Для физических лиц — предпринимателей (ФЛП) — общесистемщиков объектом налогообложения является чистый доход (п. 177.2 НКУ). Чтобы его рассчитать, сумму полученной выручки уменьшают на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с хозяйственной деятельностью. Перечень таких расходов приведен в п. 177.4 НКУ.
Бывают случаи, когда приобретенные товары ФЛП уже использовал в своей деятельности и даже получил доход (выручку), но за такие товары еще не рассчитался.
Именно такую ситуацию рассмотрели налоговики в комментируемом письме.
Они настаивают, что при расчете чистого дохода ФЛП не учитывает в составе расходов стоимость полученных товаров, оплата за которые производится в следующем отчетном периоде.
Логика налоговиков понятна. Пока не оплачены средства — нет и расходов.
В то же время возникает другой вопрос: будет ли иметь право ФЛП включить в расходы эти суммы в момент погашения задолженности перед поставщиком?
Об этом контролеры, к сожалению, ничего не сказали в своем письме.
От себя добавим. В других консультациях налоговики заявляли, что стоимость товаров, средства за которые будут оплачены в будущем, считаются расходами того периода, в котором будут фактически оплачены средства (категория 104.04 ЗІР ГФСУ). Кроме того, контролеры рекомендуют (см. категорию 104.08 ЗІР ГФСУ) заполнять Книгу учета доходов и расходов по кассовому методу — отражать данные по итогу дня по факту получения дохода / понесенных расходов.
Тот факт, что доходы и расходы возникают в разных налоговых периодах, не является проблемой (при условии, что доходы возникают раньше, чем расходы). Ведь при определении чистого дохода учитываются документально подтвержденные расходы, связанные с хозяйственной деятельностью (п. 177.2 НКУ). В данном случае прошлогодние доходы являются подтверждением «хозяйственности» расходов на погашение задолженности за товары.