* https://www.facebook.com/c.office.vp/photos/a.403042506416211/1756758587711256/?type=3&theater.
Не перейти грань. Главное налоговое ведомство адекватно оценивает свои права (о чем свидетельствует недавно появившееся разъяснение в категории 135.04 ЗІР ГФСУ). В нем налоговики указывают: «после начала проверки налогоплательщик обязан предоставить должностным (служебным) лицам контролирующих органов в полном объеме все документы, принадлежащие или связанные с предметом проверки, в частности первичные документы (в том числе банковские выписки), регистры, финансовую, статистическую и другую отчетность, связанную с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей».
При этом информацию об объеме и обороте средств на счетах налогоплательщика контролирующие органы имеют право бесплатно получать от учреждений НБУ, банков и других финучреждений только на основании решения суда.
Приходят к таким выводам налоговики, опираясь, в частности, на п.п. 20.1.6 НКУ, который позволяет им запрашивать и изучать во время проведения проверок первичные документы, используемые в бухучете, регистры, финансовую, статистическую и другую отчетность, связанную с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы. Также ГФСУ обращает внимание на обязанность налогоплательщика предоставить должностным (служебным) лицам контролирующих органов в полном объеме все документы, принадлежащие или связанные с предметом проверки. Причем такая обязанность согласно п. 85.2 НКУ возникает у плательщика после начала проверки. В случаях, не предусмотренных НКУ, истребование документов от плательщика любыми должностными (служебными) лицами контролирующих органов запрещено.
Но более ценное указание содержится в п.п. 20.1.5 НКУ. Он позволяет налоговикам получать безвозмездно от налогоплательщиков, а также от учреждений НБУ, банков и других финучреждений справки в порядке, установленном Законом Украины «О банках и банковской деятельности» от 07.12.2000 г. № 2121-III (далее — Закон № 2121) и НКУ, справки и/или копии документов о наличии банковских счетов. При этом п. 4 ч. 1 ст. 62 Закона № 2121 установлено, что информация, содержащая банковскую тайну, о наличии банковских счетов раскрывается банками ГФСУ по ее письменному требованию.
К другой информации, содержащей банковскую тайну, налоговикам доступ закрыт.
Именно этим правом налоговики и воспользовались этим летом, причем сделали это не по какому-то конкретному банку или предпринимателю, а провели масштабное выяснение информации о наличии банковских счетов у предпринимателей.
Хотя, казалось бы, эта информация и так у налоговиков должна быть. Дело в том, что при открытии счетов предприниматель обязан сообщить банку о своем предпринимательском статусе (во исполнение п. 69.7 НКУ). Если же он этого не сделает, то, по мнению фискалов, банк должен сам проверить факт осуществления физлицом предпринимательской деятельности по открытым реестрам и при установлении такого факта сообщить налоговикам обо всех счетах этого лица (письмо ГФСУ от 04.09.17 г. № 1794/6/99-99-13-01-02-14/ІПК). Но, видимо, этот механизм «давал сбои».
Заметим: полученные таким образом данные не дадут налоговикам оснований настаивать на том, что тот или иной предприниматель уклоняется от уплаты налогов.
Тот же п.п. 20.1.5 НКУ устанавливает: информацию об объеме и обороте средств на счетах налоговики могут получить только на основании решения суда. В том числе — о непоступлении в установленные сроки валютной выручки от субъектов хозяйствования, информацию о договорах должника о хранении ценностей или предоставлении должнику в имущественный наем (аренду) индивидуального банковского сейфа, охраняемого банком. Это не удивительно, ведь из ст. 60 Закона № 2121 следует, что сведения о банковских счетах клиентов, а также данные о движении средств и остатке на них, являются банковской тайной. Но по решению суда информация, являющая банковской тайной, может раскрываться банками согласно п. 2 ч. 1 ст. 62 Закона № 2121. Но о каких счетах идет речь в п.п. 20.1.5 НКУ? Похоже, что не только о предпринимательских, но и о личных счетах предпринимателей. Ведь всю (или почти всю) информацию о предпринимательских счетах налоговики могут получить при проверке из банковских выписок. Выписки из лицевых счетов клиентов являются подтверждением выполненных за день операций и предназначены для выдачи или отсылки клиенту (согласно п. 62 гл. IV Положения об организации бухгалтерского учета, бухгалтерского контроля при осуществлении операционной деятельности в банках Украины, утвержденного постановлением Правления НБУ от 04.07.18 г. № 75).
При этом порядок, периодичность печати и форма предоставления выписок (в бумажной/электронной форме) с лицевых счетов клиентов определяются договором банковского счета, заключаемым между банком и клиентом при открытии счета.
Когда же налоговики могут надеяться на решение суда? Очевидно, что речь идет о «крайних» случаях, когда имеют место подтвержденные факты правонарушения конкретным физическим лицом — предпринимателем (ФЛП).
Это не может быть какое-то одно решение суда, которое распространялось бы на всех без исключения физлиц, являющихся предпринимателями.
Грядущие перспективы. Есть предпосылки утверждать, что со временем налоговики получат едва ли не полный доступ к банковской тайне. Дело в том, что наша страна в ближайшее время (по прогнозам — в 2020 году) может присоединиться к международной системе обмена финансовой информацией (Common Reporting Standard) CRS. После этого украинские банки будут собирать и передавать данные о своих клиентах налоговикам, а те будут обмениваться информацией с коллегами из других стран. Если это произойдет, то у налоговиков будет информация обо всех поступлениях на личные счета как «обычных» физлиц, так и ФЛП. И они смогут делать свои, иногда неутешительные, выводы. Но как будет на самом деле — покажет время…