* Много полезной информации вы можете найти в «БН», 2017, № 16, с. 20; № 22, с. 27; № 23, с. 36.
Обязательно ли применять РРО, если торгуем сложными бытовыми товарами, но не новыми, а б/у?
Совсем недавно мы подробно рассматривали этот вопрос и пришли к выводу, что отстоять свое право на «без РРО» при продаже б/у-шной бытовой техники будет весьма проблематично**. И этот прогноз, увы, подтвердился.
** Подробности можете найти в статье «РРО-атака»: о вопросах, которые остались без ответа» // «БН», 2017, № 22, с. 27.
На днях налоговики «расщедрились» на несколько индивидуальных налоговых консультаций (ИНК), в которых указали, что «исключений относительно возможности неприменения РРО для товаров, которые ранее были в использовании, нормативно-правовыми актами не предусмотрено» (ИНК ГФСУ от 18.05.17 г. № 242/Ч/99-99-14-05-01-14/ІПК и от 16.05.17 г. № 205/Б/99-99-14-05-01-14/ІПК).
Аналогичная по смыслу консультация висит и в подкатегории 109.02 ЗІР ГФСУ: «В случае торговли… технически сложными бытовыми товарами, бывшими ранее в употреблении, независимо от их гарантийного срока эксплуатации, расчеты должны производиться с применением регистратора расчетных операций».
Причем налоговики в ней прямо подчеркивают: истечение гарантийного срока роли не играет. Чего мы, собственно, и опасались.
Игнорировать налоговиков и рассчитывать на судебное обжалование? Здесь, прямо скажем, перспективы не радужные. Поскольку нормы выписаны крайне неконкретно. К тому же практики по таким делам пока нет. Ни позитивной, ни негативной.
Нужно ли применять РРО, если продаем товар, который прямо не указан в Перечне № 231***, но имеет тот же код по УКТ ВЭД, что и товары, указанные в этом Перечне?
ГФСУ пыталась ответить на этот вопрос в ИНК от 16.05.17 г. № 206/Ч/99-99-14-05-01-14/ІПК, однако конкретного ответа так и не дала. Вопрос касался диодных ламп с цоколем на основе LED-технологий. Они в Перечне № 231 не значатся, но имеют тот же код по УКТ ВЭД, как и детекторы валют и металлоискатели (8543 70 90 00), которые указаны в Перечне № 231.
Налоговики посоветовали уточнить код ламп в Торгово-промышленной палате или в Институте судебных экспертиз. Но от этого нет никакой пользы, поскольку под данным кодом могут значиться разные товары, ведь он включает не только детекторы валют, но и любые другие электромашины и аппаратуру, не указанные по другим кодам.
На наш взгляд, фискалы зря осторожничают. На самом деле тут все довольно просто. «РРО-иммунитет» теряется, если соблюдаются сразу два условия:
1) вы продаете товар с кодом УКТ ВЭД, указанным в Перечне № 231;
2) этот товар прямо назван в упомянутом Перечне.
В описываемой ситуации второе условие не выполняется (диодные лампы в Перечне № 231 не значатся), поэтому их продажа не требует наличия РРО.
Кстати, ГУ ГФС в Ровенской области подтвердила этот вывод (ИНК от 22.05.17 г. № 290/ІПК/17-00-14-04-10). Так что смелее.
Единоналожник группы 2 с оборотом меньше 1 млн грн. торгует бытовой техникой и другими товарами. Можно ли не проводить через РРО другие товары?
Это вообще самый популярный вопрос. Несмотря на то, что мы неоднократно на него отвечали, предприниматели не устают задавать его снова и снова, ибо надежда умирает последней… Но увы, в этом случае надеяться особо не на что.
Если у вас есть в продаже товары из Перечня № 231, через РРО надо проводить все, что вы продаете, в том числе и другой товар.
Почему так?
Дело в том, что освобождение от РРО для единоналожников с годовым оборотом меньше 1 млн грн. попросту «не работает», если вы продаете товар из Перечня № 231 (причем не важно, продаете его за наличку или по безналу).
А раз освобождения («РРО-иммунитета») нет, значит, вы обязаны применять РРО, как и все.
А правила для всех одинаковы: через РРО проводят каждую расчетную операцию (т. е. каждый факт приема наличных или платежных карт), а не только операции по продаже какой-то группы товаров (ст. 3 Закона об РРО). Об этом еще раз напомнила ГФСУ (ИНК от 16.05.17 г. № 206/Ч/99-99-14-05-01-14/ІПК).
А если сложные бытовые товары продаются на одной точке, а «неопасные» товары — на другой?
Этому вопросу налоговики уделили внимание в подкатегории 109.02 ЗІР ГФСУ. В данном случае снова-таки ничего не меняется. «Другая точка» не может продолжать принимать наличные без РРО.
Причина та же. У предпринимателя утрачен «РРО-иммунитет» по всей его деятельности. Так прописаны нормы НКУ.
Единственный выход в данной ситуации — разделить деятельность между двумя предпринимателями: один будет торговать исключительно бытовой техникой (с РРО), а второй — остальными товарами (без РРО). Тогда налоговики уже точно «не подкопаются».
Но, опять же, минимальные затраты на второго предпринимателя (еще один единщик группы 2) — в районе тысячи гривень в месяц (единый налог + ЕСВ).
Что выгоднее: купить и обслуживать РРО или содержать второго предпринимателя — решать вам.
Мы поставили РРО. Нужно ли подавать какую-то дополнительную отчетность в связи с наличием РРО?
Пользователь РРО не обязан подавать никакой другой отчетности об использовании кассовых аппаратов, кроме той, которая автоматически поступает в ГФСУ по проводным или беспроводным каналам связи (п. 7 ст. 3 Закона об РРО, категория 109.12 ЗІР ГФСУ).
Бытует мнение, что если РРО поставили не с начала месяца или если РРО выходил из строя/у вас временно отключили электричество, нужно подавать форму № ЗВР-1.
Мы с этим не согласны. Принцип один: если есть обязанность передавать информацию в электронной форме — значит нет обязанности подавать форму № ЗВР-1.
Если ваш РРО какое-то время не работал, те объемы наличности, полученные за время работы с использованием расчетной книжки (если резервного РРО у вас нет), при возобновлении работы основного РРО нужно провести через него отдельно по каждой ставке НДС и выполнить Z-отчет. После чего соответствующую информацию об этих объемах налоговики получат в электронной форме.
Никакой дополнительной отчетности (в том числе Справки об использованных расчетных книжках) подавать в таком случае не нужно.
Если в течение дня не было ни одной расчетной операции (РРО не включался), нужно ли отправлять налоговикам отчет об отсутствии операций?
Нет, никаких дополнительных действий в этом случае предпринимать не нужно. Если РРО не включался, законодательство не предусматривает отправку отчета об отсутствии операций. Эту точку зрения поддерживают сами налоговики (ИНК ГУ ГФС в Харьковской области от 22.05.17 г. № 287/ІПК/20-40-14-10-17).
Если в течение дня не было ни одной расчетной операции (но проводились «служебное внесение», «служебная выдача» или «нулевой чек»), нужно ли печатать отчетный фискальный чек?
Нет, налоговики считают, что в этом случае фискальный чек (Z-отчет) можно не печатать (ИНК ГФСУ от 17.05.17 г. № 226/6/00-09-14-05-01-15/ІПК).
И это на самом деле так. Ведь если у предпринимателя в течение дня не было ни одной расчетной операции (служебное внесение или выдача не являются расчетной операцией по определению), то нет ни обязанности печатать фискальный чек (п. 9 ст. 3 Закона об РРО), ни ответственности за его нераспечатку (п. 9 ст. 17 Закона об РРО).
Что еще нужно вести, помимо РРО?
Одновременно с РРО**** обязательно нужно зарегистрировать Книгу учета расчетных операций к нему с расчетной книжкой. Имеется в виду Книга учета расчетных операций на РРО (есть еще Книга на хозяйственную единицу, так вот — она вам не нужна)*****.
**** «Новичкам» рекомендуем ознакомиться со статьей «РРО для начинающих: правила регистрации и использования» // «БН», 2017, № 16, с. 23.
***** Ваш гид в данном случае — Порядок регистрации и ведения расчетных книжек, книг учета расчетных операций, утвержденный приказом Минфина от 14.06.16 г. № 547.
Использование Книги учета расчетных операций на РРО при этом предусматривает:
• наличие этой Книги на месте проведения расчетов, где установлен РРО;
• подклеивание фискальных отчетных чеков к соответствующим страницам Книги;
• ежедневное совершение записей (в случае осуществления расчетных операций) о движении наличных денег и суммах расчетов, при этом данные по суммам, полученным от покупателей (клиентов), и данные по суммам, выданным покупателям (клиентам), записываются отдельно;
• в случае выхода из строя РРО или отключения электроэнергии — совершение записей по учету расчетных квитанций;
• ведение учета ремонтов, работ по техническому обслуживанию, а также проверок конструкции и программного обеспечения РРО в соответствующем разделе Книги.
Какая сумма наличных должна быть в ящике РРО у предпринимателя-единоналожника? Должна ли она соответствовать отчету или необязательно? Как можно в течение дня взять наличку на закупку товара?
Начнем с того, что предприниматель может свободно распоряжаться своей выручкой, поэтому взять наличные из ящика РРО на закупку товара можно. Главное — не забыть такие наличные оприходовать******. В данном случае (в случае с применением РРО) в день получения наличных нужно сделать запись о них в Книге учета расчетных операций и в Книге учета доходов (и расходов).
****** Обязательно прочтите Тему недели «Кассовые операции» // «БН», 2017, № 9, с. 38.
Важно! Запись должна быть в обеих книгах, иначе налоговики посчитают наличность несвоевременно или не полностью оприходованной, а это чревато 5-кратным штрафом (письмо ГНАУ от 05.05.10 г. № 8795/7/23-7017/538). Увы, их поддерживает и НБУ (письмо от 16.04.15 г. № 50-01015/25464).
Далее, если вы физлицо-предприниматель-единоналожник без НДС (у остальных таких привилегий нет), важно помнить, что даже на фоне утраты «РРО-иммунитета» за вами сохраняется ряд привилегий из Закона об РРО.
На вас не распространяются следующие требования:
• вести в порядке, установленном законодательством, учет товарных запасов на складах и/или по месту их реализации, осуществлять продажу только тех товаров (услуг), которые отражены в таком учете (п. 12 ст. 3 Закона об РРО).
Не будет и соответствующего штрафа по ст. 20 Закона об РРО;
• обеспечивать соответствие сумм наличных средств на месте проведения расчетов сумме средств, которая указана в дневном отчете регистратора расчетных операций, а в случае использования расчетной книжки — общей сумме продажи по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня (п. 13 ст. 3 Закона об РРО).
Не будет и соответствующего штрафа (за расхождение в сумме выручки) по п. 1 ст. 17 Закона об РРО.
Соответственно, если вы относитесь к таким счастливчикам, даже если возьмете деньги из ящика РРО без операции «служебная выдача», ничего страшного случиться не должно.
А вот если вы к таким счастливчикам не относитесь или просто не желаете вступать в диспуты с налоговиками, проводите «изъятие» денег из ящика РРО операцией «служебная выдача».
В таком случае суммы налички в ящике РРО и в отчете будут одинаковыми.