Можно с уверенностью сказать, что появления данного документа ждали многие плательщики НДС. Ведь, попав в перечень рисковых плательщиков налогов, они получают своеобразную «черную метку» и вероятность общения с «разблокировочной» Комиссией возрастает многократно.
Напомним. Критерии рисковости плательщика налогов определены в письме ГФСУ от 21.03.18 г. № 959/99-99-07-18 // «БН», 2018, № 14 (далее — письмо № 959). Они состоят из:
• основных критериев, которые свидетельствуют о фиктивности плательщика (пп. 1.1 — 1.5 письма № 959);
• дополнительных критериев, на основании которых фискалы могу подозревать налогоплательщика в совершении рисковых операций (п. 1.6 письма № 959).
Если плательщик НДС соответствует хотя бы одному из таких критериев, то, попав под мониторинг*, его НН/РК обязательно будут заблокированы.
* Детальнее об этом вы можете прочитать в статье «Второе пришествие системы блокировки налоговых накладных» // «БН», 2018, № 14.
К сожалению, комментируемый приказ не много добавил к сказанному. В нем не прописано, по какому принципу «региональные» Комиссии будут делить налогоплательщиков на «хороших» и «подозрительных». А речь идет о технологии «сортировки» плательщиков НДС.
1. На соответствие критериям рисковости будут проверять ВСЕХ плательщиков НДС, которые подают НН/РК на регистрацию в ЕРНН.
2. «Рисковый» перечень формируют исключительно региональные органы ГФСУ.
При этом информацию о соответствии плательщика НДС критериям рисковости, прописанным:
• в пп. 1.1 — 1.5 письма № 959, в «рисковый» перечень вносит представитель подразделения оперативного управления (который входит также и в состав «региональной» Комиссии);
• в п. 1.6 письма № 959, — председатель «региональной» Комиссии.
3. Порядок исключения плательщика НДС из «рискового» перечня четко не прописан.
В комментируемом приказе сказано лишь, что плательщика НДС, ранее попавшего в «черный» список, могут исключить из «рискового» перечня:
• либо по представлению структурного подразделения ГУ ГФСУ (в случае выявления несоответствия налогоплательщика критериям, прописанным в пп. 1.1 — 1.5 письма № 959) на основании информации и материалов, которые опровергают сведения о соответствии рисковым критериям;
• либо после принятия соответствующего решения Комиссии (в случае выявления несоответствия налогоплательщика критериям, указанным в п. 1.6 письма № 959).
А вот когда такие решения должны приниматься, как часто, на основании каких документов и откуда такие документы должны быть получены — ни единого слова.
Выходит, региональные органы ГФСУ будут принимать такие решения на свой страх и риск? Поживем — увидим.
Формы учета/неучета Таблицы плательщика налогов. Комментируемым документом налоговики также утвердили две формы:
• Решение об учете/неучете Таблицы данных плательщика налогов — ее направляют в ответ на поданную плательщиком НДС Таблицу;
• Решение о неучете Таблицы данных плательщика налогов — ее контролеры направляют, если после учета Таблицы они выяснят, что в такой Таблице указана недостоверная информация (п. 36 Порядка блокировки № 117**).
Формы схожи между собой. Вот только в первой есть поле, где может стоять отметка об учете Таблицы, а во второй — ссылка на п. 36 Порядка блокировки № 117.