Темы статей
Выбрать темы

Порядок заполнения расчета корректировки: рекомендации от ГФСУ и альтернативные варианты

Кравченко Дарья, эксперт по оплате труда
Переход на новые правила заполнения расчетов корректировки дался плательщикам НДС нелегко. Мало того что налоговики сильно урезали перечень причин корректировки, так еще и подвязали под каждую из них свой особый алгоритм внесения исправлений*. Однако на практике такой сокращенный вариант себя не оправдал. Ситуаций, в которых требуется провести корректировку, оказалось намного больше. И подстроить под них имеющиеся причины корректировки не всегда возможно. Конечно, не сразу, но мало-помалу контролеры начали это осознавать. Как следствие, на днях появилось несколько новинок в части заполнения расчетов корректировок. Рассмотрим их подробнее.

* См. консультацию «Расчет корректировки к налоговой накладной: ГФСУ меняет правила заполнения» // «БН», 2018, № 15.

Ошибка в заглавной части НН

К ошибкам в заглавной части налоговой накладной (НН), которые можно исправить с помощью одного лишь расчета корректировки (РК), можно отнести лишь неточности, допущенные в:

• наименовании покупателя;

• номере филиала.

Остальные погрешности в шапке НН корректируются путем составления аннулирующего РК и новой НН.

Так вот, порядок исправления таких ошибок налоговики озвучили уже давно. Еще в письме ГФСУ от 17.02.15 г. № 5292/7/99-99-19-03-02-17 они предложили плательщикам НДС составить к такой подпорченной НН РК, в котором:

• все правильно заполненные реквизиты шапки повторить без изменений;

• реквизит, в котором допущена ошибка, заполнить без ошибок;

• графы табличной части РК оставить пустыми.

С помощью такого РК система должна перезаписать поверх неправильных показателей НН правильные данные. При этом количественные показатели НН остаются нетронутыми.

Вот только на практике зарегистрировать такой РК в ЕРНН не получалось. Плательщики НДС нашли выход: для того, чтобы система пропустила такой документ в ЕРНН, они заполняли, кроме шапки РК, еще три его первые графы в разделе Б. То есть:

• в гр. 1 они ставили номер строки «1»;

• в гр. 2 вписывали причину корректировки, например «Виправлення помилки», либо ставили пробел;

• в гр. 3 ставили пробел;

• все остальные графы можно было оставить пустыми.

К сожалению, после того как контролеры изменили правила заполнения РК, такой порядок исправления ошибок в заглавной части НН попал под запрет.

Во-первых, использовать такую причину корректировки, как «Виправлення помилки», больше нельзя.

Во-вторых, система разрешала вносить в гр. 2 РК лишь определенный перечень причин корректировки.

Несмотря на это, в письме ГФСУ от 05.06.18 г. № 2451/6/99-99-15-03-02-15/ІПК и в разъяснении, размещенном в категории 101.16 ЗІР ГФСУ, контролеры продолжают настаивать на применении того алгоритма исправления, который они рекомендовали ранее.

Сработает ли он теперь? На этот вопрос может ответить лишь практика. Конечно, хотелось бы, чтобы все получилось гладко.

Поэтому если все же решите последовать советам фискалов — делайте все в точности так, как они сказали. И только тогда, когда предложенный ими подход не поможет, пробуйте альтернативные варианты.

Альтернатива. Для этого есть два способа:

1. Не исправлять ошибку вовсе.

Конечно, наименование покупателя и номер филиала являются обязательными реквизитами НН (п. 201.1 НКУ). По сути, ошибки в таких реквизитах должны быть критичными (лишать покупателя права на налоговый кредит).

Но не забывайте! В п. 201.10 НКУ сказано: ошибки в обязательных реквизитах НН (кроме кода товара согласно УКТ ВЭД), которые не мешают идентифицировать осуществленную операцию, ее содержание (товар/услугу, входящие в комплект), период, стороны и сумму налоговых обязательств, не могут быть причиной неприема НН в электронном виде.

Основной идентификацией налогоплательщика является его ИНН. Поэтому, если ИНН покупателя указан в НН верно, при этом в его наименовании допущена ошибка, такая НН не может быть единственным основанием неприема НН в электронном виде (письмо ГУ ГФС во Львовской обл. от 06.09.17 г. № 1837/ІПК/13-01-12-01-10, письма ГФСУ от 05.06.18 г. № 2451/6/99-99-15-03-02-15/ІПК и от 19.02.18 г. № 666/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

2. Использовать стандартный подход — составить аннулирующий РК и выписать новую НН с правильными реквизитами (датой первого события по операции).

При этом в гр. 2 аннулирующего РК временно (до внесения изменений в порядок заполнения и форму НН) налоговики советуют использовать причину корректировки «Повернення товару або авансових платежів» (категория 101.16 ЗІР ГФСУ).

Конечно, если с даты составления НН до дня выявления ошибки прошло много времени, такой выход чреват начислением штрафа за задержку регистрации правильной НН в ЕРНН согласно п. 1201.1 НКУ.

Но какой вариант выбрать — решать плательщику НДС.

РК к итоговой НН

Особенности заполнения. Если следовать Порядку № 1307**, порядок заполнения НН, выписанной по ежедневным итогам, отличается от порядка заполнения обычной НН лишь оформлением ее заглавной части.

** Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом Минфина от 31.12.15 г. № 1307.

Поэтому теоретически в таких НН поставщики должны расписывать всю номенклатуру товаров/услуг, реализованных за день (указывать их наименование, количество, цену).

Однако это создает определенные трудности продавцам с большими оборотами. Ранее, чтобы облегчить участь таким поставщикам, налоговики разрешали им группировать товары/услуги в итоговых НН. То есть (разъяснение в категории 101.16 ЗІР ГФСУ; действовало до 01.04.16 г.):

• сворачивать отечественные товары в одну строчку под названием «Товари/послуги в асортименті»;

• а подакцизные и импортные товары формировать по группам в соответствии с кодами УКТ ВЭД и вносить в отдельную строку.

После повальной УКТВЭДизации товаров в 2017 году контролеры позволяли продавцам сворачивать товары/услуги в группы, соответствующие определенному коду товара согласно УКТ ВЭД / коду услуги, а графы 4, 5, 6 и 7 не заполнять (категория 101.16 ЗІР ГФСУ).

В связи с этим возникла проблема с составлением РК к такой НН.

Как составить РК к итоговой НН? Дело в том, что среди причин корректировок и связанных с ними алгоритмов заполнения нет подходящей для этой цели.

Так, если при возврате товаров воспользоваться причиной корректировки «Зміна кількості», то поставщик должен будет в РК заполнить две строки, в которых (категория 101.15 ЗІР ГФСУ):

а) в первую строку:

• в графы 3 — 6 перенести значения граф 2 — 5 НН;

• в гр. 7 указать значение гр. 6 НН (со знаком «-»);

• в гр. 8 продублировать значение гр. 7 НН;

б) во вторую строку:

• в графы 3 — 6 перенести значения граф 2 — 5 НН;

• в гр. 7 и в гр. 8 соответственно внести правильные данные.

А это создает определенные проблемы. Ведь изначально графы 4, 5, 6 и 7 в итоговой НН не были заполнены. Пропустит ли система РК с пустыми графами? Ведь многие помнят, что любое отклонение от порядка заполнения РК по новым правилам она расценивает как нарушение и отказывает в регистрации документа в ЕРНН.

Если использовать причину корректировки «Повернення товару або авансових платежів», то поставщику достаточно будет заполнить в РК одну строку. Но даже в ней ему необходимо будет указать (категория 101.17 ЗІР ГФСУ):

• в гр. 7 — количество (объем) товаров/услуг из гр. 6 НН (со знаком «-») (с учетом фактов предыдущей корректировки такой строки);

• в гр. 8 — окончательную цену, указанную в гр. 7 НН;

• в графы 5 и 6 перенести в неизменном виде показатели соответствующих граф НН.

Несмотря на это, совсем недавно в категории 101.15 ЗІР ГФСУ появилось разъяснение, в котором налоговики все так же разрешают плательщикам НДС группировать товары/услуги в итоговых НН. При этом графы 4, 5, 6 и 7 в таких НН оставлять пустыми.

А для корректировки НН по ежедневным итогам составлять РК, в которых:

а) одной строкой «обнулять» показатели строки, подлежащие корректировке. При этом в гр. 2 указывать соответствующую причину корректировки («Зміна кількості», «Зміна ціни», «Зміна номенклатури», «Повернення товару або авансових платежів»);

б) второй строкой вносить правильные показатели.

Надеемся, что после появления данного разъяснения алгоритм исправления, предложенный контролерами, сработает. А если нет?

Альтернатива. Остается лишь один вариант — учесть данные такого РК в НН, составленной по итогам дня, в котором произошел возврат товаров. Заметьте: такой способ корректировки контролеры предлагали использовать ранее (см. консультации в категории 101.15 ЗІР ГФСУ (утратили силу); письмо МГУ ГФС от 06.11.15 г. № 24865/10/28-10-06-11).

И это вполне логично. Ведь при возврате товаров сумма, которую плательщик НДС вернет покупателю (с учетом НДС), зафиксируется в Z-отчете РРО. Соответственно, отразится она и в общих итогах за день в итоговой НН. Поэтому дополнительно выписывать РК к такой НН не понадобится. Достаточно учесть такую операцию в свернутом итоге.

Предупреждаем! Такой подход не сработает, если:

• сумма возврата превысит дневную выручку. В результате сумма НДС, указанная в Z-отчете, окажется отрицательной;

• товар с таким же кодом УКТ ВЭД, как и у возвращенного товара, не продавался в течение дня, по итогам которого составляется НН. Ведь тогда указанная в Z-отчете по возвращенной группе товаров сумма окажется отрицательной.

В таком случае ничего не остается, как ждать, когда контролеры все же настроят свое программное обеспечение.

РК к сводной «компенсирующей» НН

Особенности заполнения. Сводные «компенсирующие» НН, составленные согласно требованиям п. 198.5 НКУ, имеют свои отличительные черты в заполнении. Так (пп. 1, 3 и 8 п. 16 Порядка № 1307):

• в гр. 2 такой НН указываются даты составления и порядковые номера НН, выписанные на плательщика НДС как покупателя при поставке ему товаров/услуг, по которым он начисляет «компенсирующие» НДС-обязательства;

• в гр. 4 пишут «грн»;

• графы 3.1 — 3.3, 5 — 9 не заполняют;

• в гр. 10 отражают стоимость (часть стоимости) товара/услуги, на которую начисляются «компенсирующие» НДС-обязательства.

Как составить РК к такой НН? В разъяснении, размещенном в категории 101.16 ЗІР ГФСУ, для сводных «компенсирующих» НН контролеры решили ввести новую причину корректировки «Коригування зведеної податкової накладної, складеної відповідно до пункту 198.5 статті 198 ПКУ» и предложить алгоритм исправления двумя строками. Согласно ему:

а) в первой строке РК:

• в его гр. 1 продавец в обязательном порядке указывает порядковый номер строки, которую необходимо откорректировать;

• в тех графах, заполнение которых предусмотрено Порядком № 1307, вносит показатели по товарам/услугам, которые начинают использоваться в облагаемых операциях в рамках хоздеятельности или исправляются (со знаком «-»);

б) во второй строке РК:

• в гр. 1 пишет новый очередной порядковый номер строки, которого не было в сводной НН;

• в гр. 3 — даты составления и порядковые номера НН, составленных в целях начисления НДС-обязательств согласно п. 198.5 НКУ, согласно которым проводится корректировка. При этом каждая такая НН указывается в отдельной строке;

• в остальных строках вносит исправленные показатели объема товаров/услуг.

Альтернатива. Не исключено, что при переходе на новый порядок заполнения РК к сводным «компенсирующим» НН в системе может произойти сбой. Поэтому не лишним будет предусмотреть альтернативный вариант корректировки таких НН.

На наш взгляд, тут подойдет алгоритм, используемый при изменении номенклатуры. В таком случае к сводной НН следует составить РК:

• в первой строке которого внести данные о товарах/услугах, которые нужно откорректировать (со знаком «-»);

• во второй строке добавить позиции с правильными данными;

• в гр. 2 первой и второй строк указать причину корректировки — «Зміна номенклатури». А в гр. 3 — реквизиты тех НН, данные о которых вы корректируете.

Надеемся, что отсутствие показателей в графах 3.1 — 3.3, 5 — 9 сводной «компенсирующей» НН не помешает внести в нее изменения предложенным способом.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше