Отчитываешься удаленно? Подписывай электронно!

В избранном В избранное
Печать
Мирошниченко Виталина, налоговый эксперт
Бухгалтерская неделя Май, 2017/№ 21
Наш читатель решил подавать электронные отчеты и получил для этого в ПриватБанке две электронных подписи: одну — для физлица, вторую — для предпринимателя. Какой из них пользоваться? Сейчас разберемся.

Не будем вдаваться в детали, что представляет собой электронная подпись. Важно вот что: аутентичность поданного вами электронного отчета и тот факт, что отчет подан именно вами, подтверждаются наличием на нем этой электронной цифровой подписи (далее — ЭЦП).

Что касается предпринимателя, то его двойственный статус (одновременно и гражданин, и субъект хозяйствования) позволяет иметь сразу две ЭЦП: оформленную на него как на обычного гражданина и оформленную на него же как на предпринимателя.

В связи с чем предприниматели спрашивают:

• «если у меня есть ЭЦП, оформленная на гражданина, могу ли я подписать ею «предпринимательские» отчеты (например, декларацию единоналожника, декларацию о доходах общесистемщика, форму № Д5 и т. п.)?» Ответ: нет!

• «если у меня есть ЭЦП, оформленная на предпринимателя, могу ли я подписать ею «гражданские» отчетыОтвет: да!

А теперь подробнее. Что касается ЭЦП, оформленной на вас как на гражданина, то ею можно пользоваться только для «гражданских» целей (например, подписать декларацию о доходах гражданина, е-декларацию, зайти в электронный кабинет налогоплательщика, вести переписку и т. п.).

А вот для «предпринимательских» целей эта подпись не годится, так как при ее оформлении не указываются сведения о госрегистрации в качестве предпринимателя. А ведь прежде чем вы начнете подавать отчетность в электронном виде, вам нужно будет заключить с налоговиками договор о ее приеме. Такой договор «работает» лишь в отношении предпринимателей.

Итак, сомнений нет (и налоговики на «горячей линии», и работники ПриватБанка подтверждают): для подписания «предпринимательских» отчетов должна использоваться именно ЭЦП, которая оформлена на предпринимателя.

Что же касается обратной ситуации, когда предприниматель намерен подписать какой-то «гражданский» документ своей «предпринимательской» ЭЦП, то киевские налоговики это допускают (http://kyiv.sfs.gov.ua/okremi-storinki/arhiv1/274866.html):

«…предприниматель, который получил усиленные сертификаты открытых ключей, может воспользоваться этими ключами для предоставления отчетности в электронном виде, в том числе налоговой декларации об имущественном положении и доходах, как физическое лицо».

А все дело в том, что статус физлица-предпринимателя шире, чем просто статус физлица. Поэтому при оформлении ЭЦП на предпринимателя указывается вся информация, необходимая и для идентификации этого физлица как гражданина. Стало быть, «предпринимательская» ЭЦП годится как замена «гражданской».

Вам это пригодится

Название консультации

Где найти

Почта «Правила работы в электронном кабинете»

«…Предоставление отчетности через электронный кабинет осуществляется по желанию налогоплательщика и не является обязательным <…>.

Электронный кабинет работает постоянно (24 часа в сутки, каждый календарный день), кроме времени, необходимого для его технического обслуживания»

«БН», 2017, № 12, с. 36

Статья «Электронный кабинет: инструкция для «чайников»

«БН», 2016, № 13, с. 41

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить