У контролеров спросили: можно ли делегировать право подписи «неприбыльного» Отчета по доверенности? В комментируемом письме налоговики отвечают — можно.
В п. 48.5 НКУ сказано, что налоговая декларация* должна быть подписана:
* В связи с изменениями, внесенными в п. 46.1 НКУ, с 01.01.17 г. было расширено понятие «налоговой декларации», что приравняло к ней, в частности, «неприбыльный» Отчет, а также Отчет о льготах.
• руководителем налогоплательщика или уполномоченным лицом;
• а также лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета и представление налоговой декларации в контролирующий орган.
При этом достаточным подтверждением подлинности документа налоговой отчетности является (п.п. 48.5.1 НКУ):
• либо наличие оригинала подписи уполномоченного лица на документе в бумажной форме;
• либо наличие в электронном документе электронной цифровой подписи (ЭЦП) налогоплательщика.
Заметьте: уполномоченным лицом юридического лица, имеющим право подписи налоговой отчетности, является лицо, определенное учредительными документами юрлица (письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 26.06.17 г. № 824/ІПК/8/26-15-08-01-19).
Поэтому данные о лицах, которые могут совершать действия от имени юридического или физлица-предпринимателя, вносят в Единый госреестр (п.п. 13 п. 2 ст. 9 Закона № 755**).
Бумажная отчетность. Если данные об уполномоченном лице не внесены в Единый госреестр — не беда. При подаче налоговой отчетности в бумажной форме, которая подписывается уполномоченным лицом налогоплательщика, к такому документу достаточно приложить оригинал или надлежащим образом оформленную копию документа, удостоверяющего полномочия такого лица.
Электронная отчетность. Подача документов в электронной форме осуществляется плательщиками на основании договора о признании электронных документов (далее — Договор), для чего налогоплательщик направляет заявление о присоединении к договору о признании электронных документов (далее — Заявление о присоединении к Договору).
Чтобы предоставить право подписи электронных документов (кроме Заявления о присоединении к Договору) другим лицам, которым делегировано право подписи, плательщик должен сообщить о таких лицах в контролирующий орган (п. 11 разд. III Порядка № 557***). Для этого:
• лицам, которым плательщик планирует делегировать право подписи электронных документов, необходимо получить ЭЦП в любом авторизированном центре сертификации ключей (АЦСК);
• сам плательщик должен направить контролерам Уведомление о предоставлении информации по ЭЦП в электронном виде (форма J(F)1391103).
В Уведомлении следует указать информацию о лицах, которым предоставляется право подписи электронных документов, после чего на него наложить ЭЦП всех лиц, которые включены в Уведомление и которым делегировано право подписи электронных документов (в порядке очередности их внесения в Уведомление). В завершение накладывается ЭЦП лица, которое подписывает Заявление о присоединении к Договору (руководителя) и последней — электронная печать (при наличии) (п. 12 разд. III Порядка № 557).
После этого Уведомление проходит автоматизированную проверку электронного документа, которая включает проверку:
• правового статуса ЭЦП путем установления подлинности усиленного сертификата ключа подписанта;
• соответствия личного ключа подписанта открытому ключу, указанному в усиленном сертификате.
Внимание! Действие Договора и связанных с ним Уведомлений прекращается в случае наличия одного из оснований, определенных п. 14 раздела III настоящего Порядка, в том числе при получении информации от АЦСК о завершении срока действия (или отмены) усиленного сертификата руководителя.