Темы статей
Выбрать темы

Положение о кассовых операциях: «революция» продолжается

Шевчук Михаил, налоговый эксперт
Первый день лета ознаменовался неожиданным, как гром среди ясного неба, вступлением в силу Изменений в Положение о ведении кассовых операций в нацвалюте в Украине*. Настолько же неожиданным, как было и появление самого обновленного Положения № 148** в начале этого года. Хотя о проекте изменений было известно давно, их не было так долго, что о них уже успели забыть. И тут… В чем же суть изменений? Признаемся, на некоторые моменты регулятор заставил взглянуть «под новым углом». Давайте же разберемся!

* Утверждены постановлением Правления НБУ от 24.05.18 г. № 54 (далее — постановление № 54).

** Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.17 г. № 148.

Запоздалая отсрочка

Постановление НБУ от 29.12.17 г. № 148, которым утверждено Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, дополнено п. 11. Согласно этому пункту субъекты хозяйствования имеют право до 30.06.18 г. (включительно) использовать в своей деятельности формы:

• ведомости на выплату денег (приложение 1 к Положению № 637***);

*** Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.04 г. № 637.

• приходного кассового ордера (ПКО) (приложение 2);

• расходного кассового ордера (приложение 3);

• журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов (приложение 4);

• кассовой книги (приложение 5);

• книги учета выданной и принятой старшим кассиром налички (приложение 6);

• акта о результатах инвентаризации имеющихся средств (приложение 7), утвержденные «старым» Положением № 637.

Поздновато как для переходных положений. Все уже и так адаптировались без помощи НБУ, так что дарованное право уже мало кого заинтересует.

Переходим к следующим «изюминкам».

Установлен предельный срок (новый п. 12 постановления НБУ от 29.12.17 г. № 148), до истечения которого нужно разработать и утвердить порядок оприходования наличности в кассе****. Это снова-таки 30.06.18 г. (включительно).

**** Подробнее об исполнении этой обязанности см. статью «Кассовые операции: изучаем новое Положение» // «БН», 2018, № 3.

Тем, кто уже справился с этой задачей, нужно соотнести его положения с «новинками» в Положении № 148 (о которых мы будем говорить далее) и, при необходимости, их имплементировать.

Напомним, что никаких штрафных последствий само по себе отсутствие собственного порядка оприходования налички не влечет.

До этой же даты (фактически — до конца этого месяца) субъектам хозяйствования предписано:

• разработать и утвердить порядок расчета лимита кассы***** (что предусмотрено п. 11 постановления НБУ от 29.12.17 г. № 148);

***** Больше информации по этой теме вы могли почерпнуть из статьи «Лимит кассы: новации в порядке расчета» // «БН», 2018, № 5.

пользоваться лимитами кассы, установленными и утвержденными до 05.01.18 г.

Не очень удачная формулировка! А если порядок расчета лимита кассы, разработанный с учетом Положения № 148, и собственно сам лимит уже утверждены предприятием?! Снова весь июнь (с 01.06.18 г. по 30.06.18 г. (включительно)) ориентироваться на старый лимит?

Формально именно так и выходит. Хотя логика подсказывает, что имелось в виду другое. Что старым лимитом нужно пользоваться до утверждения своего положения и нового лимита. Если с этой задачей справились, то и «переходная» норма нам ни к чему.

Но, опять же, слов «имеют право» нет, а превышение лимита — штука штрафоопасная.

Оприходование наличности: вот она — ясность

В связи с обновлением с 05.01.18 г. определения термина «оприходование наличности» внутри нового «кассового» Положения № 148 обнаружился ряд серьезных противоречий. А «оступаться» в этих вопросах — ну очень дорого. Ведь «спутник» неоприходования — 5-кратный штраф.

Теперь же НБУ «поспешил» исправиться. А задумки авторов Положения № 148 наконец-то прояснились.

Внимание, с 01.06.18 г. имеем обновленное определение оприходования наличности (п.п. 18 п. 3 Положения № 148). Это проведение субъектами хозяйствования учета наличности в кассе на полную сумму ее фактических поступлений в кассовой книге / книге учета доходов и расходов / книге учета доходов / фискальном отчетном чеке / расчетной квитанции.

Как и ранее, деньги, поступающие в кассы, должны приходовать в день получения наличных в полной сумме (согласно п. 11 Положения № 148).

Также «растолкован» абз. 2 п. 11 Положения № 148, в котором НБУ в свое время «слепил в кучу» ряд моментов. Теперь вместо одного «универсального» правила прописаны четкие «рецепты» для каждой ситуации оприходования наличности.

Ведущие кассовую книгу. Оприходование наличности учреждений/предприятий и их обособленных подразделений, проводящих наличные расчеты с оформлением их кассовыми ордерами, — это осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в кассовой книге на основании ПКО. Здесь, по сути, все без изменений.

Предприниматели без РРО. ФЛП, проводящие наличные расчеты с оформлением их товарными чеками (квитанциями) и ведением Книги учета доходов и расходов (Книга УДР) или Книги учета доходов (Книга УД). Оприходованием наличности для них является ведение учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в Книге УДР (или Книге УД) на основании товарных чеков (квитанций).

Предприниматели с РРО. То есть ФЛП, применяющие РРО и/или Книгу учета расчетных операций (КУРО). Оприходованием наличности для них является ведение учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений на основании данных расчетных документов путем формирования и печати фискальных отчетных чеков и их подклеивания к соответствующим страницам КУРО / занесения данных расчетных квитанций в КУРО.

То есть без записи в КУРО (+ подклеивания фискального отчетного чека в КУРО на РРО) оприходование наличности все-таки не происходит.

По сути, возвращаемся к существовавшей до появления Положения № 148 «традиции». Но уже без проблем с «неполным/несвоевременным» оприходованием (если не будет сделана запись в Книге УДР/Книге УД).

Обособленные подразделения с РРО. Обособленные подразделения учреждений/предприятий, применяющие РРО и/или КУРО, кассовую книгу не ведут. Оприходованием наличности для них является ведение учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений на основании данных расчетных документов путем формирования и печати фискальных отчетных чеков и их подклеивания к соответствующим страницам КУРО/занесения данных расчетных квитанций в КУРО.

Именно так мы в свое время трактовали новации в Положении № 148 (см. статью ««Обособленные» кассы: работаем по новому Положению» // «БН», 2018, № 6).

Теперь уже точно можно не сомневаться — обособленным подразделениям с РРО или КУРО с РК, которые не принимают (не выдают) наличность по кассовым ордерам, кассовая книга не нужна даже в случае сдачи наличной выручки прямиком в банк!

Кроме того, в п. 11 Положения № 148 уточнено, что субъекты хозяйствования, которые проводят наличные расчеты с применением РРО и/или КУРО, используют КУРО для:

1) подклеивания и хранения фискальных отчетных чеков на соответствующих страницах КУРО;

2) осуществления операций с расчетными квитанциями в случае выхода из строя РРО или отключения электроэнергии;

3) учета ремонтов, работ по техническому обслуживанию, проверок конструкций и программного обеспечения РРО.

Также уточнили, что документы, перечисленные в п. 29 Положения № 148, не только свидетельствуют о сдаче выручки в банк, но и являются подтверждением оприходования наличности в кассе субъектов хозяйствования. В их числе, напомним:

1) квитанция к приходному документу банка на внесение наличности, подписанная ответственными лицами банка и заверенная печатью банка;

2) квитанция/чек банкомата или программно-технического комплекса самообслуживания;

3) экземпляр (а не копия) сопроводительной ведомости к сумке с наличной выручкой (наличными), заверенный подписью и оттиском печати инкассатора-сборщика;

4) чек платежного терминала в случае проведения инкассации средств в режиме реального времени с использованием платежных терминалов.

Очевидно, что отсутствие таких документов нельзя расценивать как единственное доказательство того, что наличка не оприходована. Ведь, к примеру, ФЛП могут работать без счета в банке. И для них есть свой механизм оприходования, который никак не связан со сдачей денег в банк.

Для ФЛП Книга УД равна в правах Книге УДР

Как вы, должно быть, успели заметить, в части оприходования наличности Книга УД (ведут единононаложники — неплательщики НДС) теперь упоминается вместе с Книгой УДР. Впрочем, равноправие этих Книг налоговики отстаивали и ранее. А отстаивание противоположной точки зрения не имело перспектив.

С 01.06.18 г. Книга УД, как и Книга УДР (а также кассовая книга, книга учета выданных и принятых старшим кассиром наличных, КУРО), соответствует понятию книги учета (из п.п. 13 п. 3 Положения № 148).

Подпункт 14 п. 3 Положения № 148 теперь дает определение не только Книги УДР, но и Книги УД, не делая между ними никакого принципиального отличия.

То есть теперь НБУ в Положении № 148 учел тот факт, что не все предприниматели ведут Книгу УДР. Есть еще те, кто ведет Книгу УД. Для целей оприходования Книга УДР = Книга УД.

Наличные ограничения: есть изменения

Вдобавок к предусмотренному в п. 6 Положения № 148 ограничению в сумме 50 тыс. грн. на наличные расчеты между субъектами хозяйствования и физлицами добавили, казалось бы, аналогичное ограничение по расчетам физлиц с субъектами хозяйствования.

Вопрос — зачем это сделано?

Ведь существующее ранее ограничение и так работало «в обе стороны»: у субъекта хозяйствования учитывались как исходящие платежи в пользу физлиц, так и входящие платежи от физлиц. По крайней мере, в этом были убеждены налоговики.

Кроме того, если присмотреться, можно выделить отличительную черту «новоприбывшего» ограничения.

Так, если в отношении юрлиц и предпринимателей в п. 6 Положения № 148 прямо указано, что количество субъектов хозяйствования и физических лиц, с которыми осуществляются наличные расчеты, в течение дня не ограничивается (т. е. лимит расчетов, по сути, кратен числу «контрагентов»), то для физлиц такой оговорки не предусмотрено.

Соответственно, есть основания полагать, что у НБУ была задумка:

• «лимитировать» для физлиц сумму исходящих наличных платежей с субъектами хозяйствования за день;

• дать им «на все про все» 50 тыс. грн. (а не по каждому «контрагенту»).

То же касается и наличных расчетов физлиц между собой по договорам купли-продажи, которые подлежат нотариальному удостоверению.

Можно ли теперь говорить, что после изменений субъекты хозяйствования должны будут «сверять» с 50 тыс. грн. исключительно исходящие платежи в пользу физлиц? Мол, для исходящих от физлиц платежей — есть отдельная норма.

Считаем такой подход пока очень рискованным. На наш взгляд, действовать нужно как и раньше. Четкости недостаточно. Соответственно налоговики могут остаться при своем мнении.

Опять же, не совсем «клеится» это нововведение с тем фактом, что административная ответственность за нарушение наличных ограничений согласно ст. 16315 КоАП на физлиц не распространяется.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше