(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 39
  • № 37
  • № 36
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
2/24
Бухгалтерская неделя
Бухгалтерская неделя
Сентябрь , 2018/№ 38

ИНК... для всех, или Разъяснения по водной ренте от фискалов

http://tinyurl.com/y6k45b6t
Письмо ГФСУ от 14.08.18 г. № 25068/7/99-99-12-03-04-17

В комментируемом письме ГФСУ проделала необычный финт: индивидуальные налоговые консультации (ИНК), ранее предоставленные отдельным плательщикам рентной платы за воду, она предоставила в пользование своим подчиненным. «Подсмотрим» и мы выводы этих ИНК, ведь они пригодятся многим первичным водопользователям.

Наверное, не следует лишний раз вам напоминать, что в этом году ряды плательщиков рентной платы за спецводопользование заметно поредели: остались лишь (а) первичные водопользователи; (б) субъекты хозяйствования, использующие воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.

В помощь областным ГУ ГФС главное налоговое ведомство направило две ИНК, во многом схожие друг с другом: № 3415 и 3416*. В них содержатся конкретные ответы на вопросы, интересующие, без преувеличения, большинство первичных водопользователей.

* Письма ГФСУ от 03.08.18 г. № 3415/6/99-99-12-02-03-15/ІПК и № 3416/6/99-99-12-02-03-15/ІПК соответственно.

Что такое предприятие ЖКХ? Третий вопрос из ИНК № 3416 актуален в первую очередь потому, что именно такие предприятия имеют право на применение «уменьшающего» коэффициента в размере 0,3 согласно п. 255.7 НКУ.

И именно предприятия ЖКХ должны руководствоваться Методрекомендациями, приведенными ГФСУ в письме от 08.05.18 г. № 1388/4/99-99-12-02-03-13 // «БН», 2018, № 23.

Налоговики не удивили, процитировав определение предприятий ЖКХ из п.п. 14.1.59 НКУ. Также они отметили, что если виды экономической деятельности, которые проводит водопользователь, идентифицируются как коммунальные услуги, являющиеся составляющей жилищно-коммунальных услуг согласно ст. 5 Закона о ЖКУ**, то такой водопользователь соответствует понятию предприятия ЖКХ.

** Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 09.11.17 г. № 2189-VIII.

Коммунальные услуги включают, в частности, услуги по поставке горячей воды, а также услуги централизованного водоснабжения и водоотведения.

Освобожденные от ренты объемы воды. Виды использования воды, за которые не взимается рентная плата, указаны в п. 255.4 НКУ.

Наиболее востребован среди них первый подпункт — удовлетворение питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения, в том числе удовлетворение исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд юр-, физлиц-предпринимателей и плательщиков единого налога. К нему и больше всего вопросов.

Плательщики часто интересуются, можно ли «подвести» под освобождение передачу воды отдельным категориям лиц? Вот мнение ГФСУ:

п/п

Категория лиц, которым передается вода, условия поставки и направление использования ими воды

Объемы поставок, освобождаемые от обложения рентной платой

1

Население (физлица) для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд

2

Юр- и физлица-предприниматели, использующие воду исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения, в том числе своих работников

3

ОСМД, ЖСК, которые полученную воду используют для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения, в том числе для обслуживания мест общего пользования и придомовой территории

Объемы воды, НЕ освобождаемые от обложения рентной платой

1

Теплоснабжающие организации согласно отдельному договору, которые полученную воду полностью подогревают и поставляют населению для удовлетворения их санитарно-гигиенических нужд в горячей воде

2

Теплоснабжающие организации согласно отдельному договору, которые полученную воду полностью используют для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения в холодной воде, в том числе своих рабочих

3

Объемы потерь воды в системах водоснабжения

Если с первой частью таблицы все, надеемся, ясно, то вторая половина нуждается в пояснениях. Налоговики указывают, что п. 255.4 НКУ не предусматривает освобождения от обложения рентной платой объемов воды, которые реализованы другому субъекту хозяйствования, использующему такую ​​воду в предпринимательской деятельности, например для подогрева для теплоснабжения.

И даже тот факт, что в конечном итоге вода используется для удовлетворения питьевых и/или санитарно-гигиенических нужд населения, роли в данном случае, увы, не играет.

Что же касается объемов потерь воды в системах водоснабжения, то «индульгенция» относительно их исключения из объекта обложения рентной платой, ранее предусмотренная п. 255.3 НКУ, не действует с 01.01.18 г. Такие изменения предусмотрены Законом Украины от 21.12.16 г. № 1797-VIII.

Особенности декларирования налоговых обязательств. Заключительная часть рассматриваемых ИНК во многом повторяет рекомендации из письма от 08.05.18 г. № 1388/4/99-99-12-02-03-13. Налоговики справедливо указывают, что коэффициенты в ст. 255 НКУ (которые прямо пропорционально влияют на расчет суммы налогового обязательства) имеют признаки как налоговых преференций, так и финансовых санкций.

Так, коэффициент 0,3 (установленный для предприятий ЖКХ) имеет признаки налоговых преференций, а коэффициент 5,0 (за сверхлимитное использование воды) — признаки финансовых санкций.

Вот только нужно отличать коэффициенты, установленные непосредственно НКУ, от «искусственных», придуманных ГФСУ для того, чтобы отразить в приложениях 5 к декларации по рентной плате расчет суммы налогового обязательства. Коэффициенты «0» и «1» непосредственно НКУ не установлены!

Налоговики указывают, что разница между объектом обложения рентной платой и его частью, рентная плата за которую не взимается, делится на две части: технологическую и товарную.

При этом лишь к технологической части при начислении налоговых обязательств предприятия ЖКХ могут применять коэффициент 0,3. К товарной же — либо 0, либо 1.

1. Технологическая часть объекта обложения рентой, в свою очередь, также включает две составляющие, возникающие на различных технологических ступенях формирования услуг по централизованному водоснабжению.

Первая включает объемы воды, используемые для надлежащего обеспечения условий водоснабжения в части потерь и технологических расходов по приведению объемов воды к нормативам питьевой воды.

Вторая составляющая включает объемы воды, используемые для надлежащего обеспечения условий водоснабжения при транспортировке сетью, в частности, пополнение сети объемами воды в части компенсации технологических потерь с целью поддержания регламентированного рабочего давления сети для надлежащего обеспечения условий водоснабжения при предоставлении коммунальных услуг.

Порядок расчета величины технологической части объекта обложения рентной платой установлен Методикой № 181***.

*** Методика расчета технологических расходов питьевой воды предприятиями, предоставляющими услуги по централизованному водоснабжению и/или водоотведению, утвержденная приказом Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ Украины от 25.06.14 г. № 181.

2. Товарная же часть объекта обложения рентной платой включает объемы воды, используемые для предоставления всем категориям потребителей услуг по поставке питьевой воды. Эта часть также условно может быть разделена на 2 составляющие:

• объемы воды, которые п. 255.4 НКУ освобождены от взимания рентной платы. Это вода, используемая для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд. Налоговые обязательства по таким объемам налоговики рекомендуют показывать в отдельном приложении 5 к декларации с коэффициентом 0;

• объемы воды, поставленные другим категориям потребителей. Налоговые обязательства по водной ренте рассчитывают по таким объемам в отдельном приложении 5 к декларации с коэффициентом 1. При этом расходы согласно п. 1.6 Порядка № 302**** включаются в тариф для возмещения потребителями первичному водопользователю его расходов по уплате рентной платы за такую часть объекта налогообложения.

**** Порядок формирования тарифов на централизованное водоснабжение и водоотведение, утвержденный постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг от 10.03.16 г. № 302.

То есть фактически от того, что обязанность уплачивать ренту возложена на предприятие ЖКХ, в конечном итоге пострадает потребитель, при поставке воды которому применяется коэффициент 1.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
рентная плата, специальное использование воды, ЖКХ, налоговые консультации добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье