Несмотря на то, что первое из комментируемых писем адресовано физлицу-предпринимателю (очевидно, на общей системе налогообложения, но главное — плательщику НДС), а второе — юрлицу-комиссионеру (и вопросы НДС не затрагивает), самое главное, что оба письма посвящены одной и той же ситуации — закупке сельскохозяйственной продукции у «обычного» физического лица. Поэтому, во-первых, мы рассматриваем оба письма в одном комментарии. А во-вторых, концентрируемся на абсолютно легальном «оптимизационном» варианте закупки сельхозпродукции субъектом предпринимательства — плательщиком НДС — у несубъекта (и, разумеется, неплательщика НДС).
То есть варианте, который, во-первых, предусматривает при последующей (пере)продаже соответствующей сельхозпродукции субъектом-заготовителем уплату НДС лишь со своей торговой наценки (надбавки). А во-вторых — неудержание с уплачиваемых заготовителем физлицу сумм в оплату сельхозпродукции ни НДФЛ, ни военного сбора (ВС).
НДС. В первом письме фискалы не ограничились цитированием профильного п. 189.12 НКУ, а, так сказать, растолковали такие три условия его применения:
1) закупаемая продукция должна быть из групп 1 — 24 УКТ ВЭД (поскольку продавец не дает документов на товар, очевидно, что классификацией последнего придется озаботиться заготовителю, т. е. хотя бы ориентироваться в этом вопросе — не думаем, что дойдет до экспертизы);
2) продукция должна (пере)продаваться заготовителем строго в том виде, в котором была им куплена (т. е. не подвергаться до продажи технологическим процессам обработки/переработки — по нашему мнению, те же мойка или фасовка таковыми не являются);
3) продавцы/покупатели продукции заготовителю/у заготовителя должны быть исключительно неплательщиками НДС (причем в отношении первых налоговики требуют подтвердить неплательщицкий статус некими «соответствующими» документами)…
Какими? В первом письме акцент сделан только на закупочном акте, который призван идентифицировать физическое лицо, у которого заготавливается сельхозпродукция (кстати, реквизиты такого акта налоговики требуют записывать в гр. 5 Книги учета доходов и расходов физлица-предпринимателя на общей системе).
О необходимости составления такого акта и требованиях к нему вы знаете из консультации «Закупка сельхозпродукции у населения: учет и налоговые подробности» // «БН», 2018, № 24. По-видимому, чтобы заготовителю выполнить условие 3, достаточно добавить в подобный акт такой идентифицирующий элемент продавца — «не зарегистрирован плательщиком НДС».
Заметим, что налоговую накладную (НН) фискалы рекомендуют заготовителю составлять по общим правилам их составления на поставку неплательщикам НДС, но базу налогообложения определять согласно п. 189.12 НКУ (т. е. НДС в НН начисляется на сумму наценки). Очевидно, в этом случае подойдет вариант составления итоговой НН (см. Шпаргалку бухгалтера «Налоговая накладная — 2017: подсказки на все случаи жизни» // «БН», 2017, № 14). Разумеется, эта же сумма НДС должна фигурировать в ценниках, фискальных чеках и т. д.
НДФЛ/ВС. Главное: обратите внимание на особенности применения п.п. 165.1.24 НКУ, который регламентирует условия необложения НДФЛ (а следовательно, и ВС) выплат при заготовке сельхозпродукции у населения (здесь фискалам ничего толковать не понадобилось). И прежде всего — в отношении разных видов сельхозпродукции: соответственно — растениеводства (справка по форме № 3ДФ) и животноводства (см. подробности в первой из упомянутых наших консультаций).
Важно: даже если НДФЛ/ВС заготовитель не взимает, суммы выплаченных продавцам доходов он обязан включить в отчет по форме № 1ДФ (растениеводство — с признаком «148», животноводство — с признаком «179»).
При этом во втором письме подобную обязанность налоговики возложили на заготовителя-комиссионера.