Уведомительная регистрация: кого уведомляем?
Весной этого года Кабмин утвердил Порядок госконтроля за соблюдением законодательства о труде (см. постановление КМУ от 26.04.17 г. № 295 // «БН», 2017, № 19-20, далее — Порядок № 295).
Так вот, согласно п. 5 этого Порядка:
1) инспекционное посещение и
2) решение инспектора труда о посещении работодателя, предусмотренное п. 33 Порядка № 295, подлежат уведомительной регистрации Гоструда или ее территориальным органом до начала проведения такого посещения.
Три месяца назад еще не было до конца понятно, получат работодатели какие-то «бонусы» от такой регистрации в плане контроля за действиями проверяющих или нет.
Теперь же, с появлением Порядка уведомительной регистрации*, стало ясно, что, по сути, это лишь формальность. И предназначена она прежде всего для самих трудовиков.
* Порядок уведомительной регистрации инспекционных посещений и решений инспектора труда о посещении работодателя, утвержденный приказом Гоструда от 22.06.17 г. № 76.
Смотрите сами. Информация о посещениях, которые проводятся инспекторами труда, регистрируется соответствующим территориальным органом Гоструда. Для этого в соответствующий Реестр вносятся сведения об инспекторе-«посетителе» и объекте посещения (т. е. о работодателе). Форма такого Реестра приведена в приложении 1 к Порядку уведомительной регистрации.
После внесения информации посещению присваивается номер. Но перед этим инспектор труда, регистрирующий посещение, получает сообщение обо всех посещениях работодателя за последний год, записи о которых есть в Реестре.
При этом если работодателя за последние 6 месяцев уже посещали, руководитель территориального органа (другое уполномоченное им должностное лицо) изучает вопрос о целесообразности повторного посещения. И, надо полагать, на свое усмотрение может принять решение: идти или не идти.
Получается, вся эта уведомительная регистрация фактически будет использоваться для внутренних целей самой Гоструда. Ни о каком аналоге графика проведения плановых проверок, к которому имел бы доступ работодатель (или хотя бы об опубликовании Реестра), речь не идет. Да это и логично, ведь Порядок № 295, по сути, «заточен» под внеплановые мероприятия.
Фактически работодатель лишь может проверить действительность служебного удостоверения инспектора.
Напомним: во время инспекционного посещения работодатель имеет право проверять у инспектора труда наличие служебного удостоверения (п.п. 1 п. 14 Порядка № 295).
Сделать это можно на сайте Гоструда (http://dsp.gov.ua/informatsiia-pro-sluzhbovi-posvidchennia-inspektoriv-pratsi/).
Заметьте: удостоверение, по которому отсутствует информация в Реестре, считается недействительным. А это уже повод не допустить инспектора к проверке.
С невыездными инспектированиями отдельная история. Они не подлежат уведомительной регистрации, что может породить злоупотребления со стороны проверяющих. Ведь их количество в отношении каждого конкретного работодателя не будет отслеживать никто. Да и права работодателей в рамках невыездных инспектирований в Порядке № 295 вообще не прописаны.
И еще один важный момент. Работодатель может не допустить инспектора к проведению инспекционного посещения в случае, если на официальном сайте Гоструда отсутствуют решения Минсоцполитики о формах служебного удостоверения инспектора труда, акта, справки, предписания, требования, перечень вопросов, подлежащих инспектированию (п.п. 2 п. 14 Порядка № 295). При этом сегодня из всех перечисленных документов утверждена только форма служебного удостоверения. Остальные — на стадии проектирования. Несмотря на это, трудовики, как показывает практика, начали активно выходить «на тропу» посещений. Так что думайте, пускать их или не пускать.
Напомним: за недопуск к проверке может грозить штраф в стократном размере минимальной зарплаты.
Как ПФУ будет «стучать» в Гоструда и ГФСУ
Возможность информационного обмена между ПФУ и Гоструда предусмотрена уже давно — в ст. 17 Закона о ЕСВ. Но Порядок обмена информацией о сведениях, содержащих признаки использования труда неоформленных работников и нарушений законодательства о труде, правление ПФУ утвердило лишь недавно — постановлением от 29.05.17 г. № 11-1 (далее — Порядок № 11-1). И связано это с ужесточившимся в последнее время контролем за соблюдением трудового законодательства. Заработал Порядок № 11-1 с 11.08.17 г.
Положения раздела IV «Данные, предоставляемые субъектами информационного обмена на центральном уровне» Порядка № 11-1 во многом дублируют основания для инспекционных посещений, перечисленные в п. 5 Порядка № 295. Но есть и новшества. Для наглядности структуру передаваемой информации представим в виде таблицы.
Информационный обмен на центральном уровне (без учета обмена на территориальном уровне)
Кто кому передает информацию | Какие сведения передаются |
ПФУ → Гоструда | Данные о застрахованных лицах, которые: • работают по совместительству у 5 и более страхователей; • выполняют работы (предоставляют услуги) по гражданско-правовым договорам у одного страхователя больше года. Данные о страхователях: • у которых количество застрахованных лиц, выполняющих работы (предоставляющих услуги) по гражданско-правовым договорам, превышает численность штатных работников в отчетном месяце и/или их количество значительно увеличено по сравнению с предыдущим отчетным месяцем; • которые в отчетном месяце увеличили на 20 % и более количество застрахованных лиц с признаком «неполное рабочее время»; • которые начисляют зарплату ниже минимальной по основному месту работы, кроме тех, кто заполнил признак «неполное рабочее время», и тех, кто начал и закончил трудовые отношения в одном отчетном месяце; • которые в отчетном месяце показали начало трудовых отношений с работником, но не подали уведомление о приеме работника на работу; • которые в отчетном месяце предоставили сведения о застрахованных лицах, находившихся в отпуске без сохранения зарплаты продолжительностью более установленной законодательством без начисления зарплаты; • у которых в течение года показатели количества застрахованных лиц и общей суммы начисленной зарплаты не изменялись; • у которых в отчетном месяце уменьшилась штатная численность работников на 10 % и более по сравнению с предыдущим отчетным месяцем |
ПФУ → ГФСУ | Данные о страхователях, которые: • начисляют зарплату ниже минимальной по основному месту работы, кроме тех, кто заполнил признак «неполное рабочее время», и тех, кто начал и закончил трудовые отношения в одном отчетном месяце; • в отчетном месяце нарушили требования ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ (в части применения базовой ставки ЕСВ 22 % и дотягивания ЕСВ до минбазы); • подали уведомление о приеме работника на работу, но не отразили данные о начисленной ему зарплате за соответствующий месяц, и дате окончания трудовых отношений |
Гоструда → ПФУ | Сведения о: • выявленных фактах нарушений законодательства об оплате труда по результатам проверок страхователей (в разрезе застрахованных лиц); • установлении фактов допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта) (в разрезе застрахованных лиц); • примененных мерах реагирования за нарушения законодательства о труде |