(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 21
  • № 19-20
  • № 18
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
14/23
Бухгалтерская неделя
Бухгалтерская неделя
Май , 2017/№ 22

Благотворительные организации: основы учета

http://tinyurl.com/y5xxkzrb
Благотворительная помощь, о налогообложении которой мы рассказывали в «БН», 2017, № 21 с. 19, обычно распределяется через неприбыльные организации. Учет в благотворительных организациях (БО) вызывает вопросы, причем сейчас это непосредственно влияет на налогообложение. В статье мы рассмотрим основные моменты, касающиеся учета в таких организациях.

Статус БО

Целью БО не может быть получение и распределение прибыли среди учредителей, членов органов управления, других связанных с ними лиц, а также среди работников таких организаций ( ч. 1 ст. 11 Закона № 5073). При этом БО имеют право осуществлять хоздеятельность без цели получения прибыли, которая способствует достижению их уставных целей ( ч. 4 ст. 16 Закона № 5073).

БО может быть зарегистрирована как получатель гуманитарной помощи (гумпомощи) в соответствии с Порядком № 39, что требуется для получения налоговых льгот по операциям с гумпомощью, которая предоставляется в соответствии с Законом № 1192 (ср. 025069200). Регистрация получателей гумпомощи производится путем включения их в Единый реестр получателей гумпомощи (см. консультацию в категории 221.01 ЗІР ГФСУ).

После проведения госрегистрации БО регистрируют в Реестре неприбыльных учреждений и организаций (далее — Реестр). Это необходимо сделать для того, чтобы БО не являлась плательщиком налога на прибыль ( п.п. 133.4.1 НКУ). Регистрация производится в соответствии с Порядком № 440.

Учтите: БО, зарегистрированные по старому Положению № 37, должны привести свои учредительные документы в соответствие с новыми требованиями НКУ и подать копии таких документов в контролирующий орган. Срок перерегистрации продлен до 01.07.17 г. ( пп. 34, 35 подразд. 4 разд. ХХ НКУ).

Неприбыльные организации, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с нормами п. 133.4 НКУ, после 1 июля 2017 года исключаются контролирующим органом из Реестра (см. письмо ГФСУ от 19.01.17 г. № 1024/6/99-99-15-02-02-15, разъяснение в категории 102.04 ЗІР ГФСУ).

Налоговый учет

Налог на прибыль. БО не являются плательщиками налога на прибыль, если они внесены в Реестр ( п. 133.4 НКУ). Налоговики подтверждают*, что внесенные в Реестр неприбыльные организации не уплачивают налог на прибыль с любых доходов (в том числе от предоставления платных услуг), полученных от уставной деятельности. Единственное условие: доходы (прибыли) должны использоваться исключительно для финансирования расходов на содержание, реализацию цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных учредительными документами БО, и не распределяться среди учредителей (участников), членов такой организации.

* См., к примеру, письма ГФСУ от 07.03.17 г. № 4673/6/99-99-15-02-02-18 и от 03.04.17 г. № 6856/6/99-99-15-02-02-15.

Нюанс: Нужно быть осторожным с расходами, выплачиваемыми БО по договорам гражданско-правового характера. Законом Украины от 06.10.16 г. № 1667-VIII с 20.11.16 г. был расширен перечень расходов неприбыльной организации, осуществление которых не лишит ее неприбыльного статуса. Не считаются распределением дохода (прибылей) выплаты неприбыльной организации в пользу учредителей (участников), работников, членов такой организации (в том числе на основании гражданско-правового договора), если такие расходы являются финансированием расходов на собственное содержание, реализацию цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных учредительными документами неприбыльной организации**.

** См. письма ГФСУ от 04.01.17 г. № 28/6/99-99-15-02-02-15 // «БН», 2017, № 5, с. 5; от 06.02.17 г. № 2114/6/99-99-15-02-02-15; от 18.04.17 г. № 8170/6/99-99-15-02-02-16.

Соглашаются налоговики и с тем, что соответствует неприбыльному статусу операция по продаже собственных ОС неприбыльной организацией, если денежные средства, полученные от такой продажи, будут использованы для осуществления уставной деятельности без распределения таких доходов (прибылей) (см. письмо ГФСУ от 13.04.17 г. № 7896/6/99-99-15-02-02-15, разъяснение в категории 102.04 ЗІР ГФСУ).

Важная деталь: если налоговики по результатам проведенной проверки обнаружат факты нецелевого использования денежных средств или другие нарушения Закона № 5073, они могут лишить БО статуса неприбыльной (исключить ее из Реестра). Тогда она будет платить налог на прибыль в общем порядке.

Факт целевого использования денежных средств подтверждают первичные документы, которые должны быть оформлены в соответствии с требованиями Закона о бухучете. На это обращают внимание и налоговики (см. письма ГФСУ от 07.03.17 г. № 4673/6/99-99-15-02-02-18 и от 03.04.17 г. № 6856/6/99-99-15-02-02-15).

Например, применительно к гумпомощи в ст. 11 Закона № 1192 предусмотрено, что в случае отсутствия учета получения и целевого ее использования она считается использованной не по целевому назначению. Поэтому оформлению документов в БО следует уделить особое внимание.

В частности, передача получателями денежных средств и предметов гумпомощи согласно п.п. 1.1 приказа № 298 осуществляется по доверенности приобретателей или документам, удостоверяющим личность приобретателя, и оформляется соответствующими расходными документами (ордерами, накладными, поручениями т. п.)***.

*** За исключением гуманитарной помощи, полученной от гуманитарных организаций, включенных в Перечень международных гуманитарных организаций, для которых предусмотрен упрощенный порядок пересечения линии столкновения.

На практике раздачу гумпомощи приобретателям — физическим лицам обычно оформляют актом передачи гумпомощи, причем в некоторых случаях в акте не указывают номенклатуру переданных товаров, их количество (вес), а также персональные данные получателей.

Контролирующие органы не признают такие акты в качестве надлежащего доказательства целевого использования гумпомощи и доначисляют в связи с этим НО. Правду приходится отстаивать в суде. Поэтому БО лучше оформлять первичные документы в соответствии с требованиями приказа № 298 с учетом положений п. 2 ст. 9 Закона о бухучете.

БО, которые не являются плательщиками налога на прибыль, подают в налоговый орган Отчет по форме, утвержденной приказом МФУ от 17.06.16 г. № 553, и финотчетность (далее — Отчет). Особенности заполнения Отчета налоговики разъяснили в письме ГФСУ от 17.10.16 г. № 33649/7/99-99-15-02-01-17, консультации в категории 102.04 ЗІР ГФСУ.

В упомянутом письме подчеркивалось, что неприбыльные организации, которые не нарушали требований НКУ, подают Отчет за базовый налоговый (отчетный) период — календарный год в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года.

В то же время БО может не подавать Отчет и финотчетность в случае отсутствия объектов налогообложения или показателей, которые подлежат декларированию в соответствии с требованиями НКУ, в том числе в финотчетности (см. письмо ГФСУ от 16.03.17 г. № 5264/6/99-99-15-02-02-15, разъяснение в категории 102.23.02 ЗІР ГФСУ).

В случае несоблюдения БО требований, определенных п. 133.4 НКУ, она обязана подать в срок, определенный для месячного налогового (отчетного) периода, Отчет за период с начала года по последний день месяца, в котором совершено такое нарушение, указать и уплатить сумму самостоятельно начисленного НО по налогу на прибыль. НО рассчитывают исходя из суммы операции (операций) нецелевого использования активов. Такая БО исключается контролирующим органом из Реестра и считается плательщиком налога на прибыль для целей налогообложения с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором совершено такое нарушение ( п.п. 133.4.3 НКУ).

За период с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором совершено такое нарушение, по 31 декабря налогового (отчетного) года БО обязана ежеквартально подавать в контролирующий орган налоговую декларацию по налогу на прибыль, уплачивать налог в срок, определенный для квартального периода, и подавать финотчетность в порядке, установленном для плательщиков налога на прибыль.

Со следующего налогового (отчетного) года такая БО подает налоговую декларацию по налогу на прибыль, финотчетность и уплачивает налог на прибыль в порядке, установленном разд. III НКУ для плательщиков налога на прибыль.

НДС. БО на общих основаниях являются плательщиками НДС ( абз. «а» п.п. 14.1.139 НКУ). Обязательная регистрация плательщиком НДС БО производится, если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, которые подлежат налогообложению согласно разд. V НКУ, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 1 млн грн. без учета НДС ( п. 181.1 НКУ).

Обратите внимание: налоговики относят к операциям, которые анализируются для целей необходимости обязательной регистрации плательщиком НДС, операции:

• которые подлежат обложению по основной ставке НДС (20 %), ставке 7 %, нулевой ставке НДС, а также

освобожденные от обложения НДС****.

**** Такие выводы были сделаны, в частности, в «свежих» письмах ГФСУ от 07.03.17 г. № 4673/6/99-99-15-02-02-18 и от 03.04.17 г. № 6856/6/99-99-15-02-02-15.

В этот объем, по мнению налоговиков, не включаются только операции, которые не являются объектом обложения НДС.

Большинство операций у БО по поставке товаров (услуг) освобождаются от обложения НДС. Получается, что и при осуществлении только освобожденных операций в случае достижения «порогового» значения БО должны регистрироваться плательщиками НДС.

Главная льгота, которой пользуются БО, — освобождение от обложения НДС согласно п.п. 197.1.15 НКУ операций по предоставлению благотворительной помощи, в частности бесплатной поставке товаров/услуг БО, а также по предоставлению такой помощи БО приобретателям (субъектам) благотворительной помощи.

Есть еще льготы в части обложения НДС, которые распространяются на всех лиц, в том числе на БО. Так, согласно п. 32 подразд. 2 разд. ХХ НКУ временно, на период проведения антитеррористической операции и/или введения военного положения в соответствии с законодательством, освобождаются от обложения НДС операции по ввозу на таможенную территорию Украины и поставке на таможенной территории Украины товаров, которые указаны в этой норме.

Особенности применения НДСных льгот рассматривались в статье «В помощь благотворителям: оформляем выплаты правильно» // «БН», 2017, № 21, с. 19. В этой же статье вы можете ознакомиться и с порядком обложения НДФЛ, военным сбором и ЕСВ благотворительной помощи, выплачиваемой физлицам.

Бухгалтерский учет

БО являются юрлицами, поэтому они обязаны вести бухучет и подавать финотчетность согласно законодательству ( ч. 1 ст. 2 Закона о бухучете). В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона о бухучете неприбыльные организации подают сокращенную по показателям финансовую отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах. На данный момент П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства» содержит устаревшие формулировки и не распространяется на неприбыльные организации, однако приоритет в данном вопросе имеют нормы Закона о бухучете. Это подтверждают и налоговики (см. письмо ГУ ГФС в Запорожской области от 31.03.17 г. № 782/14/08-01-12-03-11, консультацию в категории 102.23.02 ЗІР ГФСУ).

Вместе с тем до сих пор непонятно, какую именно сокращенную финотчетность составляют неприбыльные организации. В отсутствие четких разъяснений имеет смысл подавать Финансовый отчет СМП (ф. № 1-м, № 2-м). Подробнее об этом читайте в «БН», 2017, № 8, с. 29.

Для бухучета операций, связанных с благотворительной помощью, юрлица — приобретатели благотворительной помощи пользуются Планом счетов и Инструкцией № 291 ( п.п. 197.1.15 НКУ). Указанные лица (в том числе БО) самостоятельно определяют порядок аналитического учета операций, связанных с благотворительной помощью, и открывают соответствующие счета.

БО ведут бухучет в общем порядке, однако для получателей гумпомощи в приказе № 298 предусмотрена специфика. На обязательность соблюдения его норм БО — получателями гумпомощи неоднократно обращал внимание Минфин (см. письма МФУ от 25.07.03 г. № 04220-95, от 11.09.03 г. № 31-04200-20-10/1940, от 17.01.05 г. № 31-04200-30-10/645 и от 22.09.10 г. № 31-34020-20-27/25329).

Причем в отсутствие четких рекомендаций на нормы приказа № 298 имеет смысл ориентироваться всем БО, а не только получателям гумпомощи. Ведь этот приказ сформулирован в соответствии с общими принципами бухучета.

Описанные в приказе № 298 корреспонденции приведем в таблице.

Бухгалтерский учет гуманитарной (благотворительной) помощи в БО

Хозяйственная операция

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

1. Получена гумпомощь в виде выполнения работ, предоставления услуг

23

483

483

745

2. Получена гумпомощь в виде выполнения работ, которые имеют капитальный характер (строительство, сооружение)

15

483

3. Получена гумпомощь в виде денежных средств

311

483

4. Получена гумпомощь в виде ТМЦ

20, 28

483

5. Переданы приобретателю гумпомощи денежные средства

483

311

6. Переданы приобретателю гумпомощи ТМЦ

483

20, 28

7. Использованы денежные средства на обеспечение уставной деятельности БО

23

311

483

745

8. Использованы ТМЦ на обеспечение уставной деятельности БО

23

20, 28

483

745

9. Использованы денежные средства на капитальные инвестиции (строительство, сооружение)

15

311

10. Использованы ТМЦ на капитальные инвестиции (строительство, сооружение)

15

20, 28

11. Введен в эксплуатацию объект ОС, приобретенный за счет благотворительной помощи

10

15

12. Начислена амортизация на объект ОС

23, 91 — 94

131

483

745

Таможенную стоимость полученных от иностранных доноров ТМЦ, выполненных ими работ, предоставленных услуг и полученную инвалюту отражают в бухучете и отчетности в гривнях путем пересчета суммы в инвалюте в соответствии с П(С)БУ 21 «Влияние изменений валютных курсов». При этом курсовые разницы начисляют только в части инвалюты, поскольку полученные ТМЦ не относят к монетарной статье ( п. 4 П(С)БУ 21). Это было подтверждено и в письмах Минфина от 25.07.03 г. № 04220-95 и от 17.01.05 г. № 31-04200-30-10/645.

Особенность: все курсовые разницы от пересчета иностранной валюты, доходы от ее продажи в виде разницы между курсом МВРУ и курсом НБУ, а также комиссионное вознаграждение банка за продажу, следует отражать в корреспонденции с субсчетом 483, а не со счетами доходов-расходов, иначе результаты не сойдутся.

На этом мы заканчиваем разговор об обложении благотворительной помощи. Если у вас возникнут вопросы, пишите — будем рады помочь.

Выводы

  • БО являются юрлицом и могут быть включены в Реестр неприбыльных учреждений и организаций. Тогда БО не являются плательщиками налога на прибыль.
  • Если БО осуществляет деятельность, которая не совпадает с уставными целями или же допускает нецелевое использование денежных средств, ее могут исключить из Реестра и тогда она становится плательщиком налога на прибыль на общих основаниях.
  • Большинство операций, которые осуществляет БО, освобождаются от обложения НДС.
  • БО ведут бухучет в общем порядке и составляют сокращенную финотчетность согласно П(С)БУ 25.

Документы и сокращения статьи

Закон № 5073 — Закон Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 05.07.12 г. № 5073-VI.

Закон № 1192 — Закон Украины «О гуманитарной помощи» от 22.10.99 г. № 1192-XIV.

Порядок № 39 — Порядок регистрации получателей гуманитарной помощи, утвержденный постановлением КМУ от 30.01.13 г. № 39.

Порядок № 440 — Порядок ведения реестра неприбыльных учреждений и организаций, включения неприбыльных предприятий, учреждений и организаций в Реестр и исключения из Реестра, утвержденный постановлением КМУ от 13.07.16 г. № 440.

Положение № 37 — Положение о реестре неприбыльных учреждений и организаций, утвержденное приказом МФУ от 24.01.13 г. № 37 (утратило силу с 05.08.16 г. согласно приказу МФУ от 11.04.16 г. № 431).

Приказ № 298 — приказ МФУ от 14.12.99 г. № 298 «О порядке бухгалтерского учета гуманитарной помощи».

Инструкция № 291 — Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом МФУ от 30.11.99 г. № 291.

БО — благотворительная организация.

МВРУ — Межбанковский валютный рынок Украины.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
благотворительные организации, благотворительная помощь, налоговый учет, бухгалтерский учет добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье