такая ставка все равно должна применяться в 2017 году с коэффициентом 0,5. Размер ставки уменьшится до 20 грн. за 1 кв. м. Поэтому органы местного самоуправления должны поторопиться с пересмотром таких ставок, чтобы не потерять бюджетные поступления.

Конечно, установление в начале года ставок налогов на текущий год противоречит «фундаментальным» принципам налогового законодательства, в частности нарушается принцип стабильности ( п.п. 4.1.9 НКУ). Поэтому законодатели разрешили отойти от таких принципов. Они предусмотрели, что в 2017 году к принятым решениям органов местного самоуправления об установлении местных налогов и сборов не применяются требования пп. 4.1.9, 12.3.4, 12.4.3 и п. 12.5 НКУ, а также нормы Закона Украины «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 11.09.03 г. № 1160-IV ( п. 4 разд. ІІ «Заключительные и переходные положения» Закона № 1791). Этими нормами, напомним, определено, что ставки на следующий год органы местного самоуправления должны утверждать за 6 месяцев до начала бюджетного года.

Плата за землю

Изменения ставок коснулись и платы за землю (земельного налога и арендной платы).

Земли, НДО которых проведена. С начала 2017 года в п. 274.1 НКУ определены следующие максимальные пределы размера земельного налога:

• общая ставка, как и ранее, — не больше 3 % от НДО;

• для земель общего назначения — не больше 1 % от НДО таких земель;

• для сельскохозяйственных угодий установлен не только верхний, но и нижний предел ставки: не менее 0,3 % и не более 1 % от НДО таких угодий.

Если в вашем регионе на 2016 год местные органы власти установили ставку налога для сельхозугодий в размере меньшем, чем новый минимальный предел (0,3 % их НДО), то они должны пересмотреть размер такой ставки.

Сделать это у них получится без проблем, поскольку в 2017 году до момента утверждения новых ставок налога на этот год после начала нового бюджетного года все решения будут легитимными ( п. 4 разд. ІІ «Заключительные и переходные положения» Закона № 1791).

Земли, НДО которых не проведена. Изменились также максимальные пределы и в отношении ставок за земли, НДО которых не проведена. Отныне отдельно будут установлены пределы для ( п. 277.1 НКУ):

• земель, оценка которых не проведена и которые отнесены к сельхозугодьям. Для них размер ставки не может быть меньше 0,3 % и больше 5 % от НДО единицы площади пашни по АР Крым или по области;

• прочих земель, расположенных за пределами населенных пунктов. Для них размер ставки остался неизменным — не более 5 % от НДО единицы площади пашни по АР Крым или по области.

Индексация НДО. Изменились также правила индексации НДО земли. Эти изменения касаются не порядка индексации НДО, а индексов, которые следует применять при расчете земельного налога на 2017 год.

Так, установили, что индекс потребительских цен за 2016 год, который используется для определения коэффициента индексации НДО земель, применяется ( п. 8 подразд. 6 разд. ХХ НКУ):

• для сельхозугодий (пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и залежей) — в размере 100 %. То есть индексация НДО таких угодий не проводится и для расчета налога берете НДО прошлого года;

• для земель несельскохозяйственного назначения — 106 %. Учитывая формулу расчета коэффициента индексации НДО ( п. 289.2 НКУ), выходит что для таких земель он составляет 1,06. Поэтому, если вы не будете получать новую справку с размером НДО в начале 2017 года, то, чтобы рассчитать размер налога, вам нужно размер НДО прошлого года умножить на коэффициент 1,06.

Следовательно, как и в прошлом году, индексировать НДО необходимо, опираясь не на индексы потребительских цен, установленные за год, а на индексы, определенные в п. 8 подразд. 6 разд. ХХ НКУ.

Арендная плата. Появились новые ограничения для размера арендной платы. С начала 2017 года годовая сумма платежа для пастбищ в населенных пунктах, которым предоставлен статус горных, не может превышать размер земельного налога ( п.п. 288.5.4 НКУ).

Если вы арендуете такой земельный участок и размер арендной платы превышает такой предел, то вы имеете полное право обратиться в органы местного самоуправления для пересмотра этих ставок. Если орган местного самоуправления откажется пересмотреть размер ставок, то для того, чтобы внести такие коррективы, обращайтесь в суд.

Единый налог, группа 4

Коррективы были внесены и в правила уплаты единого налога сельхозпредприятиями (группа 4).

Правила расчета. Из НКУ исключен п. 29213.. В нем говорилось о том, что основанием для начисления ЕН плательщиками группы 4 являются данные государственного земельного кадастра и/или данные из государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество.

При отсутствии этой нормы можно утверждать, что независимо от того, оформлено ли право собственности или пользования земучастком (проведена регистрация вещных прав), все земли, используемые сельхозпредприятием, будут включаться в расчет ЕН. Поэтому вся продукция, выращенная на такой неоформленной земле, является выращенной собственными силами. Ведь налог на землю, на которой она выращена, уплачен.

Напомним: плательщиками ЕН группы 4 могут быть сельхозтоваропроизводители, у которых доля сельхозтоваропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) год равна или превышает 75 %. При этом в расчет этой доли включают сельхозпродукцию, выращенную на собственных или арендованных мощностях ( п.п. 14.1.235 НКУ).

Согласно земельному законодательству ( ст. 125 ЗКУ и ст. 25 Закона Украины «Об аренде земли» от 06.10.98 г. № 161-XIV) возникновение права собственности или пользования земельным участком связано с государственной регистрацией соответствующего правоустанавливающего документа, на основании которого такое право дано.

Опираясь на это, налоговики утверждают ( письмо ГУ ГФС в Полтавской области от 25.11.16 г. № 6356/10/16-31-12-04-30 // «БН», 2016, № 50, с. 7): для отнесения выращенной продукции на арендованных землях к произведенной собственными силами необходимо, чтобы вещные права на аренду такого земельного участка были обязательно зарегистрированы.

Изменят ли контролеры свою точку зрения, пока еще не известно. Дождемся их выводов.

Ставки налога. Размер ставок ЕН группы 4 вырос на 17 — 18 % в отношении всех видов земельных участков, используемых при выращивании сельхозпродукции, кроме земель водного фонда ( п. 293 НКУ). Для таких земель размер налога остался неизменным.

Индексация НДО. В п. 5 подразд. 8 разд. ХХ НКУ перефразировали порядок индексации НДО за 2015 год. В нем теперь прямо указано, что индекс потребительских цен за 2015 год, используемый для определения величины коэффициента индексации НДО сельхозугодий (пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений) и/или земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ) для целей обложения ЕН группы 4 применяется со значением 100 %. То есть индексировать НДО сельхозугодий за 2015 год не нужно.

В вопросе индексации НДО за 2016 год все несколько сложнее. В п. 2921.2 НКУ, в котором речь идет о применении коэффициента индексации при определении базы налогообложения для плательщиков ЕН, законодатель заменил ссылку на раздел XII общей фразой «настоящим Кодексом». Следовательно, такой коэффициент нужно определять с учетом переходных норм. А, как мы уже упоминали в предыдущем разделе, индекс потребительских цен за 2016 год для НДО сельхозугодий применяется в размере 100 % ( п. 7 подразд. 6 разд. ХХ НКУ).

То есть получается индексация НДО и для расчета ЕН для сельхозугодий не проводится и за 2016 год.

Прочие налоги и сборы

Экологический налог. Изменились размеры ставок, по которым в 2017 году будут начислять налоговые обязательства по эконалогу, а именно они выросли в отношении всех видов загрязнения окружающей среды (выбросов в атмосферный воздух, размещения отходов и сбросов в водные объекты) приблизительно на 12 % ( ст. 243 — 246 НКУ).

Так, например, ставка эконалога за размещение отдельных видов чрезвычайно опасных отходов, а именно ( ст. 216 НКУ):

• оборудования и приборов, содержащих ртуть, элементы с ионизирующим излучением, — будет равна 778,3 грн. за единицу (до этого было 694,91 грн.);

• люминесцентных ламп — 13,54 грн. за единицу (ранее — 12,09 грн.).

Транспортный налог. В 2017 году уплачивать транспортный налог будут за легковушки, от года выпуска которых прошло не более 5 лет (включительно), а среднерыночная стоимость которых составляет свыше 375 размеров минзарплаты, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года (т. е. больше 1,2 млн грн.). В 2016 году этот критерий составлял 1033500 грн. (750 х 1378).

Сбор за места для парковки транспортных средств. Подверглась изменениям и предельная ставка сбора за парковку. Теперь предельный размер этой ставки, которая устанавливается за каждый день осуществления деятельности по обеспечению парковки транспортных средств в гривнях за 1 м2 площади земельного участка, отведенного для организации и осуществления такой деятельности, будет определен в размере до 0,075 % минзарплаты, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года ( п.п. 2681.3.1 НКУ). То есть 2,40 грн. за 1 м2 (3200 х 0,075 %).

Изменение предельного размера ставки вызвано изменением размера минзарплаты. Напомним: ранее ставка должна была устанавливаться в размере от 0,03 до 0,15 % минзарплаты.

Внимание! До принятия органом местного самоуправления решения об установлении новых ставок на 2017 год ставка сбора за парковку применяется с коэффициентом 0,5. Подход идентичен применяемому при расчете размера налога на недвижимость.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше